Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»? Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. В этой школе должны преподавать высококвалифицированные педагоги. В школе должны быть свои традиции. Школа должна давать современное и качественное образование. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Я считаю, что наша школа соответствует всем этим критериям, поэтому одним их направлений работы школы, является работа с одаренными детьми.
Массовая школа обычно сталкивается с различного рода проблемами в работе с одаренными детьми. Наша школа не исключение. Основной проблемой на первых этапах работы является раннее выявление и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей еще в начальном звене. Одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть «белой вороной» и их творческие возможности со временем нивелируются. С этой проблемой нашим учителям помогает справиться режим психолого-педагогического сопровождения. Наш школьный психолог Старикова Л.А. может не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей. Детскую одаренность можно диагностировать при помощи различных психологических методик. Их можно разделить на интеллектуальные тесты и тесты способностей. Не первый уже год мы представляем на выставку опыт работы Стариковой Л.А., где она публикует результаты своей работы. В этом году представлены две брошюры «Психологическая служба в школе» и «Школа общения». Кроме всего Людмилой Александровной разработана своя программа работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению.
Однако о признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартных испытаний. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности, поэтому важную роль в выявлении и дальнейшем развитии одаренных детей играют классные руководители, педагоги.
Необходимо включать в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами.
Учитель должен:
- быть доброжелательным и чутким;
- разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
- быть увлеченным своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
- быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
Школа может столкнуться с проблемой нехватки такого рода педагогов, и тогда процесс развития одаренных детей будет либо поверхностным, либо приостановится вовсе. На сегодня многие школы испытывают просто нехватку педагогов различных предметов, не говоря уже о высокопрофессиональных. Молодые педагоги в школы приходят редко, а если и приходят, то спустя год, два уходят. В нашей школе в прошлом году существовала проблема нехватки педагогических кадров по географии и иностранному языку, не хватало учителей начальной школы. Нагрузка делилась между имеющимися педагогами, а при повышенной нагрузке процесс подготовки одаренных детей так же может быть не качественным. Эту проблему мы стараемся решить, поэтому в этом учебном году к нам пришли 1 учитель географии, 2 учителя иностранного языка, 1 учитель начальной школы.
Кроме всего учителя должны разнообразить формы и методы своей работы при обучении одаренных детей.
Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися подходят следующие формы работы:
- творческие мастерские, круглые столы, дебаты;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- занятия исследовательской деятельностью в НОУ
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- летние площадки для одаренных детей;
- сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Исследования показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается учителями как упрямство или лень. Вследствие этого у ребят складывается негативное отношение к школе, не желание работать.
В прошедшем году в нашей школе работали 12 факультативов по различным предметам, 6 кружков и 4 секции, около 30 учащихся приняли участие в школьных и городских ученических конференциях. Уже два года подряд наши ребята участвуют в межрегиональной заочной физико-математической олимпиаде, есть призеры, трое ребят поступили и обучаются во Всероссийской школе математики и физики «Авангард», а в этом учебном году мы решили обучаться по программе «Коллективный ученик» в открытом лицее «Всероссийской заочной многопредметной школы» при МГУ им. Ломоносова М. по предмету математика в 8 классе.
Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:
- Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно-научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.
- Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
- Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Именно такие планы работы имеют наши учителя в работе с интеллектуально одаренными детьми.
В последние годы мы столкнулись с проблемой того, что ученики не умеют, а иногда и не желают работать самостоятельно. Задача педагога научить и убедить учащихся в необходимости добывать знания самим.
Оптимальный результат, может быть, достигнут при одновременно существующих изменениях форм и методов обучения и сочетании основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения. Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета.
Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно. Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления. На наш взгляд одним из способов решения этой проблемы могут быть введенные элективные курсы. В прошедшем году в нашей школе проводились 8 различных элективных курсов в 9 классах и 7 в 10 классах (разработки курсов представлены на выставке).
На практике мы чаще используем лишь одну стратегию ускорения (вертикальную), забывая о другой. В этом на наш взгляд мы видим еще одну проблему в работе с одаренными детьми. Кроме всего для реализации всех этих условий школа сегодня должна работать по определенным комплексно-учебным программам, в рамках которых одаренный ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе.
Для решения всех этих проблем в нашей школе уже несколько лет создаются поливариативные классы. Начиная с 9 класса, мы создаем класс ускоренного обучения для наиболее способных детей. В этих классах мы оставляем программу базового уровня в полном объеме, кроме того, учащимся предлагаются на выбор факультативные и элективные курсы. Каждый ученик выбирает для углубленного изучения комбинацию из двух или трех предметов. Такие занятия дают возможность восполнить очень большую разницу между программой базового уровня и программой для поступающих в вузы. Последние годы мы приходим к выводу, что такие классы необходимо создавать немного раньше с 8, а то и 7 класса.
Как бы мы ни рассматривали роль и вес природных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания школы на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) оказываются относительно безразличны для развития способностей. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка прежде всего внимание родителей. Как показывают исследования и практика работы в школе родители делятся на три категории.
Первая категория «отстраненных» родителей, которые в силу своей занятости все вопросы по воспитанию и развитию своего ребенка перекладывают на плечи школы. Именно в таких семьях дистанция между родителями и детьми велика, что сказывается на эмоционально-психологическом состоянии одаренного ребенка. Задача педагога в этом случае привлечение родителей к деятельности ребенка, к школе, к совместной работе.
Вторая категория родителей, так называемые «детоцентричные». Ребенок для таких родителей – единственный смысл в жизни. Они проявляют чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Определенная «детоцен-тричность» семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить его способности имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у своего ребенка ряда социальных и бытовых навыков, физического и эстетического развития. Такие родители проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу не советуясь с учителем, как их лучше изучать. Родители нередко вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами. В этом случае задача педагогов и психологов состоит в разъяснительной работе с самими родителями.
Третья категория «активных» родителей. В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность - общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера, они всегда готовы помочь школе. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция.
Практика показала, что последнее время встречаются все больше родителей первых двух групп. Это вызывает ряд проблем, которые требуют своего решения. Наша школы пытается решать данную проблему. Ежегодно мы проводим по три дня «Открытых дверей» (начальной школы, среднего звена, старшей ступени), на которые приходит все больше родителей (если в первый год проведения таких дней в каждом классе присутствовало по 1-3 родителя, то по результатам прошлого года в среднем в каждом классе присутствовало по 5-6 родителей). Педагоги совместно с администрацией организуют различного рода круглые столы, конференции для родителей, совместные внеклассные тематические встречи родителей и классных коллективов, в школе не один год работает семейный клуб «Исток».
Следующая проблема, с которой нам приходится сталкиваться в школе в работе с одаренными детьми – это проблема саморегуляции одаренных детей. Для особо одаренных детей ситуация развития часто складывается так, что они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, составляющей суть их одаренности. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, большинство одаренных детей избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей. У многих одаренных детей заметны проблемы, связанные с их физическим развитием. Так, некоторые дети явно избегают всего, что требует физических усилий, явно тяготятся уроками физкультуры, ритмики, не занимаются спортом. В этом случае физическое отставание проявляется как бы в умноженном варианте, когда на естественное возрастное несоответствие накладывается, и явное нежелание ребенка заниматься скучным, по его мнению, делом. В определенной степени этому потворствуют и родители такого ребенка. Задача педагога в данном случае как можно чаще и активнее вовлекать ребенка в активную творческую и спортивную жизнь класса и школы.
И еще одна, на наш взгляд, серьезная проблема, с которой сталкивается современная школа – это то, что больше всего внимания уделяется интеллектуально одаренным детям. Анализируя современные психолого-педагогические трактовки понятия «одаренность» выделены следующие виды одаренности: общая интеллектуальная одаренность, творческая одаренность, спортивная одаренность. Творческая и спортивная одаренность не связана однозначно с интеллектом. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.
Значит, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования. Чаще всего творчески и спортивно одаренные дети не испытывают тех проблем, с которыми сталкиваются высоко интеллектуальные учащиеся. Но все-таки таких детей необходимо также выявлять на ранней стадии их развития, давать возможность раскрыться, проявить себя. Для этого в школе проводятся различного рода спортивные, танцевальные, музыкальные конкурсы, творческие проекты, театральные мастерские и студии, чтобы способствовать самовыражению творчески одаренных и спортивно одаренных детей.
Дети спортивной и творческой одаренности чаще всего сталкиваются с учебными проблемами. Зачастую учителя предметники раздражаются оттого, что такие ученики пропускают занятия по причине соревнований или репетиций, отказываются заниматься индивидуально или дополнительно. А ведь таким детям так же необходима своя индивидуальная программа обучения. И вообще для развития каждого вида одаренности должна быть разработана своя система мероприятий, разработаны свои программы, чего пока в современных школах нет.
В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию. Необходимо помочь родителям и самому ребенку правильно организовать учебную деятельность. Сегодня на наш взгляд более продуктивное решение проблем мы видим в создании специальных программ для работы с детьми со всеми видами одаренности.
Сабадаш Татьяна Леонидовна,
заместитель директора МОУ СОШ № 1
|
На: Создание социально-педагогических условий подготовки одаренн
Уважаемая Татьяна Леонидовна! С одаренными детьми может и будет работать только одаренный учитель. В нашей школе все любят и знают химию. Каждый второй готов участвовать в городской олимпиаде, ежегодно есть победители областных этапов, лауреаты Всероссийских. Все это благодаря таланту и огромной работе Учителя - Бычковой Марины Анатольевны. Главное в системе ее работы - раннее выявление одарености, уже в 5 классе ученики привлекаются к факультативным и кружковым занятиям, в 7 классе ученики готовы выступить за 8 и даже 9 класс. Ежегодно, на собственной даче Марина Анатольевна организует летнюю предметную школу. И попасть в нее - дело престижа для ученика. В классе организована галлерея портретов лучших ее учеников. Марина Анатольевна организовала фонд на средства гранта победителя нацпроекта. Из этого фонда ежегодно награждаются победители олимпиад по химии. Талантливые дети в нашей школе не "белые вороны" , а пример для подражания. Их любят и знают все.