/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-ascii-font-family:"Times New Roman"; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:"Times New Roman"; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
При овладении категорией имена существительные дети с ОНР почти во всех случаях затрудняются при изменении по падежам и числам. Наибольшее количество ошибок наблюдается в окончаниях имен существительных. Происходит это из-за того, что детям трудно отключатся от заученной именной формы слова. Поэтому так часто встречаются искажения падежных окончаний, падежных форм и взаимозаменяемость форм косвенных падежей.
Начальный облик слова, оказываясь чрезвычайно устойчивым, мешает развиваться формам косвенных падежей. (Девочка возит лошадка.)
Часто дети затрудняются при различении форм винительного и именительного падежей из-за близости этих форм и двойственности форм винительного падежа, имеющего категорию одушевленности.
Аграмматизм падежных форм встречается и из-за ошибочного родового оформления.(Сказала про зайчику.) С основным формообразованием косвенных падежей тесно связаны и предложные конструкции, которые усваиваются детьми с ОНР с большим трудом. Предлоги опускаются, смешиваются, употребляются с несоответствующими им падежами существительных. (Дети едут на санки.)
Наблюдаются ошибки и при образовании форм множественного числа, и при их изменении по падежам. (Это котенок, а это котенки.)
Число грамматических ошибок значительно возрастает, если ребенок начинает употреблять распространенные предложения. Причина – отсутствие умения контролировать как их содержание, так и форму. Последовательная и систематическая работа по устранению аграмматизма поможет восполнить пробелы в речевом развитии детей.
Основное средство формирования грамматически правильной речи – обучение детей на специальных занятиях. На занятиях дети получают образец, который запоминают и используют как эталон в оценке речи.
К основным приемам обучения на таких занятиях относятся:
- образец;
- объяснение;
- повторение;
- пример правильной речи ребенка;
- сравнение слов (сопоставление);
- исправление;
- подсказка.
С т р у к т у р а п о с т р о е н и я з а н я т и я
1. Упр-ния на развитие понимания нужной падежной формы.
2. Упр-ния в практическом образовании падежных форм сущ-ных.
3. Практические упр-ния в составлении словосочетаний или падежных конструкций, содержащих форму проработанного падежа.
4. Упр-ния в сопоставлении различных падежей.
5. Закрепление материала в дидак. играх или стих-нии.
Рекомендуется начинать с форм сущ-ных ед. и мн. числа Им.п.,затем знакомить с формой В.п, так как она близка к форме И.п. и является наиболее легкой. Далее переходят к формам Д.п и Т.п., как к наиболее доступным и конкретным. В последнюю очередь знакомят с формами Р.п. и П.п, что диктует связью некоторых форм этих падежей с предлогами.
И г р ы и у п р – н и я д л я ф о р – н и я п а д е ж н ы х
к о н с т р у к ц и й
1.Именительный падеж
-«Назови парные картинки» : Шар-шары, оса-осы, стул-стулья и т . д .
-«Назови картинки по порядку» Запомнить, перевернуть- назвать их в том же порядке.
-«Найди себе пару» Разбить детей на две команды. Первая получает картинки с изображением одного предмета, вторая- с изображением нескольких. Ребенок из первой команды говорит: «У меня дерево». Из другой- «У меня деревья» .Эти дети становятся рядом.
-«Назови , кто это?»( по парным картинкам) : Котенок-котята и т . д .
-«Кто пришел и кто ушел ?» ( по фигуркам или картинкам животных и их детенышей)
-«Магазин» Уменя машина, а в магазине что?- Машины.
-«Измени слово, как я» Лист- листья, стул- стулья и т.д.
-«Какое слово я задумала?» Две картинки: «-онок»-медвежонок, «-ата»- медвежата.
-«Помоги закончить предложение» Рано утром запели…..(назови , какой и какие предметы?)
2.Родительный падеж
C числительными понятиями – много, мало, 2,3,4,5.
- «Один-много» : конь – коней, гусь – гусей
- «Докончи предложение» (по картинкам) : В лесу много деревьев, (грибов ,ягод…..)
- «Поручения»- игра с мишкой : -Попроси мишку принести пять кубиков. – Что сделал мишка? И т.д.
- «Чего много в магазине?»
- «Парные картинки» Подобрать к своей картинке парную и сказать, чего на ней много.
- «Какие предметы называют со словом пара?»
- «Сколько их?» (по картинкам с изображением животных)
- « Угадай, кого я спрятала?» ( телят, котят и т.д.)
Полезны упр-ния в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения:
- Мы видим много фруктов: яблок, груш, апельсинов.
- Тетя купила много продуктов: печенья конфет, хлеба.
- «Эта часть какого предмета?» Крыша дома, спинка стула и т.д.
- «Угадай чего не стало?»
- «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на улицу?»
3.Дательный падеж
Для обозначения предмета, в интересах которого совершается действие. С предлогом – у-, к которому направлено действие для обозначения предмета. С предлогом –по- для обозначения места.
- «Кому дать?»
Встали дети в кружок,
Увидали флажок.
Кому дать, кому дать,
Кому флаг передать?
- Я дам флажок Кате.
- «Кому какой корм ты дашь?» ( по картинкам)
- «Найди детям животных своих мам»
- «Кому что нужно для работы?» :Врачу- градусник, повару- половник и т.д.
- « Кому что не хватает?»
- «Чему обрадовалась девочка?»
- «Кто к кому подошел?»
- «К чему подъехала машина?»
3.Винительный падеж.
Направленный на неодушевленные и одушевленные предметы
- «Инсценировка сказки « Репка».
- «Экскурсия в зоопарк» Кого ты видел в зоопарке?
- «Кого Красная шапочка увидела в лесу?»
- «Что ты взял?» ( с опорой на картинки, предметы)
- «Кто что любит?» Кошка молоко, собака- косточку и т.д.
- «Закончи предложение» ( с опорой на картинки):Папа читает (книгу). Мама
Моет (посуду). Бабушка вяжет (носки)
Для обозначения места , с предлогами -в, -на
-«Кто самый наблюдательный?» Педагог или ребенок останавливает взгляд на любом предмете, находящимся в комнате, говоря при этом начало фразы: «Я смотрю на (дети добавляют: цветок)»
- «Что куда?» Все расставить по местам: куклу – на полку, цветы – на подоконники т.д.
Для обозначения преодоления препятствий, с предлогом -через- : Выполнить инструкции- Перешагни через кубик. Что ты сделал?
5.Творительный падеж.
- «Чем ты будешь рисовать шар?» : Ручкой, кисточкой, карандашом…
- «Кто чем работает?»
- «Закончи предложение»- Пол подметают (чем?) веником (дополняет тот, у кого соответствующая картинка).
С признаками времени-
-«Когда это бывает?»
Для обозначения совместности, с предлогом -с-
- «Догадайся, кто с кем разговаривает?»
_ «С кем ты стоишь?»
- «С чем едят?» ( с хлебом, с супом, с мясом и т.д.)
- «Кто с чем вышел погулять?»
Для обозначения цели, с предлогом – за-
- «Кто за кем стоит?»
-«Кто за чем прячется?»
Для обозначения местонахождения , предлогоми -под, над-
- «Где сейчас красный мяч?» (над столом, под столом)
- «Узнай ,куда спрятались игрушки?» дети должны сказать, где стояли (над, под) игрушки.
Предложный падеж.
Для обозначения предмета, о котором идет речь, с предлогом -о-
- «Кто о ком заботится?» : Лиса о лисятах, кошка о котятах.
- «О чем мечтает Оля?»
Для обозначения места, с предлогами – в-,-на.
- «Кто где живет?» : Медведь в берлоге, лиса в норе.
- «Где хранят вещи?» : В шкафу, в буфете.
- «Что где растет?»
- «Кто где?» : Скворцы на березе, дети на диване.
- «Где их можно увидеть?» : В лесу, в зоопарке, в цирке.
Список используемой лит-ры :
1. Бородич А.М. Методика развития речи
2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дош-ков
3. Жукова И.С., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дош-ков
4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития у дош-ков
|