Данная программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (для основной школы) с использованием дополнительных учебных пособий для учащихся 9-х классов, изучавших английский язык, как минимум, с 5 класса по любым УМК по английскому языку, разрешенным к использованию для обучения в основной школе, и рассчитана на 17 учебных часов.
Цель программы:
Формирование компетенции восприятия англоязычной речи на слух и последовательное использование аудирования для развития всех навыков и умений при обучении английскому языку.
Задачи курса:
· Совершенствование произношения;
· Развитие речевых умений;
· Обучение выразительному чтению.
Причины выбора:
Умение понимать на слух, или аудировать, ценно не только как компонент общения, но и как средство обучения. Формирование речевых навыков и развитие речевых умений обычно начинается с помощью слушания, которое, следовательно, должно быть развито лучше других умений. Но на деле данный вид речевой деятельности вызывает наибольшие трудности у учащихся. Введение единого государственного экзамена заставляет обратить пристальное внимание на этот вид аттестации, поскольку в задачу ЕГЭ входит проверка уровня сформированности умений учащихся в трех видах аудирования: с полным пониманием услышанного, с пониманием основного содержания услышанного, с извлечением необходимой информации.
Большие затруднения при восприятии англоязычной речи на слух вызывают: быстрый темп речи, особенно ее разговорного стиля, индивидуальные признаки английского акцента, стилистические особенности речи разных жанров. Многообразие интонационного оформления, специфика логического ударения и ритма приводят к сбою в восприятии звучащего текста.
Комплекс упражнений использованный в данном курсе призван ликвидировать указанные затруднения в обучении аудированию и задействовать естественные механизмы речи. Особенностью подхода является пошаговое снятие трудностей и напряжения у учащегося. Для этого предлагаются различные опоры, например, аналогичный русский или английский текст, скрипт звучащего материала, иллюстрации, комментарии. Такой щадящий подход имеет больший обучающий эффект по сравнению с тем, если бы учащийся с напряжением концентрировал свое внимание на каждом слове и фразе воспринимаемого текста.
Структура последовательности этапов комплекса упражнений:
№
|
Этапы формирования навыков и умений аудирования
|
Виды заданий для учащегося
|
1
|
Формирование учебной компетенции аудирования
|
Учись выполнять упражнение по аудированию
|
2
|
Формирование умения определять жанр звучащего англоязычного текста
|
Учись определять тип текста
|
3
|
Формирование навыка логического членения звучащего иноязычного текста
|
Учись реагировать на смысловое членение звучащего текста
|
4
|
Формирование навыка осмысления содержания услышанного
|
Учись воспринимать смысл на основе общего интонационного рисунка звучащего текста
|
5
|
Закрепление навыка осмысления на уровне фраз
|
Учись уточнять и детализировать смысл звучащего текста
|
6
|
Совершенствование навыков аудирования на основе узнавания и имитации стиля высказывания
|
Учись различать и имитировать по слуху тексты разных стилей
|
7
|
Перенос навыков на основе нового текста
|
Учись читать, соблюдая смысловое членение текста
|
8
|
Перенос навыков на уровне собственного высказывания по тексту
|
Учись пересказывать аудируемый текст в косвенной речи с соблюдением интонационно-ритмического рисунка
|
9
|
Совершенствование умения смыслового членения неподготовленного текста
|
Учись строить высказывание по моделям аудируемых текстов
|
Методические принципы построения заданий курса.
На протяжении всего курса соблюдается основной методический принцип, в соответствии с которым задания делятся на три группы:
· Упражнения начального уровня
Задания, включающие слушание небольших текстов, после чего следуют упражнения на повторение за диктором и на восприятие.
· Упражнения среднего уровня
Задания репродуктивного уровня, включающие упражнения и задания на понимание услышанного. Эти задания нацелены на отработку и закрепление знаний.
· Упражнения профессионального уровня
Задания продуктивного характера, предполагающие устный или письменный пересказ услышанного, обсуждение предложенной в тексте темы, проигрывание ситуаций на основе текста.
Содержание курса:
№
|
Разделы и темы
|
Количество часов
|
1
|
Развитие восприимчивости к звучащим текстам
|
2
|
2
|
Совершенствование умений выделять детальную и обобщать смысловую информацию
|
2
|
3
|
Развитие умения обобщать смысловую информацию. Совершенствование умения выделять детальную информацию.
|
1
|
4
|
Развитие догадки и совершенствование лексико-грамматических и произносительных основ аудирования на базе коротких рассказов
|
1
|
5
|
Совершенствование лексико-грамматических и произносительных навыков аудирования на основе текстов со специальной лексикой. Развитие умений письменной речи.
|
1
|
6
|
Совершенствование лексико-грамматических и произносительных навыков аудирования на основе коротких юмористических текстов.
|
1
|
7
|
Совершенствование лексико-грамматических и произносительных навыков аудирования на основе коротких публицистических текстов.
|
1
|
8
|
Формирование смысловой и контекстуальной догадки.
|
1
|
9
|
Совершенствование умений выделять детальную и обобщать смысловую информацию на основе общественно-политических сообщений.
|
1
|
10
|
Формирование навыков и умений понимания текстов со специальной лексикой. (Строение клетки животного и растения)
|
2
|
11
|
Формирование навыков и умений понимания текстов со специальной лексикой. (Парниковый эффект)
|
2
|
12
|
Итоговый тест
|
2
|
|
Всего:
|
17 часов
|
Ожидаемый результат:
Учащиеся научатся:
· определять жанр речи и ее эмоциональную окраску;
· узнавать на слух известные грамматические конструкции;
· выделять детальную и обобщать смысловую информацию.
У учащихся:
· сформируются смысловая и контекстуальная догадки;
· совершенствуются лексико-грамматические и произносительные навыки.
Система контроля:
При осуществлении контроля предусмотрены как простые традиционные формы (выразительное чтение, пересказ, устное сообщение), так и более сложные творческие (выступление перед аудиторией, участие в дискуссии, запись текста песни на слух с последующим ее исполнением). Выполнение более сложных заданий возможно только после выполнения заданий более простого уровня.
В процессе работы для учащихся предусмотрены такие формы работы, как индивидуальная, парная и групповая.
Учебно-материальная база:
Учебные пособия:
1. Английский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. /Гроза О.Л. и др. - Издательство «Титул», 2008
2. «Учимся понимать английскую речь на слух»/ Бужинский В.В., Павлова С.В. - М., Дрофа, 2004
3. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку / Сост. В.Н. Симкин. – М., Дрофа, 2000
|