Официальный сайт physbook 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация


Бумажкам.Нет!


Использование на уроках химии вопросов профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних

Фото пользователя Надежда Александровна Соколова
Размещено: Надежда Александровна Соколова - сб, 27/06/2009 - 00:43

 

Употребление психоактивных веществ является одной из острых проблем нашего общества. Прослеживается тенденция неуклонного омоложения потребителей ПАВ: возраст первого знакомства с наркотиками – 11-17 лет. А случаи приобщения к употреблению табака, алкоголя, токсических веществ и того раньше – с 8-10 лет. Т.е. первое потребление психоактивных веществ приходится на подростковый период.
“Болезнь легче предупредить, чем лечить” — это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о злоупотреблении психоактивными веществами  среди подростков.
Молодые люди должны успешно строить отношения с окружающим миром — решать возникающие проблемы, реализовывать потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с задачами обучения и воспитания. Помогая юному человеку осознавать ответственность за выбор здорового образа жизни, приобретать умение решать личные и социальные проблемы, педагог защищает его от власти дурманящих веществ.
На уроках химии обучающиеся получают знания о составе, строении, свойствах и применении химических соединений, в том числе и тех, которые оказывают вредное действие на организм человека. Используя некоторые темы школьного курса химии, можно помочь обучающимся овладеть определенными навыками поведения, которые приведут их к здоровому образу жизни. При этом информация о психоактивных веществах не должна выходить на передний план, она лишь может быть подчинена формированию жизненных установок.
В 8 классе на уроке «Состав воздуха» школьники изучают состав воздуха, влияние загрязнения воздушной среды (в том числе и табачным дымом) на здоровье человека. У учителя есть возможность содействовать формированию у подростков отрицательного отношения к   курению.
На уроке «Кислоты» в теме «Соединения химических элементов» можно обратить внимание обучающихся на свойства сильнейшего яда синильную кислоту – вещества, входящего в состав табачного дыма.
В 9 классе в теме «Металлы» учитель может рассказать обучающимся о твердой фазе табачного дыма. В состав ее входят такие металлы, как натрий, калий, цинк, свинец, алюминий, медь, кадмий, никель, марганец, железо, висмут, ртуть, лантан, кадмий, хром, серебро, кобальт, цезий, золото, полоний. Необходимо отметить, что полоний, некоторые изотопы свинца и висмута – радиоактивные металлы. Пачка сигарет в день – это около 500 рентген облучения за год.
В теме «Неметаллы», раскрывая свойства оксидов, летучих водородных соединений серы, азота, фосфора и углерода учитель отмечает вредное действие на организм человека некоторых из перечисленных веществ и обращает внимание подростков, что многие из них присутствуют в табачном дыме. Таким образом, продолжается формирование у обучающихся отрицательного отношения к курению.
В теме «Органические соединения» при изучении альдегидов и спиртов необходимо заострить внимание школьников на вредном влиянии на организм человека формальдегида, ацетальдегида и метанола, входящих в состав табачного дыма.
На уроке «Понятие о спиртах» уместно рассказать о том, что алкоголь диагностируется как наркотический нейротропный и протоплазматический яд. Он воздействует на нервную систему, и на все органы человеческого организма, разрушая их структуру на клеточном и молекулярном уровнях. Алкоголь — ведущий наркотик в современном мире.
В 10 классе в теме «Углеводороды и их природные источники» при изучении свойств некоторых соединений (нитрометана, бензина, бензола, нитробензола, бензопиренов) следует отметить их так называемый «канцерогенный эффект». Особое внимание следует уделить бензопиренам – веществам, вызывающим злокачественный рост эпителия легких. Можно рассмотреть механизм образования бензопиренов при сухой возгонке табака (процесс курения), что способствует формированию негативного отношения юношей и девушек к активному и пассивному курению.
В теме «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники»  при изучении спиртов необходимо продолжить формирование отрицательного отношения старшеклассников к употреблению алкоголя в процессе раскрытия учителем патогенного влияния этанола на различные функции органов и систем человеческого организма.
При изучении свойств ацетальдегида, ацетона, 2,4–диметилфенола, этилфенола продолжается изучение действия на живой организм табачного дыма, в состав которого входят данные соединения.
В теме «Биологически активные органические соединения» на уроке «Ферменты» можно рассмотреть участие ферментов при разложении целого ряда веществ, в том числе и алкоголя, в основной биохимической лаборатории человеческого организма – печени.
На уроке «Лекарства» учитель знакомит обучающихся с использованием  лекарственных, в том числе и наркотических веществ в медицине. Рассказывает о пагубном влиянии наркотиков на организм человека, о наркомании как болезни, о борьбе с ней и профилактике злоупотребления психоактивными веществами. Затрагивает проблемы распространения ВИЧ-инфекции, как одного из последствий употребления наркотиков.
            Цель разработанных уроков «Да здравствует чистый воздух!», «Алкоголь – шаг в пропасть», урок «Лекарства» - способствовать формированию у подростков устойчивой мотивации на сохранение собственного здоровья. В ходе каждого урока учитель проводит демонстрационный эксперимент и предлагает обучающимся выполнить лабораторные опыты, доказывающие состав изучаемых веществ и их вредное влияние на живой организм. Использование на уроках компьютерных презентаций позволяет сделать их информационно более насыщенными, наглядными и эмоциональными.
            Урок «Да здравствует чистый воздух!» можно проводить как обобщающий урок в 11 классе в теме «Строение вещества» после изучения состава вещества и смесей. Возможно проведение урока в 8 классе в теме «Чистые вещества и смеси» и в 9 классе в теме «Неметаллы», заменив задания с использованием органических веществ на задания, доступные обучающимся 8-9 классов.
            Урок «Алкоголь – шаг в пропасть» целесообразно проводить в 10 классе в теме «Спирты» или в 11 классе как обобщающий урок в теме «Вещества и их свойства».
            Урок «Лекарства» проводится в рамках программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна в 10 классе в теме «Биологически активные органические соединения».
 
 
Список литературы:
 
 
  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – 5-у изд., стереотип. – М: Дрофа, 2008. – 78 с.
  2. Ирхин В. Технология. Журнал «Здоровье детей» № 1, 2008.
  3. Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур/авт.-сост. О.В. Галичкина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 159 с.
  4. Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. 5-11 кл.: учебно-методическое пособие/ С.С. Соловьев. – 2-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2006. – 192с. – (Библиотека учителя).
     

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн