Место работы, должность:
Тема урока: «Два письма как ключ к пониманию образов главных героев»
Цели: образовательные: сформулировать представления учащихся об образах главных героев на примере их писем; доказать на примере сопоставительного анализа писем родство душ и исключительность двух геров;
Развивающие: развить навыки анализа лирического произведения; развить логичность, осмысленность и склонность к исследовательской деятельности при коллективной форме обучения, развить критическое мышление учащихся на основе чтения; развить познавательные и созидательные способности учащихся.
Воспитательные: совершенствовать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; воспитать читательскую культуру школьников, любовь к русской литературе, духовно-нравственную личность.
Тип урока: комбинированный(изучение литературно-критическго материала и художественного произведения) ;
Интегрированный (связь музыкой; опера П.И. Чайковского “Евгений Онегин”)
Форма урока: эвристический семинар
Методы: поисковый, частично-поисковый, исследовательский;
Методические приемы: - эвристическая беседа;
-постановка вопросов по теме урока;
-использование элементов проектной деятельности на уроке;
-сообщения учащихся (презентации);
-прием устного словесного рисования;
-чтение и анализ текста;
Оборудование: Портреты А.С. Пушкина, иллюстрации к роману «Евгений Онегин»; компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация.
Эпиграф: «Это лучшее мое произведение». (из письма А.С. Пушкину, январь 1824г, Одесса).
Ход урока:
Стадии:
I. Слово учителя
Район «Евгений Онегин»- не только лучшее произведение Пушкина, это лучшее произведение всей русской литературы, с этим согласятся многие из нас. «Энциклопедия русской жизни», по мнению известного критика «В.Г. Белинского, заключает в себе так много значимого для русского человека: быт и природу России, кипения политической жизни, идейные споры, душевные переживания и, конечно же, любовь. Роман содержит в себе несколько частей, которые можно рассматривать как цельные самостоятельные произведения. Стоит уделить внимание двум письмам-Татьяны и Онегина как ключу к пониманию образов героев.
II. Реализация домашнего задания.
-Ребята, дома вы составили характеристику главных героев: Татьяны Лариной, Евгения Онегина. Прошу вас выступить перед классом.
(1 группа представляет презентацию о Евгении Онегине
2 группа -о Татьяне Лариной)
-Молодцы ,спасибо.
III.Вызов
-Ребята, а теперь давайте обратимся ко мнению известных критиков.
(Слайд №1: критика об Онегине.
Д.И.Писарев: 1) “Тип бесплодный, не способный ни к развитию, ни к перерождению; Онегинская скука не может произвести из себя ничего, кроме нелепостей и гадостей”.
2) “Безукоризненная бесцветность”,
В.Г.Белинский:
1) “Онегин- добрый малый, но при этом недюжинный человек”.
2) “Страдающий эгоист”.
Ф.М.Достоевский: “Скиталец в родной земле,... оторван от народа ,от народных сил”.
-С каким мнением вы согласитесь?
-Теперь давайте познакомимся с мнением критиков о Татьяне).
(Слайд №2:критика о Татьяне.
А.С. Пушкин: “Татьяны милый идеал”. По его мнению, это образ непорочен, гармоничен и современен”.
Ф.М. Достоевский: “...Натура гениальная, ибо...она глубже Онегина и, конечно, умнее его”.
“Натура Татьяны немногосложная, но глубокая и сильная... В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска ,без всяких примесей и приделок. Вся жизнь ее проникнута целостностью, тем искусством, которая в мира искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения”).
-Согласны ли вы с мнением Ф.М.Достоевского?
-Как он характеризует Татьяну?
-Спасибо за ваши мнения! Конечно, однозначных ответов здесь пока быть не может. Для глубокого понимания характеров героев мы должны провести литературоведческий анализ писем Татьяны и Евгения.
-Перед нами стоят такие задачи:
(Слайд №4: Задачи урока:
1)выявить индивидуальные стороны письма Татьяны к Евгению Онегину;
2)определить личность характера Онегина на примере его письма к Татьяне;
3)провести сопоставительный анализ писем главных героев;
4)доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев: Татьяны Лариной и Евгения Онегина.
IV. Осмысление содержания.
-Итак, первое любовное письмо пишет Татьяна.Обратимся к нему.
(Просмотр видеофрагмента из кинофильма иностранного производства “Евгений Онегин”: письмо Татьяны.)
-Почему Татьяна решилась написать письмо?..
-Какие чувства в Онегине вызвала любовь Татьяны?
-В романе еще два ненаписанных письма- это устные ответы Евгения на письмо Татьяны и Татьяны на письмо Евгения.
-Прослушаем арию Онегина из оперы Л.И.Чайковского“Евгений Онегин”-ответ на письмо Татьяны
(видеофрагмент из оперы П.И.Чайковского “Евгений Онегин”)
-Считаете ли вы, что встреча в саду Татьяны с Онегиным-самая тяжелая минута в ее жизни? Почему?
-Как поступил Евгений Онегин и мог ли он поступить по -другому?
-Прошло 6 лет. И вот новая встреча Онегина с Татьяной на балу.Давайте посмотрим сцену этой встречи из кинофильма.
(Видеофрагмент из оперы П.И.Чайковского “Евгений Онегин”).
-Изменилась ли Татьяна?В чем?
-Обратимся к следующему письму,написанному с шестилетнм интервалом.
(Инсценирование отрывка из романа “Евгений Онегин”).
(Ученица в пышном платье “читает” письмо Евгения Онегина и “плачет” над ним.Недалеко от нее стоит ученик во фраке, со шляпой в руке и тростью в другой.Он с чувством читает это письмо.Дочитав, “Онегин” подходит к “Татьяне”, встает на колени и с “жаром”целует ее руку.Молчание, затем “Татьяна” произносит отповедь.)
Вопросы к классу:
1)Как меняется Онегин от начала романа к концу?
2)Изменилась ли Татьяна? В чем причины этих изменений?
3) Какие чувства выразились в последнем монологе Татьяны?
4)Почему Онегин сначала отверг любовь Татьяны,а потом искал ее?
5)Кто из героев вызвал ваше сочувствие и почему?
V. Разбор писем Татьяны и Евгения Онегина
1)В чем схожи письма Татьяны и Онегина? В чем отличие?
Письмо Татьяны
|
Письмо Онегина
|
1) оба письма пишут влюбленные люди
3)оба осознают возможность (трагическую неразрешенность), неизбежность неудачи, но все равно пишут!
5)оба говорят о том, что скрывать любовь и страсть мучительно(-чтоб только слышать ваши речи.
-нет, поминутно видеть вас)
7)оба переступают условности света, общества(Татьяна пишет первой, а он -замужней )
9)перекликаются последние слова, воссоздают изначальное соединение героев(Онегин понял это через 6 лет).
11)ситуация неблагоприятна ни для 1 письма, ни для 2.
|
2)оба письма о любви
4)оба принимают в расчет возможный исход презрения
6)оба подводят итог написанному(«Но так и быть!»)не- случайно
8)на зеркальность писем переносится зеркальность чувств
10)оба письма одинаково пылки, о чем свидетельствует обилие знаков препинания!
12)у обоих в письмах – почти одинаково высокая интонация
Высокая интонация:
13)множество выражений в письмах- галлицирмы (клише из французского языка)
|
Письма Татьяны
|
Письма Онегина
|
1)написано на французском языке
2)все слова-смирение и печаль
3)Письмо нежное,робкое,трепетное(дыхание молодости, чистоты, невинности => внутренний мир)
|
1)вот письмо его в «точь- в точь»
2)его слова- раскаяние
3)Письмо страстное «Онегин не может сдерживать страсть («поминутно видеть вас) |=> внешняя сторона
|
-
-Сделаем вывод=>в чем перекликиваются письма,хотя они и ярко индивидуальны?
(в лексике-общие фразы)
(смысловом отношении – общее настроение)
(в интонации – широкий спектр интонаций)
(в культурном – принадлежность к образованному кругу)
(в этическом – как вызов морали)
(в эстетическом – как высокохудожественный шедевр)
-Посредством писем раскрывается родство душ двух исключительных героев.Письма – не только неотъемлемый
элемент сюжета, они еще стержень.Существование писем вне романа возможно, романа без писем- никогда. Мы бы не узнали, какова Татьяна, не услышав ее сокровенных строк, говорящих более красноречиво, нежели комментарии рассказчика.Без письма Онегина мы бы представили образ героя, но остались бы скрытыми изменения его души, динамика развития и развязка.За рамками романа остались еще три письма Онегина,но они так же ,как и оригинал письма Татьяны ,представлены воображению, интуиции читателя и составляют одну из многих загадок романа. Еще два ненаписанных письма -это устные ответы героев на письма, монологи по форме, продуманные заранее как продолжение переписки. Среди всех перечисленных писем два наиболее содержательны и значимы.
-Вернемся к мнению критиков.Сопоставьте высказывания критиков по поводу объяснения Татьяны с Онегиным.
(Слайд №5
• Ю.Лотман:
• «Жизнь Татьяны-не растворение…,не потеря личности…,а добровольно принятый подвиг,…результат развития личности, ее постоянных усилий по выбору нравственно наиболее трудного пути…»
• Ф.М.Достоевский:
• «Нет, это та же Таня, та же прежняя, деревенская Таня! Она не испорчена, она, напротив, удручена этою пышной петербургской жизнью, надломлена и страдает… Пусть она вышла замуж с отчаяния, но теперь он-ее муж, измена ее покроет его позором, стыдом и убьет его. А разве может человек основать свое счастье на несчастьи другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармниии духа».
• В.Г.Белинский:
• «В этом объяснении высказалось все, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурою,-все: и пламенная страсть, и задушевность простого искреннего чувства, и чистота, и святость движений благородной натуры, и резонерство, и оскорбленное самолюбие, и тщеславие добродетелью,под которую замаскировано рабская боязнь общественного мнения… Основная мысль упреков Татьяны состоит в убеждении, что Онегин потому только не полюбил ее тогда, что в этом не было для него очарования соблазна;а теперь его приводит к ее ногам жажда скандалезной славы... Во всем так и пробивается страх за свою добродетель...”
• В. Набоковвслед за Писаревым осудил решение “отвергнуть любовь Онегина, назвав это «визгливой добродетелью”, которая «повторяет зазубренную реплику».
• И.Анненковтоже не оправдывает героиню: «Татьяна под конец обнаруживает еще и способность к сделкам со своей совестью. Она еще любит втайне Онегина и находится замужем – вот что положительно дурно».
•
-Кто, с вашей точки зрения, более прав?
-Как вы сами можете объяснить мотивы ответа Татьяны?
-Почему же два замечательных человека не нашли путей друг к другу?
-Как писал философ и публицист Н.Н. Страхов : « До сих пор всякий ,желающий говорить о Пушкине, должен, нам кажется, начать с извинения перед читателями , что он берется в том или ином отношении измерять эту неисчерпаемую глубину.» Пушкин и его произведения самодостаточны и самоценны, они не нуждаются в комментариях и интерпретировании и неподвластны им. Русский человек читает Пушкина сердцем, становясь мистически сопричастным духовному опыту огромной культуры эпох и поколений.
VII. Рефлексия
1)Оценка ответов.
2)Замечания учащихся к учителю, к себе.
VIII.Установка на Д/З.
1)Ответить на вопрос: «Почему судьбы героев романа трагичны?».
2)Сочинение -миниатюра «Что ждет Онегина в будущем?»
3)Доклад на тему: «Оценка Татьяны Лариной и Евгения Онегина в русской критике».