Submitted by Любовь Ивановна Образцова on чт, 19/05/2011 - 14:40
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания.
Слайд №1.(после ответов отодвигаются прямоугольники для проверки). – Какой раздел мы изучаем? (Современная Россия). - Как называлась тема предыдущего урока? (Устройство государственной власти в России.)
Слайд №2. .(после ответов отодвигаются прямоугольники для проверки). - Как называлось русское государство в разные периоды своего существования? Д. Киевская Русь. 9-11века. Московская Русь. 14- 15века. Россия. 16 в. Российская империя. 17- 20 века Советская Россия. 1917-1922 СССР. 1922-1991 Российская Федерация. 1991 -… .
1. Слайд №3.
Заполните схему «Устройство государственной власти в Росси».
Один человек у доски, остальные – на карточках. - Чем занимается законодательная власть? (Устные ответы детей).
- Какие обязанности у судебной власти? (Устные ответы).
2. Слайд №4. Вставьте пропущенные слова в тексте:
Исполнительную власть осуществляют ... и ... . В настоящее время Президентом страны является ... . Он направляет деятельность Правительства, которое ведёт всё государственное ... страны, руководит обороной, стремится создать для своих граждан достойные условия жизни. Президент является .... всеми Вооружёнными Силами страны.
Один человек у доски, остальные - на карточках.
III. Целеполагание
. Слайд №5.(«Лишнее» слово двигается) - Какое слово «лишнее» в данном ряду?
Герб, гимн, правительство, флаг. - Почему? (Остальные слова обозначают государственные символы.)
Слайд №6. Тема урока: Символы России. - Поставьте цели, что бы вы хотели узнать? Д. – Узнать о государственных символах России.
IV. Изучение нового материала.
1. 1. Герб России. Слайд №7. - Кто знает, как выглядит герб РФ? (Ответы детей)
Открывается ширма, сравнивается внешний вид герба с детскими ответами.
- Слово «герб» немецкое эрбе и означает наследство. Герб показывает исторические традиции стран.
Гербы появились очень давно, более 4 тысяч лет назад. Особенно они были распространены в Средние века.
Тогда каждый рыцарь имел свой герб. Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях древних государств.
В III тысячелетии до н.э. в Шумере это был орел с львиной головой, в Египте – змей, в Армении – лев,
в Византийской империи – двуглавый орел. В то время гербы уже имели не только государства, но и города.
Гербом Афин была сова, Коринфа – крылатый конь.
Являясь отличительной эмблемой государства или города, гербы символически передавали их характерные особенности,
местные отличия, исторические события, в них произошедшие.
Эмблемами пользовались не только страны и города, но и отдельные лица.
Сведения о геральдических знаках древнерусских князей, употреблявшихся для обозначения собственности, относятся к середине Х века.
- Об истории российского герба прочитайте в учебнике стр. 96, 3-ий абзац.
- Когда и как появился наш герб? Д. – Двуглавый орёл был гербом Византии. В
еликий князь Иван III принял византийский герб как герб православного государства.
Три короны олицетворяют суверенитет, как всей Российской федерации, так и её частей, субъектов федерации.
Скипетр с державой, которые двуглавый орёл держит в лапах, символизируют государственную власть
и единое государство. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне,
поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём змея. Это герб Москвы
- Почему на гербе РФ изображён герб Москвы? (Столица РФ).
- Где можно увидеть герб? (На всех государственных документах, денежных знаках, на печатях).
1.2. Слайд №8. Групповая работа.
- Многие города России имеют свои гербы. Их изучением занимается наука геральдика.
Обычно в гербах отражаются важнейшие исторические события, природные особенности территории.
- Перед вами гербы городов: Владимира, Переяславля-Залесского, Санкт-Петербурга.
- Представьте, что вы учёные-геральдисты, и вам в руки попались гербы каких-то городов.
Попробуйте их расшифровать. - Что вы можете рассказать об этих городах?
1, 3, 5 группы – Переяславль-Залесский.
2, 4 группы – Санкт-Петербург.
Проверяют эксперты – противоположные группы, которым заранее выданы тексты с описанием гербов.
Описание герба Переяславля-Залесского.
В верхней части герб Владимирский (так как город расположен во Владимирской области);
в нижней части "золотые сельди в черном поле в знак того, что сей город оною копченою рыбою производит торг".
Герб Санкт-Петербурга представляет собой геральдический красный щит с изображением на его поле двух серебряных якорей
- морского и речного (так как Санкт- Петербург – город речных и морских портов), положенных накрест, и на них золотой скипетр
с двуглавым орлом (Санкт-Петербург был столицей).
2.Российский флаг. Слайд №9. - Как выглядит Российский флаг?
(Триколор: белый, синий, красный)
- Что означают зти цвета?
Д. – Первая версия. Царь Пётр Первый взял эти цвета у герба Москвы: белый – это белый конь, синий
– цвет плаща Георгия Победоносца,
красный - это красный цвет щита герба.
Вторая версия. Белая, синяя и красная полосы появились во времена правления отца Петра Первого – царя Алексея Михайловича.
В те времена Россия была многонациональным государством, и основными многочисленными народами являлись белорусы (белый цвет),
украинцы (синий), русские (красный). Единство и общность этих народов и отражает флаг.
Третья версия. Геральдисты (учёные, изучающие гос. символику) полагают, что белый и синий цвета издревле считались
цветами Русской православной церкви. Белый цвет означает откровенность, благородство,совершенство; синий – верность и честность. А вот красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость. - Нашему флагу около 300 лет, его утвердил Пётр Первый.
В нашей стране есть праздник - День государственного флага РФ – 22 августа.
- Где вам приходилось видеть наш флаг?
Слайды №10 – 17. 3.Гимн.
Слайд №18. Учитель включает музыку гимна, все встают и подпевают.
- Почему вы встали? (Гимн слушают и исполняют стоя).
- Что такое гимн? (Главная песня страны. Это слово греческое, означает восхваление.)
- Что восхваляется в гимне? (Наша страна, её прошлое, будущее, настоящее).
- Кто авторы гимна? Д. - Композитор Александр Александров, поэт Сергей Михалков.
Гимн был утверждён 30 декабря 2000 г. - Где и когда исполняют гимн?
V. Закрепление изученного.
1.Слайд №19. Символы Алтайского края. - Как мы уже сказали, многие города, края, области имеют свои символы.
Символы какого края перед вами, и что они означают?
Герб. Щит разделен горизонтальной полосой на 2 равные части в верхней половине щита на лазоревом фоне, символизирующим величие,
изображена дымящаяся доменная печь 18 века. В нижней части щита на червленом фоне, символизирующим достоинство, храбрость и муже
ство, помещено изображение колыванской "Царицы ваз" (яшма с преобладанием зеленого цвета).
Щит обрамлен венком из золотых колосьев. Венок перевит лазоревой лентой.
Флаг. Флаг Алтайского края представляет собой прямоугольное полотнище, имеющее красно-синее поле.
Слева на синем поле изображен хлебный колос, а в центре флага размещён герб Алтайского края.
2. Герб Новоалтайска. Слайд № 20.
- Кто знает, какому городу принадлежит этот герб?
Д. – Нашему городу. – Почему он выглядит так?
Слайд №21. 7 апреля 2005 года городское собрание депутатов Новоалтайска утвердило положение о гербе муниципального образования
городской округ "Город Новоалтайск" и его графическое изображение.
Описание герба: "В лазоревом поле расторгнутая вверху составная черно-серебряная внутренняя кайма и серебряный развернутый свиток,обремененный вверху черным холмом с серебряными обрывами, ограниченным снизу бегущими влево волнами в три лазоревых и два серебряных ряда". "Лазоревое поле щита символизирует живую красоту новоалтайской земли и ее рек.Развёрнутый свиток сизображением обрывистого холма над волнами реки - символ исторической преемственности, культурных традиций. Холм с серебряными обрывами, Белый Яр - место,положившее начало городу. Черно-серебряная внутренняя кайма говорит о значении Новоалтайска как крупного железнодорожного узла".
VI. Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке?
- Какое задание показалось самым трудным?
Самым интересным? - Оцените свою работу на уроке.
Слайд №22. Дети подходят к доске, выбирают свою оценку (лицо с мимикой: доволен, не очень доволен, не доволен своей работойна уроке).
Учителем дается словесная оценка работы детей, после проверки карточек выставляются отметки.
- Вы сегодня узнали много нового по нашей теме, думаю, захотите узнать ещё больше.
А где можно взять дополнительный материал? Вставка книг, энциклопедий, реклама интернет ресурсов.
VII. Домашнее задание. -По учебнику с. 96-99. -Дополнительный материал.
-Творческое задание: придумать эскиз герба, флага, может быть, гимн, для класса, для семьи.