У каждого ребенка есть своя, хоть и маленькая, история. В этой истории есть и веселые и грустные моменты. Есть и такие яркие ситуации, которые очень хочется вспомнить, заново пережить, быть может, по-новому осмыслить, но доступ к ним «за семью замками». Арт-терапия, а точнее здоровьесберегающая технология воздействия цветом – и есть ключик от этих «замков».
В нашем детском саду уже на протяжение нескольких лет работает логопедическая группа «Звездочка», которую посещают дети с общим нарушением речи и задержкой психического и психомоторного развития. Эти дети особые. Они требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении, которое необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями. Они по-другому смотрят на мир, и, порой, не могут в силу своих физических или психических недостатков выразить свои чувства и эмоции, свое настроение, все, что накопилось у них внутри, о чем они мечтают и что их беспокоит.
Для воспитанников логопедической группы был разработан и реализован методический практико-ориентированный проект Технология воздействия цветом на детей с ОНР и ЗПР, творческое название которого «Разноцветное настроение».
Вопросы:
- основополагающий: Каким образом технология воздействия цветом может влиять на физическое и психическое состояние детей с ОНР и ЗПР?
- проблемные: 1. Можно ли с помощьютехнологии воздействия цветом скорректировать линию поведения ребенка с ОНР и ЗПР?
2. Каким образом технология воздействия цветом связана с развитием и коррекцией речи детей с ОНР и ЗПР?
3. Можно ли через цвет и сюжетную линию рисунка определить настроение, эмоциональное состояние ребенка с ОНР и ЗПР?
4. Является ли технология воздействия цветом методом эмоциональной разгрузки и снятия напряжения для детей с ОНР и ЗПР?
Учебные предметы:
- интегрированные занятия по изодеятельности
- интегрированные занятия по развитию речи
- коррекционные занятия
- консультации для педагогов ДОУ и родителей
- мастер-классы для педагогов ДОУ
- анкетирование для родителей ДОУ
Участники проекта:
Дети 5-7 лет, воспитанники логопедической группы «Звездочка» МДОУ д/с комбинированного вида № 16 «Радуга»
Цель проекта: Психологоречевая коррекция и психоэмоциональная разгрузка детей с ОНР и ЗПР.
Методические задачи:
1. Развитие эмоционально-чувственной сферы детей с ОНР и ЗПР.
2. Развитие речи, мелкой моторики рук, памяти, мышления и восприятия детей с ОНР и ЗПР; активизация словаря
3. Развитие эстетического вкуса у детей с ОНР и ЗПР
4. Формирование целостного представления о технологии воздействия цветом у педагогов и родителей ДОУ
Проблемы самостоятельного исследования:
- теоретические основы технологии воздействия цветом
- влияние технологии воздействия цветом на речь и психоэмоциональную сферу личности ребенка (изучение опыта передовых психологов и психотерапевтов в данном направлении: М.В. Киселева – доцент кафедры психологии здоровья Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, кандидат медицинских наук, Л.Д. Лебедева – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии дошкольника Ульяновского государственного педагогического университета).
Срок реализации проекта: 1 месяц
Ход реализации проекта:
1 неделя «Истории в цвете»
Девиз: Попадаем в «цветовую» сказку,
Словно лучи света в цвете растворяемся
Мир разукрашен разными красками
Их волшебством мы наслаждаемся.
Мероприятия:
1. Диагностика на начальном этапе реализации проекта, упражнения «Цвет моего настроения», «Образ моего настроения»
2. Интегрированное занятие с детьми логопедической группы «Звездочка» для педагогов ДОУ «Цветочная фантазия»
3. Интегрированное занятие по изодеятельности «Исполнение мечты»
4. Мастер-класс для педагогов ДОУ «Мой портрет в лучах солнца»
5. Анкетирование для детей и родителей логопедической группы «Звездочка» Какого цвета ваша семья?
2 неделя «Речецветик»
Девиз: Цветет ярко Речецветик
Словно солнца лучик светит
Озаряет все вокруг
Ты – мой друг, и я – твой друг.
Мероприятия:
1. Комплексное интегрированное занятие по развитию речи и изодеятельности «Прекрасный сад»
2. Комплексное интегрированное занятие по развитию речи и изодеятельности «Овощной салат»
3. Мастер-класс для родителей «Преодоление»
4. Интегрированное занятие по изодеятельности «Какого цвета вчера, сегодня, завтра»
5. Дидактическая игра с использованием технологии ТРИЗ «Что умеют делать краски?»
3 неделя «Тайна цвета»
Девиз: Погружаясь в «цветовую» тайну
Странный интерес нашел ответ
Мы открываем истину случайно:
Каждый цвет имеет свой секрет.
Мероприятия:
1. Интегрированное занятие по изодеятельности «Путешествие в страну белого цвета»
2. Комплексное интегрированное коррекционное занятии по изодеятельности совместно с педагогом-психологом ДОУ «Воображаемый зверь»
3. Развлечение «Волшебный плащ»
4. Мастер-класс для педагогов ДОУ «Ларец счастья»
5. Консультация для родителей группы «Сила и тайна цвета»
4 неделя «Радужное настроение»
Девиз: Долго трудились над радугой краски
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета!
Мероприятия:
1. Интегрированное занятие по изодеятельности «Цвета радуги»
2. Комплексное занятие по изодеятельности и музыкальному воспитанию «Радужные песенки»
3. Интегрированное занятие по изодеятельности «Полярное сияние»
4. Диагностика на заключительном этапе реализации проекта, упражнения «Противоположные чувства»
5. Мастер-класс для педагогов ДОУ «Портреты того, что внутри и снаружи»
Приемы и методы, используемые в ходе реализации проекта:
- визуализация цвета
- погружение в цвет
- медитация с цветом
- цветовая ассоциация
- цветовое экспериментирование
- игровые
Итоговые мероприятия по проекту
- Круглый стол с участием педагогов и родителей ДОУ «Технология воздействия цветом в детском саду и дома»
- Развлечение «Цветик – семицветик»
Результаты диагностики:
На начальном и заключительном этапах реализации проекта проводилась психологическая диагностика цветовых предпочтений по М.В. Киселевой «Цвет моего настроения».
На начальном этапе:
38% детей отдали предпочтение темным и мрачным цветам (черный, коричневый, фиолетовый), их цветовое предпочтение было однообразным, что свидетельствует о неуверенности ребенка в себе, о низкой самооценке, о наличии какого-то внутреннего стресса или беспокойства, может быть страха. На основании этого можно сделать вывод о имеющихся проблемах в семье. Дети тяжело это переживают, что находит свое отражение в выборе цвета.
48% детей отдали предпочтение нейтральным цветам (синий, голубой, зеленый), что свидетельствует о внутреннем спокойствии, что говорит о более стабильном состоянии ребенка в коллективе и в семье, но замкнутости от внешнего мира. Цветовые предпочтения этих детей были также однообразны
И только лишь 14% детей отдали свои предпочтения ярким цветам (красный, желтый, оранжевый), что свидетельствует о том о внутренней уверенности, открытости, о том, что дети открыты для всего нового, хорошего, доброго, они адекватно реагируют на внешний мир. Они общительны и веселы. Их цветовое предпочтение многообразно
Результаты диагностики на заключительном этапе реализации проекта показывают, что процентное соотношение детей с разными цветовыми предпочтениями координально изменилось. Из диаграммы видна положительная динамика развития цветовых ощущений детей логопедической группы. Приняв участие в данном проекте, дети научились выражать свои внутренние переживания, эмоции и настроение в цветах и рисунках. Цветовое предпочтение у большинства детей группы стало многообразным, дети стали больше тянуться к ярким и веселым цветам, предпочитая их темным и нейтральным.
Краски, в которые окрашен мир, оказывают на нас психологическое и эмоциональное влияние. Они глубоко воздействуют на наш характер и наше здоровье.
Нервная система ребенка нуждается в энергетическом воздействии цветом. Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для гармоничного роста и развития.
Цвет для ребенка – особая палочка-выручалочка в любых критических ситуациях.
Цвет и рисунок являются языком, понятным и детям и взрослым, это мостик к взаимопониманию и взаимопомощи между детьми и взрослыми.
Каждый ребенок, посещающий логопедическую группу «Звездочка» - особенный и требует к себе индивидуального отношения. Чтобы он мог в полной мере развивать свои индивидуальные особенности, интересы, способности, чувства, увлечения и в полной мере чувствовал себя комфортно и легко на занятиях в детском саду, был разработан и реализован данный проект.
Помните, здоровое, непрерывное развитие чувственных и цветовых ощущений ребенка – основа его Я!
|
На: Технология воздействия цветом
Екатерина Валерьевна! Очень интересный проект! Эта тема безусловно заслуживает большого внимания. Хотелось бы знать, как представленная вами технология будет развиваться и какими будут итоги коррекционно-развивающей работы. Вам и вашему коллективу желаю успехов в педагогическом творчестве!
На: Технология воздействия цветом
Здравствуйте, Елена Геннадьевна! Спасибо за добрые слова и высокую оценку моей работы. Я работаю в детском саду первый год. Я - педагог по изодеятльности. В нашем детском саду уже 3 года работает коррекционная логопедическая группа, которую посещают 12 ребятишек в возрасте от 5 до 7 лет с ОНР и ЗПР. Я долго думал, как же разнообразить мою работу с этими детьми, сделать ее более интересной полезной и продуктивной для этих детей и для себя. Однажды мне в руки попала книга Киселевой Арт-терапия и меня очень заинтересовало это направление коррекционной работы, а точнее технология воздействия цветом. Мы попытались внедрить эту технологию в работу с этими детьми и результаты получились неожиданно приятными. Дети научились выражать свои внутренние переживания, эмоции и настроение в цветах и рисунках. Цветовое предпочтение у большинства детей группы стало многообразным, дети стали больше тянуться к ярким и веселым цветам, предпочитая их темным и нейтральным. Перед началом проекта результаты диагностики были противоположными. Были проведены в рамках проекта ряд мероприятий и занятий по цветоведению, психологическому воздействию цветом, психотренинги, мастер-классы и консультации не только для детей логопедической группы но также для их родителей. Также постоянно отслеживалась динамика цветовых предпочтений детей, проводились мониторинги и диагностики. Изначально мы запланировали реализацию этого проекта на 1 месяц. На следующий учебный год планирую разработать программу на год и внедрить ее в работу логопедической группы. Мне было очень интересно строить коррекционную работу с детьми с ОНР и ЗПР по изодеятельности на основе технологии воздействия цветом. Считаю эту технологию продуктивной также для работы с детьми из неблагополучных семей и для детей с какими-либо психическими отклонениями, нарушениями или страхами.