Задание 7.2. Выбираем позиции
В ходе задания обучающиеся анализируют особенности различных ролей (позиций) консультанта при виртуальном консультировании; опираясь на личный опыт, выбирают ситуации консультирования, в который та или иная позиция оказывается наиболее эффективной. Задание предполагает также актуализацию знаний основной терминологии по профессиональным ролям консультанта.
Методические рекомендации, инструкции для слушателей по выполнению задания 7. 2
Существует множество ситуаций, когда мы нуждаемся в помощи сторонних лиц в преодолении каких-либо затруднений. Иногда нам достаточно получить короткий совет или теоретическую справку, иногда необходимо вместе с более опытным человеком поработать на практике над сложным случаем, а иногда помощь требует более длительного времени и специальных технологий (например, при оказании психологической поддержки). Но зачастую все эти случаи называются «получить консультацию». Очевидно, что помогающий нам специалист – консультант будет выполнять в различных случаях разные задачи и занимать разную профессиональную позицию по отношению к нам. Для названия этих позиций есть специальные термины, давайте разберемся в их содержании.
Работаем индивидуально и в группе
Пользуясь известными вам поисковыми системами, найдите значение терминов «эксперт», «наставник», «тренер», «фасилитатор», «тьютор», «консультант», «инструктор». Подумайте над сходством и различиями в их значении, постарайтесь выстроить для себя какую-то систему (иерархию?) в их использовании.
Обсудите ваши выводы и наблюдения с коллегами в форуме «Профессиональные позиции в консультировании». Согласуйте внутри группы, как широко вы будете понимать каждый из терминов, какие взаимосвязи и соотношения установите между ними. Возможно, для этого вам придется выработать свои рабочие определения к каждому из понятий.
Работаем в микрогруппах
На вики-странице «Профессиональные позиции в консультировании» заполните пустые колонки в предложенной таблице. Работая над последней колонкой, используйте тот опыт, который есть у вас благодаря вашей профессиональной деятельности.
микрогруппа 1 (список группы: Головач Ж.А., Кохановская О.И., Прошина Г.М., Быкова М.С.)
микрогруппа 2 (список группы: Ухина Т.В., Подъячева Н.Ю., Воронина Л.В., Фокина О.А.)
Внимание! Каждый участник должен предложить как минимум одну ситуацию для каждой из рассматриваемых позиций. Если «ваша» ситуация уже предложена, добавьте содержательный комментарий в эту графу.
Выбор той или иной позиции консультанта зависит не только от ситуации консультирования его целей и задач , но и от его личных склонностей, особенностей характера. Однако есть некоторые общие требования, которым должны соответствовать все консультанты.
Требуемые качества не врожденные, а развиваются в течение жизни. Обобщая сказанное, подчеркнем, что эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, который и является стержнем консультирования.
Хотя исследований в этой области достаточно много, однако однозначного ответа о свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет. Очень часто при описании преуспевающего консультанта как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: "открытый", "теплый", "внимательный", "искренний", "гибкий", "терпимый".
В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необходимых консультанту (цит. по: George, Cristiani, 1990):
- доверие к людям;
- уважение ценностей другой личности;
- проницательность;
- отсутствие предубеждений;
- самопонимание;
- сознание профессионального долга.
L. Wolberg (1954) акцентирует такие особенности: чуткость, объективность (неотождествление себя с клиентами), гибкость, эмпатию и отсутствие собственных серьезных проблем. К особо ВРЕДНЫМ для консультанта чертам он относит авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов.
A. Gombs с соавторами в своем исследовании установил, что преуспевающий консультант обычно воспринимает других как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, как предпочитающих отождествляться с людьми, а не с предметами.
Н. Strupp с соавт. (1969; цит. по: Schneider, 1992), исследовавший черты "хорошего консультанта" с позиции клиентов, указывает на внимательность, умение выслушать, теплоту, сердечность, умудренность в дружеских советах.
По мнению A. Storr (1980), идеальным психотерапевтом или консультантом в состоянии быть симпатичный человек, откровенный и открытый чувствам других; способный отождествляться с самыми разными людьми; теплый, но не сентиментальный, не стремящийся к самоутверждению, однако имеющий свое мнение и способный его защитить; умеющий служить на благо своим клиентам.
А вот Кодекс этики и практики Британской академии консультирования .
Рефлексия
Во время работы над модулем нам особенно важно задумываться над тем, как именно происходит наше продвижение в рамках изучаемого материала, какие достижения, находки мы получаем, какие трудности испытываем. В конце изучения каждой темы мы будем анализировать, что произошло с каждым из нас в этом плане. Возможно, предложенные вопросы помогут в этом.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1 Что нового вы узнали при изучении тем 7.1 и 7.2?
2 Что показалось вам наиболее интересным?
3 Какие основные трудности возникли при организации работы над темами?
4 Какую роль консультанта вы считаете наиболее близкой себе и почему? Как бы вы описали себя как консультанта?
Ответы разместите в личном блоге.
|