Преимущества использования новых информационных технологий при обучении в начальной школе
Никому не нужно доказывать, что на современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Это законы времени.
Процесс информатизации образования, который является одновременно основным требованием и результатом развития современного общества, ставит перед каждым учителем новые задачи:
овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения,
ориентироваться в возросшем потоке информации, уметь ее находить, перерабатывать и использовать.
Для реализации поставленных задач современному учителю (а учителю начальных классов в первую очередь!) необходимо овладеть основами необходимых знаний и накопить личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий, иметь методическую подготовку по их применению в учебном процессе.
Компьютерные технологии на таких уроках - наши главные помощники! Но… компьютер имеет смысл применять лишь в случае необходимости: контроль домашнего задания, показ каких-то видео-сюжетов, презентаций. А вот использовать его как некоторое развлечение и панацею от не заинтересованности учеников ни в коем случае нельзя.
Применение компьютера на уроках в начальной школе развивает интерес к изучаемому предмету, вносит новые интересные элементы в процесс обучения, позволяет удачно варьировать коллективную работу на уроке с индивидуальной, развивать психологические процессы (внимание, мышление, память, воображение, восприятие).
Приведу пример из личного опыта. Урок во втором классе по русскому языку на тему «Главные и второстепенные члены предложения» . Технические возможности компьютера позволили во время проведения урока создать на их экранах игровую среду (была проведена словарная работа со словом сапоги). Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволили ребенку усваивать материал как бы незаметно для себя, и при этом, что очень важно, использовать его в своей любимой практической деятельности – игре, где развивается память и концентрация внимания ребенка, обогащается его опыт и знания.
Таким образом, компьютерные технологии помогли мне на уроке создать благоприятную эмоциональную атмосферу, повысили мотивацию к учению, углубили знания учащихся, что обязательно приведет к высоким показателям качества обученности.
Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу:
повышение мотивации к учебе,
углубление знаний,
развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде.
Важно отметить, что учителю при использовании компьютера на уроке отводится очень важная роль. Он составляет урок, подбирает дидактический материал и индивидуальные задания, разрабатывает методические и обучающие цели. Использование компьютера на уроке позволяет переложить часть работы учителя на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Подбор компьютерных игр и составление из них урока зависит, прежде всего, от проходимого текущего учебного материала и уровня подготовки обучаемых.
Однако, компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его! Опытный и творческий учитель здесь может найти широкие возможности для реализации собственных интересных методических задумок, ведь процесс использования игровой компьютерной деятельности в школе с каждым годом развивается. Однако живое общение незаменимо, и я не поддерживаю тех педагогов, которые мечтают о полной автоматизации учебного процесса. Кроме того, с точки зрения валеологии, проводить много времени за компьютером небезопасно.
Я убеждена, что разумное использование компьютера на уроках в начальной школе продвигает учащихся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, творчество, научное мировоззрение. Считаю, что современный учитель просто обязан владеть компьютерной грамотностью. Это позволит ему проводить современные уроки. А значит повышать мотивацию обучения учащихся, добиваться высоких показателей качества обученности своих учеников, развивать стремление к саморазвитию и творческому росту
|