Задание 6.4. Инструменты организации и управления образовательным процессом
Выявление основных задач построения единого информационного пространства школы. Знакомство с существующими инструментами организации и управления образовательным процессом, а также системами автоматизации управления образовательным процессом; выявление их достоинств и различий, обсуждение практического опыта использования.
Методические рекомендации, инструкции для слушателей по выполнению задания 6.4
1. Выявляем основные задачи, связанные со школьным управлением
В последние несколько лет обсуждение вопросов, связанных с внедрением информационных технологий в деятельность образовательных учреждений, свелось, по сути, к обсуждению путей решения одной основополагающей задачи — построения единого информационного пространства образовательного учреждения.
При этом под «единым информационным пространством школы» каждый понимает что-то свое, и, как следствие, на сегодняшний день существует огромное количество путей, которыми это самое пространство предлагается строить.
Следовательно, прежде чем нам приступать к рассмотрению различных вариантов формирования информационного пространства, необходимо решить следующие задачи:
1. Определить круг участников информационного пространства из числа участников учебного процесса, степень их заинтересованности и формы взаимодействия внутри и за пределами информационного поля образовательного учреждения.
2. Выделить наиболее общие потоки основной или базовой информации, которые проще всего формализуются и, как следствие, тоже формализованы в любом (или почти в любом) учреждении образования.
3. Четко описать структуру информационного пространства и всех его информационных уровней и подуровней.
То, что к основным участникам образовательного процесса относятся администрация школы, преподаватели, учащиеся и их родители, мы думаем, что спорить никто не будет.
А вот анализом основных направлений работы образовательного учреждения и задач, которые при этом решаются, мы с вами сейчас и займемся.
Работаем в микрогруппе
микрогруппа 1 (список группы: Лычагина А.Ю., Медведева О.А., Колбасова С.Г.)
микрогруппа 2 (список группы: Фокина О.А., Тоготина Т.Е., Тимакова Е.В.)
На Вики-странице своей мини-группы «Выявляем спектр задач, решаемых основными участниками образовательного процесса» заполните таблицу, в которой обозначьте основные задачи, решаемые тем или иным участником образовательного процесса и укажите, какие технологии при этом используются.
2. Знакомимся с предложениями по автоматизации процесса управления в школе
А теперь — самое время познакомиться с примерами решения ряда управленческих задач с помощью ИКТ, а точнее — автоматизированных систем управления.
Шаг 1. Знакомимся с существующими системами автоматизации
Работаем индивидуально.
Мы предлагаем вам познакомиться с материалами ссылок на статьи и Интернет-сайты, освещающие вопрос автоматизации системы образования.
Перечень ссылок:
1. Геннадий Яловицын. «О принципах экспертирования программных продуктов для школы на примере 1С:Хронограф, Netschool и некоторых других систем». — http://ikt.irkutsk.ru/publ/2-1-0-3
2. Современной школе – современное программное обеспечение. — http://ikt.irkutsk.ru/publ/2-1-0-2
3. Что такое Сетевой Город. Образование? — http://www.net-school.ru/index.php
4. Строим единое городское образовательное пространство на основе системы «Net Школа»: успехи и перспективы — http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=49
5. «1С:ХроноГраф Школа 2.0 Сетевая версия» – система формирования единого информационного пространства школы — http://www.1c.ru/news/info.jsp?id=3208
Шаг 2. Построение единого информационного пространства школы
Работаем в общей группе.
- напишите, что вы понимаете под «единым образовательным пространством школы»;
- выскажите свое мнение по вопросу использования существующих компьютерных систем (программ, сайтов), позволяющих организовывать единое пространство школы. Если вы в своей школе уже используете одну из предложенных к рассмотрению систем, или у вас в регионе есть своя собственная система, опишите ее и расскажите, каким образом вы используете ее возможности для формирования единого образовательного пространства школы.
3. Нужен ли школе зам. по ИКТ
В последнее время много говорят о школьной команде (творческой группе учителей…), как об основной движущей силе развития школы. Однако школьная команда не может существовать без лидера. Кто бы смог возглавить школьную команду информатизации и увлечь ее за собой? Нужен ли такой человек школе?
4. Блог Рефлексия нашего обучения, или Как наши успехи?
Предлагаем вам подвести итоги по работе над заданиями, связанными с конкретизацией понимания единого информационного пространства ОУ, роли и места внедрения автоматизированных систем управления непосредственно в вашем образовательном учреждении для решения конкретных вопросов, стоящих как перед вами лично, так и перед другими участниками образовательного процесса.
|