Артист – это музыкант в оркестре.
Чтец – это весь оркестр целиком.
Легуве (французский артист и драматург)
Во всем мире проблема одаренности вызывает все больший интерес после того, как в течение многих лет она либо замалчивалась, либо подвергалась яростным нападкам. Отношение в педагогике было неоднозначным. С одной стороны, существовали школы для одаренных детей, проводились многочисленные соревнования (интеллектуальные, музыкальные, спортивные и др.), позволявшие выявлять детей с выдающимися способностями. С другой стороны элитарность в обучении, тесты для идентификации одаренности часто подвергались резкой критике. В последние годы интерес к этой проблеме заметно усилился, открылись новые школы для детей с высоким уровнем развития способностей. Данная статья не адресована преподавателям элитарных школ, она для учителей, работающих с одарёнными детьми в общеобразовательной школе.
Современная педагогика очень часто говорит о понятии конкурентоспособности. Существование огромного количества конкурсов и семинаров для одарённых детей и те требования, которые предъявляются к участникам, заставляют преподавателя по-новому взглянуть на то, что называется конкурентоспособностью ученика.
Действительно, приходится именно конкурировать, бороться за успех, изобретать новые способы подачи работы ученика, новые формы защиты, новые технические средства оформления исследования, реферата, выступления.
Оригинальный подход к делу, так называемая «изюминка», плюс подготовленная безупречная речь выступающего зачастую решают всё на конкурсах без заочного этапа, что в свою очередь и определяет важный компонент воспитания и образования - успешность.
Отсюда следует, что для любого предметника, работающего с одарёнными детьми, обратиться к актуальной проблеме подготовки чтецов, умеющих не только красиво говорить, но и с истинно актёрским мастерством перевоплощаться в образ рассказчика, просто необходимо.
Не во всякой общеобразовательной школе есть педагог с актёрским образованием, поэтому обычно подготовка чтецов состоит из нескольких, традиционно принятых этапов.
1.Школьный этап отбора, состоящий из прослушивания.
2.Работа с отобранными на первом этапе детьми, включающая обычно только отработку интонации, выразительности голоса, ораторского мастерства.
3.Выход на городской или республиканский уровень.
Обычно такая форма подготовки полностью перекладывает работу над актёрским мастерством на плечи ученика, который, возможно, в этом не силён, т.к. за его спиной нет опыта занятий в театральной студии.
Именно поэтому в данной статье вместо традиционной преподавателям предлагается следующая методика:
1. Школьный этап отбора:
1) прослушивание;
2) этюды.
2. Первое прочтение текста. Осмысление.
3. Вторичное прочтение, отработка театральных действий.
4. Заучивание.
5. Репетиции.
6. Подготовка костюма.
7. Выход на городской или республиканский уровень.
Если первый этап проводится в первом или пятом классе, то учитель не всегда может оценить, насколько одарён ребёнок, поэтому к прослушиванию необходимо добавить этюд как средство, позволяющее раскрепостить чтеца. Этюд даёт возможность увидеть, как пластичен ребёнок, каковы его актёрские данные, и вносит в конкурс элемент игры. Разработать такие упражнения может любой человек, имеющий хотя бы каплю воображения.
Что такое этюд?
В современной театральной педагогике это упражнение, служащее для развития и совершенствования актерской техники. Состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем.
Упражнение представляет собой ситуацию, которую нужно изобразить пластикой и жестами с минимальным количеством звуков.
Можно предложить выполнение этого упражнения после прослушивания или перед ним.
В нашем случае перед чтецами ставится задача подготовить заданный учителем этюд в течение определённого времени, например, 5 – 7 минут после прослушивания.
Ученику подробно объясняют смысл задания и на первом этапе используют простые этюды для одного человека.
Этюд «Снеговик»
Задача: изобразите снеговика, который стоит во дворе. Утром ему хорошо, потому что холодно, но днём пригревает солнце и снеговик начинает подтаивать, а затем постепенно превращается в лужу.
Чаще всего во время работы с чтецами разыгрываются следующие ситуации:
· «Ссора». Представьте, что правая рука поссорилась с левой.
· «Встреча». Серый волк встретил в лесу очень агрессивную Красную Шапочку.
· «Скрипач-рыбак». Изобразите скрипача, который мечтает о рыбалке.
· «Письмо». Изобразите, как человек читает письмо, первая половина которого содержит приятные известия, а вторая половина – печальные.
В работе с опытными чтецами можно применять групповые этюды, то есть те, для исполнения которых нужны два человека или более того.
К групповым можно отнести следующие упражнения:
- «Дождь». Представьте, что каждый из вас – это капля. Начинается дождь, превращающийся в ливень.
- «Котята». Два котёнка следят за бантиком на верёвочке.
На втором этапе рассматривается работа с уже отобранным отрывком. В данном случае это проза.
Воспоминание
Старушка медленно села на скамейку в тенистой парковой аллее.
Парк с вековыми дубами и липами. Знакомая с детских лет аллея. Скамейка из потемневшей рассохшейся древесины, на которой знаешь каждую трещинку и выучила наизусть каждую надпись. Старая женщина, старый серый мир…
Перед скамейкой – расчерченные мелом неровные линии классиков. Нетвердой рукой ребенка выведенные цифры на размытом временем и дождями асфальте.
Боже мой! Кажется, что только вчера она сама, маленькая, худенькая девочка с парой веселых льняных хвостиков на голове, без устали прыгала по меловым квадратикам, останавливаясь только для того, чтобы подтянуть сползающий гольфик или поправить надоедливые хвостики.
От этих воспоминаний старушка вдруг повеселела. Она заметила, что солнце сегодня светит как-то особенно ярко, что вокруг неё много молодых людей, которые разговаривают и смеются.
Старушка встала, слегка улыбаясь, пошла из парка помолодевшей, ровной походкой.
В первый раз текст читает учитель, поставив перед учеником такую задачу: прослушать отрывок и представить происходящее.
После прочтения преподаватель задаёт вопросы такого рода:
1. Как ты представляешь себе место действия? Какие предметы могут быть на сцене в качестве декораций?
2. Как выглядит персонаж? Как он ходит? Какая на нём одежда?
3. Как ведёт себя персонаж в данной ситуации? Что чувствует? Какими жестами можно изобразить волнение героя, его состояние?
На третьем этапе преподаватель меняет задачу. Теперь необходимо изобразить то, что читает учитель.
Можно это делать, разделив текст на части или сохранив его полностью. Чтение и действия должны происходить одновременно.
Цель учителя – проследить соответствие жестов и действий прочитанному. Ведь ни для кого не секрет, что дети иногда пользуются неуместными жестами, пытаясь изобразить всё строго по тексту, или ведут себя скованно, двигаются по сцене робко, а то и просто стоят в позе заключённого, сомкнув руки за спиною.
Третий этап необходим в работе над чтением, потому что заставляет ребёнка оторваться от главной, как им кажется, задачи проговорить чужие слова и даёт ему возможность фантазировать, придумывать, стать актёром, соавтором сценического действия.
Без слов ученик двигается по сцене, вживаясь в образ. Учитель становится не строгим критиком, а помощником в этом увлекательном деле. Вместе взрослый и ребёнок обдумывают особенности походки персонажа, последовательность и длительность движений, сопровождающих текст. Они изобретают художественные детали действа, предметы, которые будут играть вместе с юным актёром.
Например, в работе по тексту «Воспоминание» обнаружилась необходимость в качестве деталей предметной изобразительности использовать платок, клюку и мешковатый плащ. Эти детали костюма в умелых руках могут играть, словно живые актёры.
Девочка, изображающая старушку, надевает коротенькую юбочку, блузку, гольфы и плотно закутывается в серый мешковатый плащ. На голове у девочки – хвостики с бантами, их нужно прикрыть платком в начале отрывка. Но после слов «Боже мой! Кажется, что только вчера…» девочка снимает платок, скидывает плащ и, возвращаясь в прошлое, прыгает по воображаемым клеткам классиков. В конце отрывка юная актриса снова облачается в старушечью одежду, надевает платок.
Клюка также включена в действие. В начале отрывка девочка выходит с ней, на словах «Перед скамейкой – расчерченные мелом неровные линии классиков. Нетвердой рукой ребенка выведенные цифры на размытом временем и дождями асфальте» ученица постукивает палкой по асфальту, обводит классики, а затем оставляет клюку и больше её не берёт, даже уходя со сцены. Последняя мизансцена с оставленной у скамейки палкой говорит о том, как помолодела старушка от этого воспоминания.
Хочется отметить, что без отработанных действий нельзя заучивать текст.
Авторы многих учебников по литературе утверждают, что учить наизусть любой отрывок необходимо целиком и не монотонной интонацией, а выразительно. Если со второй частью этого мнения можно согласиться, то первая часть вызывает сомнения.
Во-первых, потому что заучивание целиком требует много времени, ведь на современных конкурсах актёрского чтения дети произносят отрывок, состоящий из двух, а то и трёх страниц печатного текста. На запоминание текста такого объёма может уйти целый световой день.
Во-вторых, во время исполнения дети очень боятся забыть то, что находится в конце эпизода, ведь при такой методике запоминания, сбившись, ребёнок вынужден вернуться к началу, и, следовательно, лучше всего чтец знает начало и хуже всего – конец. Из-за боязни забыть последние строки дети чувствуют себя скованно, волнуются, нервничают, забывают о движениях и жестах.
В-третьих, при таком способе работы текст открепляется от жестов и мимики, а произнесение слов должно сопровождаться сценическими действиями.
Итак, можно сделать вывод, что отрывок учить целиком нецелесообразно. Нужно разделить текст на смысловые части и заучивать по частям в сопровождении уже отработанных жестов и движений. Например, «Воспоминание» можно разделить на три части в зависимости от смены образов: старушка, девочка, снова старушка. Ребёнка нужно изначально сориентировать на такую методику и приступить к репетиции.
Как нужно репетировать чтение наизусть?
Нельзя превращать это творческое занятие во многочасовое изнурительное муштрование. Процесс должен быть лёгким и приятным, поэтому нужно начинать работу на этом этапе примерно за полтора-два месяца до начала серьёзного конкурса. Длительность репетиций должна составлять 15-20 минут 2-3 раза в неделю. Двадцати минут вполне достаточно для отработки одного из отрывков текста.
За две недели до конкурса ребёнок должен знать весь эпизод наизусть и уметь произносить его в любом помещении и на любой сцене. Учитель обязан подготовить чтеца ко всем возможным ситуациям, репетируя в кабинетах разного типа и в актовом зале с различным расположением декораций и зрительских мест, ведь подчас участнику конкурса приходится выходить на незнакомую сцену. Ученик должен чётко усвоить несколько правил: не поворачиваться к зрителям спиной, если этого не требует отрывок; не загораживать собой нужные предметы; говорить громко без микрофона. Если ребёнок так подготовлен, он не растеряется в незнакомом месте и сумеет переставить декорации так, как ему необходимо.
Последние репетиции проводятся в костюме для того, чтобы чтец чувствовал себя комфортно и чтобы детали предметной изобразительности были задействованы к месту. Костюм готовится уже во время пятого этапа с учётом особенностей эпохи, о которой говорится в отрывке, и с учётом особенностей поведения на сцене чтеца. Одежда не должна сковывать его движения и должна быть удобной.
Таким образом, если следовать данной шестиэтапной методике работы над выразительным чтением наизусть, то можно подготовить именно актёрское исполнение, которое превратит чтение не только в усладу слуха, но и в увлекательное зрелище.
Опыт показывает, что подобная подготовка к конкурсу выразительного чтения пробуждает интерес к литературе и желание участвовать в школьных и классных мероприятиях, а также стимулирует развитие других творческих способностей. Дети предлагают спеть отрывок или придумывают оригинальные способы представления с компьютерной презентацией, создают фильмы в программе Windows Movie Maker, рисуют декорации, создают костюмы, а иногда высказывают желание выступить с собственными стихами.
Дети, пишущие стихи, считают, что их дар уникален и что их стихи совершенны. Действительно, далеко не все способны облекать мысли в рифмованную речь, основным свойством которой является ёмкость слова. Но, как правило, стихи юных поэтов далеки от идеала. Пятиклассник или шестиклассник в угоду рифме иногда подгоняет слово, ставя его в неправильную форму, например, «Как велят бога» (вместо «боги») или нарушает ритм стиха, подбирает неточную рифму. Именно поэтому основной формой работы с молодыми поэтами является правка.
Необходимо очень корректно объяснить ребёнку, что над стихом иногда приходится работать, от этого произведение только выигрывает. Затем необходимо показать на конкретных примерах, что такое правка. Вместе с ребёнком нужно попробовать заменить неудачную рифму или целую строку. Чаще всего это происходит так: учитель и ученик одновременно правят строку, сверяясь через определённое время. Затем оставляют лучший, по их мнению, вариант.
Ещё очень эффективным методом является – таково рабочее название – цветная правка. Учитель, прочитывая стихотворение, выделяет другим цветом (желательно избегать красного) неудавшиеся слова или строки. Если текст набран на компьютере, можно использовать курсор или другой шрифт. Красный цвет ассоциируется у детей с ошибкой, ребёнок будет чувствовать обиду, если его стихи будут все сплошь выделены кричащим красным, как диктант или другая работа по русскому языку. Лучше выбрать другие цвета, например, все оттенки холодного синего или фиолетового. После того, как текст будет исправлен самостоятельно или с помощью учителя, цветовое оформление отрывка, подвергшегося правке, нужно оставить. Это делается для того, чтобы можно было сравнить более ранние стихи с более поздними. Если вы правильно работаете с детьми, то цветных сток или строк, выделенных курсивом, год от года будет всё меньше и меньше.
Например, сравним два стихотворения, написанные ученицей 10 класса Лёшкиной Анастасией в разное время. Виден прогресс, поэт на верном пути.
О смысле жизни
|
Эмигрантский романс
|
Летний дождь упадет в траву –
А вода с травы испаряется,
Так, наверное, тысячу лет
Мирозданием полагается…
Люди жили и ныне живут,
Все мирское к ним прилагается.
И газон подстрижен ухоженно,
Как и должно быть, как положено…
В небе тучи играют с птицами.
Небо птицам с ладони скормлено.
Все пойдет, все покатится вниз
По тропиночке по проторенной…
Не случается в мире нового
(Новое- это забытое старое)
Мы живем, как в тумане, как в облаке.
Не напрасно ли, не задаром ли? 2007 год
|
Старинный фонарь в полумраке вокзала
Как много путей, а России так мало.
Так много, по мненью Европы,
Сугробы, сугробы, сугробы…
Летит эшелон – эмигрантское право,
Но если Россия, то значит - расправа,
И льются красней наступившего века
Кровавые красные реки.
Прокурен вагон, из окна – только звёзды,
Но поздно уже, господа,
Слишком поздно…
2008 год
|
|
|
Очень часто дети задают вопрос: «Зачем нам нужно знать законы стихосложения? Неужели Пушкин писал стихи строго по правилам, с учётом размера и рифмы?» Хочется ответить: «Думаю, что Пушкин вспоминал о литературоведении тогда, когда черновой вариант был написан и требовал правки. Но, согласитесь, знание ещё никому и никогда не мешало».
Конечно, первоклассники, сочиняющие стихи, понятия не имеют о правилах стихосложения, потому что стихотворная речь построена на потоке сознания, на удивительной смеси мыслей и чувств. Но первокласснику гораздо труднее объяснить, что не так в его стихотворении, чем старшекласснику, подкованному в области системы стихосложения.
Таким образом, можно сказать, что знание литературоведения осуществляет функцию посредника, переводчика между поэтом и редактором. Подросток лучше поймёт, если ему сказать: «В этой строке ты сломал стихотворный размер, вставив в середину лишний слог, от этого страдает ритм, и во время чтения ты словно спотыкаешься на слове с лишним слогом. Нужно найти другое слово и заменить нарушившее ритм. Этим ты сохранишь размер».
Конечно, с малышами нужно изъясняться иначе. Лучше всего использовать больше практических упражнений, игр, основанных на умении подбирать рифмованные строки, например, буриме. Перегружать юного поэта теорией опасно, это может навсегда отвратить его от творчества. Все сведения лучше преподносить в игровой форме.
Особой формой работы с молодыми поэтами является экзамен. К сожалению, скоро и это не будет доступно общеобразовательной школе, так как все экзамены будут превращены в ЕМЭ и ЕГЭ. Но ещё буквально год назад учитель мог принимать у одарённого ребёнка экзамен по литературе в виде защиты своего маленького сборника-бюллетеня, выполненного в программе Microsoft Office Publisher. Это была действительно творческая работа с собственноручно написанной вступительной статьёй, с иллюстрациями к стихам, с частичным самоанализом творчества, с любимыми фотографиями. Аттестационная комиссия с удовольствием слушала авторское актёрское чтение, а иногда и музыкальное исполнение стихотворений.
Иногда хочется сделать небольшие исключения для необыкновенных детей, когда дело касается оценки творчества, а не усвоенных по программе сведений. Для талантливых детей современная форма экзамена слишком категорична.
Проблема творческой одарённости, так называемой креативности вызывает много споров в наши дни. Некоторые учёные считают одарённость генетической мутацией, возникшей около пятидесяти тысяч лет назад, это, по их мнению, стало основой создания цивилизации. С этим суждением можно не согласиться, но неоспоримо то, что талантливые дети всегда были надеждой человечества, будущими двигателями прогресса. Так или иначе в той или иной степени одарены многие дети, и педагог современной школы должен помнить об этом. Ведь одна из его задач не просто стать источником информации, но и суметь раскрыть творческий потенциал ребёнка, помочь развить его способности даже в условиях средней общеобразовательной школы.
|