Программа психологического обследования
ребенка в ПМПК
Пояснительная записка
Дифференциальная диагностика уровня актуального развития ребенка с отнесением его к определенной категории (группе) детей и выбор соответствующего выявленным возможностям ребенка вида образовательной программы является наиболее сложной диагностической задачей. Наиболее эффективно эта задача решается специалистами ПМПК в рамках комплексного обследования ребенка.
Цель комплексного обследования – выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, определение путей развивающей и коррекционной работы, вида и формы обучения, адекватных возможностям ребенка.
Задачи:
- определение уровня деформации различных качеств и свойств личности ребенка;
- выявление путей и способов их коррекции;
- прогнозирование дальнейшего развития ребенка, как субъекта общения, деятельности и самопознания;
- определение адекватных условий обучения ребенка;
- разработка рекомендаций по коррекционно-развивающей работе с личностью ребенка и ситуацией его развития.
Процедура комплексного обследования ребенка в ПМПК строится на основе следующих принципов:
- принципа комплексности, указывающего на необходимость тесного взаимодействия специалистов ПМПК: психиатра, психолога, логопеда, дефектолога в процессе обследования ребенка;
- принципа стереогнозиса, означающего необходимость изучения состояния ребенка с точки зрения разных наук;
- принципа целостности, предписывающего необходимость изучения целостной личности ребенка в совокупности всех психических качеств личности;
- принципа структурно-динамического изучения соматических и психофизических структур ребенка, означающего изучение состояния ребенка в соответствии с определенной последовательностью развития.
При проведении комплексного обследования детей для обеспечения объективной последующей оценки состояния ребенка соблюдаются следующие условия:
- создание в ходе всего обследования комфортности, установление эмоционального контакта с ребенком;
- предъявление в начале обследования задания пониженной трудности для создания ситуации успеха, вызывающей у ребенка желание дальнейшей работы с экспериментатором;
- чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;
- предъявление заданий в игровой форме;
- экономичность предъявляемого материала;
- учет уровня развития познавательной деятельности ребенка;
- учет работоспособности ребенка;
- четкое и доступное предъявление инструкции к заданиям;
- дозирование помощи при определении уровня обучаемости ребенка.
Процедура комплексного обследования включает индивидуальные обследования ребенка каждым специалистом, что обеспечивает наиболее адекватное и качественное определение уровня его актуального развития, прогноза возможностей обучения ребенка, разработку адекватных рекомендаций по организации соответствующего образовательного маршрута.
Последовательность индивидуальных обследований ребенка специалистами ПМПК не является жестко закрепленной, а определяется возрастными и индивидуально-типологическими особенностями ребенка, состоянием его соматического и нервно-психического здоровья и гипотезой обследования.
Ведущая роль в процедуре комплексного обследования принадлежит психологическому обследованию ребенка, которое является краеугольным камнем определения программы обучения, а также необходимой степени индивидуализации коррекционной работы с ребенком.