Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике. Умение находить информацию при наименьших потерях времени – жизненная необходимость общества, где количество информации в течение 5 лет удваивается.
Очень высоко оценили возможности информатизации учителя гуманитарного цикла, в том числе и истории. Образовательные ресурсы нового поколения позволяют на качественно новом уровне преподавать историю, используя самые разнообразные методы и технологии. В статье «Использование ИКТ в изучении предметов гуманитарно-эстетического цикла» Е.Н. Швелидзе и Е.Н. Крамарь пишут: «На наш взгляд, использование компьютерных технологий в изучении предметов гуманитарно-эстетического цикла – разумное и современное дополнение к традиционным методикам преподавания, предоставляющее учителям новые возможности в педагогической деятельности». И так, какие возможности открывает перед учителем истории использование и применение ЦОРов?
Это, прежде всего, возможность для учителя иметь под рукой огромное количество иллюстративного материала, а главное очень быстрый доступ к нему, возможность подготавливать для школьников ресурсы, содержащие необходимый материал, возможность для учителя создавать самостоятельно тесты для проверки усвоения определенного материала, непосредственное знакомство учителя с новинками методической литературы.
На мой взгляд, своевременным является появление в учебном процессе учебно - методических комплексов, где на ряду с учебником, программами , методичками разработан мультимедийный электронный учебник. Работа с таким комплексом началась для меня с УМК по истории России XX века, изданным под руководством Данилова. Три года назад, когда использование и применение ЦОРов на уроках не вошло еще так широко в практику преподавания предметов это учебник был находкой для учителей и учащихся и способствовал повышению интереса к изучению предмета.
Применение этого мультимедиа учебника на уроках позволило мне разнообразить формы и методы работы с классом, используя его на самых разных этапах работы на уроках, поскольку он одновременно является и учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией и справочником с учебным видеофильмом. Учебник в равной степени предназначен для использования и в компьютеризированном классе и дома, он ставит высокую методическую планку преподавателям и одновременно облегчает их труд. Предусмотрены и развлекательные моменты, стимулирующие интерес учащихся.
Учебник полностью основан на существующих школьных программах и ориентирован на учащихся трех возрастов (Учебник обеспечивает изучение истории России XX в. на разных уровнях, предусмотренных Государственным образовательным стандартом: 9-й класс основной школы (1-й уровень сложности); базовый уровень полной школы (2-й уровень сложности); профильный уровень полной школы (3-й уровень сложности).
Особо наглядно деление на блоки проявляется при выполнении тестовых контрольных заданий. У моих учеников благодаря этому учебнику есть уникальная возможность не только наглядно увидеть видеосюжеты по темам, но услышать литературные произведения в авторском исполнении, что делает урок эмоционально более насыщенным.
Использование учебника позволяет мне осуществлять регулярный мониторинг знаний учащихся по темам курса и осуществлять их сравнительный анализ, планировать индивидуальную работу по коррекции знаний учащихся . Это возможно благодаря электронной ведомости (которая заполняется автоматически при вписывании фамилии учащегося я в электронный журнал).
Кроме этого, учебник дает возможность формирования специальных умений и навыков учащихся по истории. Так, например, по завершении работы с каждым подпараграфом рекомендую составить его краткий план-конспект (своего рода «шпаргалку»). Это поможет учащимся быстро вспомнить пройденный материал, что особо важно при подготовке к экзамену. План-конспект может быть проверен родителями или преподавателем для дополнительного контроля усвоения пройденного материала. Учебник учит работе с документами, (раздел «Документы» в меню учебника), формируя навык анализа работы с первоисточником. Этот навык я считаю очень важным, поскольку задания такого типа входят в ЕГЭ по истории. Вообще мне хотелось бы заострить ваше внимание на том, что при работе с документами учителя истории ограничены тем набором документов, которые размещены в учебниках и хрестоматиях, а этого явно недостаточно. Объем имеющийся в ЦОРах и на Интернет- сайтах текстовой статистической и графической информации на несколько порядков превышают объемы любых печатных изданий. Но это обстоятельство таит в себе и немалые трудности. Перед учителем возникает проблема отбора информации с учетом целей обучения, психолого –возрастных особенностей учеников, а те в свою очередь должны обладать определенными умениями работы с историческими источниками.
Учитывая психологические особенности ребенка и каналы восприятия информации, считаю необходимым говорить об использовании и применении ЦОРов с точки зрения наглядности. Самый простой метод использования ЦОРа – демонстрационно-иллюстративный. При этом текст параграфа учебника или рассказ учителя иллюстрируется соответствующими ЦОРами, расширяя представления учащихся об изучаемом материале, реализуя принцип наглядности и обогащая информационный ряд процесса обучения.
При использовании набора ЦОР достигается особенно важный для учащихся результат – визуализация изучаемого материала.
Начиная изучение раздела и крупных подразделов, я рекомендую продемонстрировать учащимся изображения местности изучаемого региона и изображения людей, которые там жили, создавали цивилизации – жизнь которых и составляет основное содержание исторического процесса.
Например, начиная тему «Древний Египет», учитель демонстрирует вид долины Нила, реку Нил, или при изучении истории первобытного общества наглядно показываются каменные или бронзовые орудия труда древнейшего человека, а так же используются различные схемы, отражающие устройство органов власти и т.п.
Очень важно использовать ЦОРы в качестве наглядности при изучении вопросов, касающихся культуры определенного периода. Иллюстраций учебника явно недостаточно, чтобы дать полное представление об основных достижениях культуры, показать памятники архитектуры или картины авторов и т.п. Хотя, практика показывает, что наибольшую трудность при выполнении заданий ЕГЭ или олимпиадных заданий вызывают именно вопросы, касающиеся культуры. Кроме того, многие учебники истории содержат черно-белые иллюстрации, а это в свою очередь препятствует более полному и насыщенному восприятию материала.
Мы не всегда имеем возможности для организации выездных экскурсий за пределы села или края, а фонды крупных музеев нам недоступны, поэтому большим потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ЦОРов является организация виртуальных экскурсий. Это возможно благодаря, например, ЦОРы: энциклопедия Кирилла и Мефодия, «Шедевры русской живописи», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства». В одних случаях предлагаются экскурсии уже в готовом виде, ими остается только воспользоваться. В других случаях после ознакомления с материалами ЦОРа я сама составляю план экскурсии и планирую этапы ее проведения.
Мы часто говорим о том, что историю делают люди, поэтому важно показать и выявить для учащихся роль личности в истории. В современной исторической науке главное направление исследований связано с разработкой проблематики «Человек в истории». Соответственно меняются ориентиры и в педагогической практике. Преподавание истории в школе все больше опирается на освещение человеческих аспектов истории, а не на раскрытие теоретических положений или общих позиций. Набор ЦОР может сыграть ключевую роль в процессе включения учащихся в «живую историю».
Это возможно благодаря имеющимся в ЦОРах специальных разделов «Персоналии». У учащихся появляется возможность не только зрительно увидеть портрет того или иного деятеля, полководца и т.д., но и получить краткую библиографическую справку, что так же способствует расширению кругозора учащихся. Важно не только показать тот или иной портрет или дать справку, но и привязать личность к конкретной эпохе или историческому событию. В решении этой проблемы важную роль играет использование ЦОРов для получения разнообразной информации при подготовке индивидуальных сообщений. Одним из преимуществ этого является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения истории на методы поисковой и творческой деятельности. Приготовленные детьми сообщения с использованием ЦОРов или Интернета я использую на разных этапах урока, в том числе как опережающие задания, а также как исследовательские и творческие проекты, которые призваны способствовать повышению мотивации к изучению истории. При изучении определенных разделов, тем, я рекомендую учащимся обратится к материалам соответствующих ЦОР, например, «Кирилл и Мефодий», чтобы подобрать дополнительные сведения о той или иной исторической личности, составить доклад, провести поиск, а это способствует организации самостоятельной работы учащихся.
Работа с картами является необходимым навыком при изучении истории. Недостаток оснащенности кабинетов истории картами возможно компенсировать за счет заданий с использованием карт в ЦОРах. У учителя есть возможность выбрать необходимую из имеющихся карт для формирования более полного представления об изучаемом событие или эпохе, поскольку именно с этого учителя истории начинают изучение истории отдельных цивилизаций. Кроме того, в ЦОРах содержатся задания, предполагающие работу с контурными картами, которые я в основном применяю при закреплении, обобщении и систематизации знаний. Практика показывает, что большой интерес у учащихся вызывают интерактивные карты. Возможность увидеть то или иное сражение в движение, с соответствующими комментариями существенно повышают интерес учащихся к предмету. Однако, на мой взгляд, имеется и определенный недостаток. Каждый учитель истории знает, что работа с картой начинается со знакомства с памяткой по работе с картой, мы учим учащихся как правильно показывать границы государства или тот или иной район восстания, реку или город и т.п., а при использовании карт на ЦОРах этот навык не формируется.
Хотелось бы сказать о возможности применения ЦОРов при проведении интегрированных уроков. Это урок, для достижения целей которого отобрано содержание, базирующееся на межпредметном материале.
Учителя обычно испытывают затруднения в реализации на практике принципа взаимосвязи предметов гуманитарного цикла и информатики, поскольку особо важно здесь продумывать методику проведения урока: заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения, контактные области с другими предметами, формы и приемы обработки информации, организация целенаправленной работы с мыслительными операциями, такими, как сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т. д.
На уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (ЦОРов, презентаций), выполнение заданий на закрепление изученного, что позволяет применять на уроке методы и приемы учебной деятельности в зависимости от канала восприятия информации учащимися. Результатом поведения интегрированных уроков является развитие эмоциональной сферы детей, а это, по мнению Сухомлинского, и дает «желанное пробуждение мысли».
Мною совместно с учителем информатике разработан целый блок интегрированных уроков с использованием ЦОРа по теме «Великая Отечественная война». Проведенные уроки позволили сделать вывод, что такая форма проведения уроков значительно активизирует деятельность учащихся во время занятия и способствует более полному усвоению материала.
Передвижные мобильные комплексы Благодаря появлению мобильных передвижных комплексов с 2005-2006 учебного года, учителя школы активно начали внедрять ИКТ в образовательный и воспитательный процесс.
Многие учителя отмечают, что проведение уроков с использованием мобильных передвижных комплексов значительно повысило интерес и качество знаний при изучении предметов.
Чтобы всем детям было интересно на уроках истории, я стала применять на уроках ИКТ. В большинстве случаев они применяются в качестве вспомогательного средства для возбуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала и не требует времени для разъяснения правил игры. Такой урок характеризуется разнообразием форм организации учебной деятельности учащихся.
ИКТ могут использоваться как способ объяснения цели урока. Часто учитель просто записывает тему урока и сразу начинает объяснение. Конечно, такой прием не возбуждает у учащихся ни интереса, ни желания познать новое. И совсем по-другому воспринимается цель урока, когда учащиеся сами становятся исследователями той или иной проблемы, сами убеждаются в необходимости изучения темы.
Для повторения, систематизации и обобщения знаний, можно спланировать урок-игру, который превращает в соревнование занятия по самому обычному школьному материалу. Он вносит новую струю в однообразное течение уроков, вызывая большую активность даже слабых учеников.
Такие уроки требуют от учителя много времени и сил, максимального внимания и умения владеть классом, но и учащимся они приносят пользу, как в учебном, так и воспитательном плане.
Существенно повышает актуальность использования ЦОРов, прошедших экспертизу, переход к профильному обучению в старшей школе. Во- первых, профильное обучение предполагает усвоение учащимися значительно большего объема информации, чем это имеет место на базовом уровне; во- вторых, организация профильного обучения вряд ли возможна без координального изменения самого подхода к организации учебного процесса: необходимо существенное увеличение доли самостоятельной работы учащихся. Задачи профильного обучения предусматривают выработку у учащихся следующих умений по истории:
- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; осуществлять внутреннюю и внешнюю критику источника (характеризовать: авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, соотношение в нем первичной и вторичной информации, степень достоверности); классифицировать исторические источники по типу информации;
— использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
_ различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения, суждения и интерпретации;
— проектировать собственную траекторию решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи.
У имеющихся ЦОРов по истории есть и недостатки. Содержащиеся на ЦОРах материалы не охватывают, разумеется, всех разделов и тем школьного курса истории. Фрагментарность видна в том, что, например, вопросы экономической истории России практически не представлены, крайне сложно обнаружить интересные материалы по истории Отечества советского периода.
В заключение хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ЦОРы , ни какое –либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. С моей точки зрения, применение ЦОРов надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формации обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в современной школе. Использование ЦОРов в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение должно быть ориентированно на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов развития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой.
|