Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
|
Как сформировать пространство духовно-нравственной культуры (ДНК)?
|
|
|
|
|
Размещено: Виктор Константинович Крючков - ср, 22/04/2009 - 21:11 |
В гражданском образовании приоритетный характер приобретает духовно-нравственный аспект развития личности, в котором важную роль играет формирование самосознания, позитивного самоотношения, так как формирование активной гражданской позиции во многом зависит от системы отношений, в которую включен молодой человек. Именно в процессе встречи педагога и его ученика-воспитанника происходит преобразование социально значимого опыта в индивидуальное сознание, а содержание культуры воплощается в ценности, когда культурные традиции становятся внутренним достоянием обучающихся, что обеспечивает их саморазвитие, а вместе с тем - развитие коллектива, в котором происходит их гражданское становление. Каковы, на Ваш взгляд, должны быть педагогические действия по формированию пространства ДНК, чтобы сделать этот процесс наиболее эффективным?
|
» Тэги к этому документу:
» Размещено в сообществах:
|
|
|
|
|
|
|
|
На: Как сформировать пространство духовно-нравственной культуры
Одной из причин кризиса духовно-нравственной сферы современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. К сожалению, в нашем обществе становится "нормой", когда родители стремятся "откупиться" от личного общения с ребенком подарками, игрушками, компьютерной и другой техникой, лишая детей поддержки и живого участия. Народная мудрость гласит: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому". А в наше время часто приходится сталкиваться с тем, что родители сами не имеют нравственных ориентиров. В таких условиях не помогут разовые меры, нужна программная форма организации по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи, включающая в себя просветительскую работу ( организация работы родительского лектория; воздействие на родителей через средства печати, в том числе школьной; привлечение к просветительской деятельности сотрудников боьницы, отдела культуры, ОВД, библиотеки, представителей церкви, педагогов-психологов) и совместную деятельность школы и родителей (организация, подготовка и проведение внеклассных и внешкольных воспитательных дел, результативная деятельность классных и общешкольного родительских комитетов, совместное участие детей и родителей в конкурсах). Давно уже стало ясно, что "накормить, одеть ребенка, проконтролировать его успехи в учебе" не достаточно для становления личности юного человека. Обязательно должны быть постоянное общение ребенка с родителями и родительский пример. Роль школы - оказать в этом поддержку.
На: Как сформировать пространство духовно-нравственной культуры
Совершенно согласна с тем, что начинать нужно с младших классов, а также нужен "ликбез" для родителей. К сожалению не все родители компетентны в тех вопросах, которые мы расссматриваем с ребятами на уроках. А поскольку авторитет родителей как правило все таки имеет место, то хотелось бы, чтобы учитель и родитель вторили друг другу, а не спорили хотя бы по самым главным вопросам. Сама я преподаю ОПК в 10 классах, работать очень сложно именно по вышеизложенным причинам. Всем своим коллегам желаю успеха в наше нелегком, но таком нужном деле!!!
На: Как сформировать пространство духовно-нравственной культуры
Я -учитель начальных классов.3 года назад пройдя курсовую подготовку по духовно -нравственному воспитанию в г.Сергиев- Посад , начала кружковую работу со своими первоклашками по курсу ОПК ( авт. Бородина А,В.). Малыши с интересом отнеслись к новому предмету и рада, что именно с первого года обучения ребята начали постигать азы духовно- нравственного воспитания наряду с обучением письму, чтению и счёту. К большому сожалению ,поколение родителей не было приобщено к православию, но к ведению данного предмета отнеслись доброжелательно и многие родители с большим интересом следили и сами включались в процесс обучения.
В 2008-2009 уч. году в учебную программу был введен новый курс " РелигииРоссии" в 8 классах. Вместе с учениками сразу же столкнулись с рядом проблем и трудностей ,т.к. дети данного возраста к этому курсу не были готовы.(Все равно, что сеять семена в неподготовленную почву.)
Поэтому считаю , что начинать работу в этом направлении необходимо с раннего возраста, возможно даже ещё с детского сада, но не навязчиво.
На: Как сформировать пространство духовно-нравственной культуры
Я учитель начальных классов. К сожалению предмет "Основы православной культуры" в моем классе не преподается. Да - да, именно к сожалению, потому что прививать традиции православной культуры надо в раннем возрасте. Пока ребенок маленький, он впитывает все как губка. И лишь только так возможно восстановить разорванную нить с нашей православной культурой. Взрослое поколение относится предвзято к такому предмету. Часто слышим высказывания: "Зачем нам это все?" Со старшими учениками работать сложнее. Здесь нужно постепенно привлекать к предмету. Вести предмет "Основы православной культуры" как знакомство с православной культурой и не в коем случае не навязывать саму религию.
На: Как сформировать пространство духовно-нравственной культуры
Я учитель начальных классов. К сожалению предмет "Основы православной культуры" в моем классе не преподается. Да - да, именно к сожалению, потому что прививать традиции православной культуры надо в раннем возрасте. Пока ребенок маленький, он впитывает все как губка. И лишь только так возможно восстановить разорванную нить с нашей православной культурой. Взрослое поколение относится предвзято к такому предмету. Часто слышим высказывания: "Зачем нам это все?" Со старшими учениками работать сложнее. Здесь нужно постепенно привлекать к предмету. Вести предмет "Основы православной культуры" как знакомство с православной культурой и не в коем случае не навязывать саму религию.
На: Как сформировать пространство духовно-нравственной культуры
Как учитель русского языка и литературы хочу заметить, что формирование ДНК, в первую очередь, начинается с уроков родной литературы и родного языка. Однако только приобщения к процессу осмысленного чтения русской литературы наших юных "компьютерных гениев" сегодня уже мало. ...Уже слышу возмущенные высказывания своих коллег по этому поводу: "Как мало? Да их хоть как-то читать-то научить, да заставить как-нибудь познакомиться с обязательной программой, чтобы ЕГЭ сдать..."
Однако, "как-нибудь" и "заставить" - это не выход! К современным детям нужен современный подход. Важно, чтобы в образовательном учреждении школьникам (особенно талантливым) предложить не только "добывать", но и здесь же прикладывать полученные навыки и знания, возможно, увидеть готовый "продукт".
Приведу конкретные примеры из практики, которые, по моим наблюдениям, способствовали духовно-нравственному воспитанию личности, формированию его активной гражданской позиции :
1. Участие ребенка в создании школьных СМИ (печатной продукции, радиопередач, видеоконтента).
2. Проектная деятельность, направленная на изучение родной истории и культуры.
3. Участие в общественных акциях, например. благотворительных.