Тема:«Синтаксис простого предложения».
(Закрепление пройденного материала)
Форма проведения: Урок – путешествие по марийской сказке «Ивук» в 5 классе.
Оборудование, оформление: карта – путешествия
рисунки с главными героями сказки
карточки со славами
тексты с заданиями;
Оформление доски (запись числа и темы урока)
.
Цели урока:
Обучающая: закрепить и обобщить пройденный материал по теме «Синтаксис простого предложения»; повторить основные признаки текста;
Развивающая: развивать навыки работы с текстом; продолжить формирование умений составлять предложения по заданным схемам; пополнить и обогатить словарный запас учащихся путем правильного произношения;
Воспитывающая: использовать воспитательные возможности темы для повышения интересов учащихся к литературе, истории, культуре своей республики;
Методы обучения: наглядный
самостоятельной работы (практический)
стимулирования, словесный
элементы метода проблемного обучения;
Формы обучения: индивидуальная
групповая
коллективная;
Возраст детей: Уч-ся 5 класса
Условия проведения: Обобщение и систематизация знаний по теме
«Синтаксис простого предложения»
Ход урока.
I Организационный момент.
II Вступительная беседа.
Сегодня у нас, ребята, урок – путешествие по марийской сказке «Ивук».
- А вы, ребята, любите сказки?
-Я тоже очень люблю их читать, ведь они всегда учат доброте, справедливости, честности, а самое главное они всегда хорошо кончаются.
III Сообщение темы и целей урока.
- Главные герои сказки Ивук и его красавица жена попадают в беду. И наша задача – помочь им в трудную минуту. Для этого вам понадобятся знания, полученные при изучении темы «Синтаксис простоЁго предложения». Кроме того, мы будем редактировать и анализировать тексты. Итак, вы готовы совершить путешествие в дальние марийские времена и помочь главным героям? Тогда в путь!
-А сказку нам будет читать наша сказочница Семенова Аня
IV Основная часть.
Сказочница: 1.- Жили- были в одной марийской деревне Ивук со своей красавицей женой. Однажды Ивук пошел на охоту, а жена осталась хозяйничать дома. Ходил, ходил наш герой и забрел в глухую чащу. Видит: посреди чащи скала, в скале дверь, запертая на железный засов. Отодвинул его Ивук, открыл дверь, а за ней в подземелье сидит древний старик, закованный в тяжелые цепи.
-Давно я тебя, Ивук, здесь ожидаю, - говорит старик. – Отдай мне лося, которого ты заколол на охоте, я есть хочу.
Отдал Ивук ему свою добычу, старик съел, затем поднялся на ноги и разорвал тяжелые цепи.
-Спасибо тебе, Ивук, что освободил меня! И, сказав это, расхохотался, а после и вовсе исчез.
Воротился Ивук домой, а дома горе: неведома как и куда исчезла жена. Потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил красавицу жену…
Учитель: мы узнаем, выполнив такое задание.
V Орфоэпическая разминка.
Найдите слова, в которых не правильно расставлены ударения.
Рапорт, звонить, углубить, упростить, щавель, торты, квартал, алфавит, добра, будьте добры.
2. Сказочница: Отправился Ивук в путь. Идет по дороге и видит: дерутся три чертенка. Спросил их Ивук, что они не поделили. Ответили чертята, что нашли чулки – скороходы, но никак не могут решить, кому они достанутся.
- Отдайте их мне, - предложил Ивук.
Учитель: Поможешь нам выполнить задания по русскому языку, - ответили чертята, - чулки – скороходы твои.
VI Работа с текстом.
VII Индивидуальное задание.
Синтаксический разбор предложения
За ночь земля покрылась пушистым пухом.
VIII Лексическая разминка
- Объясни нам, пожалуйста, значение слова толерантность,- говорит 3 чертенок, - и научи нас жить мирно, не ссориться друг с другом.
- А это очень просто, ответил Ивук.
Толерантность –это терпение, прощение, сострадание, уважение прав других
и уважение человеческого достоинства. (запись в тетрадь)
И отсюда, чтобы жить в дружбе со всеми нужно уметь прощать друг друга и уважать права других.
3. Сказочница: Надел Ивук чулки – скороходы и вмиг очутился в незнакомом месте: вокруг темный лес шумит, между черными корнями ручей бежит, над ручьем, на горе, черный замок, где живет колдун.
Учитель: Как забраться, где взять веревку – надо помочь Ивуку.
IX Задание: Составьте по схемам предложения:
4. Сказочница: Забрался Ивук на скалу и видит: идет по тропинке его жена – красавица.
-Ох, Ивук, Ивук! – сказала она, - зачем ты освободил злого колдуна от цепей? – Не убежать нам теперь с тобой от злодея, пока не достанешь коня –горбунка, который был бы быстрее, чем конь колдуна.
-А где достать такого конька? – спросил Ивук. А царевна отвечает: «Хвастался как-то колдун, что находится конек- горбунок у ведьмы, и достать его очень трудно.
Делать нечего нашему герою, отправился он за чудо конем.
Пришел Ивук в дремучий лес, нашел избушку на курьих ножках, в окошко глядит ведьма. Попросил Ивук у нее коня, который быстрее всех скачет. А ведьма ему в ответ:
Учитель: - Выполнишь мое задание – конь твой.
X Следующее задание – отредактируйте текст.
5. Сказочница: Сел Ивук на быстроходного конька и в тот же миг очутился у замка колдуна. Посадил он прекрасную жену рядом с собой, и взлетел горбунок под облака. Не успели оглянуться, как очутились наши герои в своем марийском селе. И стали жить поживать и добра наживать.
X Учитель: Вот и сказке конец. Но нам, ребята, еще предстоит Вспомнить и сделать вывод по уроку, чтоб колдун никогда не смог больше похищать людей:
- Вам понравился урок? Чем? Что больше запомнилось?
- Какие задания выполняли?
- Что вспомнили?
- Что нового узнали?
XI Домашнее задание.
XII Итоги урока.
Список литературы:
Программа/ Под. ред. Ладыженской и др. – 2005 г.;
методическое пособие «Уроки развития речи»/ под. ред. Е И Никитиной;
рабочая тетрадь «Комплексный анализ текста»/ А. Б. Малюшкина;
марийская сказка «Ивук»;
дидактический материал.
|