Используемые учебники и учебные пособия:
Волкова И.А. Урок музыки в 8 классе (Кабалевский).
УРОК 10: «Танцевальность в основе «лёгкой» и «серьёзной»
музыки» - 1 час
Цель урока: помочь учащимся разобраться в общественных функциях «лёгкой» и «серьёзной» музыки
Задачи: - раскрыть тяготение к «лёгкой» и «серьёзной» музыке одного жанра – польки на примерах творчества И. Штрауса и С. Рахманинова;
- развивать умение находить признаки современной музыки в музыкальном материале урока (соответствие духу времени);
- воспитание культуры слушания музыки.
Оборудование: магнитофон, диски CD, портрет И. Штрауса, портрет С. Рахманинова.
Материал для слушания: «Токката и фуга ре минор» И. Бах, «Кофейная кантата» И. Бах, «Полька-пиццикато» И. Штрауса, «Итальянская полька» С. Рахманинова.
ХОД УРОКА
1 этап: организационный.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы начинаем изучение новой темы: «Музыка «лёгкая» и музыка «серьёзная».
- Как вы понимаете, что значит музыка «лёгкая»? А «серьёзная»?
- Как вы думаете, разделение на «лёгкое» и «серьёзное» искусство присуще только музыке? (Нет. Например, литература. Обучающиеся приводят свои примеры)
2 этап: повторение изученного материала.
А что же в музыке? На уроках музыки вы знакомились с различными произведениями русских, зарубежных, советских композиторов.
- Назовите примеры «серьёзной» музыки.
- Какие произведения, изученные вами ранее, можно считать «лёгкими»?
3 этап: изучение нового материала.
Грани между понятиями «лёгкое» и «серьёзное» очень прозрачны. Они в большей степени зависят от уровня слушательской культуры. Нельзя сказать, что «лёгкая» музыка появилась недавно, она как и серьёзная – давний спутник человечества.
- Можно ли сказать, что все композиторы делятся на две категории: пишущие музыку лёгкую и пишущие музыку серьёзную? Аргументируйте свой ответ. (ответы обучающихся)
НАПРИМЕР: Иоганн Себастьян Бах, несомненно серьёзный музыкант. Весь мир до сих пор восхищается его «Токкатой и фугой ре минор».
СЛУШАНИЕ: «Токкатой и фугой ре минор» И. Баха.
Такое произведение И. Баха вам знакомо?
СЛУШАНИЕ: «Кофейная кантата» И. Баха
Сравнивая его с «Токкатой и фугой ре минор» можем ли мы отнести его к «серьёзной» музыке?
Это «лёгкая» музыка написана с не меньшим мастерством и любовью, талантом и трудолюбием.
Подобное можно встретить в творчестве любого композитора-мастера.
Давайте попробуем провести грань между музыкой «лёгкой» и «серьёзной». Результаты нашего исследования запишем в таблицу.
№ п/п
|
|
СЕРЬЁЗНАЯ
|
ЛЁГКАЯ
|
1.
|
Главное в музыке
|
Мелодия и гармония
|
ритм
|
2.
|
Музыкальные формы
|
Крупные и малые формы
|
Малые формы
|
3.
|
Художественный образ
|
Динамичен
( развивается, изменяется)
|
Статичен
(без развития)
|
4.
|
Логика
|
Имеет собственную логику
|
Часто логика отсутствует
|
5.
|
Восприятие
|
Углублённое
|
Поверхностное
|
6.
|
Эмоциональное содержание
|
Заставляет человека обратиться внутрь себя
|
Помогает избавиться от тягостного состояния, раскрепощает.
|
7.
|
Поднимает слушателя до своего уровня
|
Спускается к человеку
|
8.
|
Ставит самостоятельные задачи, не служит фоном жизни
|
Служит фоном жизни
|
9.
|
Приобщает к вечным идеалам
|
Приобщает к жизни
|
Известный музыковед А. Н. Сохор даёт 3 признака, разграничивающих лёгкую и серьёзную музыку:
- внешний признак (место исполнения произведения);
- доходчивость;
- содержание музыки, которое определяет его назначение.
Сегодня мы попытаемся раскрыть тяготение к «лёгкой» и «серьёзной» музыке одного жанра – польки.
ПОЛЬКА – этобыстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Название танца произошло от чешского слова půlka, означающего "половинный шаг", поскольку ритм польки требует быстро переступать с ноги на ногу.
Долгое время танцевальная музыка существовала только для сопровождения танцев. Одним из главных признаков танцевальной музыки является преобладающая роль РИТМА. Из всех видов танцевального искусства танцевальная музыка самым непосредственным образом связана с бытом и подвержена влиянию моды. Она отражает облик людей данной эпохи.
- Я скажу: «Сдержанный менуэт», и вы представите себе широкие кринолины и огромные напудренные парики.
- Я скажу: «Развинченный твист», и вы представите себе яркие галстуки, брюки-дудочки и ботинки на «манной каше».
- Я скажу: «Брейк-данс», и вы представите себе________(ответы детей).
Танцевальность проникает во многие произведения крупной формы: симфонии, оперы.
На этом уроке мы попробуем разобраться в двух польках: Иоганна Штрауса и Сергея Рахманинова. Прослушав и проанализировав их, мы сможем понять лёгкая это музыка или серьёзная.
Начнём с произведения Иоганна Штрауса, которое называется «Полька-пиццикато».
СЛУШАНИЕ: «Полька-пиццикато» И. Штрауса.
- Какие впечатления произвела на вас музыка?
- Какая группа инструментов исполняет музыку? (пиццикато струнных)
ПИЦЦИКАТО (от итал. слова – щипать) – приём исполнения на струнных смычковых инструментах. Звук исполняется не ведением смычка, а защипыванием струны пальцем.
- К какому жанру (лёгкому или серьёзному) можно отнести польку? Почему? (Во времена Штрауса это была самая настоящая, шокирующая публику танцевальность и лёгкость)
И. Штраус создавал истинно художественные произведения, доступные и понятные массам. С критерием мастерства, присущим серьёзному искусству, он подошёл к музыке лёгкой и поэтому сумел стереть грань, отделявшую высокий жанр (концертный, театральный) от якобы низкого (бытового, развлекательного).
В тех формах, какие мы знаем сейчас, лёгкая музыка начала развиваться с 19 века. До этого она существовала в народном творчестве (творчество скоморохов, шансонье, певцов-куплетистов, цыганских хоров). В 18 веке появляется вальс, затем в 30-е годы 19 века – полька, чардаш, оперетта.
- Как называется одна из самых известных полек Сергея Рахманинова? (Итальянская полька)
Итальянская полька С. Рахманинова – музыкальный сувенир, подарок из Италии, где он слышал этот напев.
СЛУШАНИЕ: «Итальянская полька» С. Рахманинова
Рахманинов ценил шутку, улыбку и наряду с серьёзной музыкой, в минуты отдыха, чувствовал потребность в музыкальном развлечении.
- Какое настроение вызывает у вас эта музыка? Каков характер основной интонации?
- Как вы думаете, с помощью каких приёмов развития музыки композитор превратил простенький бытовой танец в блестящую концертную пьесу?
- К какой области музыки (лёгкой или серьёзной) можно отнести «Польку»?
4 этап: домашнее задание.
Заполнить сравнительную таблицу «Лёгкое и серьёзное в танцевальной музыке – ПОЛЬКА»
«Итальянская полька» С. Рахманинова
|
«Полька-пиццикато» И. Штрауса.
|
|
|
Вывод:
|
Вывод:
|
6 этап: подведение итогов урока.
«Небольшая пьеса вполне может стать таким же шедевром, как и большое произведение. В самом деле, я нередко убеждался, что короткая фортепианная пьеса причиняла мне всегда гораздо больше мук и ставила передо мной больше проблем, чем симфония или концерт», - вспоминал С. В. Рахманинов.
ВЫВОД: Людям необходима самая разная музыка, отражающая в своём многообразии нашу жизнь. Но не менее важным для человека является наличие музыкальной культуры, умение отличить подделку от истинного шедевра, как серьёзной так и лёгкой музыки.
Использованные ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. Бельканто.ру – в мире оперы. http://www.belcanto.ru
2. Википедия: свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org
3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http://school-collection.edu.ru
4. Классическая музыка.ру. http://www.classic-music.ru
5. Погружение в классику. http://www.intoclassics.net
6. Российский общеобразовательный портал: музыкальная коллекция. http://music.edu.ru