<!--[if gte mso 9]> <![endif]--> <!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--> <!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:1; mso-generic-font-family:roman; mso-font-format:other; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:0 0 0 0 0 0;} @font-face {font-family:Calibri; panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1073750139 0 0 159 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:10.0pt; margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;} .MsoPapDefault {mso-style-type:export-only; margin-bottom:10.0pt; line-height:115%;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} --> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;} <![endif]-->
Аннотация.
Когда мы читаем стихи, мы душой чувствуем их прелесть, но как создается образ? Какие средства имеются в распоряжении поэта? Одним из самых ярких и одновременно сложных для восприятия средств художественной выразительности является метафора. Как она создается (возникает, рождается)? На этот вопрос поможет ответить наблюдение за художественным материалом – стихами С. А Есенина.
Урок сопровождается демонстрацией слайдов презентации, созданной в программе Power Point , а также включает элементы работы с интерактивной доской (3 страницы в программе Note Book)/
Тема: «Рождение метафоры».
Тип: урок изучения нового материала, урок развития речи.
Место урока в курсе литературы: в начале изучения лирики как рода литературы.
Возможно автономное включение занятия по данной теме в курс русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ как в 9, так и в 11 классе, а также в спецкурсы.
Автор: Полищук Ольга Викторовна, учитель МОУ гимназии № 26.
Цель: научиться узнавать метафору в поэтическом тексте и определять ее стилистическую функцию.
Вводная беседа.
- Какой род литературы мы начали изучать? (Лирика).
- Чем лирика отличается от других родов литературы? (Особый способ познания мира. Выражает чувства, переживания лирического героя).
- Как автор может выражать свое отношение к происходящему? (В том числе и при помощи употребления художественно-изобразительных средств).
- Какие художественно-изобразительные средства вы знаете?
- По нашему опыту, самым сложным для восприятия тропом является метафора.
Цель урока:
проследить, как рождается метафора, как авторские впечатления перерождаются в образ, выраженный метафорой; научиться видеть метафоры в художественном тексте и понимать их.
Тема урока:
Рождение метафоры (записать). Слайд 1 в программе Power Point
Объяснение нового материала (наблюдение за языковым материалом и формулированиевыводов, попутно – работа с определениями, словарная работа).
Учитель читает стихотворение (слайд 2):
Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
- О чем это стихотворение (тема)? (Осень в лесу).
- Чье стихотворение? (С. А. Есенин – «певец русской деревни»). Слайд 3
- Какое настроение оно передает? (Тишина – умиротворение, светлая грусть). Слайд 4,5
- При помощи каких метафор создается образ осени? (Примечание: ранее на уроках уже вводилось данное понятие).
Переключение на программу Note Book – слайд 1.
В тексте стихотворения выделите метафоры (функции «Маркер» или «Линия») – 1 человек у доски.
Очень трудно выделить метафоры у данного поэта. Почему? (Одна плавно переходит в другую).
Особенностью стиля С. А. Есенина является употребление метаметафор – развернутых метафор.
Обратим внимание на лексику: еще одна особенность стиля поэта - смешение высокого и повседневного, высокого и низкого (можжевель, рыжая кобыла, на кусту и покров берегов, схимник).
Далее следует словарная работа со словом СХИМНИК.
Переключение на программу Power Point – слайд 6.
Схимник – монах, принявший схиму. Схима – высшая монашеская степень, требующая
от посвященного в нее выполнения суровых правил.
Почему ветер назван схимником?
Посмотрим, как появляются метафоры. Можно искусственно выделить 4 этапа рождения этого тропа – слайд 7.
1. Мы видим и слышим. В осеннем лесу рыжеватые опавшие листья застряли в ветках можжевельника, висят на них клочками. Река покрылась первым синеватым льдом, земля застыла. Какие мы слышим звуки? Гулко отдаются наши шаги, под ногами хрустят льдинки. Сникла, полегла трава вдоль дорожек. На облетевших, прозрачных рябинах – ярко-красные гроздья.
2. Мы чувствуем. У природы есть душа. Она прячется от нас. (Лирика – как можно изобразить чувства?) Мы видим только ее следы, но ведь кто-то же смял эту траву, развесил опавшие листья… Так уютно, привычно в осеннем лесу, и в то же время так печально, тихо и торжественно. Чувствуем жалость и нежность.
3. Мы сравниваем. Метафора основывается на сравнении. Помогайте: что с чем сравнивается? Какие образы возникают в сознании? (по порядку с начала стих-я). Порыжевшие листья – клочья гривы рыжей лошади. Хруст льдинок под ногами, звук шагов – лязг подков. Рябиновые кисти, как будто висящие прямо в воздухе, - как капли крови невидимого существа, стоящего среди деревьев (Христа).
4. Убираем первый план («видим») и подменяем его изображением того, с чем сравниваем. Остаются только образы – метафоры.
Закрепление. Практическая работа.
Посмотрим, как вы поняли, что такое метафора.
Переключение на программу Note Book – слайд 2. Работа с определением: восстановить, вставив пропущенные ключевые слова из предложенного ряда («подтянуть» к месту пропусков вручную - 1 человек у доски). Проверить, зачитать.
Обратите внимание: что-то сравнивается с чем-то или кем-то? Происходит уподобление неживого живому. Автор использует олицетворения – разновидность метафор. Зачем?
Давайте прочитаем еще одно стихотворение С. А. Есенина – слайд 3:
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к осеннему двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Выделите метафоры – по одной нескольким ученикам. Какие из них являются олицетворениями?
Какова стилистическая функции метафор? (Одно из средств создания образа осени. Образ значит что-то наглядное, действующее, живое. Это скрытое сравнение.)
Для чего нужны олицетворения? (Делают окружающий мир одухотворенным: он живой, передает ощущения и чувства лирического героя).
Как чувствует себя лирический герой в мире родной природы? (Он понимает природу, ее душу, живет в гармонии с ней).
Обратите вниманиена излюбленный стилистический прием Есенина – смешение высокого и низкого – слайд 4. Сгруппируйте слова и выражения из стихотворения по принципу «высокое – низкое».
Далее следует пояснение значения слова отрок (высок. – мальчик-подросток).
Проверим, почувствовали ли вы настроение и замысел поэта. Мы выделили метафоры в стихотворении «О красном вечере…». Попробуйте «разложить» одну-две метафоры – проследить ее рождение по 4 этапам. Какую вы выбрали? Переключение на программу Power Point - cлайды
8, 9.
Если остается время, зачитать несколько вариантов. Если нет – сдать тетради.
Подведение итогов.
- Что такое метафора? (Определение).
- Что лежит в основе метафоры?
- Какие стилистические функции метафоры можно выделить?
- Какая есть разновидность метафоры?
Домашнее задание.
Сами попробуете себя в роли учителя, будете задавать вопросы одноклассникам. Нужно изготовить своего рода учебное пособие: 2 листа для тренировки (выделения метафор). На обоих – 1 короткое стихотворение, рисующее какой-нибудь образ, но на первой просто напечатанное с фамилией автора, а на второй – это же стихотворение с выделенными вами метафорами (прежде чем спрашивать с других, нужно подготовиться самому, чтобы подсказать одноклассникам).
Материалы к уроку:
Презентация
Слайды для интерактивной доски
|