Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок окружающего мира в 4 классе "Символы России"

Фото пользователя Любовь Ивановна Образцова
Submitted by Любовь Ивановна Образцова on чт, 19/05/2011 - 14:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Образцова Любовь Ивановна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ №12 г. Новоалтайска, учитель

Регион: 
Алтайский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

 

Цели урока: обеспечить условия для формирования:

                         - ключевых образовательных компетентностей через расширение знаний учащихся о символах государственной власти Российской Федирации: флаге,  гербе, гимне; знакомство с символикой  Алтайского края, г. Новоалтайска;

- интеллектуальной компетентности через развитие умения     классифицировать (работа с таблицами, схемами), анализировать (работа с текстом учебника, карточек),  сравнивать (работа с гербами городов),       обобщать;

                -социальной компетентности через совершенствование умения  ставить цели своей деятельности, работать в группе, оценивать свою работу на уроке:

                 - информационно – коммуникативных компетенций через умения находить  информацию в разных источниках, высказывать свои мысли;    

                - компетентности продуктивной творческой деятельности через     нестандартные задания на уроке и творческое домашнее задание.

                        

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник «Окружающий мир», авторы Н. Я. Дмитриева,  А. Н. Казаков, часть 2, Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2007.                                          

Используемое оборудование: 

интерактивная доска SMART Board, программа Notebook

Краткое описание: 
Изучаемый раздел «Современная Россия», тема урока «Государственные символы России», предыдущая тема «Устройство государственной власти».

                                               Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

Слайд №1.(после ответов отодвигаются прямоугольники для проверки). – Какой раздел мы изучаем? (Современная Россия). - Как называлась тема предыдущего урока? (Устройство государственной власти в России.)

Слайд №2. .(после ответов отодвигаются прямоугольники для проверки). - Как называлось русское государство в разные периоды своего существования? Д. Киевская Русь. 9-11века. Московская Русь. 14- 15века. Россия. 16 в. Российская империя. 17- 20 века Советская Россия. 1917-1922 СССР. 1922-1991 Российская Федерация. 1991 -… .

1. Слайд №3.

Заполните схему «Устройство государственной власти в Росси».

Один человек у доски, остальные – на карточках. - Чем занимается законодательная власть? (Устные ответы детей).

- Какие обязанности у судебной власти? (Устные ответы).

2. Слайд №4. Вставьте пропущенные слова в тексте:

Исполнительную власть осуществляют ... и ... . В настоящее время Президентом страны является ... . Он направляет деятельность Правительства, которое ведёт всё государственное ... страны, руководит обороной, стремится создать для своих граждан достойные условия жизни. Президент является .... всеми Вооружёнными Силами страны.

Один человек у доски, остальные - на карточках.

III. Целеполагание

. Слайд №5.(«Лишнее» слово двигается) - Какое слово «лишнее» в данном ряду?

Герб, гимн, правительство, флаг. - Почему? (Остальные слова обозначают государственные символы.)

Слайд №6. Тема урока: Символы России. - Поставьте цели, что бы вы хотели узнать? Д. – Узнать о государственных символах России.

IV. Изучение нового материала.

1. 1. Герб России. Слайд №7. - Кто знает, как выглядит герб РФ? (Ответы детей)

Открывается ширма, сравнивается внешний вид герба с детскими ответами.

- Слово «герб» немецкое эрбе и означает наследство. Герб показывает исторические традиции стран.

Гербы появились очень давно, более 4 тысяч лет назад. Особенно они были распространены в Средние века.

Тогда каждый рыцарь имел свой герб. Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях древних государств.

В III тысячелетии до н.э. в Шумере это был орел с львиной головой, в Египте – змей, в Армении – лев,

в Византийской империи – двуглавый орел. В то время гербы уже имели не только государства, но и города.

Гербом Афин была сова, Коринфа – крылатый конь.

Являясь отличительной эмблемой государства или города, гербы символически передавали их характерные особенности,

местные отличия, исторические события, в них произошедшие.

Эмблемами пользовались не только страны и города, но и отдельные лица.

Сведения о геральдических знаках древнерусских князей, употреблявшихся для обозначения собственности, относятся к середине Х века.

- Об истории российского герба прочитайте в учебнике стр. 96, 3-ий абзац.

- Когда и как появился наш герб? Д. – Двуглавый орёл был гербом Византии. В

еликий князь Иван III принял византийский герб как герб православного государства.

Три короны олицетворяют суверенитет, как всей Российской федерации, так и её частей, субъектов федерации.

Скипетр с державой, которые двуглавый орёл держит в лапах, символизируют государственную власть

и единое государство. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне,

поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём змея. Это герб Москвы

- Почему на гербе РФ изображён герб Москвы? (Столица РФ).

- Где можно увидеть герб? (На всех государственных документах, денежных знаках, на печатях).

1.2. Слайд №8. Групповая работа.

- Многие города России имеют свои гербы. Их изучением занимается наука геральдика.

Обычно в гербах отражаются важнейшие исторические события, природные особенности территории.

- Перед вами гербы городов: Владимира, Переяславля-Залесского, Санкт-Петербурга.

- Представьте, что вы учёные-геральдисты, и вам в руки попались гербы каких-то городов.

Попробуйте их расшифровать. - Что вы можете рассказать об этих городах?

1, 3, 5 группы – Переяславль-Залесский.

2, 4 группы – Санкт-Петербург.

Проверяют эксперты – противоположные группы, которым заранее выданы тексты с описанием гербов.

Описание герба Переяславля-Залесского.

В верхней части герб Владимирский (так как город расположен во Владимирской области);

в нижней части "золотые сельди в черном поле в знак того, что сей город оною копченою рыбою производит торг".

Герб Санкт-Петербурга представляет собой геральдический красный щит с изображением на его поле двух серебряных якорей

- морского и речного (так как Санкт- Петербург – город речных и морских портов), положенных накрест, и на них золотой скипетр

с двуглавым орлом (Санкт-Петербург был столицей).

2.Российский флаг. Слайд №9. - Как выглядит Российский флаг?

(Триколор: белый, синий, красный)

- Что означают зти цвета?

Д. – Первая версия. Царь Пётр Первый взял эти цвета у герба Москвы: белый – это белый конь, синий

– цвет плаща Георгия Победоносца,

красный - это красный цвет щита герба.

Вторая версия. Белая, синяя и красная полосы появились во времена правления отца Петра Первого – царя Алексея Михайловича.

В те времена Россия была многонациональным государством, и основными многочисленными народами являлись белорусы (белый цвет),

украинцы (синий), русские (красный). Единство и общность этих народов и отражает флаг.

Третья версия. Геральдисты (учёные, изучающие гос. символику) полагают, что белый и синий цвета издревле считались

цветами Русской православной церкви. Белый цвет означает откровенность, благородство,совершенство; синий – верность и честность. А вот красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость. - Нашему флагу около 300 лет, его утвердил Пётр Первый.

В нашей стране есть праздник - День государственного флага РФ – 22 августа.

- Где вам приходилось видеть наш флаг?

Слайды №10 – 17. 3.Гимн.

Слайд №18. Учитель включает музыку гимна, все встают и подпевают.

- Почему вы встали? (Гимн слушают и исполняют стоя).

- Что такое гимн? (Главная песня страны. Это слово греческое, означает восхваление.)

- Что восхваляется в гимне? (Наша страна, её прошлое, будущее, настоящее).

- Кто авторы гимна? Д. - Композитор Александр Александров, поэт Сергей Михалков.

Гимн был утверждён 30 декабря 2000 г. - Где и когда исполняют гимн?

V. Закрепление изученного.

1.Слайд №19. Символы Алтайского края. - Как мы уже сказали, многие города, края, области имеют свои символы.

Символы какого края перед вами, и что они означают?

Герб. Щит разделен горизонтальной полосой на 2 равные части в верхней половине щита на лазоревом фоне, символизирующим величие,

изображена дымящаяся доменная печь 18 века. В нижней части щита на червленом фоне, символизирующим достоинство, храбрость и муже

ство, помещено изображение колыванской "Царицы ваз" (яшма с преобладанием зеленого цвета).

Щит обрамлен венком из золотых колосьев. Венок перевит лазоревой лентой.

Флаг. Флаг Алтайского края представляет собой прямоугольное полотнище, имеющее красно-синее поле.

Слева на синем поле изображен хлебный колос, а в центре флага размещён герб Алтайского края.

2. Герб Новоалтайска. Слайд № 20.

- Кто знает, какому городу принадлежит этот герб?

Д. – Нашему городу. – Почему он выглядит так?

Слайд №21. 7 апреля 2005 года городское собрание депутатов Новоалтайска утвердило положение о гербе муниципального образования

городской округ "Город Новоалтайск" и его графическое изображение.

Описание герба: "В лазоревом поле расторгнутая вверху составная черно-серебряная внутренняя кайма и серебряный развернутый свиток,обремененный вверху черным холмом с серебряными обрывами, ограниченным снизу бегущими влево волнами в три лазоревых и два серебряных ряда". "Лазоревое поле щита символизирует живую красоту новоалтайской земли и ее рек.Развёрнутый свиток сизображением обрывистого холма над волнами реки - символ исторической преемственности, культурных традиций. Холм с серебряными обрывами, Белый Яр - место,положившее начало городу. Черно-серебряная внутренняя кайма говорит о значении Новоалтайска как крупного железнодорожного узла". 

VI.  Подведение итогов. 

- Что нового узнали на уроке?

- Какое задание показалось самым трудным?

Самым интересным? - Оцените свою работу на уроке.

Слайд №22. Дети подходят к доске, выбирают свою оценку (лицо с мимикой: доволен, не очень доволен, не доволен своей работойна уроке). 

Учителем дается словесная оценка работы детей, после проверки карточек выставляются отметки.

- Вы сегодня узнали много нового по нашей теме, думаю, захотите узнать ещё больше.

А где можно взять дополнительный материал? Вставка книг, энциклопедий, реклама интернет ресурсов.

VII. Домашнее задание. -По учебнику с. 96-99. -Дополнительный материал.

-Творческое задание: придумать эскиз герба, флага, может быть, гимн, для класса, для семьи. 

Прикрепленный файл Size
символы России.notebook 2.77 MB
карточки.doc 73.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн