«Развитие творческой одаренности и самореализации личности учащихся в условиях профильной школы»
Авторы статьи: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы №36 г. Владимира Рожкова Людмила Ивановна, учитель математики, заслуженный учитель РФ Титова Ольга Алексеевна, психолог школы Ковальчук Наталья Александровна
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач современной системы образования.
Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности.
Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего.
Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом.
Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной
терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении “неодобряемых”. В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и, прежде всего, это связано
с подготовкой самих педагогов.
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных
детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда
эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.
С сентября 1995 года средняя школа №36 г. Владимира начала работу по программе развития творческих способностей учащихся в рамках президентской программы «Одаренные дети», которая базируется на понимании того, что плодотворная работа с одаренными детьми в массовой школе может проходить в условиях развития творческих способностей всех детей. У истоков данной работы были директор школы Полоско Е.С., заместитель директора Титова О.А.,школьный психолог Ковальчук Н.А..
В школе разработана Концепция «одаренные дети», в основе которой признается возможность наличия одаренности в каждом ребенке. Это необходимо для создания не только высокой планки развития, но и для определенного микроклимата, благоприятного развитию одаренности.
Теоретической основой данной работы является Концепция творческих способностей, разработанных в Психологическом институте РАО доктором психологических наук, профессором Д.Б.Богоявленской.
Организация образовательного процесса строится на следующих принципах:
Первый принцип: создание максимальных условий для проявления и становления творческих возможностей учащихся. Это требует снятия ограничений, барьеров, прямо подавляющих творческий рост детей. Поскольку как высокие требования ко всем отбивают желание учиться у одних, так и заниженные требования тормозят развитие других. Обязательным моментом в реализации данного принципа в школе является гибкость в организации учебного процесса, допускающая изменения по параметрам темпа, объема, предметного содержания учебной программы. Учителями школы разработаны 23 курса развивающего и корректирующего значения (вовлечены учащиеся 33 классов основной школы – 76,7%), 15 – профильных и углубляющих курсов , 7 надпредметных, 16 научно-исследовательских , 11 спецкурсов.
Это обеспечивает индивидуальный темп обучения и определяет характер и меру учебной нагрузки в зоне ближайшего развития учащегося. Гибкость программ обеспечивает действительное получение общественно необходимого уровня образования и создает мотивационные предпосылки собственного движения ученика, позволяя максимально через собственный выбор и усилия продвинуться тем, кто на это способен.
Второй принцип: это свобода в выборе профиля обучения по склонностям личности. Предусматривается усложнение и увеличение учебных программ до определенного предела, не вызывая перегрузок. Дальнейшее развитие возможностей ученика проходит в рамках включения его в исследовательскую работу. Уже в младшем школьном возрасте учащиеся школы приобретают навыки самостоятельной элементарной исследовательской и проектной деятельности, опыт которой был приобретен учителями начальных классов в рамках экспериментальной программы «Сообщество».
Воспитательная система школы позволяет активно включаться в исследовательскую проектную деятельность, через систему творческих конкурсов и мероприятий в рамках школьного Центра «Одаренные дети» (предусмотрено выделение 27 часов), школьного научного общества «Поиск» (председатель – ученица 10а класса Андрианова Алла) Итогом работы старшеклассников является традиционное проведение в апреле школьного Дня науки. В 2007 году на 12 секциях выступили 148 (в 2006 году - 157) учащихся с 109 (в 2006 году - 124) докладами, рефератами, научными работами.
С одной стороны исследовательская деятельность обеспечивает системность знаний для всех учащихся, с другой - по своей структуре способствует развитию творческих способностей.
Третий принцип: - единство урочной и внеурочной деятельности учащихся. Система работы с одаренными детьми основана на том, что каждое организационно-педагогическое мероприятие в учебной деятельности имеет продолжение по внеурочной деятельности, что создает единую образовательную среду (см. приложение №1 «Система работы с одаренными детьми»).
Реализация названных принципов может дать оптимальный эффект лишь при условии формирования у школьников познавательной направленности и высших духовных ценностей.
Разрабатывая Концепцию профильных классов в школе, отрабатывая модель выпускника, администрация и педагогический коллектив встали перед необходимостью обеспечения повышенного уровня образования, формирования единого мировоззрения об окружающем мире. При этом мы исходили из следующего: работа с учащимися должна быть связана не только и не столько с существенным расширением объема знаний учащихся, сколько с интенсивным развитием логического мышления школьников, повышенным вниманием к организации наиболее благоприятной образовательной среды для развития творческих способностей.
Основные аспекты и подходы были заявлены еще педагогическими взглядами К.Д.Ушинского: « Стремление к углублению знаний обычно взываетпотребности развивать свою память, внимание логическое мышление».
При этом одним из основных направлений - является создание атмосферы, благоприятствующей появлению многих идей и мнений, поощрений учащихся в их попытках браться за сложные задачи, развивая их мотивацию и настойчивость столь важные для творчества.
Обучение, прежде всего, основано на постановке проблем и последующем вовлечении ученика в активный мыслительный процесс.
Нужно было так организовать учебный процесс, чтобы идеологию профильных классов приняли и ученики, и их родители. Нам удается решить эту проблему, так как в условиях выбора более 90% учащихся, окончивших 4,7,9хклассов, предпочитают повышенный уровень образования.
Методическое обеспечение работы
Основными направлениями школьной программы «Одаренные дети» заключаются в следующем:
В области содержания обучения
• Изучение глобальных тем и проблем;
• Междисциплинарный характер изучения учебного материала;
• Интеграция тем и проблем;
• Решение задач проблемного характера;
• Формирование культуры мышления и исследования через специальные курсы:
- «Развитие творческого мышления»
- «Основы познавательной деятельности»
- «Познай себя»
В области задач и методов обучения
• поощрение углубленного изучения тем и проблем по желанию ребенка;
• развитие навыков и методов исследовательской деятельности;
• развитие контроля и самопонимания;
• обучение оцениванию результатов работы по определенным критериям;
• Дифференциация и индивидуализация
В учебно-воспитательном процессе доминируют четыре стратегии обучения:
- ускорение;
- углубление;
- обогащение;
- проблематизация.
Основным путем достижения целей является внедрение в учебный процесс принципа индивидуализации. Данное направление актуально для всех детей в школе, но в особенности для способных и одаренных детей. В нашей школе внедряется личностно-ориентированный подход в обучении школьников. Но особенно в работе с одаренными детьми необходимо выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального развития. Понимая, что занятия по свободному выбору ребенка - факультативные, элективные, спецкурсы и в особенности организация групп по интересам при кафедрах государственного и педагогического университетов - в большей степени, чем работа классно-урочного типа позволяет реализовать принцип индивидуализации обучения, мы наряду с использованием новых педагогических технологий, основными направлениями работы с одаренными детьми считаем создание сети творческих объединений учителей, преподавателей ВуЗов и учащихся школы. Эту форму организации работы, избегая ранней узкой специализации, мы считаем вполне целесообразной на этапе старшей школы, т.к. разработка индивидуальных исследовательских работ поможет уже выпускникам школы быть социально адаптированной при обучении в высшем учебном заведении.
Работа с кадрами
На основании анализа
- требований к учащимся;
- требований к кадрам;
- требований к содержанию образования;
- требований к результатам работы профильной школы
разработана новая управляющая система, прописаны должностные обязанности каждого участника профильной школы. Для обеспечения информационных основ управления (связи с Вузами, колледжем, УПК № 2, со спонсорами, информированности родителей, учащихся, сотрудничающих со школой организаций) усилено внимание к вовлечению в этот процесс ученических (Совет старшеклассников) организаций, родителей (попечительский, а в настоящее время создающийся новый родительский комитет). В управленческих методах прочное место заняли такие личностно-ориентированные методы, как анкетирование, самооценка, анализ. Изменилась и система контроля за деятельностью педагогических работников, он стал дифференцированным, личностно-ориентированным (в этом помогают сложившаяся в школе система глубокого анализа состояния преподавания предметов и карты профессионального роста учителя). Информированность о реальных результатах администрация получает по итогам контрольных работ, результатам промежуточной и итоговой аттестации, результатам централизованного тестирования учащихся, поступления их в учебные заведения.
На заседаниях МО, научно-методического совета обсуждаются самоотчеты учителей, большое внимание администрация уделяет профессиональному росту учителей, работающих в профильных классах. В ходе МО рассматриваются итоги учебного года, намечаются пути реализации поставленных задач, корректируются ошибки, утверждаются программы факультативных, элективных спецкурсов.
В ходе информационно методических совещаний учителей познакомили с основными положениями Концепции профильного обучения, проведена серия открытых уроков, объявлен конкурс на лучшую программу элективного курса. Специальное открытое заседания НМС было посвящено системе работы с одаренными детьми, а также организации проектной деятельности учащихся.
Если посмотреть тематику педагогических советов последних десяти лет можно увидеть что педагогический коллектив в этот период жил постоянно идеями профильного образования разрабатывал, внедряя их в практику работ школы. В частности за этот период реализовано:
- новая форма тематического планирования;
- идеи интеграции учебной дисциплины;
- разработка стандартов базового и повышенного уровня образования;
- разработки умений и навыков повышенного (исследовательского) уровней ;
- совершенствовании технологий (зачетно - модульные системы, проекты, внедрение информационных технологий).
Вопрос организации профильного обучения чрезвычайно важен и актуален как для учителя, так и для учеников.
1. Повышенный уровень образования, предусматривающий развитие интеллектуальных способностей учащихся требует затрат большого количества времени на особую форму организации учебного процесса, разработку тестов, систем экспериментальных и творческих задач, предполагающих
- задачи с избыточным составом условий,
- задачи с несформулированными условиями,
- задачи с несколькими решениями,
- задачи с перестройкой действий,
- прямые и обратные задачи,
- задачи на доказательство,
- задачи со сложным для запоминания условиями -
всё это требует, чтобы профильные классы и работа в них стали стратегией каждого учителя школы, ибо в современных условиях: школа ориентирована на базовый стандарт образования, а ВУЗы требуют углубленных знаний (анализ тестов ЕГЭ, а также мониторинг в рамках Федерального эксперимента - подтверждают это)
Необходимость Формирования творческой одаренности и создание условий для самореализации личности потребовали изменения системы отслеживания уровня усвоения знаний в соответствии с методикой В. Н. Беспалько.
Педагоги различают и осуществляют анализ знаний учащихся по 4 уровням усвоения
1- узнавание, т.е. репродуктивное действие с подсказкой
2- репродуктивные действия по памяти
3- эвристический - продуктивная деятельность, создание субъективно новой информации
4- творческий – продуктивная деятельность, результатом которой является создание объективно новой информации
Учителями предметниками отрабатываются диагностические карты уровня усвоения учебного материала.
Изменяются технологии обучения.
Таким образом, при организации работы по формированию творчески одаренных детей поставили, прежде всего, задачу специальной подготовки учителей.
Полагаем, что творчески одаренного ребенка может воспитать только творчески одаренный учитель. Творчество и примитивизм – несовместимые понятия. Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе.
При организации работы с кадрами выделяем три типа учителей.
Это -
- учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности ( возбуждающей интерес к предмету);
- учитель, закладывающий основы мастерства ( отрабатывающий с ребенком технику исполнения);
- учитель (выводящий на высокопрофессиональный уровень).
Они используют методы, более подходящие для одаренных, стимулируют самостоятельную работу учащихся, сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем).
Эти учителя разрабатывают гибкие ( индивидуализированные программы, создают теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
- уважают личность (способствуют формированию положительной самооценки ученика (уважают его ценности, поощряют творчество и работу воображения, стимулируют развитие умственных процессов высшего уровня;
- проявляют уважение к индивидуальности ученика.
Организационные формы работы
А. М. Матюшкин выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности, включая в нее:
1) доминирующую роль познавательной мотивации;
2) исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;
3) возможности достижения оригинальных решений;
4) возможности прогнозирования и предвосхищения;
5) способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки.
Его исследования также позволили ему выделить в системе творческого потенциала следующие составляющие:
- доминирование познавательных интересов;
- любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;
- быстрота в усвоении новой информации;
- склонность к постоянным сравниванием, сопоставлениям;
- проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий
- настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;
- интуиция - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;
- сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами.
Реализуя эти идеи по формированию творческой личности учащихся, в школе накоплен некоторый опыт внедрения их на разных этапах становления учащихся. В своей деятельности школа стремится создать условия для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальной траекторией развития. Решение этой проблемы начинается с диагностического собеседования с ребенком, поступающим в 1 класс, и его родителями с целью выявления их интересов, способностей и склонностей, а также определения программы их дальнейшего обучения. С 1 класса организуется разнообразная учебная и внеклассная деятельность с целью представления ребенку возможности попробовать себя в разных областях знаний (математика, гуманитарные, естественные предметы, труд, искусство), проявить свой талант. Администрация, психологи, и учителя помогают ученику реально оценить уровень развития его способностей.
Эта работа проводиться на протяжении всех лет обучения ребенка в школе, но этапными моментами являются 1, 5, 8, 10 классы.
В школе первой ступени предлагается широкий спектр образовательных программ. Уже в младшем школьном возрасте учащиеся приобретают навыки самостоятельной элементарной проектной деятельности. Выпускники начальной школы способны самостоятельно собрать необходимую информацию по выбранной теме и поделиться своими знаниями с младшими по возрасту учащимися.
Ребенок постепенно учится создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение, они характеризуются
яркостью, насыщенностью, эмоциональностью.
Развивается творческое воображение, когда он начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.
Учителями начальной школы совместно с психологической службой проводится мониторинг творческих предрасположенностей учащихся младшего школьного возраста. Совместно с родителями определяются возможные формы урочной и внеурочной деятельности по их реализации.
С учетом склонностей, интересов и запросов в школе второй ступени с восьмого класса формируются лицейские физико-математические и естественнонаучные классы, а также предпрофильные социально-экономические и военно-технические классы из учащихся, освоивших предметы на повышенном уровне сложности. Целью основной школы является творческое развитие социально-ориентированной личности, способной к самореализации и самоопределению в жизни, интеллектуально готовой к продолжению образования. Для всех учащихся девятых классов школьным психологом Ковальчук Н.А. организован курс по программе «Профессиональное самоопределение», которая была признана победителем областного смотра-конкурса элективных курсов.
Проведено научно-методическое обновление структуры и содержания образования профильных классов, соответствующих современным требованиям, с тем, чтобы программы по структуре и содержанию не напоминали копии университетских курсов, но обеспечивали выпускников, прежде всего качественными знаниями, умениями и навыками. В настоящее время проводятся корректировка содержания предметов в соответствии с рекомендациями по подготовке к единому государственному экзамену.
В качестве критериев приближенности к цели и результативности рассматриваются показатели:
- обеспечение стандарта и повышенного уровня обучения (СОУ);
- развитие потенциальных возможностей учащихся, переход на новые уровни развития (обучаемость);
- комфортность учащихся, степень включенности их в жизнедеятельность классного и общешкольного коллективов;
- состояние здоровья, тенденции в его изменении.
В школе третьей ступени наряду с общеобразовательными и лицейскими комплектуются и профильные классы. По окончании их учащиеся получают квалификационные удостоверения по начальной профессиональной подготовке:
физико-математические классы – «оператор ЭВМ» (в 1997 году школа получила лицензию на право ведения данной профессиональной деятельности);
естественнонаучные классы - «младшая медицинская сестра по уходу за больными» на базе Владимирского медицинского колледжа, а также «эколог-лаборант»;
военно-технические классы – «водитель категории «В»» на базе автотранспортного факультета ВлГУ;
социально-экономические классы – «младший бухгалтер» и «секретарь – референт».
Основными требованиями при включении учащихся старших классов в учебные программы профильной школы являются следующие:
- учащиеся должны быть определенно заинтересованы в ускорении и получении знаний на повышенном уровне (демонстрировать явный интерес и повышенные способности);
- дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;
- необходимо согласие родителей (т.к. повышенный уровень обучения, хотя и обеспечивает ускоренное интеллектуальное развитие, порой осуществляется за счет достаточно жесткой организация учебного процесса, держит ребенка в состоянии постоянного напряжения. А различные спецкурсы, кружки, занятия по интересам заполняют все свободное время старшеклассников
Мы считаем, что ускорение — наилучшая стратегия обучения детей с естественно- математическими и гуманитарными способностями
Воспитательная система школы позволяет учащимся активно включиться в исследовательскую деятельность, систему творческих конкурсов и мероприятий.
В среднем и старшем возрасте основными являются следующие формы работы:
1.Научное общество учащихся «Поиск».
2.Разнообразные формы довузовской подготовки при кафедрах ВлГУ и ВГПУ, юридического института.
3.Совместная работа с Ивановской медицинской академией
(ежегодные экскурсии, посещение музея гистологии, присутствие на занятиях по анатомии человека и работа с натуральными объектами, встречи с деканом факультета довузовской подготовки, исследования по проблемам здоровья по заданиям Владимирского отделения ИГМА, участие в вузовских научно-практических конференциях, выездные сессии, которые в настоящее время заменены целевыми ускоренными курсами при ИГМА, контрольные работы и т.д.
4.Участие в городских научно-практических конференциях школьников.
5.Участие в школьном Дне науки и Дне лицеистов.
6.Участие в студенческих научно-практических конференциях в ВУЗах.
7.Работа в лекторских группах.
8.Система коллективных творческих дел, творческих конкурсов, фестивалей, предметных месячников и олимпиад
( с 1по 11 класс).
9.Участие в выездных профильных лагерях, экспедициях.
10. Участие в школьном Совете старшеклассников «Лидер».
11. Кадетское братство. Участие учащихся военно-технических классов в школьном объединении «Прометей»
12. Работа литературной студии «Юный поэт»
13. Реализация музыкальных, артистических, хореографических способностей через школьную студию «Родничок», вокальные группы «Ассоль», «Ровесник».
14. Организация панорам , выставок лучших рисунков, плакатов учащихся.
Предложенный учащимся спектр по интересам крайне велик и выходит за рамки учебных программ.
Психологическое сопровождение работы
Психологическая служба школы, разработала систему мер по психологическому сопровождению формирования творческой одаренности школьников, их самореализации в жизни. При их организации она работает в рамках подхода, который реализует традиции отечественной психологии, рассматривающей одаренность как результат взаимодействия способностей и определенных качеств личности.
В нашей школе разработана модель психологического обеспечения индивидуально-личностного развития школьника.
Творческий потенциал учащихся выявляется на основе краткого теста творческого мышления (Торренс, вербальные и невербальные формы) и рядом других методик.
Методики по определению детей с признаками одаренности выявляет не только качественный уровень, но и структуру, что дает возможность целенаправленной коррекции и повышает ее эффективность. Такая диагностика позволяет подойти к прогнозу путей реализации творческого потенциала детей.
Идентификация и психологический мониторинг творческих способностей детей строится по определенной схеме:
1.Набор детей в первые классы, функционально и психически готовых к систематическому школьному обучению. Этот этап не преследует цели выявления одаренных детей.
2.Адаптация детей к систематическому школьному обучению. На данном этапе ведется целенаправленная работа по снятию личностных барьеров (таких, как страх, высокий уровень тревожности и т.д.), не позволяющих способным детям успешно осуществлять учебную деятельность. Работа ведется с учащимися 1 и 2 классов.
3.Осуществление диагностики творческих способностей детей. На первом этапе исследуется уровень развития творческих способностей учащихся, наличие «барьеров» в проявлении познавательной дятельности. Работа ведется с учащимися 2-3 классов.
4.Проведение комплексной диагностики индивидуальных особенностей личности учащихся. Четвертый этап включает самый важный аспект психолого-педагогической работы по программе, направленной на локализацию и устранение барьеров, препятствующих раскрытию творческого потенциала ребенка и его реализацию в учебно-познавательной деятельности. Данные комплексной диагностики, опросов и анкетирования педагогов, бесед с родителями, наблюдения за учащимися на уроках и во внеурочное время, а также индивидуальных бесед с самими учащимися выявляют конкретные сдерживающие факторы в процессе развития творческих способностей.
5.Проведение контрольной диагностики творческих способностей старшеклассников и прогноз их дальнейшего развития по окончании школы. На его основе проводится профориентационное консультирование
На основании этого проводится консультационно-коррекционная работа.
Работа с педагогами (в форме консультаций, занятий и тренингов на МО учителей) с целью активизации поиска оптимальных средств, форм и методов педагогического воздействия с учетом выявленных индивидуальных особенностей и уровня развития творческих способностей учащихся.
Работа с родителями. Приоритетной задачей данного направления является формирование у родителей адекватного представления о потенциальных возможностях своих детей и прогнозе их дальнейшего развития.
Работа с учащимися в форме индивидуального консультирования всех учащихся школы.
|