Книжная графика относится к изобразительным видам искусства. Как и все эти виды искусства (живопись, графика, скульптура), она отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение ее зримых форм, передает облик предметов и явлений объективного мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий и жизненных процессов. Изобразительное искусство передает тот или иной момент развития и движения, как бы «останавливая мгновение», и помогает человеку увидеть связи и отношения объектов реального мира, раскрывает красоту действительности, порой скрытую от человека частностями, случайными деталями.
Изобразительное искусство не только изображает окружающий мир, но и выражает чувства и мысли художника, его отношение к отображаемому. Это единство изображения и выражения, особенного и общего, объективного и субъективного, рационального и эмоционального определяет собой сущность художественного образа. Выразительные средства художественного произведения — рисунок, композиция, колорит — «работают» на воплощение идейно-эстетического замысла художника, на создание целостной картины жизни, позволяющей выделить главное, основное, типичное, существенное в изображаемой действительности.
Наряду с общими свойствами каждый вид изобразительных искусств имеет свои специфические особенности.
Графика (от греч. grapho — пишу) более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным ее графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами. Англичане считают, что искусство графики — это «искусство черно-белого». Графика делится на два вида: рисовальную, где художник создает изображение непосредственно на листе бумаги, и печатную гравюру, литографию.
Графика близка живописи, но если там цвет является основным средством художественного выражения и выступает в неразрывной связи с линией, которая невсегда отчетлива, может быть приглушена, стушевана светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия является основным выразительным средством.
Если мазок стремится перейти к чувственно осязаемой форме, то линия, штрих, рисунок готовы порой перерасти в геометрическую схему. Графика больше, чем живопись, схематизирует, рационализирует и конструирует предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства. Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или пространстве. В графике яснее, чем в живописи, подчеркнута ее «сделанность».
Живопись создает убедительную иллюзию непосредственно увиденного. Обычно эта иллюзия возникает при отходе от полотна: живопись требует, чтобы на нее смотрели издали, откуда мазки неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобную гармонии натуры. Графический же лист мы смотрим вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, то есть всю «технику» рисунка. Она и рассчитана на то, чтобы быть очевидной.
Если в живописи пространство передается с помощью всех возможных средств, включая светотень и воздушную перспективу, то в графике пространство передается обычно линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа.
Форма в графике часто выступает как рельеф на белом фоне, а белый фон приобретает глубину, и форма должна что-то сказать об этой глубине. Цвет в графическом изображении используется, но он ограничен, условен. Особенностью графики является ее мобильность и повседневность. Она способна уловить мгновения современности, проникнуть в быт, в нашу жизнь.
В зависимости от своего назначения и содержания графика подразделяется на виды — станковую графику, книжную графику, прикладную графику, плакат.
Книжная графика — иллюстрация (отлат. illustrare — прояснять) — это рисунки, образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие ее декоративный строй. Особенность иллюстрации как жанра изобразительного искусства состоит в том, что ее образный строй опирается на данную литературную канву и подчинено пределенной задаче — освещению и объяснению текста. Как средство наглядности иллюстрация находится в тесной зависимости от идейно-образной структуры литературного произведения.
Книжная иллюстрация выступает в синтезе со всеми элементами книги, и главное — самим текстом литературного произведения, его сюжетом и стилем. Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство.
Книгу мы воспринимаем вовремени и пространстве. Смысл своей работы художник видит в том, чтобы создать «пространственное изображение литературного произведения» (В. А. Фаворский).
Именно драматическим действием обусловлена и определена неразрывная внутренняя связь серии иллюстраций, выражающих развитие действия во времени. Поэтому художник-иллюстратор выступает как режиссер, продумывающий и осуществляющий постановку в целом (А. Д, Чегодаев). Он должен выполнять функции декоратора и бутафора, обязан знать тысячи вещей — от мелких деталей костюма героев книги до общего «местного колорита эпохи».
Книга — это единое целое, где все взаимосвязано: текст, иллюстрация, переплет, форзац (лист бумаги, соединяющий книжный блок с переплетом книги). Цвет форзаца возвращает нас к цвету переплета, и вовремени мы получаем цветовой аккорд.
Тоже самое будет при встрече с белой бумагой, если пойдем дальше и перевернем форзац. Книга должна не только возбудить движение, посылая читателя вперед и вперед, но и организовать это движение членением при помощи остановок — титула, шмуцтитулов, заставок, заголовков, иллюстраций и т. д.
Таким образом, книга — это синтез искусств: искусства слова, графики и полиграфии.
|