Информатизация образовательного процесса как средство достижения нового качества образования в новой школе.
Боровских Светлана Юрьевна, заместитель директора МОУ «Гимназия№12» г.Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области
В послании к Федеральному собранию, обозначая стратегию обновления образования Д.А. Медведев сказал «Надо внедрять самые передовые технологии. Это и есть одно из лучших антикризисных «лекарств» и, с другой стороны, неотъемлемая часть идеологии современного развития России».
Одной из современных технологий, способных привести «Нашу новую школу» к достижению нового качества образования, считается информатизация образовательного процесса.
Под качеством образования мы понимаем не только качество обучения и количество выпускников, поступивших в вузы, а соотношение цели образования и его результатов. Истинное понимание качества образования пришло в школу в процессе реализации комплексных проектов модернизации образования.
На современном этапе развития нашего образовательного учреждения потенциальным фактором, представляющим наибольшую актуальность в совершенствовании качества образования, считаем информатизацию образовательного процесса.
Мы, как и все школы-победители конкурсного отбора, приобрели на грант цифровую и множительную технику, модернизировали существующие компьютерные классы, оборудовали новые цифровые зоны.
Улучшение условий закономерно становится предпосылкой, но не гарантией роста качества образования. Иметь ресурс и эффективно его использовать – вещи разные.
К тому же, имеющиеся ресурсы и работа с ними требуют более высокого уровня информационной компетентности педагогов и, конечно же, администрации.
Для того, чтобы процесс информатизации не протекал спонтанно и хаотично, в гимназии была разработана программа экспериментальной деятельности, целью которой является: определение и апробация педагогических условий, способствующих эффективному влиянию информатизации образовательного процесса на повышение качества образования.
Таким образом, от компьютеризации, которую понимаем, как массовое внедрение компьютера во все области жизни мы перешли к информатизации – активному внедрению и освоению новых информационных технологий в образовательном процессе.
Для того чтобы достичь поставленной цели, мы ведем работу по ряду направлений.
Во-первых, это создание системы индикаторов качества образования и совершенствование мониторинга.
В 2006 году, разрабатывая программу эксперимента, мы столкнулись с тем, что в отечественной педагогической практике отсутствовал единый подход к оценке качества образования. Поэтому одной из наших задач стала – создание индикаторов качества образования.
Сегодня же мы пришли к необходимости создания Модели оценки качества гимназического образования, в которой определили цели, задачи, направления, критерии, показатели, организационные структуры, необходимый инструментарий для оценки качества образования.
Процесс повышения качества образования на основе новых информационных технологий невозможен без организации управленческих рабочих процессов в электронной среде. Поэтому одним из важных направлений является информатизация процесса управления гимназией.
Следующее актуальное направление деятельности: формирование единого информационного пространства гимназии - пространства, в котором задействованы на информационном уровне и связаны все субъекты образовательного процесса: учителя, родители, учащиеся.
Мы начали эту работу с модернизации, существующей локальной сети. Объединили в единую локальную сеть весь компьютерный парк гимназии. Провели многоканальный скоростной Интернет (выход в Интернет-сеть возможен с любого компьютера). Оборудовали и модернизировали цифровые зоны гимназии.
Следующим шагом стала модернизация гимназического сайта . Сайт рассматриваем как мощный инструмент сетевого взаимодействия, стремимся к тому, чтобы он был не только внешне привлекательным, информативным, но и интерактивным, располагающим к взаимодействию.
В декабре 2008 года сайт признан победителем Первого Всероссийского конкурса «Лучший сайт образовательного учреждения» в номинации «Абсолютно лучший сайт». Победа далась нелегко, так как, в конкурсе участвовало несколько тысяч школьных сайтов со всей России.
Конечно же, информатизация невозможна без внедрения новых информационных технологий в систему основного образования.
Современные информационные ресурсы помогают учителю по-новому выстраивать свою профессиональную деятельность. Педагоги гимназии активно используют в урочной, внеурочной и проектной деятельности возможности локальной сети, сети Интернет, электронные образовательные ресурсы. Если в 2005 году только 32% учителей использовали Интернет в учебных целях, то в 2008 - 94%, в 2009 -100%. Значительно растет количество учителей, использующих электронные образовательные ресурсы: электронные учебники, виртуальные лаборатории, контроль знаний с помощью электронных продуктов.
В целях достижения более высокого уровня информационно-технологической обеспеченности мы стремимся к тому, чтобы в каждом учебном кабинете наряду с компьютером имелся принтер, проектор, аудиосистема, проекционный экран, либо интерактивная доска.
С приобретением информационного интегрированного продукта « КМ-школа» у учителей расширились возможности в решении проблем информатизации образовательного процесса. «КМ-школа» предлагает учителю готовые уроки, включающие объяснение нового материала, вопросы для самоконтроля, тренажеры, выводы по занятию, тестирование, видео и звуковые файлы, дополнительный материал, Интернет-ресурсы.
По мнению учителей и учащихся использование электронных образовательных ресурсов способствует формированию интеллектуальных умений, развитию творческих способностей, доступности и привлекательности образования, росту познавательной активности, снижению утомляемости детей. А это весомые показатели качественно нового уровня образования.
Особое место в ряду технических новинок, появившихся в школе, занимает интерактивная доска-комплекс оборудования, предоставивший учителю возможность сделать процесс обучения более ярким, динамичным, эффективно осуществлять обратную связь с учениками, экономить учебное время.
Электронные образовательные ресурсы, возможности сети Интернет широко используются не только в учебном процессе, но и в проектно-исследовательской деятельности. Нас радует тот факт, что являясь образовательным учреждением гуманитарной направленности, учащиеся и педагоги гимназии достигли значительных результатов в исследовательской и проектной деятельности в области новых информационных технологий.
В гимназии существует развитая система дополнительного образования, сложившаяся за годы экспериментальной деятельности на областном и федеральном уровне, которую мы рассматриваем как равноправный компонент в едином образовательном процессе.
В связи с этим, для нас особо значимыми являются положения «Нашей новой школы» о том, что «весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей»
Информатизация системы дополнительного образования является еще одним из актуальных направлений деятельности и осуществляется через:
· обновление материально-технической базы клубов и студий;
· использование мультимедийных программ и оборудования;
· участие в Интернет-проектах, Интернет-конкурсах;
· создание электронных банков клубов и студий.
Интернет расширил возможности в деятельности классов-музеев А.С.Пушкина и музея истории гимназии «Назад в будущее». Любой желающий может совершить виртуальную экскурсию в наши музеи, зайдя на сайт гимназии http://www.qimnazia12.ru.
Новые информационные технологии позволили участникам вокальной студии находить в Интернете нужную мелодию, информацию о композиторах, а юным художникам на занятиях ИЗО-студии пользоваться графическими редакторами.
В распоряжении школьного пресс-центра, гимназическое радио, телевидение, пресса, вся необходимая цифровая техника. Пресс-центр размещает продукты своего творческого труда в Интернете на портале Школьной прессы, принимает участие во Всероссийской телекоммуникационной олимпиаде юных журналистов.
Таким образом, информационные технологии выступают как значительный инструмент развития системы дополнительного образования, расширения социокультурного и образовательного пространства учащихся.
Эффективность реализации программы информатизации напрямую зависит от того, кто ее реализует – от учителя! Поэтому уделяем приоритетное внимание решению задачи повышения уровня информационной компетентности педагогического коллектива. Эта работа носит планомерный и непрерывный характер в деятельности администрации и методической службы гимназии.
Данные диагностики, свидетельствуют о росте информационной компетентности педагогов и учащихся. Сравнительный анализ полученных данных свидетельствует о том, что педагоги по ряду параметров не уступают гимназистам.
Реализация программы информатизации способствовала тому, что были сделаны новые шаги по повышению качества образования.
Но, несмотря на достигнутые результаты, решенные задачи, мы отчетливо понимаем, что возможности информатизации в решении проблемы повышения качества образования и обновления школы практически безграничны. Мы лишь в начале пути. И поэтому в новой редакции программы развития гимназии на предстоящие пять лет, информатизация образовательного процесса остается одним из приоритетных направлений деятельности. А это значит, что информатизацию мы считаем одним из основных ресурсов, способствующих решению ключевой задачи – достижению нового качества образования в «Нашей новой школе».
|