Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



1. Уравнения высших степеней и прогрессии. 2. Системы уравнений. 3. Модули и графики.

Разработка занятия спецкурса по математике для профильной группы 10 класса "Решение уравнений и их систем с параметрами".

Submitted by Татьяна Васильевна Тахтарова on Sat, 20/03/2010 - 00:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тахтарова Т.В.
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №3 г.Суровикино Волгоградской области
Регион: 
Волгоградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Математика
Цель урока: 
формирование умения проводить исследование задач с параметрами и представлять защиту своего проекта; формирование коммуникативной компетенции - умения работать в группе и рефлексии собственной деятельности.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Тема:

 «Решение уравнений и их систем с параметрами».

Цель: формирование умения  проводить исследование задач с параметрами и представлять защиту   своего проекта; формирование коммуникативной компетенции - умения работать в группе и рефлексии собственной деятельности.

 

Эпиграфы к уроку:

«Помните терему Виета!

Не делите на ноль!

Не извлекайте корень

четной степени из отрицательного числа!» (надписи в древней гробнице, перевод с клинописного (шутка))

«…что за прелесть эти задачи с параметрами!

Каждая из них – поэма!» (из разговора двух математиков)

 

 Вступительное слово учителя.

Друзья! Мы заканчиваем с вами изучение первого раздела образовательного модуля «Уравнения и неравенства». До этого мы изучили образовательный модуль «Числовые множества. Тождественные преобразования алгебраических выражений». Вы  познакомились со следующими дидактическими единицами: комплексные числа; теорема Безу; схема Горнера; деление многочленов «уголком»; соединения и бином Ньютона; треугольник Паскаля; обобщенная Теорема Виета; метод интервалов; симметричность в уравнениях (возвратные уравнения); преобразования графиков функций; метод Гаусса; метод Крамера (метод матричного исчисления).Это позволило расширить ваши знания сверх обязательной программы и решать более сложные задания, которые в тестах ЕГЭ имеют высокий уровень (С).К ним традиционно относятся задачи с параметрами. Ведь в каждой из них необходимо провести мини научное исследование с применением знаний из разных разделов, тем, блоков.

         Нетрадиционность наших занятий состоит не только в том, что мы изучаем что-то новое сверх программы, но и в том, что мы учимся не по отдельно взятому пособию, а имеем целый арсенал источников. В конце изучения первого модуля  проводились  исследования различных источников информации – пособий для поступающих в вузы, учебно-тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ и учебников для профильной школы с целью поиска и решения задач, в которых встречаются изученные ранее дидактические единицы. Эти исследования закончились защитой проектов  «Школа-вуз», «ЕГЭ» и «Профильная школа». К сегодняшнему занятию подготовка велась в группах, объединенных одной общей проблемой, решение которой не зависело от источника получения информации. В результате мы имеем группы:

1.     Уравнения высших степеней и прогрессии.

2.     Системы уравнений.

3.     Модули и графики.

В каждой группе распределены роли:

·        выступающих с защитой своего проекта,

·         статиста- фиксирующего вклад каждого члена группы в совместную деятельность,

·        контролеров- проверяющих решение предложенных своим оппонентам заданий,

·         практиков-реализующих исполнение предложенного другими группами задания.

         Итак, перед вами задачи

·         выступить со своим проектом,

·         принять активное участие в обсуждении,

·        решить задачи, предложенные оппонентами и защитить свое решение.

Каждый вид деятельности будет оцениваться по 10-ти балльной шкале. Во время урока работает экспертная комиссия, которая оценивает работу групп по следующим критериям:

виды деятельности и критерии оценивания

1-я группа

2-я группа

3-я группа

примечания

1.     выступление группы

·        грамотность

·        доступность изложения

·        различные способы решения

·        наглядность

 

 

 

 

2.     Участие группы в обсуждении

·        вопросы

·        поправки

·        добавления

 

 

 

 

3.     Решение задач оппонентов

·        правильность

·        рациональность

·        качество защиты своего решения

 

 

 

 

 

Затем ученик-статист собирает сведения, заполняет  таблицу и подсчитывает средний балл каждой группы.

 

вид деятельности

1 группа

2 группа

3 группа

выступление

1 эксперт

2 эксперт

3 эксперт

 

 

 

участие в обсуждении

1 эксперт

2 эксперт

3 эксперт

 

 

 

решение задач

1 эксперт

2 эксперт

3 эксперт

 

 

 

средний балл

 

 

 

 Этот балл имеет право получить каждый член группы, однако  в группе свой статист производит оценку работы каждого ученика и может «перебросить» баллы от одного ученика к другому так, чтобы средний балл остался прежним.

Таблица статисту группы

фамилия, имя ученика

итоговый балл за занятие

1.

2.

 

 

Ход работы:

1.     Отчет групп

1-ая группа:

Найти значение параметра , при котором корни уравнения  образуют арифметическую прогрессию и найти эти корни.

Решение.

Пусть d –разность арифметической прогрессии, x+d, x, x-d корни уравнения и члены арифметической прогрессии. Согласно обобщенной теореме Виета:

(x+d) + (x-d) + x = - 12, откуда следует, что x = - 4 это один из корней исходного уравнения. Подставив его в исходное  уравнение  имеем:

 - 64 + 192 – 20 +  =0, т.е. = - 108.

Подставив найденное значение параметра, найдем другие корни уравнения . Воспользовавшись схемой Горнера ( или делением «уголком» ) определим коэффициенты и  разложим многочлен, стоящий в левой части уравнения на множители.

 

1

12

5

- 108

- 4

1

8

- 27

0

В результате получим:

Ответ: при = - 108, ,

Члены других групп задают вопросы и получают задание от первой группы.

Задание для второй и третьей группы :

Найти значение параметра , при котором корни уравнения  образуют геометрическую прогрессию и найти эти корни.

(1 или 2 человека в группе приступают к поиску решения этого задания)

Ответ:

2-ая группа:

Найти значение параметра  при котором система уравнений     имеет более одного решения.

Решение.

Если две прямые имеют более одной общей точки, то они совпадают и система линейных уравнений имеет бесконечно много решений. Значит, должно выполняться условие  или по формулам Крамера . Выбирая второй способ решения имеем:

Следовательно, при   система уравнений имеет более одного решения.

Ответ:

Эта группа рассматривает также случаи, когда система не имеет решений или имеет единственное решение на примере следующих заданий:

1).Найти наибольшее целое  , при котором система   не имеет решений.

Решение.

Это возможно при выполнении условий

В результате получаем ответ: при  =2

2). При каких значениях параметра система имеет единственное решение.

Для ответа на этот вопрос достаточно проверки условия

Другим группам предлагается задание:

При каких значениях параметра система имеет единственное решение.

3-я группа.

Найти значения параметра , при которых уравнение  имеет ровно два решения.

Решение.

предлагаются два способа решения:

1-ый аналитический и 2-ой графический.

1 способ.

ОДЗ.

Находим промежутки знакопостоянства подмодульного выражения и решаем уравнение, пользуясь определением модуля.

1) при <1 и >7 имеем

уравнение имеет два различных решения, если дискриминант больше нуля, т.е. >-9, но с учетом ОДЗ имеем .

2) при 1< <7 имеем ,  уравнение имеет два различных решения, если дискриминант больше нуля, т.е. <9, но с учетом ОДЗ имеем 0 <9

При  = 0 исходное уравнение имеет два корня, а при     = 9 три различных корня.

Рассмотрим решения на оси параметров. SHAPE  \* MERGEFORMAT

0

0

 

9

4 корня

2 корня

2 корн корня

3 корня

2 корня

Ответ: при   >9 и =0 уравнение имеет два различных решения.

2 способ.

Найдем точки пересечения графика функции   с осью ОХ ( ), координаты вершины параболы ( ) и построим схематично график функции  .

 Графически  это семейство прямых, параллельных оси ОХ

 

 

Из рисунка видно, что графики имеют ровно две общие точки только при условии  >9 и =0

 

 

 SHAPE \* MERGEFORMAT

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание оппонентам: найти значения параметра , при которых уравнение  имеет ровно три решения.

Ответ: 4

После выступления групп по мере подготовленности на доску выносятся  решения предложенных для самостоятельного решения заданий.  Контролеры проверяют правильность решения и сообщают об этом экспертам..

Затем слово предоставляется экспертам, статисту и статистам групп для подведения итогов и оценки работы. Учащиеся высказывают свое мнение о работе на занятии.

Домашним заданием после таких занятий является самостоятельный поиск и решение подобных или других интересных заданий с параметрами и обсуждение их на следующих занятиях.

 

Краткое описание: 
Занятие показывает как применить в учебном процессе проектную технологию.

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн