Год назад я со своей семьёй сменила любимый и родной Красноярск на маленький и уютный Иланский. Мне предложили в новой школе часы в начальных классах и кружок.
С кружка всё и началось. Приближался праздник 8 марта, дети делали презентации: вставляли картинки, текст, анимацию. Мы решили эти работы подарить мамам. Взяли и добавили музыку, записали на диск и подарили.
Сдружилась с учительницей по музыке. На итоговый концерт надо было сделать фон к песням. Первая моя песня была Привидения.
Потом был выпускной в 4 классах, ребятишки прощались с начальной школой, среди них был и мой сын. Хотелось сделать, что-то необычное и запоминающееся. Как обычно, отсканировала фотографии детей с 1 по 4 класс, добавила анимированных картинок, взяла сценарий у организаторов, проиллюстрировала все песни и поздравления. Получилось сопровождение к празднику из 18 презентаций (из них 6 детских), открывающихся в одной и 19 музыкальных файлов. После праздника записала всё на диск и подарила учительницам, выпустивших 4 классы. Прекрасная память.
Потом подошёл день учителя. У организаторов возникла идея, чтобы дети учителей поздравили своих мам с большого экрана. Опять выручила презентация. На этот раз сопровождение получилось из 7 презентаций. Одна из них чисто музыкальное поздравление из 13 песен. Две к играм устами младенца и угадай чей сын или дочь. И сопровождение к трём песням. И всё это собрано в одну.
Последняя и самая любимая на данный момент презентация - отчёт о работе нашей базовой площадки по компьютерной графике на педсовет. Опять же под музыку представлены работы сделанные в фотошопе.
Конечно же я использую презентации не только на праздники. Использую их и на уроках. Особенно удобно применять их для объяснения нового материала и для проверки домашнего задания.
Особенно это удобно в начальной школе. Я работаю по тетрадям Горячева в 3-4 классах. Намного меньше времени уходит на проверку заданий и ученики могут сразу увидеть свои ошибки.
В 6 классах я работаю по программе Босовой. Так там к каждой теме есть презентация. Так как в библиотеке ещё не закуплены учебники для 6 класса, я скидываю ученикам эти презентации для подготовки дома.
Известно, что любые объемы информации человек лучше усваивает, когда она поступает через канал зрения. Причина кроется в особенностях человеческой психики и физиологии. В силу этих особенностей рассматриваемые изображения очень быстро анализируются, моментально ассоциируются с накапливаемыми в течении всей жизни образами и распознаются намного выше, чем при анализе информации, поступающей, например, по слуховому каналу.
Но даже на уроке мне всегда хочется вставить музыку, хотя бы на физминутку, или на зарядку для глаз. Так, например у Босовой в 6 классе есть практическая работа про двух весёлых гусей. Так песня 2 весёлых гуся нам очень пригодилась.
Ещё в Красноярске мне посчастливилось работать с замечательным педагогом Малобицкой Зорей Степановной. Я хотела бы познакомить вас с её статьёй «Компьютерные технологии в нравственно – эстетическом воспитании школьников» 2005 года. Хочу познакомить Вас со статьёй Зори Степановны об использовании презентаций.
Малобицкая З. С.,
руководитель лектория
«В мире искусства», к. п. н.
Судя по публикациям, обобщающим опыт использования компьютерных технологий в образовании, они применяются в основном в учебном процессе.
Между, тем не менее, богатые возможности для этого в воспитании.
В школе №84 Красноярска второй год существует лекторий «В мире искусства» на материале русской живописи XIX века. Своим возникновением он обязан именно компьютерным технологиям.
По базовому образованию я преподаватель русского языка и литературы. Работая в школе и пединституте, вела факультативы по искусству и всегда испытывала трудности и досаду при демонстрации репродукций.
Чтобы дети убедились в красоте картины, они должны увидеть её максимально приближенной к подлиннику по величине и колориту.
Никакие открытки и более крупные репродукции не дают нужного эффекта. Творческое содружество с преподавателем информатики Ю. А. Кемаевой позволило нам, сканируя лучшие образцы изображений и показывая их с помощью проектора на большом экране, добиться такого впечатления при демонстрации картины, какой был раньше совершенно невозможен.
Конечно, полного совпадения с оригиналом нам никогда не достичь, но впечатление сильное, при таком показе внимание и интерес детей удержать гораздо легче.
Почему нами выбрано нравственно – эстетическое направление в работе лектория? Во – первых, основные эстетические категории «прекрасное» и «безобразное» неразрывно связаны с нравственными категориями добра и зла.
По словам В. Г. Белинского «Эстетические чувства есть основа нравственности».
Казалось бы, сейчас, когда огромное количество диафильмов, дисков усиленно тиражируют шедевры искусства, дают возможность войти в любой музей мира, так просто и легко приобщиться к его ценностям.
Но станут ли школьники самостоятельно посещать эти музеи, если «Воспитание чувств ребёнка – исходный и самый важный родник формирования его личности, находится у нас на последнем месте и в самом плохом состоянии».
Эти слова заслуженного учителя РФ А. Н. Ильина были сказаны несколько лет назад. Может быть, теперь мы преодолели дефицит эстетического воспитания в школе?
В учебнике педагогики за 2001 год читаем: «Стройное здание эстетического воспитания, которое предстоит построить в школе, должно опираться на фундамент искусства».
Что же делать? Ждать когда этот «долгострой закончится»?
Эстетическое воспитание сложный процесс, активизирующий все психические функции (внимание, память, воображение, чувства), благотворно влияющий на интеллектуальное развитие. Вот что пишет по этому поводу Н. П. Щетинин: «Школа развития чувств – это школа развития интеллекта. Чем меньше школа опирается на чувства, тем скуднее её урожаи ума».
В современном культурном хаосе, в разгуле развлекательщины и откровенной пошлости эстрадных кумиров, усиленно тиражируемых телевидением, школьникам трудно без помощи взрослого сделать правильный выбор.
Акцентируя значение педагогического наставничества в процессе эстетического развития личности, учёный, поэт и художник Н. К. Рерих по – иному сформулировал известный афоризм Ф. М. Достоевского «Красота спасёт мир». У Рериха он звучит так: «Понимание красоты спасёт мир».
Готовить школьников к самостоятельной встрече с искусством – главная задача нашей работы в лектории. Её можно назвать пропедевтической, это подготовка ребят к серьёзному, заинтересованному, уважительному отношению к искусству.
Лекторий рассчитан на три года. Ежегодно участники посещают 4 – 5 занятий и две викторины в середине и конце года.
В прошлом году мы подготовили к 375 летнему юбилею Красноярска две компьютерных композиции о нашем замечательном земляке В. И. Сурикове и начали серию композиций под общим названием «По залам Третьяковской галереи», куда войдут рассказы о творчестве выдающихся мастеров русской живописи XIX века.
Каждая из композиций состоит из устного текста о творчестве художника (в исторической последовательности развития живописи), показа его работ и их анализа.
Рассказ о художнике – это далеко не обязательно «биография» с перечислением главных дат его жизни.
В каждом из них стараемся открыть какие – то индивидуальные черты, сделать их живыми, близкими для детей людьми, показать через них лучшие национальные качества, которые дают право (перефразируя Тютчева) «верить в особенную стать России»:
В. И. Суриков – человек влюблённый в свой народ, в Сибирь, сибиряков, прекрасный сын, брат, отец.
И. Е. Репин – великий труженик, у него от перегрузки работой начала сохнуть правая рука, и он научился писать левой.
В. В.Верещагин – яростный противник войны, смерти и горя, которые она несёт людям. Его картина «Апофеоз войны» современна и для нас.
П. М. Третьяков – скромный, самоотверженно преданный своему делу, превыше всего чтивший свой гражданский долг. Всегда привожу детям в записи на экране его слова: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу, народу в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда, во всю жизнь».
Анализ картин – настоящий психологический практикум для ребят. Вот где нам помогает их величина. Для понимания переживаний героев, их сложных психологических состояний и мотивов поведения важны иногда самые незаметные детали, которых попросту не увидеть на открытке.
Но самое главное - научить выражать словесно мысли и чувства, вызванные картиной, определить нравственную позицию художника и его мастерство.
Из сказанного ясно, что наши занятия не очень похожи на лекцию, т. к. обязательно предполагают обратную связь с аудиторией – реплики, замечания, вопросы.
В этом году мы увеличим самостоятельность ребят, желающим будет предоставлена возможность быть соавторами композиций: подготовить анализ картины, рассказ ободном из этапов творчества художника и т. д.
Но это и не факультатив для избранных, приглашаем весь класс желательно с классным руководителем. В прошлом году лекторий посетили 235 детей и 18 учителей.
Наши главные слушатели – учащиеся 6 – 8 классов. Практика работы убеждает, что именно этот возраст наиболее сензитивен для приобщения к нравственно – эстетическим ценностям искусства. Подростки любознательны, непосредственны в выражении своих эмоций, обладают хорошей зрительной памятью и воображением и (главное) у них нет ещё устойчивых штампов в восприятии искусства.
Юлия Альфонсовна принимает в работе лектория самое активное участие на всех этапах. Вместе с ребятами она «добывает» в Интернете нужные нам репродукции, помогает оформить композицию, присутствует на занятиях, т. к. отвечает за техническое качество показа.
Кроме того, Юлия Альфонсовна успешно использует фрагменты композиций о Сурикове, Васнецове, Федотове на уроках информатики в младших классах, готовит ребят к грамотному восприятию живописи в подростковом и старшем возрастах.
Компьютер стал для нас собственным музеем, где хранятся наши любимые картины, к которым можно вернуться в любое время.
С искусством в школе знакомят детей по – разному.
Можно поставить для просмотра видеофильм и уйти в столовую пить чай. Можно требовать на уроках МХК составить «рейтинг произведений Чайковского». Идея, скажем прямо, кощунственная ещё и потому, что большинство из учащихся их никогда не слышали.
Можно трём преподавателям (чтения, рисования и музыки) два урока мучить младших школьников, заставляя определить, какой период весны (начало, середину или конец) изобразил Тютчев в стихотворении «Ещё в полях белеет снег». Это зарисовки «с натуры». Такие уроки приносят огромный вред: они вызывают у ребят скуку, раздражение, активное неприятие искусства. Подобные педагоги не имеют права заниматься искусством. Взяться за это дело, не зная, не понимая, не любя по настоящему искусство и детей – это профессиональное преступление.
Настоящим интересом и любовью к искусству «заражает детей учитель через свою энергетику: интонацию, жест, улыбку; прямое высказывание: «Сегодня я расскажу вам о своей любимой картине» и ещё многим, чего невозможно выразить словами, но всегда можно почувствовать в живом процессе общения.
Неудачи в преподавании МХК и других подобных курсов связаны с неумением перестроить методику предмета и стиль педагогического общения в соответствии с его спецификой – всегда урок, всегда журнал и отметка, которая убивает свободу, творчество, радость.
Искусство не терпит авторитарной педагогики принуждения. Приемлемы только гуманистические отношения: радоваться успехам детей, хвалить за малейшее старание, проявлять интерес и терпимость к их суждениям и взглядам и как можно чаще делиться с ними своими чувствами. Это тот педагогический арсенал, который мы выбрали для общения с детьми на занятиях лектория и собираемся совершенствовать его в дальнейшем.
Мы мечтаем озвучить свои композиции, чтобы сделать мультимедийный диск для школьной медиатеки.
Мечтаем сделать для ребят «Памятку». Там будет список художников и их картины, термины, связанные с живописью: прототип, репродукция, подлинник и другие.
Мечтаем свой актив свозить в Москву, в Третьяковскую галерею, а потом издать сборник их впечатлений.
Может быть, нам с Юлией Альфонсовной не удастся осуществить всего задуманного, но в одно мы верим твёрдо: приехав в Москву, наши дети пойдут не только в ГУМ, но обязательно и в Третьяковскую галерею поклониться тем замечательным людям – русским художникам, о которых они узнали в школе.
Когда мы достроим то «стройное здание» эстетического воспитания, о котором мечтаем так давно, работа, подобная нашей, не будет нужна. А пока «возьмёмся за руки друзья», чтобы наши дети не забыли дорогу к добру и красоте.
Я закончу словами К. И. Чуковского (их следовало бы сделать эпиграфом к этой статье): «Тот, кто в детские и юношеские годы не испытывал великого облагораживающего влияния искусства (живописи, музыки, литературы) навсегда останется душевным уродом, как бы он не преуспевал в науке и технике».
|
На: Где и как я использую презентации
На: Где и как я использую презентации
Здравствуйте, Юлия. Вы удивительный, творческий человек. С удовольствием познакомилась с вашим эссе, многое возьму себе на вооружение. С уважением, Надежда.
На: Где и как я использую презентации
На: Где и как я использую презентации
На: Где и как я использую презентации
На: Где и как я использую презентации
Спасибо за такой подробный рассказ о своей работе, кое-что у Вас я могу перенять и использовать. Особое спасибо за статью, т.к. основное напрваление работы нашей школы нравственно-эстетическое. Успехов Вам в работе.
На: Где и как я использую презентации
В, свяси с тем. что уроки технологии постепенно "вымирают", третий год веду уроки изобразительного искусства. Картинок, действительно найти можно очень много, но как сделать, чтобы глядя на них каждый ребенок "испытывал великого облагораживающего влияния искусства...". Непременно постараюсь использовать полученную от Вас информацию. Спасибо!
На: Где и как я использую презентации
На: Где и как я использую презентации
Юлечка! Какие у вас замечательные работы! Вам в пору самой проводить коллегам мастер класс. Очень интересную статью прочитала благодаря Вам. Спасибо с уважением Рыженко ГК
На: Где и как я использую презентации
Отличная идея: презентации давать учащимся домой для изучения, закрепления. С таким видом я ещё не встречалась. Классно! Сколько плюсов у презентаций! Спасибо за идею! С уважением Хребтищева Татьяна