Задание 7.4 . Индивидуальное виртуальное консультирование
В ходе выполнения задания участники повышения квалификации отбирают на основе личного опыта случаи, подходящие для индивидуального виртуального консультирования. Обсуждаются вопросы инициации консультативного контакта и проблема ответственности за принятое в ходе консультации решение, а также необходимость обратной связи «клиент-консультант».
Методические рекомендации, инструкции для слушателей по выполнению задания 7.4
Очевидно, что далеко не всякая ситуация, требующая консультативной помощи, моет быть разрешена в виртуальном контакте. Посмотрите, какие условия для виртуального консультирования выделяют практикующие психологи в своем он-лайн консультативном офисе:
Онлайн-консультации психологов факультета психологии ЮФУ
Еще одна любопытная ссылка по вопросу инициации консультативного контакта:
Как работать с немотивированным клиентом.
Шаг 1. Работаем в группах
На вики-странице «Виртуальное консультирование» заполните первую часть таблицы «Ситуации виртуального консультирования», исходя из вашего личного профессионального опыта. Не забудьте оставить свои ФИО рядом с предложенной вами ситуацией. При необходимости прокомментируйте ситуации, предложенные коллегами.
микрогруппа 1 (список группы: Головач Ж.А., Кохановская О.И., Прошина Г.М., Быкова М.С.)
микрогруппа 2 (список группы: Ухина Т.В., Подъячева Н.Ю., Воронина Л.В., Фокина О.А.)
Шаг 2. Практикум индивидуального консультирования. Работаем в микрогруппах по 3 человека.
Задание похоже на то, которое мы выполняли в теме 3. Вам предстоит опять поочередно побывать в трех ипостасях – на этот раз клиента, консультанта и наблюдателя. И задача усложняется: выбрав из таблицы какую-либо ситуацию для виртуального индивидуального консультирования (или взяв новую ситуацию), смоделируйте индивидуальный виртуальный контакт.
Клиент должен вжиться в предложенную ситуацию, как в свою, выбрать точную проблему, которую он хочет разрешить. Консультант должен пройти все стадии консультативного контакта с клиентом, вплоть до выработки решения. Наблюдатель должен дать оценку проведенной модельной консультации, исходя из круга вопросов:
- Как был установлен контакт?
- Все ли стадии контакта были пройдены, достаточно ли было уделено внимания каждой из них?
- Построил ли консультант контакт, исходя из интересов клиента?
- Верно ли была определена проблема?
- Было ли задано достаточное число вопросов?
- Какие техники активного восприятия были применены, эффективно ли это сработало? Было ли в диалоге установлено и поддерживалось ли доверие (раппорт)?
- Сумел ли консультант воздержаться от советов и решения проблем «за клиента», помогал ли ему работать самостоятельно? Был ли контакт симметричен?
- Какую позицию занимал консультант в контакте, правомерен ли был этот выбор?
- Помог ли консультант клиенту проанализировать существующие возможности для решения проблемы и выработать конкретный план действий?
- Кто принял ответственность за выполнение достигнутых решений?
- Были ли оговорены формы обратной связи после консультации?
После окончания модельной консультации и обсуждения ее оценки участники меняются ролями.
Рефлексия
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Какие трудности испытали вы и какие «приобретения» получили в ходе модельных консультаций?
2. Какая из ролей показалась вам наиболее трудной? Интересной? почему?
Ответы разместите в личном блоге..
|