Этапы
|
Блоки
|
Приемы
|
Содержание
|
Наглядность
|
Подготовительный этап
|
1. Развитие артикуляторной моторики.
|
Упражнения для развития мышц лица, языка и губ.
|
Рекомендуемые упражнения.
Гимнастика для губ:
1. Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хоботком), а затем возвращаются в нормальное положение.
2. Оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
3. Чередование оскал – хоботок (улыбка - трубочка).
4. Имитация полоскания зубов.
5. Вибрация губ (фырканье лошади).
Гимнастика для челюстей:
1. Опускание и поднимание нижней челюсти.
2. Движение нижней челюсти вправо.
3. Движение нижней челюсти влево.
4. Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.
Гимнастика для языка:
1. «Лопаточка».
2. «Иголочка».
3. «Накажем непослушный язык».
4. «Часики».
5. «Качели».
6. «Лошадки».
|
Зеркало.
|
2. Изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту.
|
|
Реализуется в беседах с детьми на вводных занятиях.
|
|
Этапы
|
Блоки
|
Приемы
|
Содержание
|
Наглядность
|
|
3. Развитие паралингвистических средств общения.
|
1. Соотнесение эмоционального состояния с определенным цветом.
|
1. Детям можно раздать фотографии, картинки, графические изображения того или иного эмоционального состояния и набор цветных карточек. Логопед предлагает под картинку (фотографию, пиктограмму) положить соответствующий цветной картон или, наоборот, перед ребенком лежит цветная карточка, а ему нужно подобрать соответствующую картинку с тем эмоциональным выражением, которое соотносится с данным цветом. По мере успешного выполнения этого задания перед ребенком выкладывают две (три, четыре, пять) цветные карточки.
2. Ребенка просят найти среди карточек всех веселых (грустных, испуганных, злых, удивленных) людей и зверей.
|
Используются: рисунки, пиктограммы, фотографии, карточки, киндер-игрушки с изображением людей и животных в разных эмоциональных состояниях, предметные и сюжетные картинки.
|
2. Игры и этюды, направленные на развитие мимики и пантомимики.
|
Предлагаются детям игры и этюды:
1. «Обезьянка»
2. «Художник»
3. «На меня посмотри, что изменилось на лице, скажи» 4. «Я веселым буду, а кто будет веселее, тот и молодец!»
5. «Волшебные острова»
6. «Море волнуется раз …»
7. «Ты – лев!»
8. Упражнение «артисты пантомимы»
9. Этюд из сказки: «Репка» и др.
(Смотри речевой материал стр.)
|
|
3. Создание целостности образа с наглядной опорой.
|
На экране представлены ребенку разрезные картинки с различными эмоциями человека. Логопед просит ребенка соединить части картинки. Назвать эмоциональное состояние.
|
Технические средства обучения: компьютер.
|
Этапы
|
Блоки
|
Приемы
|
Содержание
|
Наглядность
|
|
|
4. Прием «Проектирование».
|
Игра: «Загадка лица»
На большом листе газеты вырезанные части лица (нос, рот, глаза). Черты выражения лиц могут быть: веселыми, страшными, испуганными, грустными и т.д. Заранее невозможно предугадать какое лицо получится. Ребенку предлагается обвести по контуру части лица и угадать эмоциональное состояние
|
Газета.
|
5. Соотнесение эмоционального состояния с музыкой (классической и популярной).
|
Рекомендуется в работе использовать танцевальную музыку из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, Ф. Легара, Ф. Шопена, В. А. Моцарта финал «Маленькой ночной серенады», Ж. Бизе юношеская симфония (финал), П. И. Чайковского «Времена года», «Болезнь куклы музыкальные произведения В. Шаинского «Чунга-Чанга», «Пропала собака», «Чебурашка», В. Герчик «Песня стрекозы» и др.
|
Музыкальный центр или компьютер.
|
6. Задания, направленные на дифференциацию эмоциональных состояний.
|
Рекомендуется использовать игры:
1. «Профессии»
2. «Кубик»
3. «Хоровод»
Рекомендуются задания:
1. «Эмоциональные состояния радости и грусти».
Дети делятся на две группы. Группам по очереди предлагаются фрагменты сказок (рассказов и пр.) радостного и грустного содержания. Одна команда поднимает соответствующую картинку с выражением на лице радости, когда прочитают радостный отрывок, а другая реагирует на грустный отрывок из сказки и показывает нужную картинку (с изображением грусти).
2. «Эмоциональные состояния радости,
грусти и страха».
Логопед предлагает детям прослушать отрывки из произведений К.И. Чуковского. Во время чтения дети должны изображать соответствующую эмоцию на своём лице в зависимости от ситуации.
|
|
Этапы
|
Блоки
|
Приемы
|
Содержание
|
Наглядность
|
|
|
|
3. «Путешествие по сказке».
Логопед предлагает очутиться в стране сказок. Сказочница рассказывает о том, что на их пути будут встречаться сказочные домики, в которых живут герои разных сказок. Сказочные герои будут выходить к детям, если они правильно назовут эмоцию, изображенную на пиктограмме. Пиктограмма будет висеть на двери домика. (Смотри приложение 3 стр.)
|
|
7.Соотнесение эмоционального состояния с художественным словом (пословицы, поговорки, загадки, стихи)
|
Рекомендуется использовать: пословицы, поговорки, загадки, стихи.
|
Художественная литература.
|
|
4. Формирование интонационно- ритмической стороны речи.
|
1. Различение ритмического рисунка по графической записи.
|
1. Ребёнку предлагается послушать ритм и выбрать карточку с соответствующим ритмическим рисунком.
2. На столе лежит карточка с ритмическим рисунком. Ребенку предлагается отхлопать ритм по данной карточке.
Рекомендуется использовать специальные ритмические упражнения:
прослушать и отстучать по подражанию изолированные удары: II, III, IIII;
отстучать по подражанию простые ритмы: I II; III I; II II;
отстучать по подражанию сложные ритмы:I III I; II III II; III II III;
отстучать по подражанию серии акцентированных ударов (I - громкий удар, I - тихий удар): II, II, III, II II, I II, II II II, III III и т. п. (можно использовать карточки с ритмами).
|
Карточки с ритмическим рисунком.
|
Этапы
|
Блоки
|
Приемы
|
Содержание
|
Наглядность
|
|
|
2.Соотнесение речи различной интонации с образом сказочного героя.
|
Предварительная работа.
Логопед предлагает детям прослушать сказку «Золушка» после прослушивания сказки логопед обсуждает с детьми, какими голосами говорили мачеха, ее дочери, Золушка, фея и т.д. Затем педагог предлагает поиграть в игру «Чей голос?» (меняя громкость и тон голоса, произносит фразы из сказки, а дети определяют, какому персонажу принадлежит голос).
|
Художественная литература: сказка «Золушка».
|
3. Соотнесение речи различной интонации с наглядным изображением эмоции.
|
Игра:
«Какая маска говорит?»
На доске вывешено пять масок (пиктограмм), которые демонстрируют определенные эмоциональные состояния: радости, грусти, испуга, удивления, злости. Логопед произносит различные реплики, высказывания, якобы от лица масок, а ребята должны определить, какая маска «говорит».
|
Пиктограммы с изображением различных эмоций.
|
4. Произнесение фразы, с различными эмоциональными оттенками.
|
Логопед описывает разнообразные ситуации, предшествующие данной фразе, например:
Саша целый день был один дома. Ему не с кем было играть, и он очень скучал. Но вдруг раздался звонок в дверь, он очень обрадовался и воскликнул: «Мама пришла!».
Саша остался один дома. У него было много игрушек.
сначала он играл в машинки, потом решил порисовать, затем стал лепить из пластилина и не заметил, как пролетел время. Вдруг раздался звонок, и он с удивлением сказал «Мама пришла», и т. п. Ребенку необходимо проговорить фразу.
|
|
Этапы
|
Блоки
|
Приемы
|
Содержание
|
Наглядность
|
|
|
5. Отработка интонации на материале эмоциональных междометий.
|
Междометия, выражающие радостные чувства и положительную оценку фактов действительности, например: Ай - ай — ай!; О! Браво! Вот это да!;
М Междометия, выражающие тяжелые психологические состояния или отрицательное отношение к фактам действительности. Те же междометия, которые выражают радость, восторг, восхищение, могут выражать противоположные чувства (горе, печаль, тревогу, ужас, досаду), но при другой интонации, например: А — а — а! Ах! Ох! Увы! Беда! Горюшко! Фу!;
Междометия, выражающие удивление, например: Ой!
Ух, ты! Ах! Ба! страх — Ой — ой! У — у! Ух! Ужас!
ЛоЛогопед читает стихотворение, а ребенок проговаривает только междометия с нужной интонацией.
|
Стихотворения К.И. Чуковского «Доктор Айболит», «Тараканище» и др.
|
6. Отработка интонационной конструкции во фразе, в предложении.
|
Отработка интонационной конструкции имеет следующую последовательность:
- сопряженное проговаривание.
- отраженное проговаривание.
- самостоятельное проговаривание.
|
|
7. Отработка интонационной конструкции на материале нескольких предложений; коротких рассказов, стихотворений, сказок.
|
Последовательность этапов работы сохраняется: сопряжено, отраженно, самостоятельно.
|
Художественная литература (по выбору).
|
Этапы
|
Блоки
|
Приемы
|
Содержание
|
Наглядность
|
|
|
8. Упражнения, направленные на дифференциацию интонационной выразительности в экспрессивной речи.
|
Ребенку необходимо проговорить фразу после того, как логопед опишет ту или иную ситуацию, например: «У меня есть собака».
Ты давно мечтал иметь собаку, но мама и папа всегда говорили: «Подрастешь, купим тебе собаку!» Шло время, и наконец, настал твой день рождения. Родители купили тебе собаку, ты очень обрадовался, бегал по квартире и радостно кричал: «У меня есть собака!!!»
В вашей семье давно живет собака. Сначала она была молодая, веселая, сильная, потом она постарела и заболела. Собака все время лежит, и стала очень грустной. Тебе очень жалко свою собаку, и ты всем с грустью говоришь: «У меня есть собака» и т.д.
Под Новый год всегда происходят какие-нибудь чудеса. Ты давно мечтаешь о собаке, всегда думаешь о ней. В новогоднюю ночь ты ищешь подарки под елкой. Вдруг один подарок шевелится и удаляется от тебя. Ты не веришь своим глазам и начинаешь разворачивать коробку, а там сидит собака. Ты удивленно восклицаешь: «У меня есть собака».
Тебе на праздник подарили собаку. Сначала она тебе нравилась, но потом собака стала все портить в твоей комнате. Она погрызла диван, ножки стола и стула, испортили твои тапочки. Ты очень злишься на нее и зло говоришь: «У меня есть собака».
В последующей работе рекомендуется использовать диалоги, игры-инсценировки, стихи, сказки, разыгрываемые по ролям.
|
|
Этапы
|
Блоки
|
Приемы
|
Содержание
|
Наглядность
|
Основной этап
|
1. Формирование эмоциональной лексики состоящей из слов:
а) называющих чувства, переживаемыми самим говорящим или другим лицом.
|
Прием цветообозначения в лексической работе направленный на образование степеней сравнения прилагательных, семантическое значение которых состоит в нарастании того или иного эмоционального состояния.
|
На доске пиктограмма с изображением эмоции радости и трехтональная полоска бумаги, окрашенная в светло-голубой, голубой, синий цвета. Логопед предлагает посмотреть на пиктограмму и определить, какое эмоциональное состояние она выражает. Затем обращает внимание детей на постепенное насыщение цвета на полоске бумаги и объясняет, что таким же образом может происходить изменение эмоционального состояния. Сначала с помощью логопеда, а потом самостоятельно ребенок называет степени сравнения качественных прилагательных: радостный – еще – радостнее - самый радостный.
Аналогичная работа проводится с разными эмоциональными состояниями.
Эти графические изображения используются в качестве зрительных опор при составлении словосочетаний (грустный клоун, а этот клоун еще грустнее, это самый грустный клоун), предложений (сидит испуганный ослик, а мишка еще испуганнее, а зайчик самый испуганный) и небольших рассказов с прилагательными, называющими различные эмоции.
Жили-были три друга: Витя, Петя и Саша. Однажды пошли они гулять по берегу моря. Ходили они, ходили, и вдруг Витя нашел красивую раковину и был очень веселый. Петя увидел раковину и разноцветные камни и был еще веселее, а Саша поймал морского ежа и был самый веселый.
Жили-были три щенка: Тили, Били, Гили. У них была хозяйка, ее звали Таня. Девочка занималась рисованием, музыкой и плаванием, поэтому она поздно приходила домой, а щенки ждали ее и грустили. Тили был грустный, Били — еще грустнее, а Гили — самый грустный.
|
Трехтональные полоски бумаги, на которых слева направо возрастает насыщенность цвета.
Применяются пиктограммы, нарастание эмоционального состояния в которых передается с помощью графических средств (один человек немного улыбается, другой улыбается сильнее, а третий самый улыбчивый).
|
Этапы
|
Блоки
|
Приемы
|
Содержание
|
Наглядность
|
|
|
|
В одной сказочной стране жили три колдуньи: Зельда, Гри-зельда и Нильза. Они варили колдовское зелье, чтобы усыпить все сказочное королевство. Это были очень злые волшебницы. Зельда была злая, Гризельда — еще злее, а Нильза — самая злая.
Однажды Витя, Паша и Дима пошли в лес за грибами. Ходили они по лесу, и зашли далеко. Вдруг в кустах малины кто-то зашевелился. Витя был испуганный, Паша — еще испуганнее, а Дима — самый испуганный.
В одном доме жили три подруги: Вера, Маша и Даша. Однажды они пошли гулять. На улице было тепло и светило солнышко. Вдруг они увидели, что по дороге движется «живая шляпа». Вера была удивленная, Маша — еще удивленнее, а Даша — самая удивленная.
|
|
Процесс овладения синонимическими отношениями происходит с помощью игровых приемов: «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Кто больше придумает слов».
|
Логопед предлагает детям игру: «Кто больше придумает (похожих) слов» к слову «веселый». Дети называют слова: радостный, счастливый. Под пиктограммой, обозначающей эмоциональное состояние радости, дети выкладывают две полоски бумаги.
|
Пиктограммы и цветные полоски бумаги, выкладываемые в количестве, сколько названо слов-синонимов.
|
Распространению предложений с помощью синонимов.
|
Логопед предлагает детям подобрать, как можно больше слов, похожих по значению, к слову грустный. Дети называют слова: печальный, унылый.
Под пиктограммой, обозначающей эмоциональное состояние грусти, дети выкладывают две полоски бумаги.
|
Сюжетные картинки пиктограммы, цветные полоски бумаги.
|
Этапы
|
Блоки
|
Приемы
|
Содержание
|
Наглядность
|
|
|
|
Логопед показывает сюжетную картинку и просит детей составить по ней предложение. Если дети употребляют только одно из отработанных слов, то логопед предлагает распространить предложение с помощью «слов-приятелей».
Например: Грустный, печальный, унылый ослик стоит около озера.
|
|
«Я начну, а ты продолжи».
|
Логопед произносит предложение, выделяя в нем какое-то слово, а ребенок подбирает к этому слову синонимы.
Например:
Радостный зайчик бежит по дорожке. Радостный….
|
|
«Замени слово».
|
Логопед произносит предложение, а ребенок заменяет повторяющееся слово словом-синонимом. В новогоднюю ночь, удивленные мальчики и удивленные девочки бегали вокруг красиво наряженной елки (ошеломленные, изумленные, потрясенные).
|
|
Процесс овладения синонимическими отношениями на уровне небольших рассказов.
|
Логопед предлагает детям придумать истории по сюжетным картинкам, на которых изображены сказочные герои. Дети определяют эмоциональное состояние героев, подбирают соответствующие пиктограммы и под ними выкладывают столько цветных бумажных полосок, сколько могут подобрать «слов-приятелей». Затем с помощью выделенных графических опор они составляют небольшие рассказы. Если возникают трудности, логопед помогает. На доске вывешивается сюжетная картинка, и логопед рассказывает небольшую интересную историю, делая паузы в тех местах, где детям нужно вспомнить и сказать подходящие по смыслу «слова-приятели». В конце занятия 2-3 ребенка повторяют рассказ. Пример содержания рассказа:
|
Сюжетные картинки (сказочные персонажи), пиктограммы, цветные бумажные полоски.
|
Этапы
|
Блоки
|
Приемы
|
Содержание
|
Наглядность
|
|
|
|
«Мышонок» (грусть)
Однажды пошел мышонок Тим гулять и слышит плач. Подошел Тим поближе и увидел, что около кустика сидит маленький мышонок и плачет. Он был очень грустный ... (печальный, унылый). Тим спросил у него, почему он плачет. Маленький мышонок рассказал Тиму, что ему не с кем играть. Тим улыбнулся и предложил маленькому мышонку дружить с ним и т.д.
|
|
В процессе выполнения заданий по подбору слов-антонимов используются приемы работы с изолированными словами «Скажи наоборот».
|
Логопед детям показывает две картинки, на которых изображен один и тот же мальчик, только в первом случае он веселый, а в другом грустный. Логопед просит кого-нибудь из детей, назвать какой мальчик на первой картинке, а какой на второй. Затем дети составляют словосочетания со словами веселый («веселый мальчик», «веселый клоун» и др.) и грустный («грустный мальчик», «грустный котенок» и т.п.).
Игра с мячом:
Логопед бросает мяч и говорит: «Скажи наоборот»
веселый - … (грустный) и т.д.
|
Различные виды зрительных опор (картинки, фотографии, пиктограммы).
|
«Доскажи словечко».
|
Логопед начинает предложение, а дети должны подобрать слово-антоним и закончить высказывание.
Например: «Мальчик веселый, а девочка … (грустная)» и т.п.
|
|
Задания, основанные на анализе деформированных предложений.
|
Логопед произносит отдельные слова, а дети должны составить правильное предложение.
Логопед: Грустный, львица, сидеть, озеро, около.
Дети: Грустная львица сидит около озера и т.д. (Этот прием можно использовать в работе с различными группами слов эмоциональной лексики).
|
|
Этапы
|
Блоки
|
Приемы
|
Содержание
|
Наглядность
|
|
|
Составление связных рассказов со словами-антонимами.
|
Логопед показывает детям сюжетную картинку и сначала сам рассказывает историю, а дети слушают и отвечают на вопросы.
Логопед. Пришла Маша с прогулки грустная. У нее убежал котенок. Села она и заплакала. А если Маша плачет, то она какая?
Дети. Грустная, печальная, расстроенная.
Логопед. Вдруг раздался стук в дверь. Пришла соседка и принесла котенка. Маша взяла его на руки, обняла. Она перестала плакать и улыбнулась. А если Маша улыбнулась, то она стала какой?
Дети. Веселой, радостной.
|
Сюжетные картинки или картины
например: «Котёнок».
|
При составлении рассказов используется прием: «Расшифруй письмо».
|
«Почтальон» приносит детям письма, но необычные, а зашифрованные. В каждом письме мимически изображено по два, три эмоциональных состояния и их надо расшифровать. Каждому ребенку вручается по письму, и дети рассказывают, о чем они «прочитали» в своем письме. На первоначальных этапах логопед помогает детям «расшифровывать» письма. Например, прислали письмо с графическим изображением двух эмоциональных состояний: грусти, радости.
Варианты расшифровки письма:
«На улице шел сильный дождь. Кирилл сидел дома, и ему было очень грустно. Но прошло время, дождь закончился, и выглянуло солнышко. За Кириллом зашел его друг, и они радостные побежали гулять».
«Однажды Таня осталась дома одна. Ей было очень грустно. У нее был маленький пушистый котенок. Он подошел и стал с ней играть. Таня очень развеселилась и больше не грустила» и т. д.
|
Конверты, пиктограммы с различными эмоциональными состояниями.
|
Этапы
|
Блоки
|
Приемы
|
Содержание
|
Наглядность
|
|
|
Составление рассказов по серии картин.
|
Логопед предлагает детям расположить серии картин в нужном порядке. Определить эмоциональное состояние героев, выложить под соответствующей картиной пиктограмму, выражающую то или иное эмоциональное состояние, и передать содержание. Рассказ по картинам происходит «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, следующий продолжает, а третий заканчивает. Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, затем переворачивают их и составляют рассказ по памяти. Составив рассказ, ребята придумывают к нему название, а также дополняют его описанием предыдущего события. Последний прием позволяет сопоставить разбираемую серию с жизненным опытом детей, с их чувствами и переживаниями.
|
Серии картин: «Синичка», «Доигрались», «Котенок» и др., а также по сюжетным картинам «Алёнушка», «Новый год» и др.
|
б) Формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов – оценок.
|
|
С разъяснительной целью используются специальные цветообозначения служащие зрительной опорой при формировании данной лексики.
Бумажные полоски темного тона: коричневого, черного, которые служат для выражения отрицательного значения;
Полоски светлого тона: желтого, розового соответствуют положительному значению слов.
|
|
При передаче усиления смыслового значения общеоценочной и частнооценочной лексики следует использовать трехцветные полоски, в которых с помощью цвета изображается постепенная насыщенность темного (отрицательная лексика) и светлого (положительная лексика).
|
Бумажные полоски темного тона: коричневого, черного. Полоски светлого тона: желтого, розового. Трехцветные полоски, например (черный, темно – коричневый, коричневый).
|
Этапы
|
Блоки
|
Приемы
|
Содержание
|
Наглядность
|
|
|
Приемы:
1. Добавление слов в словосочетание (добавление зависимых слов к главному).
|
Детям предлагаются слова: хороший, плохой (общеоценочная лексика); приятный, неприятный, вкусный, невкусный, интересный, скучный, умный, глупый, радостный, печальный, красивый, уродливый, добрый, злой, полезный, вредный, правильный, неправильный, здоровый, больной, нужный, ненужный (частнооценочная лексика), с которыми они должны составить словосочетания, например: хороший день (вечер, праздник), плохой мальчик (девочка, щенок), вкусный обед (пирог, торт), скучный фильм (дедушка, праздник), умная собака (сова, голова), злой волшебник (колдун, волк), добрая принцесса (история, мама) и т. п.
|
|
2. Составление словосочетаний.
|
А. Составление словосочетаний с синонимически близкими словами:
|
|
Положительная оценка
|
Отрицательная оценка
|
Общеоценочная лексика
|
хорошее настроение, прекрасное настроение, отличное настроение, превосходное настроение, великолепное настроение
|
плохой поступок, скверный поступок, безобразный поступок, отвратительный поступок
|
Положительная оценка
|
Отрицательная оценка
|
Частнооценочная лексика
|
Сенсорно-вкусовые оценки
|
Приятная (симпатичная, славная, милая) игрушка;
|
Неприятная (несимпатичная) девочка;
|
Этапы
|
Блоки
|
Приемы
|
Содержание
|
Наглядность
|
|
|
|
Вкусный (аппетитный) апельсин;
Душистый (пахучий, ароматный) цветок
|
Невкусный (неаппетитный) торт;
Зловонный (плохо пахнущий) запах;
|
|
Психологические оценки
|
Интересный (увлекательный, занимательный) фильм;
Захватывающая (увлекательная) игра;
Умная (мудрая) волшебница
|
Интересный (увлекательный, занимательный) фильм;
Захватывающая (увлекательная) игра;
Умная (мудрая) волшебница
|
Эмоциональные оценки
|
Радостный (веселый) день
|
Радостный (веселый) день
|
Эстетические оценки
|
Красивая (прекрасная, пригожая) принцесса
|
Красивая (прекрасная, пригожая) принцесса
|
Этические оценки
|
Добрый (добросердечный, душевный) волшебник
|
Добрый (добросердечный, душевный) волшебник
|
Утилитарные оценки
|
Полезная (подходящая, удобная) шапка
|
Полезная (подходящая, удобная) шапка
|
Нормативные оценки
|
Правильный (верный, точный) ответ;
Здоровый (крепкий, сильный) спортсмен
|
Правильный (верный, точный) ответ;
Здоровый (крепкий, сильный) спортсмен
|
Теологические оценки
|
Удачная (успешная, благополучная) игра
|
Удачная (успешная, благополучная) игра
|
Этапы
|
Блоки
|
Приемы
|
Содержание
|
Наглядность
|
|
|
|
Б. Составление словосочетаний со словами противоположного значения.
Игра «Скажи наоборот» например: хороший день — плохой день; умный принц — глупый принц; невкусный обед — вкусный обед; скучный фильм — интересный фильм; печальный ослик — радостный ослик; красивая принцесса — уродливая принцесса; добрый волшебник — злой волшебник; правильный ответ — неправильный ответ; неудачная покупка — удачная покупка и т. п.
|
|
В. Составление словосочетаний (образование от имен прилагательных сравнительной и превосходной
степени):
например: Суп вкусный, торт — еще вкуснее, мороженое — самое вкусное. Рассказ скучный, история — еще скучнее, фильм — самый скучный. Слуга умный, принц — еще умнее, король — самый умный и т. п.
|
3. Составление предложений.
|
A. Составить предложение с заданным словом: например:
(хорошее) — У мамы хорошее настроение; (плохой) —
Ребята совершили плохой поступок; (вкусный) — Мы купили вкусный торт; (невкусный) — В столовой приготовили невкусный обед; (душистый) — В саду вырос душистый цветок и т п.
|
Б. Распространить предложение с помощью синонимов.
Мы смотрели интересный (увлекательный, занимательный) фильм.
Злой (недобрый, недоброжелательный) волшебник заколдовал все сказочное царство.
Умная (мудрая) собака спасла ребят из беды и т. п.
|
Этапы
|
Блоки
|
Приемы
|
Содержание
|
Наглядность
|
|
|
|
B. Преобразовать деформированное предложение.
Девочка, рисовать, красивая, принцесса.
Котенок, глупый, залезать, дерево, на.
Врач, прийти, мальчик, больной, к.
Дом, около, расти, цветы, душистый и т. п.
|
|
Г. Дополнить предложение, словом с противоположным значением.
Сова была умная, а мышонок (глупый).
Карабас - Барабас был злой, а Мальвина (добрая).
Петя посмотрел интересный фильм, а Коля (скучный).
|
Д. Составить предложение, используя прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Сказка была интересная, мультфильм — еще интереснее, а фильм — самый интересный.
Саша был печальный, его друг Сергей — еще печальнее, а Семен — самый печальный.
Султан был глупый, его слуги — еще глупее, а советники — самые глупые и т. п.
|
Е. Исправить ошибку и произнеси правильно предложение.
Незнайка ест вкусная варенье. Ваня читает интересный книга. Злое собака громко лаять. Витя и Маша попадать к доброй волшебнику и т. п.
|
4. Составление рассказов.
|
A. Составление небольших рассказов, используя слова - антонимы, слова-синонимы.
Б. Составление рассказов по серии сюжетных картин.
B. Составление рассказов по картине.
При составлении рассказов используются виды заданий, описанные в предыдущем разделе.
|
Этапы
|
Блоки
|
Приемы
|
Содержание
|
Наглядность
|
|
в) Формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путем морфологических преобразований.
|
|
Работа осуществляется в процессе изучения разнообразных лексических тем: «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные» и т.д.
|
Геометрические квадратные фигуры различного размера (маленький, средний, большой), которые служат опорой для образования форм субъективной оценки предмета; трехцветные полоски бумаги, служащие основой при работе со словами, в которых, с помощью определенных суффиксов и префиксов, происходит постоянное изменение семантического значения слова; предметные и сюжетные картины, иллюстративные материалы из сказок, рассказов, стихов.
|
В работе применяются следующие виды заданий:
1. Образование слов.
|
1.Образование слов с ласкательным значением (игра «Скажи ласково»).
Имена существительные, например по теме «Овощи»: Помидор – помидорчик, огурец — огурчик, лук – лучок и т.д.
«Фрукты»: яблоко – яблочко, апельсин – апельсинчик и т.д.
|
|
Этапы
|
Блоки
|
Приемы
|
Содержание
|
Наглядность
|
|
|
|
«Домашние животные»: кот - котик, собака – собачка и т.д.
Имена прилагательные теме:
«Овощи» например: вкусный — вкусненький, сладкий – сладенький и т.д.
«Фрукты»: кислый – кисленький, и т.д.
«Домашние животные»: хитрый — хитренький, веселый — веселенький, красивый – красивенький и т.д.
2. Образование слов со значением увеличительности.
Имена существительные: нос — носище, хвост — хвос-
тище, глаз — глазище, великан — великанище, рука – ручище, нога - ножище и т. п.
Имена прилагательные: злой — злющий, большой — большущий, высокий — высоченный, добрый – добрейший и т. п.
3.Образование превосходной степени имен прилагательных:
добрый-добрый, добрый-предобрый; веселый, веселый-
веселый, веселый - превеселый; скучный, скучный-скучный, скучный-прескучный; красивый – красивый, красивый – прекрасивый и т. п.
|
|
2. Образование словосочетаний.
|
Добавление главного слова к зависимому:
дом — домик: большой дом — маленький домик; огурец — огурчик: зеленый огурец — зелененький огурчик;
нос — носище: длинный нос — длиннющий носище; рука — ручища: сильная рука — сильнющая ручища и т. п.
|
Этапы
|
Блоки
|
Приемы
|
Содержание
|
Наглядность
|
|
|
|
Добавление зависимых слов к главному:
высокий— высоченный: высокий дом — высоченный домище; глупый — наиглупейший: глупый слуга — наиглупейший султан; хитрая — наихитрейшая: хитрая лиса — наихитрейшая лиса; злобный — презлобный: злобный медведь — презлобный медведь и т. п.
|
|
3. Составление предложений.
|
1. Составление предложений с указанным словом.
Домище. У великана был огромный домище.
Воробышек. Маленький воробышек прыгает по дорожке.
Хитрая-прехитрая. У одного старика была хитрая-прехитрая дочка и т. п.
Наиглупейший. В старину на Востоке жил наиглупейший
султан.
2. Составление предложений из отдельных слов.
В, лес, жить, злющий, волчище.
На, окно, сидеть, веселенький, гном.
Маша, сорвать, грядка, с, огурчик, зелененький.
Мальчики, девочки, и, смотрят, интереснейший, фильм и т.д
3. Составление предложений из отдельных слов.
В, лес, жить, злющий, волчище.
На, окно, сидеть, веселенький, гном.
Маша, сорвать, грядка, с, огурчик, зелененький.
Мальчики, девочки, и, смотрят, интереснейший, фильм и т.д.
4. Дополнение и завершение предложений.
У большого медведя огромные ... (глазищи, усищи, ручищи и т. п.).
У зайчика маленький ... (хвостик, ротик, носик и т. п.).
|
Этапы
|
Блоки
|
Приемы
|
Содержание
|
Наглядность
|
|
|
4. Составление рассказов.
а) Составление рассказов по серии сюжетных картин, по мотивам сказок.
|
Логопед предлагает детям прослушать сказку «Три медведя». Затем педагог задает вопросы по сюжету сказки, отвечая на которые дошкольники описывают внешний вид медведей и Машеньки, рассказывают, как выглядит их жилище, и какие события с ними происходят. Потом дети выкладывают в логической последовательности сюжетные картинки, которые служат для них планом и зрительной опорой при составлении связного рассказа с применением эмоциональной лексики.
|
Серии сюжетных картин по мотивам сказок: «Три медведя», «Теремок», «Курочка Ряба», «Снегурочка».
|
б) Рассказывание сказки и её инсценировка (игры - драматизации).
|
В работе можно использовать сказки: «Заюшкина избушка», «Лиса и муравей», и др. Педагог рассказывает детям сказку. Затем дошкольники отвечают на вопросы, уточняющие повадки героев, их отличительные черты, используя при этом эмоциональную лексику. Потом педагог предлагает разыграть сказку по ролям.
|
Шапочки (героев) сказки, или маски.
|
2. Развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.
|
Игры – занятия.
Использование в обучении разнообразных сюжетно – ролевых игр, включающих разноплановые жизненные ситуации.
|
Первоначально педагог берет на себя ведущую роль, в процессе игры взрослый и ребенок меняются ролями.
Такие игры – занятия предполагают предварительную подготовку, которая включает усвоение определенных лексических тем; изучение специально подобранных художественных произведений; проведение индивидуальных и общих бесед.
|
Атрибуты для игры.
|
Игровая задача: вылечить больного щенка.
|
Дети под руководством взрослого учатся планировать будущую деятельность: необходимо поехать в ветеринарную клинику, побеседовать с врачом, купить в аптеке необходимые лекарства и т.д.
Далее следует готовить условия для достижения игровой цели (подбор атрибутов для игры).
|
Этапы
|
Блоки
|
Приемы
|
Содержание
|
Наглядность
|
|
|
|
Логопед проводит предварительные беседы по поводу развития сюжета и последовательности действий, дает советы по подбору необходимых аксессуаров и устройству игровой зоны. Потом логопед дает образцы ролевого поведения и ролевой речи, при этом использует наглядные приемы. Сначала действия выполняются с партнером – куклой, а затем – с ребенком или группой детей, и в завершении логопед отходит на второй план, а в игре участвуют только дети.
В процессе занятий предусматривается создание разноплановых проблемных ситуаций (например, в аптеке нет нужных лекарств - для лечения; возможные ситуации: ехать в другую аптеку, обратиться к друзьям, соседям за помощью и т.д.).
|
|
Возможный вариант развития игровых действий: «В лесу»
|
Однажды мама с дочкой пошли в лес за ягодами, а компас взять с собой забыли. Лес был для них малознакомый. Ходили-ходили они по лесу, собирали ягоды, да и заблудились. Что делать? Пошли они по лесной тропинке. Вдруг видят, вдалеке избушка стоит, а в ней живет лесник. Он все лесные тропы знал. Помог лесник маме с дочкой найти дорогу домой.
|
Этапы
|
Блоки
|
Приемы
|
Содержание
|
Наглядность
|
|
|
|
Мама с дочкой пошли в лес за ягодами
|
Ходили – ходили они по лесу, да заблудились.
|
Лесник поможет найти дорогу домой.
|
Мама с дочкой вернуться домой.
|
Ждать, что их кто – нибудь найдет.
|
Самостоятельно искать дорогу домой
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Речевой материал
Пословицы, потешки
Речевой материал.
Пословицы, потешки.
Солнце весело печёт, снег водою с крыш течёт.
У страха глаза велики.
Трусливому зайке и пенёк волк.
Как в воду опущенный.
Молодец не весел, голову повесил.
Слезами горю не поможешь.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Не так страшен черт, как его малюют.
Боится его, как черт ладана.
Бояться волков – быть без грибков.
На трусливого много собак.
Весело поется, весело и прядется.
За хлебом – солью всякая шутка хороша.
Гнев плохой советчик.
Гость доволен – хозяин рад.
Ни с кем не бранюсь и никого не боюсь.
С людьми браниться – никуда не годится.
Криком изба не рубится.
Волков бояться в лес не ходить.
Грозен Семён, а боится Семёна одна ворона.
Ни ходи в лес, коли зайцев боишься.
Одного рака горе красит.
Заяц трус, а и тот на капусту охотится.
Дрожит как осиновый лист.
Толстокожий, толстогубый,
И во рту четыре зуба.
Если он раскроет пасть,
Можно в обморок упасть! (бегемот)
Серовато,
Зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он … (жираф)
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти – рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь. (рысь)
Ползёт в море паук –
Восемь ног, пара рук.
В руках клещи,
В глазах испуг. (краб)
Огромная кошка, мелькает за стволами
Глаза золотые и ушки с кистями,
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идёт на охоту коварная … (рысь).
Когда чёрен – кичлив и задорен,
А покраснеет – сейчас и присмиреет. (рак)
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (собака)
Грызунишка и добряк,
Прячет в щёки всё … (хомяк).
Нам с арены шлёт поклон
Толстый, добрый, умный … (слон).
Страшен гривы этой гнев
Царь зверей, конечно … (лев).
На мишутку сердится
Строгая … (медведица).
Он боится и девчонок,
Белый маленький … (зайчонок).
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (волк).
Вот печальная картина.
Затянула пруд весь … (тина)
Я, ребята, удивлён:
Нам рубашки дарит … (лён)
Уши заткнём мы, зажмурив глаза:
Сильно пугает детишек … (гроза)
Строгий вид, суровый взор,
Страж закона … (прокурор)
Замирает в страхе зритель
В клетке с тигром … (укротитель)
«Больше всех мои глаза!»
Любит хвастать … (стрекоза)
Клином печальным в небесной дали
С криком прощальным летят … (журавли)
Коль надуется твой друг,
Назови его … (индюк)
Грива – ветер, сам – огонь,
Счастлив в беге резвый … (конь)
Серый волк ужасно зол:
Забодал его (козёл)
Доброе, хорошее на людей глядит,
А людям на себя глядеть не велит. (солнце)
Вперёд идут – поют
Назад идут – плачут. (вёдра)
Нахмурится, насупится,
В слёзы ударится –
Ничего не останется. (туча)
Я мала, да зла,
Чуть – чуть свечу,
Иногда так упаду,
Что много горя принесу. (искра)
По реке плывёт бревно
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит … (крокодил)
Сами крошки,
Бояться кошки,
Под полом живут,
Туда всё несут. (мыши)
Стихи
Вежливый
Вот кто вежливость у нас
Проявил на деле –
Он в полночный тихий час
Поднял мать с постели.
- Что с тобой?!..
Вскочила мать.
- Заболел сыночек?..
- Я забыл тебе сказать:
Мама, доброй ночи! С. Погореловский.
Бедный мишка заболел –
Мишке много меду ел.
Мишка плачет и кричит:
«У меня живот болит!»
Мишка стонет, слезы льет –
У него болит живот.
Непослушный, жадный мишка
Съел лесной малины мишка Ф. Бобылев
Миша злым сегодня был,
Оттолкнул братишку,
Даже маме нагрубил
И уткнулся в книжку
Но едва открылась книжка,
Покраснев, прочел мальчишка:
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова Буяна…
Мимо Мишки – грубияна». С. Махонин
Гой! Гой! Конь живой,
И с хвостом, и с гривой,
Он качает головой,
Вот какой красивый. М. Клокова
Если ты порвал подряд
книжицу и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.
Если мальчик любит труд,
тычет в книжку пальчик,
про такого пишут тут:
он хороший мальчик.
От вороны карапуз
убежал заохав.
Мальчик этот просто трус
Это очень плохо.
Этот, хоть и сам с вершок
спорит с грозной птицей.
Храбрый мальчик, хорошо,
в жизни пригодится.
Этот в грязь полез и рад,
что грязна рубаха.
Про такого говорят:
он плохой, неряха.
Этот чистит валенки,
моет сам галоши.
Он хотя и маленький,
но вполне хороший.
Помни это каждый сын.
Знай любой ребенок:
вырастет из сына свин,
если сын – свиненок.
Мальчик радостный пошел,
и решила кроха:
«Буду делать хорошо,
И не буду – плохо» В. Маяковский
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Зайку бросила хозяйка –
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости. А. Барто.
Я – грозный боец и очень силен.
И, как взрослый храбрец, в боях закален,
Вот пегий мой конь, вот сабля моя.
Я быстро скачу, ждет работа меня! Н. Карпов
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка не плачь:
Не утонет в речке мяч. А. Барто
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком,
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи. В. Приходько
Мишка лапу занозил –
Наступил на шишку.
Обозлился, погрозил:
«Ты узнаешь Мишку!»
Шишку в сучья закопал,
Поплясал на сучьях,
Поскользнулся и упал
У норы барсучьей.
Вышел заспанный барсук,
Заворчал на Мишку,
Мишка струсил, влез на сук,
Притаился мышкой. З. Александрова
Плачет серый воробей:
- Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно-
В поле зернышка не видно. К.И. Чуковский
Игры и этюды, направленные на развитие мимики и пантомимики
«Обезьянка»
Два ребенка выходят в круг. Одному из них дается задание изобразить какое-то эмоциональное состояние: радость, грусть, злость, испуг, удивление. Другой ребенок — «обезьянка», повторяет все движения исполнителя. Нужно стараться выполнять все точно, копировать все движения, позы, выражения лица.
«Художник»
У каждого ребенка на столе стоит зеркало. Педагог предлагает детям представить, что они художники, а потом посмотреть в зеркало и нарисовать того, кого они в нем видят. Для того чтобы «художнику» было понятнее, как этот человек выглядит, следует изменить выражение лица. Педагог просит детей изобразить на лице радость, грусть, испуг, злость, удивление.
«На меня посмотри, что изменилось на лице, скажи»
Педагог выбирает ведущего и просит его «сделать веселое лицо». Затем комментирует, обращаясь к детям: «Посмотрите на лицо, какое оно — веселое или грустное? Глаза прищурены? Краешки губ подняты вверх или опущены вниз?» и т. д. Потом предлагает детям закрыть глаза, а ведущего просит сделать печальное, злое, испуганное, удивленное лицо. Дети по команде педагога открывают глаза и определяют, что изменилось в выражении лица ведущего. Выражение интенсивности проявления тех или иных эмоциональных состояний происходит с помощью специальных игровых приемов.
«Я веселым буду, а кто будет веселее, тот и молодец!»
Педагог предлагает детям посмотреть, какое у него выражение лица, при этом изображает какое-либо эмоциональное состояние, например радость. Затем просит кого-нибудь из детей изобразить более веселого, а потом самого веселого человека.
«Волшебные острова»
Дети разбиваются на группы по своему выбору или предложению педагога и изображают жителей островов: на одном острове люди были всегда весёлые, на другом – жили плаксы, на третьем – всегда дрожали от страха и т.д. Выбранный ведущий должен сказать, как называется остров («Грустный остров», «Остров слёз», «Остров невезения»), а остальные дети показывают эмоциональные состояния, соответствующие названию острова.
«Море волнуется раз …»
Дети встают в круг. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости (страха, печали, удивления и т.д.) на месте замри». Затем ведущий выбирает фигуру, лучше всего передающую заданное эмоциональное состояние.
(Упражнение даёт возможность отметить детей с недостаточным уровнем развития творчества, неуверенных в себе, зажатых, ориентированных на других, склонных к подражанию, а не к самостоятельным проявлениям).
«Ты – лев!»
Педагог. Ребята, сейчас мы с вами попробуем поиграть в новую игру. Для этого закройте глаза, представьте льва – царя зверей – сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен, он всё умеет. Его зовут так же как вас, у него ваше имя, ваши глаза, руки, ноги, тело. Лев – это вы! А теперь откройте глаза. Пусть каждый попробует показать, какой вы лев.
Упражнение «артисты пантомимы»
Педагог. Посмотрите, мы попали в Бухту мечты. Давайте попробуем помечтать. Например, о том, кем вы будете, когда станете большими. Только не раскрывайте свою мечту. Помните, мы на Молчаливом острове и говорить здесь можно только с помощью рук. Покажите, кем в будущем вы будете работать.
Дети изображают представителей различных профессий, остальные участники пытаются их угадать.
Этюд из сказки «Репка». «Отгадай, кто герой».
Дети встают в круг и вспоминают действующих лиц русской народной сказки «Репка». Логопед предлагает детям выбрать роль их сказки и не кому не говорить о ней. Затем каждый ребенок выходит на середину зала и мимикой, пантомимой, звуками изображает своего героя. Остальные дети отгадывают, называют и показывают его.
Игры, направленные на дифференциацию эмоциональных состояний
«Профессии»
Дети, разбившись на пары, показывают выразительными движениями друг другу, по заданию педагога, веселого и грустного художника, воспитателя, строителя, водителя, парикмахера и т. д., имитируя движения, характерные для людей определенной профессии. Один ребенок в паре показывает грустного человека, другой — веселого, и каждый раз при смене ролей дети меняются по эмоциональному предъявлению.
«Кубик»
Педагог бросает кубик, на каждой грани которого схематически изображено лицо, выражающее какое-либо эмоциональное состояние (радость, грусть, испуг, злость, удивление). Дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, будет бросать кубик следующим.
«Хоровод»
Дети встают в круг и по команде педагога показывают, двигаясь друг за другом, печального ослика, злого волка, сердитого медведя, веселую бабочку, испуганного зайчика, удивленную сову. (Проводит игру воспитатель).
|
На: Формирование эмоциональной лексики у детей с тяжелыми наруше
На: Формирование эмоциональной лексики у детей с тяжелыми наруше
Спасибо за отклик!