Профилактика негативных эмоциональных состояний у детей
в условиях пришкольного летнего оздоровительного лагеря
средствами арт-терапии
Из опыта работы педагога-психолога высшей
квалификационной категории МОУ СОШ № 1
с углубленным изучением отдельных предметов
села Александровского Александровского района,
кандидата психологических наук Тумаковой Светланы Георгиевны
Летний оздоровительный лагерь при школе - это то место, куда дети приходят добровольно, где личность ребенка раскрывается и развивается в совместной творческой деятельности. Именно в летний период, когда не столь насыщена жизнь детей и подростков учебными заботами, можно позаботиться напрямую об их эмоциональном состоянии. Сегодня, в век постоянно изменяющихся условий, в период ускоренного темпа жизни взрослых, детской психике очень трудно приспосабливаться и переключаться. У школьников наблюдаются нарушения эмоционального равновесия, проявляющиеся в агрессии, негативизме, вспыльчивости, резкой смене настроения, неадекватной оценке себя и окружающих, а, как следствие, в неумении самостоятельно справляться с собственными переживаниями. Поэтому в современных условиях образовательной практики очень остро встает вопрос профилактики негативных состояний у детей. Предлагаю вашему вниманию вариант профилактического занятия с использованием средств арт-терапии.
Подобные занятия способны повысить самооценку, помочь школьникам контролировать свое поведение. А это очень важно, т.к. контроль над поведением и эмоциями помогает людям принимать решения, делать правильный выбор и нести ответственность за последующие результаты. Используемое направление арт-терапии – педагогическое – имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность, и поэтому на первый план выходят задачи профилактики, развития, воспитания и социализации.
Практическое значение применения техник арт-терапии на таких занятиях большое: участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей изменений ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим.
Каждое психологическое занятие состоит из трех этапов. Эти этапы следующие:
· введение и “разогрев” (10-15% времени),
· этап творческой работы (35-50%),
· этап обсуждения и рефлексии (30-40%).
Этап 1. Введение и “разогрев”. Предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности. Проводятся упражнения, создающие положительный эмоциональный настрой, мини-беседы по теме.
Этап 2. Творческая работа. Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия. Работа с арт-терапевтическим материалом. Раскрытие и разработка темы с помощью изобразительных средств происходит, как правило, молча. Преждевременные оценки работ друг друга нежелательны, поскольку они могут смутить автора и вывести его из состояния погружения в творческий процесс и помешать искреннему выражению чувств. В то же время некоторые темы могут предполагать ту или иную степень вербальной коммуникации и физического взаимодействия между участниками. Следует учесть и разную скорость работы детей.
Этап 3. Обсуждение и рефлексия. Обсуждение представляет собой рассказ или комментарии участников о своей творческой работе. Они не просто описывают то, что нарисовано, но обычно стараются сочинить сказку об изображенном персонаже. Иногда группой сочиняется общая сказка, начинаясь с одного произведения, она вплетается в следующие, образуя общий сюжет. Авторы могут и лишь показать свою работу или ограничиться всего несколькими словами. При рассказе участников о своих работах другие, как правило, воздерживаются от каких-либо комментариев или оценок, но могут задавать вопросы автору. На этом этапе занятия педагог-психолог может дать собственные комментарии или оценки хода работы, ее результатов, поведения отдельных участников и т. д. Психолог может также задать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, а также его переживаний и мыслей.
Занятие 1. Веселый калейдоскоп настроений.
Цель: профилактика негативных форм проявления настроения.
Задачи: 1) снижение эмоциональной тревожности,
2) повышение самооценки,
3) развитие коммуникативных навыков,
4) развитие самосознания и самопознания,
5) развитие позитивного мышления.
Оборудование: клей, цветная бумага, альбомные листы, цветные карандаши и фломастеры.
Содержание.
1. Упражнение «Изобрази эмоцию».
2. Работа с рваной цветной бумагой по настроению.
3.Обсуждение. Рефлексия.
Ход занятия
Этап 1. Приветствие. Напоминание правил работы в группе (раздаются памятки):
- не вредить себе;
- не вредить другим: не бить других, не портить работы других детей;
- не портить комнату и материалы;
- уважать и принимать чужое мнение.
Упражнение «Изобрази эмоцию». Участники тянут жетоны, где написано название эмоции, которую они должны изобразить. Ребенок изображает свою эмоцию.
Беседа. Итак, ребята мы вспомнили, что эмоции бывают разные. А как вы думаете, всем людям свойственны эти эмоции? Конечно же, каждый человек испытывает различные чувства. Просто многие люди умеют контролировать свое поведение, сдерживать эмоции, а другие их бурно выплескивают. Но главное, их не стоит бояться! С ними можно и нужно научиться жить!
Этап 2. Давайте подумаем, что такое настроение. Настроение – наше эмоциональное состояние. Каким оно может быть? Долговременным, продолжительным во времени, кратковременным, плохим, хорошим, веселым, грустным и т.д. Сегодня я хочу предложить Вам выразить свое настроение в творчестве. Перед вами альбомные листы, цветная бумага и клей. Попробуйте создать свое настроение, используя данные материалы. Почему нет ножниц, спросите Вы. Потому что сегодня у нас необычное творчество – создайте свое настроение из рваной цветной бумаги. Придумайте историю о своем настроении.
Этап 3. Обсуждение. Рефлексия. Расскажите, что у вас получилось. Какое у Вас настроение? Какими средствами и с помощью чего Вы его выразили? Что давалось легко?
Что трудно? Почему у Вас сегодня такое настроение? Что его может изменить?
Итог занятия. Обмен мнениями и впечатлениями.
Для работы в пришкольном лагере еще можно использовать занятия на такие темы:
1. Мир эмоций.
Снижение эмоциональной тревожности. Снятие нервно-психического напряжения. Актуализация проблемы взаимодействия. Формирование мотивов сотрудничества.
2. Веселые и грустные кляксы
Обучение умению распознавать эмоции. Снятие эмоционального напряжения. Повышение адаптивных возможностей. Развитие навыков рефлексии.
3. Добрые и злые кляксы.
Обучение умению распознавать эмоции. Снятие эмоционального напряжения. Развитие навыков рефлексии. Формирование благоприятного социально-психологического климата.
4. Мой гнев.
Обучение умению распознавать чувство гнева. Развитие самосознания и самопознания. Снижение тревожности. Развитие рефлексии.
5. Страшно??
Расширение информационного пространства об эмоциях и чувствах. Снятие страха. Повышение адаптивных возможностей через самооценку. Обеспечение средствами самопознания.
6. Талисман удачи.
Развитие коммуникативных навыков. Развитие благоприятного психо-эмоционального фона. Развитие избирательной рефлексии.
7. Озеро Надежды.
Актуализация межличностного взаимодействия. Формирование потребностно-мотивационного компонента. Развитие мотивов сотрудничества и коммуникативных навыков.
8. Путешествие в нарисованную сказку.
Расширение информационного пространства. Развитие атмосферы доверия. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие коммуникативных навыков. Развитие рефлексии.
9. За здоровый образ жизни.
Развитие навыков конструктивного взаимодействия. Расширение информационного пространства. Развитие позитивного мышления и мотивов сотрудничества.
10. В мире профессий.
Развитие мотивов личностного роста. Формирование положительной самооценки. Развитие и поддержка положительной групповой динамики. Закрепление навыков сотрудничества. Формирование временной перспективы.
11. Автопортрет.
Формирование положительной самооценки. Развитие самосознания и самопознания. Повышение личностных возможностей учащихся. Развитие рефлексивных навыков и умений.
12. Что в имени моем?
Повышение самооценки. Актуализация личностного роста. Развитие позитивного мышления. Формирование положительного самовосприятия.
13. Я и моя семья.
Профилактика дисгармоничных отношений с родственниками. Развитие навыков конструктивного взаимодействия. Формирование позитивного мышления. Проработка чувств, связанных с детско-родительскими отношениями. Оптимизация семейных отношений.
14. Веселый калейдоскоп настроений.
Развитие позитивного мышления. Снятие эмоциональной тревожности. Снятие напряжения. Поддержание благоприятного психо-эмоционального фона. Повышение самооценки. Развитие коммуникативных навыков. Развитие самосознания и самопознания. Развитие рефлексии.
15. Мы вместе.
Повышение личностных возможностей. Закрепление навыков сотрудничества в группе. Развитие рефлексии. Формирование умений конструктивного взаимодействия.
16. Придуманная страна.
Развитие воображения. Развитие коммуникативных навыков. Формирование временной перспективы. Обучение способам конструктивного самовыражения.
17. Рисуем пальцами.
Повышение чувствительности восприятия. Расширение личностных возможностей. Снятие эмоциональной тревожности. Проработка чувств. Развитие навыков рефлексии.
18. Открытки на память.
Закрепление навыков конструктивного взаимодействия. Закрепление эмоциональной мобильности. Включение механизма обратной связи. Развитие навыков избирательной рефлексии. Поддержание благоприятного фона.
Профилактика негативных эмоциональных состояний у детей
в условиях пришкольного летнего оздоровительного лагеря
средствами арт-терапии
Из опыта работы педагога-психолога высшей
квалификационной категории МОУ СОШ № 1
с углубленным изучением отдельных предметов
села Александровского Александровского района,
кандидата психологических наук Тумаковой Светланы Георгиевны
Летний оздоровительный лагерь при школе - это то место, куда дети приходят добровольно, где личность ребенка раскрывается и развивается в совместной творческой деятельности. Именно в летний период, когда не столь насыщена жизнь детей и подростков учебными заботами, можно позаботиться напрямую об их эмоциональном состоянии. Сегодня, в век постоянно изменяющихся условий, в период ускоренного темпа жизни взрослых, детской психике очень трудно приспосабливаться и переключаться. У школьников наблюдаются нарушения эмоционального равновесия, проявляющиеся в агрессии, негативизме, вспыльчивости, резкой смене настроения, неадекватной оценке себя и окружающих, а, как следствие, в неумении самостоятельно справляться с собственными переживаниями. Поэтому в современных условиях образовательной практики очень остро встает вопрос профилактики негативных состояний у детей. Предлагаю вашему вниманию вариант профилактического занятия с использованием средств арт-терапии.
Подобные занятия способны повысить самооценку, помочь школьникам контролировать свое поведение. А это очень важно, т.к. контроль над поведением и эмоциями помогает людям принимать решения, делать правильный выбор и нести ответственность за последующие результаты. Используемое направление арт-терапии – педагогическое – имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность, и поэтому на первый план выходят задачи профилактики, развития, воспитания и социализации.
Практическое значение применения техник арт-терапии на таких занятиях большое: участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей изменений ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим.
Каждое психологическое занятие состоит из трех этапов. Эти этапы следующие:
· введение и “разогрев” (10-15% времени),
· этап творческой работы (35-50%),
· этап обсуждения и рефлексии (30-40%).
Этап 1. Введение и “разогрев”. Предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности. Проводятся упражнения, создающие положительный эмоциональный настрой, мини-беседы по теме.
Этап 2. Творческая работа. Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия. Работа с арт-терапевтическим материалом. Раскрытие и разработка темы с помощью изобразительных средств происходит, как правило, молча. Преждевременные оценки работ друг друга нежелательны, поскольку они могут смутить автора и вывести его из состояния погружения в творческий процесс и помешать искреннему выражению чувств. В то же время некоторые темы могут предполагать ту или иную степень вербальной коммуникации и физического взаимодействия между участниками. Следует учесть и разную скорость работы детей.
Этап 3. Обсуждение и рефлексия. Обсуждение представляет собой рассказ или комментарии участников о своей творческой работе. Они не просто описывают то, что нарисовано, но обычно стараются сочинить сказку об изображенном персонаже. Иногда группой сочиняется общая сказка, начинаясь с одного произведения, она вплетается в следующие, образуя общий сюжет. Авторы могут и лишь показать свою работу или ограничиться всего несколькими словами. При рассказе участников о своих работах другие, как правило, воздерживаются от каких-либо комментариев или оценок, но могут задавать вопросы автору. На этом этапе занятия педагог-психолог может дать собственные комментарии или оценки хода работы, ее результатов, поведения отдельных участников и т. д. Психолог может также задать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, а также его переживаний и мыслей.
Занятие 1. Веселый калейдоскоп настроений.
Цель: профилактика негативных форм проявления настроения.
Задачи: 1) снижение эмоциональной тревожности,
2) повышение самооценки,
3) развитие коммуникативных навыков,
4) развитие самосознания и самопознания,
5) развитие позитивного мышления.
Оборудование: клей, цветная бумага, альбомные листы, цветные карандаши и фломастеры.
Содержание.
1. Упражнение «Изобрази эмоцию».
2. Работа с рваной цветной бумагой по настроению.
3.Обсуждение. Рефлексия.
Ход занятия
Этап 1. Приветствие. Напоминание правил работы в группе (раздаются памятки):
- не вредить себе;
- не вредить другим: не бить других, не портить работы других детей;
- не портить комнату и материалы;
- уважать и принимать чужое мнение.
Упражнение «Изобрази эмоцию». Участники тянут жетоны, где написано название эмоции, которую они должны изобразить. Ребенок изображает свою эмоцию.
Беседа. Итак, ребята мы вспомнили, что эмоции бывают разные. А как вы думаете, всем людям свойственны эти эмоции? Конечно же, каждый человек испытывает различные чувства. Просто многие люди умеют контролировать свое поведение, сдерживать эмоции, а другие их бурно выплескивают. Но главное, их не стоит бояться! С ними можно и нужно научиться жить!
Этап 2. Давайте подумаем, что такое настроение. Настроение – наше эмоциональное состояние. Каким оно может быть? Долговременным, продолжительным во времени, кратковременным, плохим, хорошим, веселым, грустным и т.д. Сегодня я хочу предложить Вам выразить свое настроение в творчестве. Перед вами альбомные листы, цветная бумага и клей. Попробуйте создать свое настроение, используя данные материалы. Почему нет ножниц, спросите Вы. Потому что сегодня у нас необычное творчество – создайте свое настроение из рваной цветной бумаги. Придумайте историю о своем настроении.
Этап 3. Обсуждение. Рефлексия. Расскажите, что у вас получилось. Какое у Вас настроение? Какими средствами и с помощью чего Вы его выразили? Что давалось легко?
Что трудно? Почему у Вас сегодня такое настроение? Что его может изменить?
Итог занятия. Обмен мнениями и впечатлениями.
Для работы в пришкольном лагере еще можно использовать занятия на такие темы:
1. Мир эмоций.
Снижение эмоциональной тревожности. Снятие нервно-психического напряжения. Актуализация проблемы взаимодействия. Формирование мотивов сотрудничества.
2. Веселые и грустные кляксы
Обучение умению распознавать эмоции. Снятие эмоционального напряжения. Повышение адаптивных возможностей. Развитие навыков рефлексии.
3. Добрые и злые кляксы.
Обучение умению распознавать эмоции. Снятие эмоционального напряжения. Развитие навыков рефлексии. Формирование благоприятного социально-психологического климата.
4. Мой гнев.
Обучение умению распознавать чувство гнева. Развитие самосознания и самопознания. Снижение тревожности. Развитие рефлексии.
5. Страшно??
Расширение информационного пространства об эмоциях и чувствах. Снятие страха. Повышение адаптивных возможностей через самооценку. Обеспечение средствами самопознания.
6. Талисман удачи.
Развитие коммуникативных навыков. Развитие благоприятного психо-эмоционального фона. Развитие избирательной рефлексии.
7. Озеро Надежды.
Актуализация межличностного взаимодействия. Формирование потребностно-мотивационного компонента. Развитие мотивов сотрудничества и коммуникативных навыков.
8. Путешествие в нарисованную сказку.
Расширение информационного пространства. Развитие атмосферы доверия. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие коммуникативных навыков. Развитие рефлексии.
9. За здоровый образ жизни.
Развитие навыков конструктивного взаимодействия. Расширение информационного пространства. Развитие позитивного мышления и мотивов сотрудничества.
10. В мире профессий.
Развитие мотивов личностного роста. Формирование положительной самооценки. Развитие и поддержка положительной групповой динамики. Закрепление навыков сотрудничества. Формирование временной перспективы.
11. Автопортрет.
Формирование положительной самооценки. Развитие самосознания и самопознания. Повышение личностных возможностей учащихся. Развитие рефлексивных навыков и умений.
12. Что в имени моем?
Повышение самооценки. Актуализация личностного роста. Развитие позитивного мышления. Формирование положительного самовосприятия.
13. Я и моя семья.
Профилактика дисгармоничных отношений с родственниками. Развитие навыков конструктивного взаимодействия. Формирование позитивного мышления. Проработка чувств, связанных с детско-родительскими отношениями. Оптимизация семейных отношений.
14. Веселый калейдоскоп настроений.
Развитие позитивного мышления. Снятие эмоциональной тревожности. Снятие напряжения. Поддержание благоприятного психо-эмоционального фона. Повышение самооценки. Развитие коммуникативных навыков. Развитие самосознания и самопознания. Развитие рефлексии.
15. Мы вместе.
Повышение личностных возможностей. Закрепление навыков сотрудничества в группе. Развитие рефлексии. Формирование умений конструктивного взаимодействия.
16. Придуманная страна.
Развитие воображения. Развитие коммуникативных навыков. Формирование временной перспективы. Обучение способам конструктивного самовыражения.
17. Рисуем пальцами.
Повышение чувствительности восприятия. Расширение личностных возможностей. Снятие эмоциональной тревожности. Проработка чувств. Развитие навыков рефлексии.
18. Открытки на память.
Закрепление навыков конструктивного взаимодействия. Закрепление эмоциональной мобильности. Включение механизма обратной связи. Развитие навыков избирательной рефлексии. Поддержание благоприятного фона.
Профилактика негативных эмоциональных состояний у детей
в условиях пришкольного летнего оздоровительного лагеря
средствами арт-терапии
Из опыта работы педагога-психолога высшей
квалификационной категории МОУ СОШ № 1
с углубленным изучением отдельных предметов
села Александровского Александровского района,
кандидата психологических наук Тумаковой Светланы Георгиевны
Летний оздоровительный лагерь при школе - это то место, куда дети приходят добровольно, где личность ребенка раскрывается и развивается в совместной творческой деятельности. Именно в летний период, когда не столь насыщена жизнь детей и подростков учебными заботами, можно позаботиться напрямую об их эмоциональном состоянии. Сегодня, в век постоянно изменяющихся условий, в период ускоренного темпа жизни взрослых, детской психике очень трудно приспосабливаться и переключаться. У школьников наблюдаются нарушения эмоционального равновесия, проявляющиеся в агрессии, негативизме, вспыльчивости, резкой смене настроения, неадекватной оценке себя и окружающих, а, как следствие, в неумении самостоятельно справляться с собственными переживаниями. Поэтому в современных условиях образовательной практики очень остро встает вопрос профилактики негативных состояний у детей. Предлагаю вашему вниманию вариант профилактического занятия с использованием средств арт-терапии.
Подобные занятия способны повысить самооценку, помочь школьникам контролировать свое поведение. А это очень важно, т.к. контроль над поведением и эмоциями помогает людям принимать решения, делать правильный выбор и нести ответственность за последующие результаты. Используемое направление арт-терапии – педагогическое – имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность, и поэтому на первый план выходят задачи профилактики, развития, воспитания и социализации.
Практическое значение применения техник арт-терапии на таких занятиях большое: участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей изменений ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим.
Каждое психологическое занятие состоит из трех этапов. Эти этапы следующие:
· введение и “разогрев” (10-15% времени),
· этап творческой работы (35-50%),
· этап обсуждения и рефлексии (30-40%).
Этап 1. Введение и “разогрев”. Предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности. Проводятся упражнения, создающие положительный эмоциональный настрой, мини-беседы по теме.
Этап 2. Творческая работа. Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия. Работа с арт-терапевтическим материалом. Раскрытие и разработка темы с помощью изобразительных средств происходит, как правило, молча. Преждевременные оценки работ друг друга нежелательны, поскольку они могут смутить автора и вывести его из состояния погружения в творческий процесс и помешать искреннему выражению чувств. В то же время некоторые темы могут предполагать ту или иную степень вербальной коммуникации и физического взаимодействия между участниками. Следует учесть и разную скорость работы детей.
Этап 3. Обсуждение и рефлексия. Обсуждение представляет собой рассказ или комментарии участников о своей творческой работе. Они не просто описывают то, что нарисовано, но обычно стараются сочинить сказку об изображенном персонаже. Иногда группой сочиняется общая сказка, начинаясь с одного произведения, она вплетается в следующие, образуя общий сюжет. Авторы могут и лишь показать свою работу или ограничиться всего несколькими словами. При рассказе участников о своих работах другие, как правило, воздерживаются от каких-либо комментариев или оценок, но могут задавать вопросы автору. На этом этапе занятия педагог-психолог может дать собственные комментарии или оценки хода работы, ее результатов, поведения отдельных участников и т. д. Психолог может также задать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, а также его переживаний и мыслей.
Занятие 1. Веселый калейдоскоп настроений.
Цель: профилактика негативных форм проявления настроения.
Задачи: 1) снижение эмоциональной тревожности,
2) повышение самооценки,
3) развитие коммуникативных навыков,
4) развитие самосознания и самопознания,
5) развитие позитивного мышления.
Оборудование: клей, цветная бумага, альбомные листы, цветные карандаши и фломастеры.
Содержание.
1. Упражнение «Изобрази эмоцию».
2. Работа с рваной цветной бумагой по настроению.
3.Обсуждение. Рефлексия.
Ход занятия
Этап 1. Приветствие. Напоминание правил работы в группе (раздаются памятки):
- не вредить себе;
- не вредить другим: не бить других, не портить работы других детей;
- не портить комнату и материалы;
- уважать и принимать чужое мнение.
Упражнение «Изобрази эмоцию». Участники тянут жетоны, где написано название эмоции, которую они должны изобразить. Ребенок изображает свою эмоцию.
Беседа. Итак, ребята мы вспомнили, что эмоции бывают разные. А как вы думаете, всем людям свойственны эти эмоции? Конечно же, каждый человек испытывает различные чувства. Просто многие люди умеют контролировать свое поведение, сдерживать эмоции, а другие их бурно выплескивают. Но главное, их не стоит бояться! С ними можно и нужно научиться жить!
Этап 2. Давайте подумаем, что такое настроение. Настроение – наше эмоциональное состояние. Каким оно может быть? Долговременным, продолжительным во времени, кратковременным, плохим, хорошим, веселым, грустным и т.д. Сегодня я хочу предложить Вам выразить свое настроение в творчестве. Перед вами альбомные листы, цветная бумага и клей. Попробуйте создать свое настроение, используя данные материалы. Почему нет ножниц, спросите Вы. Потому что сегодня у нас необычное творчество – создайте свое настроение из рваной цветной бумаги. Придумайте историю о своем настроении.
Этап 3. Обсуждение. Рефлексия. Расскажите, что у вас получилось. Какое у Вас настроение? Какими средствами и с помощью чего Вы его выразили? Что давалось легко?
Что трудно? Почему у Вас сегодня такое настроение? Что его может изменить?
Итог занятия. Обмен мнениями и впечатлениями.
Для работы в пришкольном лагере еще можно использовать занятия на такие темы:
1. Мир эмоций.
Снижение эмоциональной тревожности. Снятие нервно-психического напряжения. Актуализация проблемы взаимодействия. Формирование мотивов сотрудничества.
2. Веселые и грустные кляксы
Обучение умению распознавать эмоции. Снятие эмоционального напряжения. Повышение адаптивных возможностей. Развитие навыков рефлексии.
3. Добрые и злые кляксы.
Обучение умению распознавать эмоции. Снятие эмоционального напряжения. Развитие навыков рефлексии. Формирование благоприятного социально-психологического климата.
4. Мой гнев.
Обучение умению распознавать чувство гнева. Развитие самосознания и самопознания. Снижение тревожности. Развитие рефлексии.
5. Страшно??
Расширение информационного пространства об эмоциях и чувствах. Снятие страха. Повышение адаптивных возможностей через самооценку. Обеспечение средствами самопознания.
6. Талисман удачи.
Развитие коммуникативных навыков. Развитие благоприятного психо-эмоционального фона. Развитие избирательной рефлексии.
7. Озеро Надежды.
Актуализация межличностного взаимодействия. Формирование потребностно-мотивационного компонента. Развитие мотивов сотрудничества и коммуникативных навыков.
8. Путешествие в нарисованную сказку.
Расширение информационного пространства. Развитие атмосферы доверия. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие коммуникативных навыков. Развитие рефлексии.
9. За здоровый образ жизни.
Развитие навыков конструктивного взаимодействия. Расширение информационного пространства. Развитие позитивного мышления и мотивов сотрудничества.
10. В мире профессий.
Развитие мотивов личностного роста. Формирование положительной самооценки. Развитие и поддержка положительной групповой динамики. Закрепление навыков сотрудничества. Формирование временной перспективы.
11. Автопортрет.
Формирование положительной самооценки. Развитие самосознания и самопознания. Повышение личностных возможностей учащихся. Развитие рефлексивных навыков и умений.
12. Что в имени моем?
Повышение самооценки. Актуализация личностного роста. Развитие позитивного мышления. Формирование положительного самовосприятия.
13. Я и моя семья.
Профилактика дисгармоничных отношений с родственниками. Развитие навыков конструктивного взаимодействия. Формирование позитивного мышления. Проработка чувств, связанных с детско-родительскими отношениями. Оптимизация семейных отношений.
14. Веселый калейдоскоп настроений.
Развитие позитивного мышления. Снятие эмоциональной тревожности. Снятие напряжения. Поддержание благоприятного психо-эмоционального фона. Повышение самооценки. Развитие коммуникативных навыков. Развитие самосознания и самопознания. Развитие рефлексии.
15. Мы вместе.
Повышение личностных возможностей. Закрепление навыков сотрудничества в группе. Развитие рефлексии. Формирование умений конструктивного взаимодействия.
16. Придуманная страна.
Развитие воображения. Развитие коммуникативных навыков. Формирование временной перспективы. Обучение способам конструктивного самовыражения.
17. Рисуем пальцами.
Повышение чувствительности восприятия. Расширение личностных возможностей. Снятие эмоциональной тревожности. Проработка чувств. Развитие навыков рефлексии.
18. Открытки на память.
Закрепление навыков конструктивного взаимодействия. Закрепление эмоциональной мобильности. Включение механизма обратной связи. Развитие навыков избирательной рефлексии. Поддержание благоприятного фона.
Профилактика негативных эмоциональных состояний у детей
в условиях пришкольного летнего оздоровительного лагеря
средствами арт-терапии
Из опыта работы педагога-психолога высшей
квалификационной категории МОУ СОШ № 1
с углубленным изучением отдельных предметов
села Александровского Александровского района,
кандидата психологических наук Тумаковой Светланы Георгиевны
Летний оздоровительный лагерь при школе - это то место, куда дети приходят добровольно, где личность ребенка раскрывается и развивается в совместной творческой деятельности. Именно в летний период, когда не столь насыщена жизнь детей и подростков учебными заботами, можно позаботиться напрямую об их эмоциональном состоянии. Сегодня, в век постоянно изменяющихся условий, в период ускоренного темпа жизни взрослых, детской психике очень трудно приспосабливаться и переключаться. У школьников наблюдаются нарушения эмоционального равновесия, проявляющиеся в агрессии, негативизме, вспыльчивости, резкой смене настроения, неадекватной оценке себя и окружающих, а, как следствие, в неумении самостоятельно справляться с собственными переживаниями. Поэтому в современных условиях образовательной практики очень остро встает вопрос профилактики негативных состояний у детей. Предлагаю вашему вниманию вариант профилактического занятия с использованием средств арт-терапии.
Подобные занятия способны повысить самооценку, помочь школьникам контролировать свое поведение. А это очень важно, т.к. контроль над поведением и эмоциями помогает людям принимать решения, делать правильный выбор и нести ответственность за последующие результаты. Используемое направление арт-терапии – педагогическое – имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность, и поэтому на первый план выходят задачи профилактики, развития, воспитания и социализации.
Практическое значение применения техник арт-терапии на таких занятиях большое: участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей изменений ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим.
Каждое психологическое занятие состоит из трех этапов. Эти этапы следующие:
· введение и “разогрев” (10-15% времени),
· этап творческой работы (35-50%),
· этап обсуждения и рефлексии (30-40%).
Этап 1. Введение и “разогрев”. Предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности. Проводятся упражнения, создающие положительный эмоциональный настрой, мини-беседы по теме.
Этап 2. Творческая работа. Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия. Работа с арт-терапевтическим материалом. Раскрытие и разработка темы с помощью изобразительных средств происходит, как правило, молча. Преждевременные оценки работ друг друга нежелательны, поскольку они могут смутить автора и вывести его из состояния погружения в творческий процесс и помешать искреннему выражению чувств. В то же время некоторые темы могут предполагать ту или иную степень вербальной коммуникации и физического взаимодействия между участниками. Следует учесть и разную скорость работы детей.
Этап 3. Обсуждение и рефлексия. Обсуждение представляет собой рассказ или комментарии участников о своей творческой работе. Они не просто описывают то, что нарисовано, но обычно стараются сочинить сказку об изображенном персонаже. Иногда группой сочиняется общая сказка, начинаясь с одного произведения, она вплетается в следующие, образуя общий сюжет. Авторы могут и лишь показать свою работу или ограничиться всего несколькими словами. При рассказе участников о своих работах другие, как правило, воздерживаются от каких-либо комментариев или оценок, но могут задавать вопросы автору. На этом этапе занятия педагог-психолог может дать собственные комментарии или оценки хода работы, ее результатов, поведения отдельных участников и т. д. Психолог может также задать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, а также его переживаний и мыслей.
Занятие 1. Веселый калейдоскоп настроений.
Цель: профилактика негативных форм проявления настроения.
Задачи: 1) снижение эмоциональной тревожности,
2) повышение самооценки,
3) развитие коммуникативных навыков,
4) развитие самосознания и самопознания,
5) развитие позитивного мышления.
Оборудование: клей, цветная бумага, альбомные листы, цветные карандаши и фломастеры.
Содержание.
1. Упражнение «Изобрази эмоцию».
2. Работа с рваной цветной бумагой по настроению.
3.Обсуждение. Рефлексия.
Ход занятия
Этап 1. Приветствие. Напоминание правил работы в группе (раздаются памятки):
- не вредить себе;
- не вредить другим: не бить других, не портить работы других детей;
- не портить комнату и материалы;
- уважать и принимать чужое мнение.
Упражнение «Изобрази эмоцию». Участники тянут жетоны, где написано название эмоции, которую они должны изобразить. Ребенок изображает свою эмоцию.
Беседа. Итак, ребята мы вспомнили, что эмоции бывают разные. А как вы думаете, всем людям свойственны эти эмоции? Конечно же, каждый человек испытывает различные чувства. Просто многие люди умеют контролировать свое поведение, сдерживать эмоции, а другие их бурно выплескивают. Но главное, их не стоит бояться! С ними можно и нужно научиться жить!
Этап 2. Давайте подумаем, что такое настроение. Настроение – наше эмоциональное состояние. Каким оно может быть? Долговременным, продолжительным во времени, кратковременным, плохим, хорошим, веселым, грустным и т.д. Сегодня я хочу предложить Вам выразить свое настроение в творчестве. Перед вами альбомные листы, цветная бумага и клей. Попробуйте создать свое настроение, используя данные материалы. Почему нет ножниц, спросите Вы. Потому что сегодня у нас необычное творчество – создайте свое настроение из рваной цветной бумаги. Придумайте историю о своем настроении.
Этап 3. Обсуждение. Рефлексия. Расскажите, что у вас получилось. Какое у Вас настроение? Какими средствами и с помощью чего Вы его выразили? Что давалось легко?
Что трудно? Почему у Вас сегодня такое настроение? Что его может изменить?
Итог занятия. Обмен мнениями и впечатлениями.
Для работы в пришкольном лагере еще можно использовать занятия на такие темы:
1. Мир эмоций.
Снижение эмоциональной тревожности. Снятие нервно-психического напряжения. Актуализация проблемы взаимодействия. Формирование мотивов сотрудничества.
2. Веселые и грустные кляксы
Обучение умению распознавать эмоции. Снятие эмоционального напряжения. Повышение адаптивных возможностей. Развитие навыков рефлексии.
3. Добрые и злые кляксы.
Обучение умению распознавать эмоции. Снятие эмоционального напряжения. Развитие навыков рефлексии. Формирование благоприятного социально-психологического климата.
4. Мой гнев.
Обучение умению распознавать чувство гнева. Развитие самосознания и самопознания. Снижение тревожности. Развитие рефлексии.
5. Страшно??
Расширение информационного пространства об эмоциях и чувствах. Снятие страха. Повышение адаптивных возможностей через самооценку. Обеспечение средствами самопознания.
6. Талисман удачи.
Развитие коммуникативных навыков. Развитие благоприятного психо-эмоционального фона. Развитие избирательной рефлексии.
7. Озеро Надежды.
Актуализация межличностного взаимодействия. Формирование потребностно-мотивационного компонента. Развитие мотивов сотрудничества и коммуникативных навыков.
8. Путешествие в нарисованную сказку.
Расширение информационного пространства. Развитие атмосферы доверия. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие коммуникативных навыков. Развитие рефлексии.
9. За здоровый образ жизни.
Развитие навыков конструктивного взаимодействия. Расширение информационного пространства. Развитие позитивного мышления и мотивов сотрудничества.
10. В мире профессий.
Развитие мотивов личностного роста. Формирование положительной самооценки. Развитие и поддержка положительной групповой динамики. Закрепление навыков сотрудничества. Формирование временной перспективы.
11. Автопортрет.
Формирование положительной самооценки. Развитие самосознания и самопознания. Повышение личностных возможностей учащихся. Развитие рефлексивных навыков и умений.
12. Что в имени моем?
Повышение самооценки. Актуализация личностного роста. Развитие позитивного мышления. Формирование положительного самовосприятия.
13. Я и моя семья.
Профилактика дисгармоничных отношений с родственниками. Развитие навыков конструктивного взаимодействия. Формирование позитивного мышления. Проработка чувств, связанных с детско-родительскими отношениями. Оптимизация семейных отношений.
14. Веселый калейдоскоп настроений.
Развитие позитивного мышления. Снятие эмоциональной тревожности. Снятие напряжения. Поддержание благоприятного психо-эмоционального фона. Повышение самооценки. Развитие коммуникативных навыков. Развитие самосознания и самопознания. Развитие рефлексии.
15. Мы вместе.
Повышение личностных возможностей. Закрепление навыков сотрудничества в группе. Развитие рефлексии. Формирование умений конструктивного взаимодействия.
16. Придуманная страна.
Развитие воображения. Развитие коммуникативных навыков. Формирование временной перспективы. Обучение способам конструктивного самовыражения.
17. Рисуем пальцами.
Повышение чувствительности восприятия. Расширение личностных возможностей. Снятие эмоциональной тревожности. Проработка чувств. Развитие навыков рефлексии.
18. Открытки на память.
Закрепление навыков конструктивного взаимодействия. Закрепление эмоциональной мобильности. Включение механизма обратной связи. Развитие навыков избирательной рефлексии. Поддержание благоприятного фона.
Профилактика негативных эмоциональных состояний у детей
в условиях пришкольного летнего оздоровительного лагеря
средствами арт-терапии
Из опыта работы педагога-психолога высшей
квалификационной категории МОУ СОШ № 1
с углубленным изучением отдельных предметов
села Александровского Александровского района,
кандидата психологических наук Тумаковой Светланы Георгиевны
Летний оздоровительный лагерь при школе - это то место, куда дети приходят добровольно, где личность ребенка раскрывается и развивается в совместной творческой деятельности. Именно в летний период, когда не столь насыщена жизнь детей и подростков учебными заботами, можно позаботиться напрямую об их эмоциональном состоянии. Сегодня, в век постоянно изменяющихся условий, в период ускоренного темпа жизни взрослых, детской психике очень трудно приспосабливаться и переключаться. У школьников наблюдаются нарушения эмоционального равновесия, проявляющиеся в агрессии, негативизме, вспыльчивости, резкой смене настроения, неадекватной оценке себя и окружающих, а, как следствие, в неумении самостоятельно справляться с собственными переживаниями. Поэтому в современных условиях образовательной практики очень остро встает вопрос профилактики негативных состояний у детей. Предлагаю вашему вниманию вариант профилактического занятия с использованием средств арт-терапии.
Подобные занятия способны повысить самооценку, помочь школьникам контролировать свое поведение. А это очень важно, т.к. контроль над поведением и эмоциями помогает людям принимать решения, делать правильный выбор и нести ответственность за последующие результаты. Используемое направление арт-терапии – педагогическое – имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность, и поэтому на первый план выходят задачи профилактики, развития, воспитания и социализации.
Практическое значение применения техник арт-терапии на таких занятиях большое: участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей изменений ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим.
Каждое психологическое занятие состоит из трех этапов. Эти этапы следующие:
· введение и “разогрев” (10-15% времени),
· этап творческой работы (35-50%),
· этап обсуждения и рефлексии (30-40%).
Этап 1. Введение и “разогрев”. Предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности. Проводятся упражнения, создающие положительный эмоциональный настрой, мини-беседы по теме.
Этап 2. Творческая работа. Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия. Работа с арт-терапевтическим материалом. Раскрытие и разработка темы с помощью изобразительных средств происходит, как правило, молча. Преждевременные оценки работ друг друга нежелательны, поскольку они могут смутить автора и вывести его из состояния погружения в творческий процесс и помешать искреннему выражению чувств. В то же время некоторые темы могут предполагать ту или иную степень вербальной коммуникации и физического взаимодействия между участниками. Следует учесть и разную скорость работы детей.
Этап 3. Обсуждение и рефлексия. Обсуждение представляет собой рассказ или комментарии участников о своей творческой работе. Они не просто описывают то, что нарисовано, но обычно стараются сочинить сказку об изображенном персонаже. Иногда группой сочиняется общая сказка, начинаясь с одного произведения, она вплетается в следующие, образуя общий сюжет. Авторы могут и лишь показать свою работу или ограничиться всего несколькими словами. При рассказе участников о своих работах другие, как правило, воздерживаются от каких-либо комментариев или оценок, но могут задавать вопросы автору. На этом этапе занятия педагог-психолог может дать собственные комментарии или оценки хода работы, ее результатов, поведения отдельных участников и т. д. Психолог может также задать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, а также его переживаний и мыслей.
Занятие 1. Веселый калейдоскоп настроений.
Цель: профилактика негативных форм проявления настроения.
Задачи: 1) снижение эмоциональной тревожности,
2) повышение самооценки,
3) развитие коммуникативных навыков,
4) развитие самосознания и самопознания,
5) развитие позитивного мышления.
Оборудование: клей, цветная бумага, альбомные листы, цветные карандаши и фломастеры.
Содержание.
1. Упражнение «Изобрази эмоцию».
2. Работа с рваной цветной бумагой по настроению.
3.Обсуждение. Рефлексия.
Ход занятия
Этап 1. Приветствие. Напоминание правил работы в группе (раздаются памятки):
- не вредить себе;
- не вредить другим: не бить других, не портить работы других детей;
- не портить комнату и материалы;
- уважать и принимать чужое мнение.
Упражнение «Изобрази эмоцию». Участники тянут жетоны, где написано название эмоции, которую они должны изобразить. Ребенок изображает свою эмоцию.
Беседа. Итак, ребята мы вспомнили, что эмоции бывают разные. А как вы думаете, всем людям свойственны эти эмоции? Конечно же, каждый человек испытывает различные чувства. Просто многие люди умеют контролировать свое поведение, сдерживать эмоции, а другие их бурно выплескивают. Но главное, их не стоит бояться! С ними можно и нужно научиться жить!
Этап 2. Давайте подумаем, что такое настроение. Настроение – наше эмоциональное состояние. Каким оно может быть? Долговременным, продолжительным во времени, кратковременным, плохим, хорошим, веселым, грустным и т.д. Сегодня я хочу предложить Вам выразить свое настроение в творчестве. Перед вами альбомные листы, цветная бумага и клей. Попробуйте создать свое настроение, используя данные материалы. Почему нет ножниц, спросите Вы. Потому что сегодня у нас необычное творчество – создайте свое настроение из рваной цветной бумаги. Придумайте историю о своем настроении.
Этап 3. Обсуждение. Рефлексия. Расскажите, что у вас получилось. Какое у Вас настроение? Какими средствами и с помощью чего Вы его выразили? Что давалось легко?
Что трудно? Почему у Вас сегодня такое настроение? Что его может изменить?
Итог занятия. Обмен мнениями и впечатлениями.
Для работы в пришкольном лагере еще можно использовать занятия на такие темы:
1. Мир эмоций.
Снижение эмоциональной тревожности. Снятие нервно-психического напряжения. Актуализация проблемы взаимодействия. Формирование мотивов сотрудничества.
2. Веселые и грустные кляксы
Обучение умению распознавать эмоции. Снятие эмоционального напряжения. Повышение адаптивных возможностей. Развитие навыков рефлексии.
3. Добрые и злые кляксы.
Обучение умению распознавать эмоции. Снятие эмоционального напряжения. Развитие навыков рефлексии. Формирование благоприятного социально-психологического климата.
4. Мой гнев.
Обучение умению распознавать чувство гнева. Развитие самосознания и самопознания. Снижение тревожности. Развитие рефлексии.
5. Страшно??
Расширение информационного пространства об эмоциях и чувствах. Снятие страха. Повышение адаптивных возможностей через самооценку. Обеспечение средствами самопознания.
6. Талисман удачи.
Развитие коммуникативных навыков. Развитие благоприятного психо-эмоционального фона. Развитие избирательной рефлексии.
7. Озеро Надежды.
Актуализация межличностного взаимодействия. Формирование потребностно-мотивационного компонента. Развитие мотивов сотрудничества и коммуникативных навыков.
8. Путешествие в нарисованную сказку.
Расширение информационного пространства. Развитие атмосферы доверия. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие коммуникативных навыков. Развитие рефлексии.
9. За здоровый образ жизни.
Развитие навыков конструктивного взаимодействия. Расширение информационного пространства. Развитие позитивного мышления и мотивов сотрудничества.
10. В мире профессий.
Развитие мотивов личностного роста. Формирование положительной самооценки. Развитие и поддержка положительной групповой динамики. Закрепление навыков сотрудничества. Формирование временной перспективы.
11. Автопортрет.
Формирование положительной самооценки. Развитие самосознания и самопознания. Повышение личностных возможностей учащихся. Развитие рефлексивных навыков и умений.
12. Что в имени моем?
Повышение самооценки. Актуализация личностного роста. Развитие позитивного мышления. Формирование положительного самовосприятия.
13. Я и моя семья.
Профилактика дисгармоничных отношений с родственниками. Развитие навыков конструктивного взаимодействия. Формирование позитивного мышления. Проработка чувств, связанных с детско-родительскими отношениями. Оптимизация семейных отношений.
14. Веселый калейдоскоп настроений.
Развитие позитивного мышления. Снятие эмоциональной тревожности. Снятие напряжения. Поддержание благоприятного психо-эмоционального фона. Повышение самооценки. Развитие коммуникативных навыков. Развитие самосознания и самопознания. Развитие рефлексии.
15. Мы вместе.
Повышение личностных возможностей. Закрепление навыков сотрудничества в группе. Развитие рефлексии. Формирование умений конструктивного взаимодействия.
16. Придуманная страна.
Развитие воображения. Развитие коммуникативных навыков. Формирование временной перспективы. Обучение способам конструктивного самовыражения.
17. Рисуем пальцами.
Повышение чувствительности восприятия. Расширение личностных возможностей. Снятие эмоциональной тревожности. Проработка чувств. Развитие навыков рефлексии.
18. Открытки на память.
Закрепление навыков конструктивного взаимодействия. Закрепление эмоциональной мобильности. Включение механизма обратной связи. Развитие навыков избирательной рефлексии. Поддержание благоприятного фона.
Профилактика негативных эмоциональных состояний у детей
в условиях пришкольного летнего оздоровительного лагеря
средствами арт-терапии
Из опыта работы педагога-психолога высшей
квалификационной категории МОУ СОШ № 1
с углубленным изучением отдельных предметов
села Александровского Александровского района,
кандидата психологических наук Тумаковой Светланы Георгиевны
Летний оздоровительный лагерь при школе - это то место, куда дети приходят добровольно, где личность ребенка раскрывается и развивается в совместной творческой деятельности. Именно в летний период, когда не столь насыщена жизнь детей и подростков учебными заботами, можно позаботиться напрямую об их эмоциональном состоянии. Сегодня, в век постоянно изменяющихся условий, в период ускоренного темпа жизни взрослых, детской психике очень трудно приспосабливаться и переключаться. У школьников наблюдаются нарушения эмоционального равновесия, проявляющиеся в агрессии, негативизме, вспыльчивости, резкой смене настроения, неадекватной оценке себя и окружающих, а, как следствие, в неумении самостоятельно справляться с собственными переживаниями. Поэтому в современных условиях образовательной практики очень остро встает вопрос профилактики негативных состояний у детей. Предлагаю вашему вниманию вариант профилактического занятия с использованием средств арт-терапии.
Подобные занятия способны повысить самооценку, помочь школьникам контролировать свое поведение. А это очень важно, т.к. контроль над поведением и эмоциями помогает людям принимать решения, делать правильный выбор и нести ответственность за последующие результаты. Используемое направление арт-терапии – педагогическое – имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность, и поэтому на первый план выходят задачи профилактики, развития, воспитания и социализации.
Практическое значение применения техник арт-терапии на таких занятиях большое: участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей изменений ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим.
Каждое психологическое занятие состоит из трех этапов. Эти этапы следующие:
· введение и “разогрев” (10-15% времени),
· этап творческой работы (35-50%),
· этап обсуждения и рефлексии (30-40%).
Этап 1. Введение и “разогрев”. Предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности. Проводятся упражнения, создающие положительный эмоциональный настрой, мини-беседы по теме.
Этап 2. Творческая работа. Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия. Работа с арт-терапевтическим материалом. Раскрытие и разработка темы с помощью изобразительных средств происходит, как правило, молча. Преждевременные оценки работ друг друга нежелательны, поскольку они могут смутить автора и вывести его из состояния погружения в творческий процесс и помешать искреннему выражению чувств. В то же время некоторые темы могут предполагать ту или иную степень вербальной коммуникации и физического взаимодействия между участниками. Следует учесть и разную скорость работы детей.
Этап 3. Обсуждение и рефлексия. Обсуждение представляет собой рассказ или комментарии участников о своей творческой работе. Они не просто описывают то, что нарисовано, но обычно стараются сочинить сказку об изображенном персонаже. Иногда группой сочиняется общая сказка, начинаясь с одного произведения, она вплетается в следующие, образуя общий сюжет. Авторы могут и лишь показать свою работу или ограничиться всего несколькими словами. При рассказе участников о своих работах другие, как правило, воздерживаются от каких-либо комментариев или оценок, но могут задавать вопросы автору. На этом этапе занятия педагог-психолог может дать собственные комментарии или оценки хода работы, ее результатов, поведения отдельных участников и т. д. Психолог может также задать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, а также его переживаний и мыслей.
Для работы в пришкольном лагере еще можно использовать занятия на такие темы:
1. Мир эмоций.
Снижение эмоциональной тревожности. Снятие нервно-психического напряжения. Актуализация проблемы взаимодействия. Формирование мотивов сотрудничества.
2. Веселые и грустные кляксы
Обучение умению распознавать эмоции. Снятие эмоционального напряжения. Повышение адаптивных возможностей. Развитие навыков рефлексии.
3. Добрые и злые кляксы.
Обучение умению распознавать эмоции. Снятие эмоционального напряжения. Развитие навыков рефлексии. Формирование благоприятного социально-психологического климата.
4. Мой гнев.
Обучение умению распознавать чувство гнева. Развитие самосознания и самопознания. Снижение тревожности. Развитие рефлексии.
5. Страшно??
Расширение информационного пространства об эмоциях и чувствах. Снятие страха. Повышение адаптивных возможностей через самооценку. Обеспечение средствами самопознания.
6. Талисман удачи.
Развитие коммуникативных навыков. Развитие благоприятного психо-эмоционального фона. Развитие избирательной рефлексии.
7. Озеро Надежды.
Актуализация межличностного взаимодействия. Формирование потребностно-мотивационного компонента. Развитие мотивов сотрудничества и коммуникативных навыков.
8. Путешествие в нарисованную сказку.
Расширение информационного пространства. Развитие атмосферы доверия. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие коммуникативных навыков. Развитие рефлексии.
9. За здоровый образ жизни.
Развитие навыков конструктивного взаимодействия. Расширение информационного пространства. Развитие позитивного мышления и мотивов сотрудничества.
10. В мире профессий.
Развитие мотивов личностного роста. Формирование положительной самооценки. Развитие и поддержка положительной групповой динамики. Закрепление навыков сотрудничества. Формирование временной перспективы.
11. Автопортрет.
Формирование положительной самооценки. Развитие самосознания и самопознания. Повышение личностных возможностей учащихся. Развитие рефлексивных навыков и умений.
12. Что в имени моем?
Повышение самооценки. Актуализация личностного роста. Развитие позитивного мышления. Формирование положительного самовосприятия.
13. Я и моя семья.
Профилактика дисгармоничных отношений с родственниками. Развитие навыков конструктивного взаимодействия. Формирование позитивного мышления. Проработка чувств, связанных с детско-родительскими отношениями. Оптимизация семейных отношений.
14. Веселый калейдоскоп настроений.
Развитие позитивного мышления. Снятие эмоциональной тревожности. Снятие напряжения. Поддержание благоприятного психо-эмоционального фона. Повышение самооценки. Развитие коммуникативных навыков. Развитие самосознания и самопознания. Развитие рефлексии.
15. Мы вместе.
Повышение личностных возможностей. Закрепление навыков сотрудничества в группе. Развитие рефлексии. Формирование умений конструктивного взаимодействия.
16. Придуманная страна.
Развитие воображения. Развитие коммуникативных навыков. Формирование временной перспективы. Обучение способам конструктивного самовыражения.
17. Рисуем пальцами.
Повышение чувствительности восприятия. Расширение личностных возможностей. Снятие эмоциональной тревожности. Проработка чувств. Развитие навыков рефлексии.
18. Открытки на память.
Закрепление навыков конструктивного взаимодействия. Закрепление эмоциональной мобильности. Включение механизма обратной связи. Развитие навыков избирательной рефлексии. Поддержание благоприятного фона.
|