Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Игры и упражнения для формирования падежных конструкций

Фото пользователя Нонна Николаевна Полуэктова
Submitted by Нонна Николаевна Полуэктова on Tue, 07/07/2009 - 12:47

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-ascii-font-family:"Times New Roman"; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:"Times New Roman"; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}

 

          ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

                      ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

 

   При овладении категорией имена существительные дети с ОНР почти во всех случаях затрудняются при изменении по падежам и числам. Наибольшее количество ошибок наблюдается в окончаниях имен существительных. Происходит это из-за того, что детям трудно отключатся от заученной именной формы слова. Поэтому так часто встречаются искажения падежных окончаний, падежных форм и взаимозаменяемость форм косвенных падежей.

Начальный облик слова, оказываясь чрезвычайно устойчивым, мешает развиваться формам косвенных падежей. (Девочка возит лошадка.)

     Часто дети затрудняются при различении форм винительного и именительного падежей из-за близости этих форм и двойственности форм винительного падежа, имеющего категорию одушевленности.

   Аграмматизм падежных форм встречается и из-за ошибочного родового оформления.(Сказала про зайчику.) С основным формообразованием косвенных падежей тесно связаны и предложные конструкции, которые усваиваются детьми с ОНР с большим трудом. Предлоги опускаются, смешиваются, употребляются с несоответствующими им падежами существительных. (Дети едут на санки.)

    Наблюдаются ошибки и при образовании форм множественного числа, и при их изменении по падежам. (Это котенок, а это котенки.)

    Число грамматических ошибок значительно возрастает, если ребенок начинает употреблять распространенные предложения. Причина – отсутствие умения контролировать как их содержание, так и форму. Последовательная и систематическая работа по устранению аграмматизма поможет восполнить пробелы в речевом развитии детей.

     Основное средство формирования грамматически правильной речи – обучение детей на специальных занятиях. На занятиях дети получают образец, который запоминают и используют как эталон в оценке речи.

      К основным приемам обучения на таких занятиях относятся:

- образец;

- объяснение;

- повторение;

- пример правильной речи ребенка;

- сравнение слов (сопоставление);

- исправление;

- подсказка.

        С т р у к т у р а   п о с т р о е н и я   з а н я т и я

1.     Упр-ния на развитие понимания нужной падежной формы.

2.     Упр-ния в практическом образовании падежных форм сущ-ных.

3.     Практические упр-ния в составлении словосочетаний или падежных конструкций, содержащих форму проработанного падежа.

4.     Упр-ния в сопоставлении различных падежей.

5.     Закрепление материала в дидак. играх или стих-нии.

  Рекомендуется начинать с форм сущ-ных ед. и мн. числа Им.п.,затем знакомить с формой В.п, так как  она близка к форме И.п. и является наиболее легкой. Далее переходят к формам Д.п и Т.п., как к наиболее доступным и конкретным. В последнюю очередь знакомят с формами Р.п. и П.п, что диктует связью некоторых форм этих падежей с предлогами.

 

      И г р ы   и   у п р – н и я    д л я   ф о р – н и я   п а д е ж н ы х  

                                     к о н с т р у к ц и й

       1.Именительный падеж

-«Назови парные картинки» : Шар-шары, оса-осы, стул-стулья и т . д .

-«Назови картинки по порядку» Запомнить, перевернуть- назвать их в том же порядке.

-«Найди себе пару» Разбить детей на две команды. Первая получает картинки с изображением одного предмета, вторая- с изображением нескольких. Ребенок из первой команды говорит: «У меня дерево». Из другой- «У меня деревья» .Эти дети становятся рядом.

-«Назови , кто это?»( по парным картинкам) : Котенок-котята и т . д .

-«Кто пришел и кто ушел ?» ( по фигуркам или картинкам животных и их детенышей)

-«Магазин» Уменя машина, а в магазине что?- Машины.

-«Измени слово, как я»  Лист- листья, стул- стулья и т.д.

-«Какое слово я задумала?»  Две картинки: «-онок»-медвежонок, «-ата»- медвежата.

-«Помоги закончить предложение»  Рано утром запели…..(назови , какой и какие предметы?)

 

     2.Родительный падеж

  C числительными понятиями – много, мало, 2,3,4,5.

- «Один-много» : конь – коней, гусь – гусей

- «Докончи предложение» (по картинкам) : В лесу много деревьев, (грибов ,ягод…..)

- «Поручения»- игра с мишкой : -Попроси мишку принести пять кубиков. – Что сделал мишка? И т.д.

- «Чего много в магазине?»

- «Парные картинки» Подобрать к своей картинке парную и сказать, чего на ней много.

- «Какие предметы называют со словом пара?»

- «Сколько их?» (по картинкам с изображением животных)

- « Угадай, кого я спрятала?» ( телят, котят и т.д.)

Полезны упр-ния в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения:

- Мы видим много фруктов: яблок, груш, апельсинов.

- Тетя купила много продуктов: печенья конфет, хлеба.

- «Эта часть какого предмета?»  Крыша дома, спинка стула и  т.д.

- «Угадай чего не стало?»

- «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на улицу?»

 

3.Дательный падеж

  Для обозначения предмета, в интересах которого совершается действие. С предлогом – у-, к которому направлено действие для обозначения предмета. С предлогом –по- для  обозначения места.

- «Кому дать?»

Встали дети в кружок,

Увидали флажок.

Кому дать, кому дать,

Кому флаг передать?

- Я дам флажок Кате.

- «Кому какой корм ты дашь?» ( по картинкам)

- «Найди детям животных своих мам»

- «Кому что нужно для работы?» :Врачу- градусник, повару- половник и т.д.

- « Кому что не хватает?»

- «Чему обрадовалась девочка?»

- «Кто к кому подошел?»

- «К чему подъехала машина?»

 

   3.Винительный падеж.

Направленный на неодушевленные и одушевленные предметы

- «Инсценировка сказки « Репка».

- «Экскурсия в зоопарк»  Кого ты видел в зоопарке?

- «Кого Красная шапочка увидела в лесу?»

- «Что ты взял?» ( с опорой на картинки, предметы)

- «Кто что любит?»  Кошка молоко, собака- косточку и т.д.

- «Закончи предложение» ( с опорой на картинки):Папа читает  (книгу). Мама

Моет (посуду). Бабушка вяжет  (носки)

  Для обозначения места , с предлогами  -в, -на 

-«Кто самый наблюдательный?» Педагог или ребенок останавливает взгляд на любом предмете, находящимся в комнате, говоря при этом начало фразы: «Я смотрю на   (дети добавляют: цветок)»

- «Что куда?» Все расставить по местам: куклу – на полку, цветы – на подоконники т.д.

  Для обозначения преодоления препятствий, с предлогом  -через- : Выполнить инструкции- Перешагни через кубик. Что  ты сделал?

 

    5.Творительный падеж.

- «Чем ты будешь рисовать шар?» : Ручкой, кисточкой, карандашом…

- «Кто чем работает?»

- «Закончи предложение»- Пол подметают (чем?) веником (дополняет тот, у кого соответствующая картинка).

 С признаками времени-

-«Когда это бывает?»

  Для обозначения совместности, с предлогом  -с-

- «Догадайся, кто с кем разговаривает?»

_ «С кем ты стоишь?»

- «С чем едят?» ( с хлебом, с супом, с мясом и т.д.)

- «Кто с чем вышел погулять?»

Для обозначения цели, с предлогом – за-

- «Кто за кем стоит?»

-«Кто за чем прячется?»

  Для обозначения местонахождения , предлогоми  -под, над-

- «Где сейчас красный мяч?» (над столом, под столом)

- «Узнай ,куда спрятались игрушки?» дети должны сказать, где стояли (над, под) игрушки.

 

        Предложный падеж.

  Для обозначения предмета, о котором идет речь, с предлогом  -о-

 

 

 

- «Кто о ком заботится?» : Лиса о лисятах, кошка о котятах.

- «О чем мечтает Оля?»

  Для обозначения места, с предлогами – в-,-на.

- «Кто где живет?» : Медведь в берлоге, лиса в норе.

- «Где хранят вещи?» :  В шкафу, в  буфете.

- «Что где растет?»

- «Кто где?» : Скворцы на березе, дети на диване.

- «Где их можно увидеть?»  : В лесу, в зоопарке, в цирке.

 

 

 

Список используемой лит-ры :

1.     Бородич А.М. Методика развития речи

2.     Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дош-ков

3.     Жукова И.С., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дош-ков

4.     Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития у дош-ков

 


 

   

                          

 


Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн