Официальный сайт mkad14 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок по роману

"Два письма как ключ к пониманию образов главных героев»

Фото пользователя Алсу Фаридовна Сунгатуллина
Submitted by Алсу Фаридовна Сунгатуллина on вс, 03/04/2011 - 12:37
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сунгатуллина Алсу Фаридовна
Место работы, должность: 

 Тема урока: «Два письма как ключ к пониманию образов главных героев»

Цели:  образовательные:  сформулировать представления учащихся об образах главных героев на примере их писем; доказать на примере                                                                                                                                                                                               сопоставительного анализа писем родство душ и исключительность двух геров;

Развивающие: развить навыки анализа лирического произведения; развить логичность, осмысленность и  склонность к исследовательской деятельности при коллективной форме  обучения, развить критическое мышление учащихся на основе чтения; развить познавательные и созидательные способности учащихся.

Воспитательные: совершенствовать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; воспитать читательскую культуру школьников, любовь к русской         литературе, духовно-нравственную личность.

Тип урока: комбинированный(изучение литературно-критическго материала и художественного произведения) ;

                    Интегрированный (связь музыкой; опера П.И. Чайковского “Евгений Онегин”)

Форма урока: эвристический семинар

 Методы: поисковый, частично-поисковый, исследовательский;

Методические приемы: - эвристическая беседа;

                                           -постановка вопросов по теме урока;

                                           -использование элементов проектной деятельности на уроке;

                                           -сообщения учащихся (презентации);

                                           -прием устного словесного рисования;

                                           -чтение и анализ текста;

Оборудование: Портреты А.С. Пушкина, иллюстрации к роману «Евгений Онегин»; компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация.

 Эпиграф: «Это лучшее мое произведение». (из письма А.С. Пушкину, январь 1824г, Одесса).

 

Ход урока:

Стадии:

I.                  Слово учителя

Район «Евгений Онегин»- не только лучшее произведение Пушкина, это лучшее произведение всей русской литературы, с этим согласятся многие из нас. «Энциклопедия русской жизни», по мнению известного критика «В.Г. Белинского, заключает в себе так много значимого для русского человека: быт и природу России, кипения политической жизни, идейные споры, душевные переживания и, конечно же, любовь. Роман содержит в себе несколько частей, которые можно рассматривать как цельные самостоятельные произведения. Стоит уделить внимание двум письмам-Татьяны и Онегина как ключу к пониманию образов героев.

II.     Реализация   домашнего задания.

-Ребята, дома вы составили характеристику главных героев: Татьяны Лариной, Евгения Онегина. Прошу вас выступить перед классом.

(1 группа представляет презентацию о Евгении Онегине

2 группа -о Татьяне Лариной)

-Молодцы ,спасибо.

III.Вызов

-Ребята, а теперь давайте обратимся ко мнению известных критиков.

(Слайд №1: критика об Онегине.

Д.И.Писарев: 1) “Тип бесплодный, не способный ни к развитию, ни к перерождению; Онегинская скука не может произвести из себя ничего, кроме нелепостей и гадостей”.

2) “Безукоризненная бесцветность”,

В.Г.Белинский:

1) “Онегин- добрый малый, но при этом недюжинный человек”.

2) “Страдающий эгоист”.

Ф.М.Достоевский: “Скиталец в родной земле,... оторван от народа ,от народных сил”.

-С каким мнением вы согласитесь?

 

-Теперь давайте познакомимся с мнением критиков о Татьяне).

(Слайд №2:критика о Татьяне.

А.С. Пушкин: “Татьяны милый идеал”. По его мнению, это образ непорочен, гармоничен и современен”.

Ф.М. Достоевский: “...Натура гениальная, ибо...она глубже Онегина и, конечно, умнее его”.

“Натура Татьяны немногосложная, но глубокая и сильная... В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска ,без всяких примесей и приделок. Вся жизнь ее проникнута целостностью, тем искусством, которая в мира искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения”).

 

-Согласны ли вы с мнением Ф.М.Достоевского?

-Как он характеризует Татьяну?

-Спасибо за ваши мнения! Конечно, однозначных ответов здесь пока быть не может. Для глубокого понимания характеров героев мы должны провести литературоведческий анализ писем Татьяны и Евгения.

 

-Перед нами стоят такие задачи:

(Слайд №4:     Задачи урока:

1)выявить индивидуальные стороны письма Татьяны к Евгению Онегину;

2)определить личность характера Онегина на примере его письма к Татьяне;

3)провести сопоставительный анализ писем главных героев;

4)доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев: Татьяны Лариной и Евгения Онегина.

IV. Осмысление содержания.

 

-Итак, первое любовное письмо пишет Татьяна.Обратимся к нему.

(Просмотр видеофрагмента из кинофильма иностранного производства “Евгений Онегин”: письмо Татьяны.)

-Почему Татьяна решилась написать письмо?..               

-Какие чувства в Онегине вызвала любовь Татьяны?

                                                                                                                                                                                                                                                                               

-В романе еще два ненаписанных письма- это устные ответы Евгения на письмо Татьяны  и Татьяны на письмо Евгения.

-Прослушаем арию Онегина из оперы Л.И.Чайковского“Евгений Онегин”-ответ на письмо Татьяны

(видеофрагмент из оперы П.И.Чайковского “Евгений Онегин”)

-Считаете ли вы, что встреча в саду Татьяны с Онегиным-самая тяжелая минута в ее жизни? Почему?

-Как поступил Евгений Онегин и мог ли он поступить по -другому?

 

-Прошло 6 лет. И вот новая встреча Онегина с Татьяной на балу.Давайте посмотрим сцену этой встречи из кинофильма.

(Видеофрагмент из оперы П.И.Чайковского “Евгений Онегин”).

-Изменилась ли Татьяна?В чем?

 

-Обратимся к следующему письму,написанному с шестилетнм интервалом.

(Инсценирование отрывка из романа “Евгений Онегин”).

(Ученица в пышном платье “читает” письмо Евгения Онегина и “плачет” над ним.Недалеко от нее стоит ученик во фраке, со шляпой в руке и тростью в другой.Он с чувством читает это письмо.Дочитав, “Онегин” подходит к “Татьяне”, встает на колени и с “жаром”целует ее руку.Молчание, затем “Татьяна” произносит отповедь.)

 

Вопросы к классу:

1)Как меняется Онегин от начала романа к концу?

2)Изменилась ли Татьяна? В чем причины этих изменений?

3) Какие чувства выразились в последнем монологе Татьяны?

4)Почему Онегин сначала отверг любовь Татьяны,а потом искал ее?

5)Кто из героев вызвал ваше сочувствие и почему?

 

V. Разбор писем Татьяны и Евгения Онегина

1)В чем схожи письма Татьяны и Онегина?                                                                  В чем отличие?

Письмо Татьяны

Письмо Онегина

1) оба письма пишут влюбленные люди

3)оба осознают возможность (трагическую неразрешенность), неизбежность неудачи, но все равно пишут!

5)оба говорят о том, что скрывать любовь и страсть мучительно(-чтоб только слышать ваши речи.

-нет, поминутно видеть вас)

7)оба переступают условности света, общества(Татьяна пишет первой, а он -замужней )

9)перекликаются последние слова, воссоздают изначальное соединение героев(Онегин понял это через 6 лет).

11)ситуация неблагоприятна ни для 1 письма, ни для 2.

2)оба письма о любви

4)оба принимают в расчет возможный исход презрения

6)оба подводят итог написанному(«Но так и быть!»)не- случайно

8)на зеркальность писем переносится зеркальность чувств

10)оба письма одинаково пылки, о чем свидетельствует обилие знаков препинания!

12)у обоих в письмах – почти одинаково высокая интонация

 

 

Высокая интонация:         

13)множество выражений в письмах- галлицирмы (клише из французского языка)

 

Письма Татьяны

Письма Онегина

1)написано на французском языке

2)все слова-смирение и печаль

3)Письмо нежное,робкое,трепетное(дыхание молодости, чистоты, невинности => внутренний мир)

 

1)вот письмо его в «точь- в точь»

2)его слова- раскаяние

3)Письмо страстное «Онегин не может сдерживать страсть («поминутно видеть вас) |=> внешняя сторона

-
-Сделаем вывод=>в чем перекликиваются письма,хотя они и ярко индивидуальны?

(в лексике-общие фразы)

(смысловом отношении – общее настроение)

(в  интонации – широкий спектр интонаций)

(в культурном – принадлежность к  образованному кругу)

(в этическом – как вызов морали)

(в эстетическом – как высокохудожественный шедевр)

-Посредством писем  раскрывается родство душ двух исключительных героев.Письма – не только неотъемлемый

элемент сюжета, они еще стержень.Существование писем вне романа возможно, романа без писем- никогда. Мы бы не узнали, какова Татьяна, не услышав ее сокровенных строк, говорящих более красноречиво, нежели комментарии рассказчика.Без письма Онегина мы бы представили образ героя, но остались бы скрытыми изменения его души, динамика развития и развязка.За рамками романа остались еще три письма Онегина,но они так же ,как и оригинал письма Татьяны ,представлены воображению, интуиции читателя и составляют одну из многих загадок романа. Еще два ненаписанных письма -это устные ответы героев на письма, монологи по форме, продуманные заранее как продолжение переписки. Среди всех перечисленных писем два наиболее содержательны и значимы.

 

-Вернемся к мнению критиков.Сопоставьте высказывания критиков по поводу объяснения Татьяны с Онегиным.

(Слайд №5

•         Ю.Лотман:

•         «Жизнь Татьяны-не растворение…,не потеря личности…,а добровольно принятый подвиг,…результат развития личности, ее постоянных усилий по выбору нравственно наиболее трудного пути…»

 

•         Ф.М.Достоевский:

•         «Нет, это та же Таня, та же прежняя, деревенская Таня! Она не испорчена, она, напротив, удручена этою пышной петербургской жизнью, надломлена и страдает… Пусть она вышла замуж с отчаяния, но теперь он-ее муж, измена ее покроет его позором, стыдом и убьет его. А разве может человек основать свое счастье на несчастьи другого? Счастье не в одних  только наслаждениях любви, а и в высшей гармниии духа».

 

•         В.Г.Белинский:

•         «В этом объяснении высказалось все, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурою,-все: и пламенная страсть, и задушевность простого искреннего чувства, и чистота, и святость движений благородной натуры, и резонерство, и оскорбленное самолюбие, и тщеславие добродетелью,под которую замаскировано рабская боязнь общественного мнения… Основная мысль упреков Татьяны состоит в убеждении, что Онегин потому только не полюбил ее тогда, что в этом не было для него очарования соблазна;а теперь его приводит к ее ногам жажда скандалезной славы... Во всем так и пробивается страх за свою добродетель...”

 

•         В. Набоковвслед за Писаревым осудил решение “отвергнуть любовь Онегина, назвав это «визгливой добродетелью”, которая «повторяет зазубренную реплику».

 

•         И.Анненковтоже не оправдывает героиню: «Татьяна под конец обнаруживает еще и способность к сделкам со своей совестью. Она еще любит втайне Онегина и находится замужем – вот что положительно дурно».

•          

-Кто, с вашей точки зрения, более прав?

-Как вы сами можете объяснить мотивы ответа Татьяны?

-Почему же два замечательных человека не нашли путей друг к другу?

 

-Как писал философ и публицист Н.Н. Страхов : « До сих пор всякий ,желающий говорить о Пушкине, должен, нам кажется, начать с извинения перед читателями , что он берется в том или ином отношении измерять эту неисчерпаемую глубину.» Пушкин и его произведения самодостаточны и самоценны, они не нуждаются в комментариях и интерпретировании  и неподвластны им. Русский человек читает Пушкина сердцем, становясь мистически сопричастным духовному опыту огромной культуры эпох и поколений.

 

VII. Рефлексия

1)Оценка ответов.

2)Замечания учащихся к учителю, к себе.

 

VIII.Установка на Д/З.

1)Ответить на вопрос: «Почему судьбы героев романа трагичны?».

2)Сочинение -миниатюра «Что ждет Онегина в будущем?»

3)Доклад на тему: «Оценка Татьяны Лариной и Евгения Онегина в русской критике».

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цели:  образовательные:  сформулировать представления учащихся об образах главных героев на примере их писем; доказать на примере                                                                                                                                                                                               сопоставительного анализа писем родство душ и исключительность двух геров;

Развивающие: развить навыки анализа лирического произведения; развить логичность, осмысленность и  склонность к исследовательской деятельности при коллективной форме  обучения, развить критическое мышление учащихся на основе чтения; развить познавательные и созидательные способности учащихся.

Воспитательные: совершенствовать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; воспитать читательскую культуру школьников, любовь к русской         литературе, духовно-нравственную личность.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Оборудование: Портреты А.С. Пушкина, иллюстрации к роману «Евгений Онегин»; компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация.

 Эпиграф: «Это лучшее мое произведение». (из письма А.С. Пушкину, январь 1824г, Одесса).

 

Используемая методическая литература: 

Оборудование: Портреты А.С. Пушкина, иллюстрации к роману «Евгений Онегин»; компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация.

 Эпиграф: «Это лучшее мое произведение». (из письма А.С. Пушкину, январь 1824г, Одесса).

 

Используемое оборудование: 

Оборудование: Портреты А.С. Пушкина, иллюстрации к роману «Евгений Онегин»; компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация.

 Эпиграф: «Это лучшее мое произведение». (из письма А.С. Пушкину, январь 1824г, Одесса).

 

Используемые ЦОР: 

Оборудование: Портреты А.С. Пушкина, иллюстрации к роману «Евгений Онегин»; компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация.

 Эпиграф: «Это лучшее мое произведение». (из письма А.С. Пушкину, январь 1824г, Одесса).

 

Краткое описание: 
<p> <strong><em>Тема урока</em></strong>: <strong>&laquo;Два письма как ключ к пониманию образов главных героев&raquo;</strong></p> <p> <strong><u>Цели</u></strong><strong>:&nbsp; образовательные:</strong>&nbsp; сформулировать представления учащихся об образах главных героев на примере их писем; доказать на примере&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;сопоставительного анализа писем родство душ и исключительность двух геров;</p> <p align="right"> <strong>Развивающие</strong>: развить навыки анализа лирического произведения; развить логичность, осмысленность и&nbsp; склонность к исследовательской деятельности при коллективной форме&nbsp; обучения, развить критическое мышление учащихся на основе чтения; развить познавательные и созидательные способности учащихся.</p> <p align="center"> <strong>Воспитательные</strong>: совершенствовать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; воспитать читательскую культуру школьников, любовь к русской&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; литературе, духовно-нравственную личность.</p> <p> <strong>Тип урока</strong>: комбинированный(изучение литературно-критическго материала и художественного произведения) ;</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Интегрированный (связь музыкой; опера П.И. Чайковского &ldquo;Евгений Онегин&rdquo;)</p> <p> <strong>Форма урока:</strong> эвристический семинар</p> <p> &nbsp;<strong>Методы</strong>: поисковый, частично-поисковый, исследовательский;</p> <p> <strong>Методические приемы</strong>: - эвристическая беседа;</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; -постановка вопросов по теме урока;</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; -использование элементов проектной деятельности на уроке;</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;-сообщения учащихся (презентации);</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; -прием устного словесного рисования;</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; -чтение и анализ текста;</p> <p> <strong>Оборудование:</strong> Портреты А.С. Пушкина, иллюстрации к роману &laquo;Евгений Онегин&raquo;; компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация.</p> <p> &nbsp;<strong>Эпиграф:</strong> &laquo;Это лучшее мое произведение&raquo;. (из письма А.С. Пушкину, январь 1824г, Одесса).</p> <p align="center"> &nbsp;</p>

 Тема урока: «Два письма как ключ к пониманию образов главных героев»


»  Tags for document:

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн