Официальный сайт avto4avto 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интегрированный урок "Что есть красота?"

Фото пользователя Людмила Михайловна Белякова
Submitted by Людмила Михайловна Белякова on Fri, 20/01/2012 - 07:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Белякова Л.М. Ткаченко Ю.Н.
Место работы, должность: 

МОУ СОШ №35, учитель МХК

МОУ СОШ №35, учитель литературы

 

Регион: 
Ярославская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий мероприятия
Краткое описание ресурса: 
<p> Урок демонстрирует опыт проведения интегрированных занятий в школе, которые не только позволяют сэкономить время. но и формируют навыки сопоставительного анализа произведений разного вида искусства</p>

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

В 10 КЛАССЕ В РЕЖИМЕ МАСТЕР-КЛАССА

 

«Что есть красота, и почему её обожествляют люди?»

(Категория прекрасного в призме герменевтического анализа стихотворения А.А. Фета «Венера Милосская» и скульптуры Агесандра «Венера Милосская»)

 

Ведущие:

Ткаченко Юлия Николаевна,

учитель литературы школы №35,

учитель высшей категории;

Белякова Людмила Михайловна,

учитель МХК школы №35,

кандидат культурологии

 

 

Художественное оформление урока:

Презентация «Что есть красота?»

 

 

Цель урока:

- формирование навыков сопоставительного анализа произведений искусства разных видов.

 

I. Первичное «прочтение»  произведений.

       1. Ю.Н. Что есть красота?

        Л.М. И почему её обожествляют люди?

    Чтение стихотворения (на экране – изображение скульптуры Агесандра)

         Ю.Н.

И целомудренно, и смело

До чресл сияя наготой,

Цветет божественное тело
                         Неувядающей красой.
        Л.М.

Под этой сенью прихотливой
                        Слегка приподнятых волос
                        Как много неги горделивой
                        В небесном лике разлилось!

          Ю.Н.

                         Так, вся дыша пафосской страстью,
                         Вся млея пеною морской
                         И всепобедной вея властью,
                         Ты смотришь в вечность пред собой.

         Л.М.

                          Ты смотришь в вечность пред собой.

     2. Погружение в тему диалога:

           Ю.Н. А.А. Фет – певец вдохновенный и яркий. Каждое его стихотворение – это шедевр, потому что это гимн красоте мира и красоте в мире.

           Л.М. Его и древнегреческого скульптора Агесандра разделяют века, а соединяет всё та же гармония и преклонение перед ликом красоты.

            Ю.Н. И конечно, объединила их Венера Милосская, чей образ настолько пленил художников, что каждый из них создаёт произведение, шагнувшее в вечность.

             А что вам известно о героине этих двух произведений?

                                  («цепочка» ответов детей)

II. Вторичное «прочтение» произведений.

               Л.М.  Я предлагаю ещё раз всмотреться в произведение Агесандра, но только сделать это глазами лирического героя. Проследите, как меняется ракурс взгляда, как скользит взгляд, как изображение «придвигается», «приближается» к зрителю.

(обучающиеся замечают, что в первом катрене лирический герой открывает для себя пленительное тело Венеры, любуется идеальными пропорциями:

                                       И целомудренно, и смело

                                       До чресл сияя наготой,

                                          Цветет божественное тело
                                                               Неувядающей красой.

Затем взгляд скользит вверх и останавливается на божественном лике богини:

                                       Под этой сенью прихотливой
                                                               Слегка приподнятых волос
                                                               Как много неги горделивой
                                                               В небесном лике разлилось!

И наконец, лирический героя охватывает взглядом всю фигуру, она приковывает взгляд, который трудно оторвать, потому что взору открывается неземная красота:

                                                                 

                                                              Так, вся дыша пафосской страстью,
                                                              Вся млея пеною морской
                                                              И всепобедной вея властью,
                                                             Ты смотришь в вечность пред собой.

  Л.М. Очертите в воздухе рукой траекторию движения взгляда лирического героя? Что можно сказать о постижении красоты им?

                             (ответы детей)

   Ю.Н.  Как известно, в стихотворном тексте роль движения выполняют глаголы. Проведём небольшой лингвистический эксперимент, выделим глаголы в стихотворении, обратим внимание на их время и вид:

 (обучающиеся выделяют следующие глагола:

                   Цветёт (наст.вр., несов. вид)

                  разлилось – (прош.вр., сов. вид )

                 смотришь – (наст. вр., несов. вид))

  Ю.Н. Какие выводы можно сделать из этого наблюдения?

(ответы детей, которые отмечают, что глаголов мало, движения внешнее почти неуловимо, т.к. движение происходит неуловимое,  внутреннее. В стихотворении ничего не происходит, кроме восхищения немыслимой красотой)

Л.М. А вы заметили: стихотворение начинается с союза «и». Это соединительный союз, значит, что-то предшествовало перед этой встречей с Венерой. Иначе Фет  начал бы так:

                                                Целомудренно и смело….

Что же? Как вы считаете?

(предположения детей, которые приходят к мысли о том, что, вероятно, не было слов от встречи с этой красотой. Молчание и любование – немой восторг)

Ю.Н. Чем же был так пленён лирический герой? Процитируем скульптурное произведение поэтическими строками. Обратим внимание на эпитеты, которыми наделяет Фет Венеру и которые в полной мере можно отнести и к произведению Агесандра?

(божественное, неувядающей, горделивой, небесном, пафосской, всепобедной)

Л.М. Оказывается, богини нисходят на землю, чтобы покорить нас красотой? Заманить, пленить, околдовать. Заставить плакать от восторга? А может быть назначение их не такое, или не только такое? Какие у вас размышления на этот счёт?

(обучающиеся говорят о том, что настоящее произведение искусства не только будоражит наши чувства, но и даёт уроки постижения жизни. Уроки постижения красоты)

Ю.Н. Время не пощадило Венеру: у неё нет рук. Именно такой нашёл её в 1820 году на острове Милосс простой крестьянин. А если включить творческое воображение, то предположите, как выглядела Венера первоначально, по замыслу и воплощению этого замысла скульптором?

(предположения детей)

Ю.Н. Что есть красота?

Л.М. И почему её обожествляют люди?

Ю.Н. На эти вопросы дают исчерпывающие ответы оба художника: и поэт, и скульптор.

Л.М. А как вы, юноши и девушки XXI века, ответите на этот вопрос?

(ответы детей)

 

Ю.Н. Что есть красота?

Л.М. И почему её обожествляют люди?

          Сосуд она, в котором пустота?

Ю.Н. Или огонь, мерцающий в сосуде?

Л.М. Вы ещё не раз будете задавать себе этот вопрос и искать ответ.

Ю.Н. Каждый день, каждый час, каждый миг, и надеемся, что сердце вас не обманет и вы не выберете пустой сосуд.

 

 

Необходимый комментарий к стихотворению А.А. Фета:

Венера Милосская

      Стихотворение написано в Париже, под впечатлением посещения Лувра, где находится статуя Венеры Милосской. Стихотворное описание статуи близко к прозаическому описанию Венеры Милосской в путевых очерках Фета «Из-за границы».
      Венера — в древнеримской мифологии — богиня садов, ее имя употреблялось как синоним плодов. Позднее Венера было отождествлена с Афродитой, став не только богиней любви и красоты, но и покровительницей римлян.
      Пафосская страсть — любовь. Происходит от названия города Пафоса (на острове Кипр), где богине любви и красоты был посвящен храм.

 

Прикрепленный файл Size
Интеграция в образовании.rar 393.42 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн