Кто формирует имидж Учителя?
Когда речь идёт об учителях, но не в том ключе, будто бы учителя самые несчастные и обездоленные, а в верхнем регистре, об Учителе с большой буквы, на ум приходят прекрасные строки Н.А. Некрасова «Учитель, пред именем твоим позволь смиренно преклонить колено…». Какого учителя рисует тогда нам наше воображение, настроенное великим русским поэтом на торжественный лад? Это - высокоинтеллектуальный, всесторонне образованный, обладающий богатейшим внутренним миром, мудрый человек с умными и добрыми глазами, будь то мужчина или женщина. Давайте продолжим рисовать… Строго, скромно, но со вкусом одетый, чтобы подчеркнуть осознание собственного достоинства. Голос мягкий, глубокий, проникновенный, завораживающий, который хочется слышать вновь и вновь…Где мы могли видеть таких учителей? Может быть, в старых добрых советских фильмах? «Весна на Заречной улице», «Большая перемена», «Доживем до понедельника». Когда советское образование было «лучшим» в мире, именно эти персонажи на экране, а также литературные образы (благо, что СССР был еще и самой читающей страной в мире) и формировали образ советского учителя. В каждом из этих фильмов учитель – это что-то святое, необыкновенный, глубокоуважаемый и почитаемый человек. Нужно признать, что в те годы это так и было на самом деле.
Что же происходит дальше? Как не вспомнить наш самый любимый новогодний фильм «Ирония судьбы или с лёгким паром», где два главных героя – врач и учительница, так говорят о своих профессиях: «Наши профессии – самые нужные. – Судя по зарплате – не очень». Фильм вышел в 1975 году и уже более четверти века эти слова вызывают у нас грустную улыбку, потому что они актуальны и по сей день…
Почему же так происходит, что самая нужная профессия является трудом благородным, но не благодарным? Кто или что формирует сегодня такой непопулярный имидж учителя, как профессии непрестижной, малооплачиваемой, но довольно трудной и нервной? Почему учительница-мать никогда не посоветует и не пожелает своей дочке выбрать такую же профессию? «ТОЛЬКО НЕ В ШКОЛУ!!!» И действительно, говоря об имидже сегодняшнего учителя, мы чаще представляем себе уставшую женщину средних лет, чем молодую энергичную учительницу. Молодежь сегодня очень неохотно идёт в образование. «Что же будет на Земле через сто ближайших лет, когда мода на «учителей» совсем пройдет?», перефразируя известную песенку, давайте зададим себе такой вопрос.
Я очень рада, что сейчас поднимаются такие темы для обсуждения, как «Какая школа нужна учителю?» и «Какой учитель нужен школе?». Очень своевременно объявили следующий 2010 год годом учителя. Нашему обществу пора, наконец, обратить внимание на людей, несущих свет в этот мир. Ведь, как известно, «неученье – тьма».
В наши дни дистанция между учителем и учеником значительно уменьшилась, и это было бы хорошо, если бы лояльные и дружеские взаимоотношения между учителями и детьми сопровождались уважением и почтительностью со стороны детей, но это не всегда так. Почему? Может быть, в современных семьях не учат детей уважать взрослых, а особенно учителей? Откуда это идёт? Какой посыл дают жидкокристаллические экраны телевизоров их неокрепшим мозгам? Что сегодня смотрят дети? «Нашу Рашу» с корыстной и меркантильной Снежаной Денисовной, учительницей престижной школы, обманом и шантажом вымогающей у учеников и их родителей деньги на собственные нужды, или сериал «Папины дочки», где учительница литературы Людмила Анатольевна изображена как довольно экзальтированная особа, слегка «не в себе», одинокая, но в активном поиске мужчины своей мечты. А как вам директриса из тех же «Дочек»? Она частенько пользуется своим служебным положением: может угрожать ученикам плохими оценками или исключением из школы, в разы поднимать зарплату своему любовнику, учителю физкультуры, который является воплощением всех стереотипов о школьных учителях физкультуры — хорош собой, но при этом ужасно глуп.
Я считаю, что эти образы играют не последнюю роль в формировании имиджа современного учителя.
Демократия подарила нам много хорошего – у нас появилось больше прав, свобод и возможностей. Однако, кроме этого, хорошо это или плохо, рыночные отношения вторглись даже в такую некоммерческую, казалось бы, сферу, как образование, школа. По законам этих отношений, родители являются «клиентами», «заказчиками», а учителя – «обслуживающим персоналом», «поставщиками», «фирмой-изготовителем». Я думаю, такая роль, отведенная учителю, не способствует улучшению его имиджа. Родители, и даже дети, это уже прочувствовали. Так как «клиент всегда прав», учителям приходится подстраиваться, ублажать и угождать, а «заказчики», зная свою значимость, ведут себя не всегда корректно, сложив с себя всю ответственность за качество «готовой продукции» - выпускников и переложив её на работников школы. При этом многие не гнушаются, походя, поругать школу.
Как же далёк представленный образ современного учителя от того возвышенного некрасовского! Неужели тот «имидж» учителя далеко в прошлом и уже больше не вернется в нашу реальность?
Всё же я думаю, что стоит попытаться изменить мир.
Начинать нужно с повышения статуса учителя в обществе вообще. Я очень надеюсь, что профессия «учитель» в скором времени станет не только самой важной и нужной, но и престижной. А пока, в этот переходный период, мы, учителя, работающие в школе сегодня, во время реформ, кризиса должны каждый на своем месте делать все возможное и невозможное, чтобы эти перемены произошли как можно скорей. Сегодня мы сами формируем наш имидж, имидж учителя 21 века. Нам нелегко, но мы понимаем всю важность своей миссии и, чем сложней задача, тем интересней добиться поставленных целей.
|
На: Кто формирует имидж Учителя?
Юлия Леонидовна,спасибо за ваше мнение, аргументированное ссылками на литературное и кинотворчество.
Только не могли бы вы развить свой тезис"Начинать нужно с повышения статуса учителя в обществе вообще", в нем то вся и суть вопроса!Кому начинать,как это сделать и каковы стратегии этого повышения?
Наш форум "Социальная реклама:Российский учитель XXI века" об этом много размышлял,если вы еще не читали,заходите, может найдете подтверждение или наоборот,опровержение своим мыслям
На: Кто формирует имидж Учителя?
Уважаемая Елена Александровна! Большое спасибо за Ваш комментарий и за ссылку на интересный форум. Повышение статуса учителя в обществе....Кому начинать? Начинать нужно на государственном уровне. И когда на трехчасовых пресс-конференциях президента судьба учителей и образования будет обсуждаться хотя бы не меньше судьбы осетровых рыб (как Вы писали в своем сообщении), может быть, что-то начнет меняться в лучшую сторону. Ну и конечно же нельзя забывать о роли каждого учителя в формировании имиджа учителей в целом. Каждый отдельный учитель не должен допускать ни в своем внешнем облике, ни в поведении ничего такого, что могло бы опорочить светлый и святой образ Учителя, который мы тут все с вами пытаемся создать.
На: Кто формирует имидж Учителя?
Юлия Леонидовна, именно тезисная подача материала побудила меня вступить в полемику,хотя не собиралась
Вот приглашаю познакомиться с моим мнением на формирование имиджа учителя http://www.openclass.ru/stories/64957
На: Кто формирует имидж Учителя?
"Я очень надеюсь, что профессия «учитель» в скором времени станет не только самой важной и нужной, но и престижной".
Юлия Леонидовна, я во всём с Вами согласна и тоже надеюсь, но - ещё вождь пролетариата сказал, что учИтеля необходимо поставить на такую высоту, на которой он никогда не стоял, не стоИт. А народ добавлял в шутку: и не будет стоять! Но мы оптимисты, поэтому будем надеяться, что хотя бы на Вашем веку профессия учителя станет престижной, кроме всего прочего!
На: Кто формирует имидж Учителя?
Юлия Леонидовна!
Думаю, что под всем тем, что Вы выразили в своей статье могут "подписаться" многие из сегодняшних учителей! (Было бы, наверное, гораздо приятнее, если бы это было не так.)
Обращаюсь к организаторам Конференции - обязательно отметить эту статью, если не дипломом победителя, то как минимум призом "зрительских симпатий"!
На: Кто формирует имидж Учителя?
Уважаемая Татьяна Николаевна! Большое спасибо, за положительный отзыв! Статья действительно пронизана эмоциями и тема эта мне не безразлична.
На: Кто формирует имидж Учителя?
Уважаемая Юлия Леонидовна! Спасибо Вам за эмоционально и честно выраженнное мнение об имидже Учителя. И главное -спасибо за оптимизм! Его сегодня так не хватает в обычных российских школах.
На: Кто формирует имидж Учителя?
Юлия Леонидовна!
Спасибо за Ваше мнение, эмоционально и справедливо!
Только не могу согласиться с "лучшим " советским образованием в кавычках. Я вышла из того самого образования, как и все другие "уставшие средних лет женщины", на плечах которых держится сегодня школа. Хорошее это было образование, очень жаль, что сейчас очень часто "вместе с водой выплескивают и ребенка"... Идеологии было много, не спорю, и были слишком "заидеологизированные" личности педагогов, но потом ведь оказалась , что без идеологии и нельзя, ведь недаром ищем национальную идею, которая сплотила бы все общество... И те личности искренне верили в те идеи... А что касается "подаренных демократией прав, свобод и возможностей", у нас нет главной, экономической составляющей.... Получается, что марксисты были правы со своим экономическим детерминизмом...
На: Кто формирует имидж Учителя?
Уважаемая Светлана Викторовна! Большое спасибо за отзыв! Вы меня немного неправильно поняли. "Лучшее" советское образование - в кавычках не потому, что я отношусь к нему с иронией, кавычки - это просто цитирование расхожей фразы тех лет. Я сама училась в советской школе, училась хорошо и ничего плохого о своей школе сказать не могу. Образование действительно было основательным. Это сейчас немного боязно, как бы мы со всеми реформами и равнением на запад не дошли до упрощенной , облегченной формы образования. Такого "образования-лайт".
На: Кто формирует имидж Учителя?
Юлия Леонидовна! Разделяю Ваши опасения! Поэтому те кавычки так задели за живое