Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ЗГЭ 9 класс 1010 год

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А25) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

Пример какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Рембрандта «Уроки анатомии доктора Николаса Тюльпа»?

 

 

1. моделирования

2. наблюдения

3. эксперимента

4. измерения

А 2. Аналогом, какой из клеточных структур можно считать жесткий диск компьютера

1. лизосомы

2. ядра

3. рибосомы

4. митохондрии

А 3.  Какие свойства живых систем отображены на серии рисунков 1–5?

 

 

1. раздражимость и самовоспроизведение

2 саморегуляция и ритмичность

3. обмен веществ и превращение энергии

4. рост и развитие

А 4. Рассмотрите микрофотографию плесневого гриба-мукора. Что содержится в черных шариках у этого гриба?

1. питательные вещества

2. вода с минеральными солями

3. микроскопические семена

4. микроскопические споры

А 5. Как называют способ вегетативного размножения у растений представленный на верхнем рисунке?

1. размножение видоизмененными побегами

2. размножение стеблевыми черенками

3. размножение отводками

4. прививки врасщеп

А 6. При проращивании семян необходимо

1. положить семена в сосуд с водой и поставить в темное холодное  место

2. завернуть семена во влажную марлю и поместить в теплое место

3. насыпать сухие семена в пустой сосуд и оставить на свету при  комнатной температуре

4. завернуть семена во влажную марлю и убрать в освещенное холодное место

А 7. На рисунке изображена ловчая сеть. Какое животное использует её для поимки жертвы?

 

1. виноградная улитка

2. паук крестовик

3. рак отшельник

4. стрекоза решетчатая

А 8. Важнейшими особенностями земноводных являются

1. жабры, боковая линия, наличие плавников

2. голая кожа, трехкамерное сердце, наружное оплодотворение

3. легкие, двухкамерное сердце, развитый передний мозг

4. разделение крови на венозную и артериальную, теплокровность

А 9. Цветковые – более высокоорганизованные растения, чем папоротники, так как у них в процессе эволюции появились

1. гаметы

2. семена

3. придаточные корни

4. листья разной формы

А 10. Какую из приведенных ниже тканей относят к животным?

1. образовательную

2. проводящую

3. основную

4. жировую

А 11. Для выработки условного рефлекса у собаки необходимо

1. давать команду и подкреплять ее выполнение пищей

2. давать пищу, после чего – команду

3. многократно давать команду, ничем ее не подкрепляя

4. давать пищу и наблюдать за выделением слюны

А 12. Какая из приведенных ситуаций может служить примером гуморальной 

регуляции дыхания?

1. чихание при раздражении рецепторов слизистой носа

2. задержка дыхания при вхождении в холодную воду

3. учащение дыхания после произвольной его задержки

4. задержка дыхания при вдыхании паров нашатырного спирта

А 13. При нарушении правил переливания крови от донора к реципиенту существует опасность гибели последнего, связанная с различием людей по

1. генетическому коду

2. числу клеток крови

3. количеству хромосом

4. строению белков крови

А 14. На рисунке изображена схема строения сердца человека. Какой буквой на ней обозначено правое ней обозначено правое предсердие?

1.      А

     2.    Б

3.      В

4.    

А 15. Образование углекислого газа в организме человека происходит в

      1. мышечных клетках

      2. голосовой щели

      3. эритроцитах

      4. легких

А 16. Содержание какого витамина в первую очередь пополняется за счет потребления человеком изображенных фруктов?

 

1

D

2

С

3

А

4)

В1

 

А 17. На рисунке изображен череп человека. Какой буквой на нем обозначена кость, защищающая зрительную зону коры головного мозга?

 

1

А

2

Б

3

В

4

Г

А 18. «Закладывание ушей» во время набора высоты авиалайнером возникает вследствие

      1. испуга человека перед полетом в самолете

      2. изменения давления воздуха на барабанную перепонку

      3. оттока крови от головы к нижним конечностям

      4. быстрого перемещения жидкости в полостях внутреннего уха

А 19. Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует

1. приложить пузырь со льдом к поврежденному суставу

2. попытаться разработать поврежденный сустав

3. самостоятельно вправить вывих в поврежденном суставе

4. согреть поврежденный сустав

А 20. Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно

1. пеночка-трещотка ⇒ жук-листоед ⇒ растение ⇒ ястреб

2. жук-листоед ⇒ растение ⇒ пеночка-трещотка ⇒ ястреб

3. пеночка-трещотка ⇒ ястреб ⇒ растение ⇒ жук-листоед

4. растение ⇒ жук-листоед ⇒ пеночка-трещотка ⇒ ястреб

А 21. Недостаток солей кальция во внутренней среде организма человека может сказаться на

1. функциях лейкоцитов и эритроцитов

2. скорости проведения нервных импульсов

3. функциях желудка и поджелудочной железы

4. свертывании крови и мышечном сокращении

А 22. На рисунке изображен отпечаток археоптерикса. Он является ископаемой переходной формой между древними

1. птицами и млекопитающими

2. пресмыкающимися и птицами

3. пресмыкающимися и млекопитающими

4. земноводными и птицами

А 23. Приспособленность кактусов к засушливым условиям пустыни состоит в том, что у них

1. прекращаются все процессы жизнедеятельности

2. в стеблях имеются водоносные ткани, в которых они запасают воду

3. устьица расположены на нижней части листа

4. корни уходят глубоко в почву, поглощают много воды

А 24. В приведенной ниже таблице между содержимым первого и второго столбца имеется определенная связь

Объект

Процесс

рибосома

синтез белка в клетках организма

Клеточная мембрана

….

На место пропуска в этой таблице следует вписать

1. синтез жиров

2. транспорт веществ

3. синтез АТФ

4. деление клетки

А 25. Изучите график, отражающий рост насекомого. В течение каких двух дней его личиночной стадии (нимфы) наблюдается максимальное увеличение  размеров животного?

1.6 - 8

2.18 - 20

3.30 - 32

4.40 – 42

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1 – В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания

В 1. Выберите в приведенном ниже списке три отличия растений от животных и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. наличие оформленных ядер в клетках организмов

2. множество одинаковых органов

3. дыхание

4. малая подвижность

5. рост в течение всей жизни

Д. скорость течения воды в реке

Е. феромоны, выделяемые насекомыми 6. гетеротрофный способ питания

Ответ: ______________________

В 2. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителей хордовых животных, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность букв

А. Вид заяц-беляк

Б. Семейство Зайцы

В. Тип Хордовые

Г. Класс Млекопитающие

Д. Отряд Зайцеобразные

Ответ: ______________________

В.3 Установите соответствие между примером и фактором среды, для которой он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов

 

ПРИМЕР

ФАКТОР СРЕДЫ

А. химический состав воды                     1. биотический

Б. разнообразие растительного                2. абиотический

. планктона

В. влажность воздуха

Г. клубеньковые бактерии на

. корнях гороха

 

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

В 4. Расположите нижеследующие предложения в такой последовательности, чтобы получился связный текст на тему «Строение глаза». В ответе запишите соответствующую последовательность цифр

СТРОЕНИЕ ГЛАЗА

1. Ее цвет определяется составом и количеством пигментов.

2.Глазное яблоко лежит в глазнице.

3.Оно имеет форму шара и состоит из трех оболочек и внутреннего ядра.

4.В ней находятся фоторецепторные клетки – палочки и колбочки.

5. Наружная оболочка называется белочной, или склерой.

6. Она защищает внутреннее ядро и сохраняет его форму.

7.Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.

8.Следующую оболочку, выстилающую глазное дно, называют сетчаткой.

9. Передняя часть склеры образована прозрачной роговицей.

10.Средняя оболочка называется сосудистой, а ее передняя часть – радужкой.

Ответ: ______________________

Часть 3

Для ответов на задания С1–С3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

С 1. Объясните, почему вредно носить тесную обувь, а в подростковом возрасте –и обувь на высоком каблуке

Прочитайте текст «Происхождение живых существ » и выполните задания C2-C3.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

В средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки змею, рыбу, угря и кусок говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие – открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.

В XIX в. серьезный удар по теории самозарождения нанес Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Ученый сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил ее мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (ученый использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерии. Следовательно, ученые, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.

 

С2 Заполните в таблице «Сравнительная характеристика экспериментов Ф. Реди и Л. Пастера» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Ф. РЕДИ И Л. ПАСТЕРА

Параметры сравнения

 

Эксперимент Ф. Реди

Эксперимент Л. Пастера

1

Мясо (змея, рыба, угорь и кусок говядины)

Мясной бульон

Оборудование

8 банок, марля

2

контроль

3

Колбы с отломанным горлом

С.3. Используя содержание текста «Сравнительная характеристика экспериментов Ф. Реди и Л. Пастера» и знания курса, объясните, чем являются мясо и мясной бульон в описанных опытах и зачем они были нужны

Система оценивания экзаменационной работы по биологии

Часть 1

За верное выполнение заданий А1–А25 выставляется 1 балл. № задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

2

А10

4

А19

1

А2

2

А11

1

А20

4

А3

4

А12

3

А21

4

А4

4

А13

4

А22

2

А5

4

А14

4

А23

2

А6

2

А15

1

А24

2

А7

2

А16

2

А25

4

А8

2

А17

2

А9

2

А18

2

               

Часть 2

За верное выполнение заданий В1–В4 выставляется по 2 балла.

Для заданий В1–В2 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл.

Для задания В3 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

Для задания В4 выставляется 1 балл, если на одной или двух любых позициях ответа записаны не те символы, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях

№ задания

Ответ

В1

245

В2

ВГДБА

В3

212121

В4

72356910184

 


»  Размещено в сообществах:   
Биоэкологи

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн