Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории России и мираXIXвека в 8 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. В цели курса входят: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапеXIX века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей историиXIXвека; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в историиXIXвека.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;
формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;
обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.
требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения истории ученик должен
§знать основные этапы и ключевые события истории России и мира вXIXвеке и выдающихся деятелей истории;
§знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
§знать изученные виды исторических источников;
§уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
§уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
§уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
§владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
§уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
§использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
§выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
§объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
§уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
§группировать исторические явления и события по заданному признаку;
§уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
§выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
§определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
§объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира вXIXвеке, достижениям культуры;
§использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
§уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.
критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
§глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
§твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
§неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
§ наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2».
Рекомендуемая литература
Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до концаXIXвека. М.,2001.
Антология мировой политической мысли. М., 1997.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994.
Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. М., 1978.
Тойнби А.Дж. Цивилизация перед лицом истории. М., 1996.
Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.
Февр Л. Бои за историю. М., 1991.
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993—1998. Т. 1—2.
Всемирная история, т. 1., М., 1955.
Всемирная история, т. 1. Каменный век. Минск, 1999.
История первобытного общества. Учебник для исторических факультетов вузов, М., 1997.
Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: раннее Средневековье. М., 1998.
Васильев А. История Византийской империи. М., 1998.
Вейс Г. История цивилизации. Архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстрированная энциклопедия. М., 1998.
Велишский Ф. История цивилизации. Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000.
Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Ростов-на-Дону, 1995.
Виппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи. Ростов-на-Дону, 1995.
Всемирная история. Раннее Средневековье. Минск, 1998. Т. 7-8.
Город в средневековой цивилизации Западной Европы. М., 1999.
Грант М. Классическая Греция. М., 1998.
Грант М. Двенадцать цезарей. М., 1998.
Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История Средних веков. М., 1995.
Иллюстрированная история религии. М., 1992.
История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.
История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.
История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1998.
История Европы, М., 1992. Т. 2.
История Средних веков / Под ред. С.П. Карпова. М., 2000.
Кардини Ф. История средневекового рыцарства. М., 1987.
Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992.
Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000.
Левандовский А.П. Карл Великий: Через империю к Европе. М., 1999.
Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. М., 1999.
Маринович Л.П. Александр Македонский. М., 1997.
Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000.
Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000.
Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. История Древнего мира: Греция и Рим. М., 1995.
Разин Е.А. История войн и военного искусства. СПб., 1999.
Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998.
Транквилл Гай Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1990.
Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего Средневековья. М., 1989.
Уколова В.И. Поздний Рим. Пять портретов. М., 1992.
Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1998.
Хроника человечества. М., 1996.
Альперович М.С., Слезкин И.Ю. История Латинской Америки. М., 1991.
Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. М., 1979.
Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М., 1991.
Бугромеев В.П. Всемирная история в лицах: позднее Средневековье. М., 1999.
Всемирная история. Минск, 1998. Т. 9-17.
Декларация независимости США. М., 1991.
Егер О. Всемирная история. М., 1999. Т. 4.
Загорский А.В. Япония и Китай: Пути общественного развития. М., 1991.
История Европы. М., 1993. Т. 3-5.
История Китая / Под ред. А.В. Меликсетова. М., 1998.
Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.
Козенко Б.Д., Севостьянов Г.И. История США. Самара, 1994.
Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой Французской революции. М., 1989.
Новая история стран Европы и Америки / Под ред. И.М. Кривогуза, Е.Е. Юровской. М., 1998.
Петросян Ю.А. Османская империя: Могущество и гибель. Исторические очерки. М., 1990.
Разин Е.А. История войн и военного искусства. СПб., 1999.