Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Технологии социально – педагогических комплексов

Фото пользователя Наталия Георгиевна Леонова
Размещено: Наталия Георгиевна Леонова - пт, 10/04/2009 - 15:26

 

В природе идеи стоят как первообразы (парадигмы), а прочие вещи по­добны им, представляя собой их копии.
Эпихарм
 
Социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологии - одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного и обоснованного пути достижения определённой социально-педагогической цели. Технология вообще – это совокупность приёмов, применяемая в каком-нибудь деле, мастерстве, искусстве. Необходимо отметить, что специалисты сегодня не пришли к единому мнению относительно технологизации социально-педагогической деятельности.
Социальная педагогика утверждается как наука, поэтому увеличивается количество направлений деятельности социального педагога, которые в той или иной степени технологизируются. В связи с этим социальному педагогу важно уяснить основания для выбора уже сложившейся технологии либо разработки специальной технологии для конкретного случая. Это значит определить:
Ø     цель своих усилий;
Ø     необходимые условия для её реализации;
Ø     особенности и возможности ребёнка, подростка;
Ø     возможности и способности социума, микросоциума (школы, класса, семьи и др.);
Ø     возможные формы и методы её реализации;
Ø     временные возможности для достижения поставленной цели.
Различные направления работы социального педагога в разной степени поддаются технологизации. Например, работа по охране прав ребёнка в большинстве случаев построена на заранее отработанных технологиях, значительная часть которых имеет узаконенную процедуру исполнения. Работа с подростком, его семьёй, в «открытой» среде (на улице), наоборот, максимально спонтанна, интуитивна, хотя и не лишена технологических элементов (типовые технологии общения, преодоления межличностных конфликтов и т. п.)
Основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). Предполагает пять взаимосвязанных этапов:
Ø     диагностико-прогностический;
Ø     этап выбора (разработки) оптимальной технологии;
Ø     этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии;
Ø     реализационный;
Ø     экспертно-оценочный.
 
Метод-это способ действия или способ достижения какой либо цели. В практической деятельности социальный педагог использует различные методы:
Ø     методы диагностики личности, семьи, социума;
Ø     словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция);
Ø     методы воспитания (убеждение, приучение, внушение, поощрение и наказание, мотивирование и приобщение к действию, положительный пример, метод содействия и сотворчества и др.);
Ø     организационно-распарядительные методы (инструктирование, нормирование, контроль и проверка исполнения, критика) и др.
Знание методов позволяют социальному педагогу оптимизировать свою профессиональную деятельность, подняться на уровень профессионального мастерства. К огромному арсеналу методов, приёмов и способов деятельности он подходит с позиций необходимости и достаточности, соблюдает чувство меры, порядка и связи.
Метод, применяемый социальным педагогом, определяется:
Ø     проблемой ребёнка;
Ø     особенностями его личности;
Ø     состоянием семейных взаимоотношений;
Ø     уровнем социальной адаптации;
Ø     возможностями самого специалиста и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В 80-х гг. XX в. практика взаимодействия школы, семьи и трудовых коллективов в воспитании подрастающего поко­ления воплотилась в создании социально-педагогических комплексов (СПК). Они появились впервые на Среднем Урале (Свердловск, В.Д. Семёнов) как общественно-управ­ляемая система воспитательных средств этой территории. Их целью было высвобождение педагогиче­ских коллективов от несвойственных им функций координа­ции, организации работы в микрорайоне, её управленческого, материально-технического обеспечения; от ответственно­сти за моральный облик взрослых, за выполнение ими функ­ции семьянина, родителя. Это давало им возможность полно­ценно осуществлять функцию педагогического обеспечения системы социального воспитания. Работа школы в этом на­правлении включает педагогическое влияние на всех участ­ников воспитательного процесса, выработку единых целей, задач, критериев эффективности воспитательных воздейст­вий; выбор целесообразных средств и способов согласован­ного влияния на конкретную личность на основе её диагнос­тики; определение содержания и программирование воспи­тательно-образовательного процесса на личностном уровне. Современный социально-педагогический комплекс представляет собой объединение школы с какими-либо со­циальными объектами — производственными, учебными за­ведениями, дошкольными учреждениями, учреждениями до­полнительного образования для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. При этом об­разует целостную систему, обладающую относительной авто­номией, имеющую свою социально-культурную атмосферу, психологический воспитательный климат в педагогическом коллективе, среди детей и родителей.
СПК предполагают интегрированную, педагогически целесообразную организацию учебного и воспитательного процесса:
а) с участием всех субъектов воспитания" (педагоги, вос­питатели специальных учреждений, родители, обществен­ные воспитатели);
б) в различных сферах микросреды личности (семья, класс, школа, производство, деловые круги, дом, клуб, не­ формальная группа и др.);
в) в условиях практической социально-экономической обстановки;
г) на всех возрастных этапах (дошкольник, младший
школьник, подросток, старшеклассник, выпускник).
         Классификационные параметры технологий СПОК
Уровень и характер применения: социаль­но-педагогическая технология.     
Философская основа: диалектическая.
Методологический подход: социокультурный, практи-ко-ориентированный, личностно-ориентированный.
Ведущие факторы развития: 1) социогенные; 2) био­генные.
Научная концепция освоения опыта: 1) ассоциатив­но-рефлекторная + 2) деятельностная,
Ориентация на личностные сферы и структуры:
Вид социально-педагогической деятельности: 1) под­держка + воспитание + обучение.
Подход к ребёнку и воспитательной ориентации: лич­ностно-ориентированный, сотрудничества, самовоспитания,
Направление модернизации и отношение к традици­онной воспитательной системе: на основе усиления соци­ально-воспитательных функций.
Акценты целей
& Построение человекоориентированной школы. Объединение педагогических воздействий школы и окружающей среды
& Социализация, формирование социально значимых качеств личности, отвечающих потребностям динамично ме­няющегося социума (инициатива, предприимчивость).
& Создание воспитывающей среды, социокультурный
потенциал которой продуктивно «работает» на социальное,
психическое и физическое здоровье человека.
& Формирование позитивных влияний на личность че­рез семью посредством оздоровления внутрисемейных отно­шений, положительного примера родителей.
 & Психолого-педагогическая коррекция поведения трудновоспитуемых детей, их отношений с окружающим ми­ром (родителями, сверстниками, окружающими людьми).
& Создание системы социальной охраны и защиты детства, профилактики ненормативного поведения.
Особенности концептуала
Примат личности над государством: во всех взаимо­отношениях личности я государства интересы человека пер­вичны.
Превращение школы из преимущественно просвети­тельного учреждения в центр духовной, нравственной и эс­тетической культуры.
Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных при­родой в каждом индивидууме.   Семья как первичный и основной институт социализации ребёнка; помощь и поддержка семьи.
Удовлетворение и использование интересов детей как
главной мотивационной базы обучения.
Системность и комплексность воспитательной ра­боты: целостная и последовательная программа воспитания.
 Психологизация воспитательной, профилактичес­кой, коррекционной, защитной деятельности.
Среда в концептуале современного СПК
 Среда — это культурно-образовательное пространст­во, окружающее школу, включает две части: организованную и неорганизованную. Организованная среда — это те соци­альные институты, на которые возложены воспитательные функции по отношению к молодому поколению; семья, уч­реждения культуры, средства массовой информации, произ­водственные коллективы, органы местного самоуправления. Неорганизованная среда — это улица, неформальные объе­динения молодёжи и взрослых, развлекательные объекты, торговля и др.
Окружающая школу среда для ребёнка важнейший источник знаний во всех сферах общественной культуры: интеллектуальной, материальной, социально-нормативной, эстетической.
Среда — также источник эмоциональных переживаний школьников, формирования у них чувства прекрасного и безобразного, эмоционально-оценочного отношения к миру.
Среда может быть сферой приложения (а значит, и развития) физических и духовных сил детей, участвующих в её совершенствовании; значит, она является источником раз­вития личности.
Окружение школы может и должно быть объектом коллективной заботы ребят, проявляемой как ради самой сре­ды (ибо она не только ценность для них, но и самоценность), так и ради людей. Следовательно, среда может играть важную роль в формировании гуманизма, коллективизма, демократиз­ма — этих важнейших качеств человека и гражданина.
Педагогизация окружающей среды — это диагностика среды для выявления всех источников влияния на ребён­ка, использование её воспитательных и образовательных воз­можностей, организация возможных влияний на среду для её улучшения.
Формула интеграции воспитательных усилий школы и среды в современных условиях: учёт + организация + ис­пользование.
 
Особенности моделей СПК
В зависимости от локальных условий микрорайона тех­нология СПК может иметь несколько вариантов-моделей акцентирующих те или иные функциональные, социально-педагогические, социально-психологические, информацион­ные или другие связи.
Модель «Школа — координатор воспитательной деятельности социальных институтов
Осуществляется в условиях микрорайона большого го­рода, в центре посёлка, села, особенностью которых является большое количество учреждений, которые могут реализовать воспитательную функцию по отношению к детям. Это учреж­дения дополнительного образования, театры и кинотеатры, которые могут вести работу с детьми и в своих стенах, и в шко­лах, другие учреждения культуры (музеи, библиотеки), служ­ба быта. Всё это может быть использовано в работе с детьми как в рамках школы (творческие встречи, беседы, лекции, вы­ставки), так и за её пределами (походы, работа кружков). Од­нако несмотря на высокий воспитательный потенциал среды в рамках такого микрорайона, ей присущи, может быть, больше, чем другим, и негативные влияния. Развлекательные заведе­ния, пивные бары, рынки, автовокзалы, молодёжные тусов­ки — всё это оказывает далеко не лучшее влияние на школьников. Модель воспитательной системы СПК для таких условий должна учитывать и позитивные возможности, и негативные явления. В рамках такой системы предусматривается использование воспитательного потенциала всех учреждений (кино­театры, учреждения дополнительного образования, где командуют школьники; кафе, где для них проводятся литературные 'а встречи за чашкой чая; пошивочные ателье, которые проводят консультации по шитью для девочек) и самые разнообразные меры по предотвращению отрицательных влияний среды (об­щественно полезные акции, дежурство школьников вместе со взрослыми на улицах, профилактические беседы в классах).
Школа-комплекс реализует функцию объединения вос­питательных усилий, координатора влияний, осуществляе­мых различными воспитательными субъектами, и является методическим центром, руководящим педагогизацией окру­жающей среды
Модель «Содружество школы и производства»
Необходимо близкое соседство с крупными производственными предприятиями. Завод — шкода, колхоз — школа, воинская часть — шко­ла — это целая система двусторонних организованных свя­зей, которыми определяется вся атмосфера окружающего школу социального пространства, где влияния на детей се­мьи и коллектива предприятия взаимосвязаны.
Были разработаны и реализованы на практике модели взаимодействия школы и промышленного предприятия (Свердловская область), школы и сельскохозяйственного производства (Ставропольский край).
Модель «Комплекс социально-педагогической поддержки ребёнка»
Термин «педагогическая поддержка» (введён О.С. Газманом) подразумевает деятельность различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей. Кроме этого, под педагогической поддержкой по­нимают систему разноплановых мероприятий, проводимых для дифференциации по интересам, склонностям, жизнен­ным устремлениям и направленных на их выявление и под­держку, В контексте личностного подхода к образованию ре­бёнка это — педагогическая деятельность, обеспечиваю­щая процессы индивидуализации (автономизации) человека.
Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал «процесс совместного с ребёнком определения его собствен­ных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить своё чело­веческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни..
 
Структура комплекса
Комплекс социально-педагогической поддержки пред­ставляет собой сложную многоплановую структуру, в кото­рой выделяют три основные инновационные системы:
— образовательная система на основе множественной дифференциации учебного процесса;
 — система воспитательной работы и дополнительного    образования как равноценного компонента образования на­равне с учебным процессом;
— система социально-педагогической и медико-психо­логической  поддержки детей.
 
Социальная служба
 Социально-педагогический комплекс — открытая воспитательная система, предназначенная для выполнения следующих конкретных задач социально-педагогического ха­рактера:
        помощь семье в решении проблем, связанных с учё­бой, воспитанием, присмотром за ребёнком;
помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учреждения;
привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;
        распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагива­ющих интересы ребёнка, на ранних стадиях для предотвра­щения серьёзных последствий;
       индивидуальное и групповое консультирование де­тей, родителей, педагогов, администрации по вопросам раз­решения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стрес­са» воспитанию детей в семье и т.п
выявление запросов, потребностей детей и разработки мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;
пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педаго­гов;
решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы за пределами расписания учеб­ных занятий.
Для выполнения этих задач в штатное расписание СПК введены должности социальных педагогов, школьных психо­логов, логопеда и медицинских работников. Они представля­ют социальную службу комплекса, в которую входят:
территориальная социальная служба (осуществляют
социальные педагоги);
внутришкольная служба социальной заботы о детях (классные руководители, воспитатели ТДД, организаторы внеклассной работы по ступеням);
психологическая служба (практические психологи и
логопед);
медицинская служба (врач, медсестра).

Социальный педагог. Появление этой новой личности в знаменитой триаде «учитель — ребёнок — родитель» способствует построению личностно-ориентированной педа­гогики. Главное в работе социального педагога — выполнять роль связующего звена между профессиональным воспита­нием, семьёй и общественностью.
Кроме специализации «семейный социальный педагог», существует распределение социальных педагогов по профи­лю деятельности (охрана здоровья и гигиена, профилактика школьной и социальной дезадаптации, культурно-досуговая деятельность, педагогическое просвещение и работа с роди­телями, опека и попечительство и т.д.). В некоторых случаях социальный педагог превращается в тьютора. Его пози­ция - быть доверенным лицом учащегося, способным об­суждать и строить его образовательную программу — траек­торию движения. Педагогика учителя — это педагогика отве­тов, педагогика тьютора — педагогика вопросов. Тьютор ра­ботает с вопросом ребёнка к самому себе, и когда появляют­ся осмысленные, рефлексивные вопросы про себя, это озна­чает, что тьютор достиг цели.
В циклограмме дел-мероприятий, проводимых ежегод­но с детьми на территории микрорайона (в них участвуют также родители и взрослые жители), — благотворительные концерты, выставки-продажи изделий детского творчества, система­тические дискотеки для молодёжи. Получили признание ро­дителей и жителей народные праздники Святки, Масленица, олицетворяющие возрождение русских национальных обря­довых традиций.
Работа с родителями. Действует система педагогиче­ского просвещения родителей; проводится анкетирование родителей, принимаются их заявления; ведутся индивидуальные собеседования; многие родители сотрудничают со школой, являясь общественными воспитателями, кружково­дами, тренерам
К совместной работе школы с детьми привлекаются учреждения культуры, спорта, медицины, внешкольные, воспитательные учреждения, правоохранительные органы, территориальная депутатская группа и родительская обществен­ность.       
Социальная служба проводит ежегодную конференцию родителей, общественности жителей микрорайона, где об­суждаются общие задачи воспитания молодёжи, выбирается попечительский совет комплекса.
Внутришкольная   служба   социальной   заботы. У классного руководителя есть определённые обязанности, относящиеся к сфере социальной заботы о детях: организа­ция детского питания, помощь .многодетным семьям, мало­обеспеченным семьям, наблюдение и отслеживание влияния семьи на ребёнка, связь и общение с родителями учащихся класса (просвещение, консультации, организация помощи и др.), индивидуальная воспитательная работа с «трудными» детьми класса.
В условиях комплекса, при наличии социальных педа­гогов, классные руководители получают дополнительную и весьма ощутимую поддержку. Они имеют от социальных пе­дагогов полную картину поведения и условий жизнедеятель­ности учащихся во второй половине дня, могут проводить консилиумы по отдельным сложным ситуациям. Кроме того, социальные педагоги оказывают помощь классным руково­дителям и в проведении воспитательных мероприятий.
Таким образом, классные руководители и социальные
педагоги (каждый в своей сфере общения) помогают друг
другу лучше понять ребёнка, «ведут» ребёнка от детского сада до выпуска из школы.
Психологическая служба комплекса, в которую вхо­дят три штатных психолога, проводит диагностику интере­сов и способностей детей, делает прогноз и разрабатывает модель индивидуального развития ребёнка, оказывает психокоррекционную и психотерапевтическую помощь, кон­сультирует по различным вопросам.
Психологический кабинет имеет рабочее пространство для занятий и тренингов по человековедческим дисциплинам, уголок психологической разгрузки для учителя. Там же сосредотачиваются данные наблюдений, тестирования и ан­кетирования учащихся, ведётся картотека трудных учащихся. Психологическая служба обеспечивает отслеживание результатов развития учащихся.
Благодаря работе психологов совершается постепенная «психологизация» учебно-воспитательного процесса.
Задача медико-волеологической службы — отслежи­вать и корректировать процессы физического развития де­тей. Силами врача, медсестры и учителей физкультуры про­водятся: мониторинг здоровья учащихся (вес, рост, зрение, диагностика заболеваний); формирование физкультурных групп, групп корригирующей гимнастики, здорового образа жизни; профилактика инфекционных заболеваний; проверка режима питания; контроль за санэпидрежимом учащихся; профилактика вредных привычек.
Председатель Совета, как и директор комплекса, перио­дически отчитывается на конференции. Состав и функции Совета определяются действующим Уставом комплекса.
Педагогический Совет решает все текущие вопросы, связанные с осуществлением учебно-воспитательного про­цесса с учётом рекомендации Совета комплекса.
Модель «СПК как специально спроектированная среда»
Воспитывающий характер окружающей школу педаго­гически организованной среды определяют три подсистемы: единая материальная база воспитания, разветвлённая сеть разных по профилю воспитательных объединений и система органов детского самоуправления.
Как правило, при создании СПК речь идёт о совершен­ствовании уже существующей среды (зелёные посадки, со­оружение спортивных и игровых площадок, создание клубов, кружков, мастерских, изостудий).
 
Подводя итог темы моего выступления можно сделать вывод. Социальный педагог, умеющий вычленять проблему ребёнка, ставить цели работы с ним, является хорошим стратегом. Осуществить стратегию социально-педагогической деятельности ему помогает владение методиками и технологиями. Поэтому каждому из нас надо активно внедрять новые технологии формы и методы работы с детьми.
Творческих успехов, благополучия в семьях каждому из коллег! Спасибо за внимание.
 

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн