I. Гигиенические условия, факторы
1.1. шум
1.2. освещенность
1.3. воздушная среда
1.4. размер помещений, кубатура
1.5. дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)
1.6. используемые стройматериалы, краска
1.7. мебель: размеры, размещение в помещении
1.8. видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры
1.9. пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания
1.10. качество питьевой воды, используемой в школе
1.11. экологическое состояние прилегающей к школе территории
1.12. состояние сантехнического оборудования.
II.Учебно-организационные факторы
(зависящие в большей степени от администрации школы)
2.1. объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника
2.2. расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году
2.3. организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)
2.4. объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время)
2.5. особенности устава школы и норм жизни школы
2.6. медицинское и психологическое обеспечение школы
2.7. участие родителей учащихся в жизни школы
2.8. стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»
2.9. психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»
2.10. интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы
2.11. наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся
2.12. позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
III. Психолого-педагогические факторы
(зависящие в большей степени от учителя)
3.1. психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок
3.2. стиль педагогического общения учителя с учащимися
3.3. характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок
3.4. степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)
3.5. особенности работы с «трудными подростками» в классе
3.6. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
3.7. степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)
3.8. личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений
3.9. состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью
3.10. обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения
3.11. степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя
3.12. профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Перечисленные и другие аналогичные им факторы – это поле нашей деятельности, те направления, работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать вышеперечисленные школьные факторы риска и выделить наиболее важные разместив их по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся.
|
На: перечень внутришкольных факторов, представляющих потенциальн
Спасибо за предоставленную информацию.