Подготовка ребёнка к школе.
Дошкольное воспитание и обучение являются частью системы образования. Одна из задач дошкольного обучения – подготовка детей к школе. Воспитатель в детском саду только совместно с родителями может подготовить ребёнка к новой ступеньке его жизни.
Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
К концу дошкольного возраста ребёнок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознаёт свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообслуживания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребёнка выступает преобладание чувства «Я должен » над мотивом «Я хочу ». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.
Интерес к познанию неизвестного, развитые память, внимание, мышление и речь, творческий подход к окружающему – эти качества не менее важны, чем умение писать и читать. Их и надо развивать в первую очередь.
Всего этого трудно (а может быть, даже невозможно) достичь скучными и утомительными для ребёнка «домашними уроками». Куда лучше организовать игры-занятия, которые увлекут ребёнка, будут для него интересными. Они могут быть достаточно сложными и длительными – но всё таки «дошкольными».
Надо найти золотую середину, чтобы с одной стороны, помочь ребёнку прийти в школу подготовленным, а с другой стороны, не перестараться, трудными и долгими упражнениями не отбить желание учиться.
Ниже приводится описание нескольких игр-занятий с ребёнком, которые помогут развить у него внимание, память, мышление, воображение. Большую помощь в этом окажут и книжки из серий «Школа для дошколят», «Детский сад: день за днём», «Готовимся к школе» и др.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
«Опиши по памяти»
На короткое время покажите детям куклу, или другой предмет, или картинку, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье, какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки и т. д.
«Найди картинку»
На короткое время (считая до пяти) покажите детям картинку, набора похожих картинок предложите выбрать ту, которую им показали.
«Пары картинок»
Подберите 7-8 пар картинок, связанных друг с другом по см ; их попарно перед ребенком. Например, картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса, а изображение дома рядом с изображением окна. В принципе возможны любые взаимосвязи предметов.
Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить как можно больше картинок из правого ряда. Через 1 -2 минуты уберите картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд. Попросите ребёнка, чтобы он, глядяна оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.
Если малыш затрудняется установить смысловые связи между картинками, помогите ему на 1 - 2 примерах. Игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество пар картинок, сокращая время их рассматривания или отдаляя между ними. Так постепенно ребенок будет учиться устанавливать сложные смысловые связи и таким образом развивать свою память.
«Пары слов»
Это вариант игры «Пары картинок». Предложите ребенку запомнить
сколько слов (начать можно с 5 — 6), предъявляя каждое из них в паре с
другим словом. Например, вы называете такие пары: кошка — молоко,
стол - пирог и т. п. - и просите ребенка запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен звать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
«Собери пирамиду»
Вам понадобиться обычная большая пирамидка, состоящая из 8 колец раз-
ного размера, основания и верхушки. Кроме того, вам потребуется приготовить 5— 7 карточек (из картона или плотной бумаги) со схематическими рисунками разных, на первый взгляд непривычных, вариантов собранной пирамидки. Рисунки могут быть такими:
Пусть ребенок разберет свою пирамидку и сложит ее по одному из
рисунков.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
«Поезд»
Вам потребуются 10 картинок одинакового размера. Каждая картинка – это вагончик. Все картинки должны быть разными. Вы и ребенок берете по 5 картинок. Вы говорите ребенку: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики - картинки должны быть скреплены. Мы кладем картинку, на которой нарисована ложка. За ней можно положить, например, картинку, на которой нарисована тарелка, потому, что тарелка
и ложка - посуда».
Картинки можно класть в любом порядке. Главное, чтобы ребенок объяснял свое скрепление.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
«Что изменилось?»
Поставьте перед ребёнком З - 7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы он закрыл глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, ребёнок должен назвать какую игрушку убрали.
«Съедобное - несъедобное»
Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный. (Другие варианты игры: «Живое - неживое», «Птицы - звери» и др.)
«Замри»
По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе кон или он выбывает из игры.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
«Какая бывает собака?»
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.
«Нарисуй по описанию»
Вы читаете следующий текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь коричневая». Текст прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это с закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а потом нарисовать его.
|