Задание 5.1. Анализируй это!
В ходе выполнении задания слушатели анализируют собственные профессиональные затруднения, определяют ожидания и перспективы профессионального развития; используя сетевые сервисы, ранжируют профессиональные дефициты по степени распространения.
Содержание страницы
Методические рекомендации, инструкции для слушателей по выполнению задания
Шаг 1. Работаем индивидуально
Шаг 2. Работаем в группе
Шаг 3. Разбиваемся на микрогруппы
Шаг 4. Рефлексия в личном блоге
Методические рекомендации, инструкции для слушателей по выполнению задания
Система образования в культурной традиции всегда была институтом и механизмом трансляции культурных ценностей и образцов, передачи социального, исторического опыта; поэтому она по праву считается одной из самых консервативных социальных систем - такова сила «сопротивления материала», так велика цена и риск ошибки. Не секрет, что любая образовательная система в достаточно большой степени несет на себе отпечаток своего времени, общества, в котором она возникла, которому она служит. Но новые условия, смена социально-экономических отношений, новые технологии являются серьезными вызовами для нее, и не только в России, но и во всем мире. Симпозиум «Философия образования в перспективе XXI века», проводимый под эгидой ЮНЕСКО, в своем итоговом документе подчеркнул: «Человек в рамках образования должен встать на путь образования самого себя, на путь сознательного и ответственного выбора тех способов мышления и действия, которые способствуют сохранению жизни, культуры и природы» (Философия образования для XXI века, 1992). Изменяется традиционное понимание целей образования как усвоения определенной суммы знаний: «Основой образования должны являться не столько учебные предметы, сколько способы мышления и деятельности, то есть процедуры и методы рефлексивного характера».
Но любые изменения, которые общество хотело бы видеть в современной школе (например, усиление деятельностного компонента образования, переход от общественно-ориентированной к личностно-ориентированной педагогике, укрепление компетентностного подхода), обречены на провал, если они не будут осознаны и приняты учительством. Ведь школа всегда была сильна учителем и слаба – им же. Образование – сложный процесс создания «образа себя», установления отношений личности с окружающим миром. И вряд ли стоит говорить о том, насколько важно, кто окажется в это время рядом с тобой, кто поможет подрастающему человеку пройти этот путь. Настоящим Учителем оказывается именно тот, у кого продолжаешь учиться всю жизнь, кого, даже став взрослым, трудно «перерасти». И поэтому «учитель» - одна из тех профессий, которой нельзя научиться один раз на всю жизнь. Нет большей опасности для педагога, как закоснеть, поддаться соблазну ежегодного «повторения пройденного».
к содержанию
Шаг 1. Работаем индивидуально
1. Процесс развития специалиста, профессионала может идти по пути приобретения как новых профессиональных знаний, так и опыта, расширения спектра доступных профессиональных ролей, приобретения новых профессиональных качеств. О возможных моделях профессионального поведения учителя читайте http://psyjournals.ru/psyedu/2008/n2/Mitina.shtml.
2. Различные педагогические системы зачастую формируют особый, специфический тип поведения педагога; например, много внимания профессиональному развитию учителя уделяют в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова (некоторый конкретный опыт представлен тут: http://nsc.1september.ru/2003/32/3.htm ).
3. Часто в специальной литературе можно встретить как сопоставление, так и противопоставление двух процессов, относящихся к профессиональному развитию – повышения квалификации и профессионализации. Сделать собственный вывод о близости или различии основных понятий можно, познакомившись с материалами, например: http://www.thetutor.ru/pro/articles08.htm,
http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/179867.html
Познакомьтесь с информацией, представленной в материалах вышеприведенных ссылок.
Проанализируйте собственную профессиональную деятельность и составьте список не менее 3 профессиональных затруднений (так называемых профессиональных дефицитов), которые вы хотели бы ликвидировать. Возможно ли это сделать средствами традиционного повышения квалификации? Могут ли в этом помочь сетевая коммуникация и социальные сервисы Интернет? Разместите список и ответ на вопросы в личном блоге на OpenClass
Если хотите, можете проверить свой педагогический стиль с помощью теста http://shkola.spb.ru/teacher_room/index.phtml?id=260
к содержанию
Шаг 2. Работаем в группе
На специально подготовленной тьютором вики-странице Задание 5.1. "Профессиональные затруднения педагогов" составьте общий для группы список профессиональных затруднений (если какое-то затруднение встречается у нескольких человек, его не надо вносить несколько раз; достаточно просто присоединиться к уже опубликованной строчке с помощью какого-либо знака - например, +1); после завершения списка проранжируйте их по степени повторяемости (наиболее часто встречающиеся получают первый ранг, наименее часто – последний). Поместите ранжированный список в первую колонку подготовленной тьютором таблицы 5.1. Попробуйте заполнить вторую колонку таблицы относительно тех дефицитов и сетевых сервисов, которые вам наиболее близки.
к содержанию
Шаг 3. Разбиваемся на микрогруппы
список микрогруппы 1: Головач Ж.А., Тимакова Е.В., Кохановская О.И., Быкова М.С.
список микрогруппы 2: Прошина Г.М., Ухина Т.В., Тоготина Т.Е., Лычагина А.Ю., Сцепина Л.П.
список микрогруппы 3: Колбасова С.Г., Подъячева Н.Ю., Медведева О.А., Фокина О.А.
Пользуясь сервисом http://www.anketer.ru (если работа с ресурсом для вас новая, то воспользуйтесь следующей инструкцией) и подготовленным списком, составьте интерактивный опросник «Наиболее актуальные профессиональные затруднения современного педагога». При составлении вопросов учтите, что участники опроса должны иметь возможность расширить исходный перечень. Каждый участник группы должен предложить не менее 1 вопроса. Разместите ссылку на опрос в таблице продвижения модуля 5.
Примите участие в опросах своей и других групп.
Опубликуйте ссылку на ваш опрос и на его результаты на вики-странице вашей группы. Совпало ли проведенное вами в группе ранжирование с итогами интерактивного опроса? К какому типу профессионализации, пользуясь терминологией В. Цвыка, - первичной или вторичной - можно отнести выявленные профессиональные трудности? Ответьте на вопросы и/или интерпретируйте результаты опроса, оставив комментарий к ссылке (помните, что в каждый момент времени редактировать вики-страницу может только один человек).
к содержанию
Шаг 4. Рефлексия в личном блоге
Профессиональная рефлексия - форма теоретической и практической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. После изучения каждой темы мы предложим вам вопросы относительно вашего продвижения в ходе модуля. Но если какие-то размышления не уместятся в рамках ответов, вы всегда можете дополнить их.
В этот раз в свободной форме ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Что нового вы узнали при изучении темы?
2. Что оказалось вам наиболее полезным?
3. Какие основные трудности возникли при организации работы над темой?
4. Изменилось ли ваше понимание собственных профессиональных затруднений в ходе работы над темой? Если да, то как?
Ответы разместите в личном блоге.
к содержанию
|