Официальный сайт forexnw 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Из опыта работы Борисенко В.В.

Размещено: Вера Васильевна Борисенко - пт, 10/04/2009 - 15:03

 

       Изменения политической и социально – экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодёжной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подростков. В России вновь имеют место нищета, беспризорность, правовая незащищённость несовершеннолетних. Современная социально – экономическая ситуация создаёт все условия для попадания детей и подростков в зону «риска». Одним из злободневных вопросов современного общества является криминализация молодёжи и увеличение количества детей и подростков с девиантным поведением. Правонарушения среди учащихся – сложное социальное явление. Доля детей и подростков с отклоняющимся поведением не сокращается, а возрастает, являясь плацдармом для роста числа школьников, страдающих алкоголизмом, наркоманией. Поэтому борьба с правонарушителями среди учащихся – один из важнейших участков борьбы с преступностью в целом.
    Основным направлением решения данной проблемы детей является система профилактических мероприятий. Основа профилактики правонарушений подростков – это устранение причин и условий , которые могут вести к педагогической и социальной запущенности некоторых учащихся. Центр тяжести всей системы профилактики должен быть перемещён на работу с семьёй, так как, как правило, трудновоспитуемые дети – это дети из неблагополучных семей, многодетных, неполных. Эта работа должна быть комплексной и включать в себя меры помощи социального (материального в том числе), психологического, юридического характера. 
       На сегодняшний день существует дефицит знаний в области педагогического взаимодействия с детьми девиантного поведения и «группы риска», недостаточна научно – методическая база для выбора стратегии действий и поведения социального педагога, психолога, педагога. Поэтому я и взяла эту тему для самообразования, изучала литературу, опыт, поставив в своей деятельности следующие цели и задачи:
 
 
 Цели:
1.     Формирование личностных нравственных качеств подростков.
 
2.     Защита ребёнка в его жизненном пространстве.
 
Задачи:
1.     Продолжать работу по организации социально значимой деятельности среди детей, родителей.
2.     Защищать интересы детей, способствовать предупреждению и преодолению негативных явлений в их среде.
3.     Пропагандировать ЗОЖ. Выявлять интересы и потребности учащихся, родителей, членов их семей в различных видах деятельности.
4.     Продолжать работу по профилактике правонарушений.
5.     Осуществлять непрерывную социальную деятельность по семейной терапии в неблагополучных, многодетных, опекаемых семьях.
6.     Реализацию задач личностного развития и защиты детей осуществлять в содружестве с педагогами, внешкольными и социальными учреждениями.
7.     Оказывать методическую помощь классным руководителям по работе с семьёй, с трудновоспитуемыми.
 
    Решать эти задачи, на мой взгляд, в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия педагогов, социальных педагогов, психологов, родителей, работников правоохранительных органов и других учреждений. Я стараюсь использовать возможности школы, семьи и общественности в становлении личности трудновоспитуемого. В нашей школе сложилась система взаимодействия социального педагога по организации учебно – воспитательной работы с подростками. Её можно представить в виде схемы:
 
 
 
 
 Схема взаимодействия социального педагога по организации учебно – воспитательной работы с подростками .
 
 
 
 
 

Социальный

педагог
 
Сельская
администрация
     УТиСЗН
    КДН
           ОУ
     ДЮСШ
ОДН ОВД по
Александровскому району

 

                                              
 
 
 
 
 
 
 
    
      Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждом классе. Это неблагополучие проявляется в следующих сферах жизнедеятельности:
- учебная деятельность;
- взаимоотношения с взрослыми;
- взаимоотношения со сверстниками;
- проведение свободного времени;
 - отношение к труду и профессиональная ориентация.
           Чтобы получить такую информацию, т.е. выявить учащихся «группы риска», определить причины отклоняющегося поведения я применяю такие формы работы:
- беседы с классными руководителями, психологом (Приложение 1);
- анкетирование (социометрические исследования, психодиагностика: самооценка, тревожность);
- наблюдения (Приложение 2);
- беседы с родителями   (Приложение 3);
- анализ классных журналов;
- анализ посещаемости занятий;
- дифференциация семей   (Приложение 4);
- беседы со школьниками (Приложение 5).
    Это позволяет мне выявить следующие факторы «риска» и поставить на внутришкольный учёт в этом учебном году 9 подростков, из которых:
- неблагополучие в семье – 82 % ;
- экономическая и социальная обделённость – 63 % ;
- влияние дурной компании, окружения – 64 % :
- неконтролируемые пункты приёма металла и продажа алкоголя частными лицами – 45 %.
       Списки трудновоспитуемых, неблагополучных семей утверждаются на педсовете, в течение учебного года в банк данных вносятся дополнения, изменения.
На каждого трудного подростка я создаю банк данных, в котором отражены те личностные особенности, которые требуют индивидуальной работы с целью профилактики отклоняющегося поведения. В этом портфолио: выписка из педсовета, характеристика классного руководителя, социального педагога, акт обследования материально – бытовых условий семьи, журнал успеваемости, журнал посещаемости, карточка учёта, диагностический материал: «Карта - характеристика личности подростка», «Уровень социальной адаптации подростка», «Программа социально – педагогической реабилитации». Средством для более эффективной и целенаправленной воспитательной работы по формированию личности подростка является диагностика.  Для изучения личности подростка я применяю: «Социометрию», для определения положения ребёнка в коллективе, «Карту интересов» в целях профориентации, «Тест на определение тревожности Филипса», «Вопросник Басса – Дарки», для определения агрессивности и враждебности, « Опросник для определения типа мышления». Эти данные нужны для заполнения «Карты – характеристики личности подростка», также они отражены в «Программе социально – педагогической реабилитации». Свою задачу вижу в том, чтобы самому слабому и неудачливому открыть полезные и желательные для него перспективы.
          Используя данные диагностики, составляю совместно с классным руководителем «Программу социально – педагогической реабилитации», которая отвечает на вопросы:
- что нужно устранить (отрицательные факторы семейного, школьного воспитания, негативные особенности личности);
- как это устранить (проанализировать учёбу, оказать необходимую помощь в ликвидации пробелов, вовлечь во внеурочную деятельность, помочь изменить характер отношений с взрослыми, сверстниками);
- кому и что нужно сделать (распределение обязанностей, установление сроков, меры контроля). (Приложение 6).
       В реализации программы самая тесная связь осуществляется с классным руководителем. Это - обмен информацией о подростке, его проблемах, здоровье, интересах, условиях семейного воспитания, совместная работа по планированию воспитательной работы с детьми и родителями, оказание помощи семье, использование её воспитательного потенциала, совместное проведение родительских собраний, консультаций, привлечение подростка в дела класса, школы. Ведущий метод социально – педагогической реабилитации – создание успеха. В школе проводятся школьные олимпиады, стараемся охватить всех учащихся, так как девиз наш : «Талантливы все». Трудные подростки в основном принимают участие в олимпиадах по технологии и физкультуре. Белков Женя стал призёром по технологии. С профилактического учёта сняты: в 2007 – 2008 учебном году 2 человека, сейчас готовим документы ещё на троих учащихся.
          Большую роль в воспитании ответственности и организованности у учащихся играет «Журнал посещаемости», который ведётся индивидуально. Его стараюсь заполнять ежедневно, т.е. после уроков подросток приходит ко мне, расписывается в журнале, мы беседуем, выясняю - какие оценки получены за день? если «2» - почему? Как и когда исправлять? Какая нужна помощь? Намечаю себе на следующий день мероприятия: беседа с классным руководителем, с учителем – предметником по устранению пробелов в знаниях у подопечного, вызов родителей в школу, посещение на дому. Правда, моим подопечным это не нравится, но такой контроль позволил снизить пропуски без уважительной причины трудновоспитуемых в 2007 – 2008 учебном году на 6 % по сравнению с 2006 – 2007 учебным годом.
Большое значение в приобщении подростка к ЗОЖ является спорт. И здесь тесное взаимодействие с тренерами ДЮСШ. Вовлекаем подростков в спортивные секции. Мальчики дневной школы состоящие на учёте посещают секции, но и здесь нужен контроль, напоминать о занятиях. Сикоров, Голубова не посещает с согласия родителей. Тренеры интересуются успехами в учёбе подопечных, стараются стимулировать их спортивные успехи. И спортивные успехи у ребят есть. Шавликов Вася, Белков Е. постоянно участвуют в районных соревнованиях по футболу. Штанов Евгений второе место занял по пауэрлифтингу. Трудность с учащимися вечерней школы. Из 11 трудных – 4 учатся в вечерней школе. Двое работает в городах - Спивак В. и Якуба В., Здельник С. болтается в прямом значении слова.      Продолжаю тесно сотрудничать с сельской администрацией. Раз в квартал проходят заседания КДН, куда приглашаются родители с детьми. Совместно делаем рейды в семьи с целью контроля за воспитанием детей, выявлению проблем семьи, помощи семье (материальной, юридической). Во время рейдов проводим профилактические беседы об ответственности родителей за воспитание детей. Совместно организуем летний отдых детей из неблагополучных семей. Участвую в совместных рейдах с ОДН ОВД, готовлю документы на заседание районной КДН, с целью нахождения рычагов воздействия на родителей, уклоняющихся от воспитания детей.
         Так как трудные подростки в основном из неблагополучных семей, 83 % , то в школу родители не идут. Я в работе с неблагополучными семьями использую педагогические консультации при посещении на дому. Темы консультаций: семейные устои и традиции, поощрения и наказания в семье, родительский авторитет, роль семьи в предупреждении неуспеваемости, пропаганда ЗОЖ, привитие навыков гигиены детям, организация в комнате уголка для подготовки уроков ребёнку, организация контроля за учёбой и внешкольного пребывания ребёнка, его досуга, профессиональная ориентация. При посещении семьи выявляю проблемы семьи, нужды, приглашаю в школу к директору на беседы. ( Приложение 7. «Акт посещения на дому» ). В работе с неблагополучной семьёй я стараюсь уяснить следующее: структуру семьи, стиль и тон семейных отношений, образ жизни ребёнка в семье, осознанность воспитательного воздействия родителями на ребёнка (73 % трудных не реагируют на воздействия родителей), ошибки в воспитании детей. Посещения привели к неутешительному выводу: низкая успеваемость, проблемы в общении с одноклассниками и учителями зависят от неблагополучия в семье. С родителями провожу профилактические беседы о бесконтрольности свободного времени ребёнка, о влиянии взаимоотношений в семье на ребёнка, о принципах отношений взрослых и детей. Обращаю внимание родителей на положительные качества ребёнка, нацеливаю их на единые требования к ребёнку, убеждаю родителей в необходимости изменить сложившиеся воспитательные условия. Я использую в работе с семьёй «Алгоритм работы с неблагополучной семьёй» и методику Аксёновой (Приложение 8).  
    Результаты работы есть. Три года (до ноября 2007)учащиеся нашей школы не совершали преступлений. В прошлом году кража оружия из школьного помещения. Количество второгодников среди состоящих на учёте снизилось:
в 2005 – 2006 учебном году - 1 человек;                                  
в 2006 – 2007 учебном году – 1 человек;
в 2007 – 2008 учебном году – нет.
   
             Таблица «Сравнительный анализ по правонарушениям».
Учебные годы
Кол – во уч-ся   в школе
            Контингент учащихся :
Кол – во осужд
Кол-во выпуск
9-х
классов
Продолжили
обучение
Состоящих на учёте
Снято с учёта
школа
ОДН
КДН
школа
ОДН
КДН
школа
лицей
колледж
2005-2006
491
9
2
-
-
2
_
__
1
1
-
-
2006-2007
432
8 - 10
0 - 3
2
-
-
-
__
4
2
-
1
2007-2008
395
10 - 8
3 – 6
1
2
2
1
2
2
1
-
-
2008 - 2009
350
9 -
4 - 5
2
 
1
1
 
1
 
 
 
 
 
Но проблема неблагополучных семей, детей «группы риска» остаётся. И не всегда меры, предпринимаемые нами, имеют положительный результат. Поэтому основное внимание я считаю необходимо уделять работе с семьёй, осуществлять непрерывную социальную деятельность по семейной терапии в неблагополучных, многодетных семьях. 
 
                             Используемая литература:
 
 
1. В.Н.Гуров, Л.Я.Селюкова «Социализация личности: социальный педагог, семья и школа»,   Ставрополь 1993 год.
2. В.Н.Гуров «Социальная работа школы с семьёй», Москва – Ставрополь 2001 год.
3. А.П.Смеянова «Основы профессиональной деятельности социального педагога», Ставрополь 2004 год.
4. Под редакцией Муравьёвой В.Н. «Основы педагогического взаимодействия служб города по работе с социально дезадаптированными подростками и их семьями» Ставрополь 1999 год.
5. Е.В.Знамовская «Девиантология (психология отклоняющегося поведения)» Москва 2003 год.
6. Е.Ю. Ляпина «Профилактика социально опасного поведения школьников». Волгоград 2007 год.
7. Л.С.Нагавкина «Социальный педагог: введение в должность. (Материалы для работников образовательных учреждений), Санкт – Петербург 2002 год.
8. Р.В.Овчарова «Справочная книга социального педагога». Москва 2001 год.
Т.А.Шишковец «Справочник социального педагога», Москва 2005 год. 
 
               
 
 
                                                                                                      Приложение 1
               ВОПРОСЫ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ.
1.     Общее состояние здоровья 9Совершенно здоров, здоровье нормальное, среднее, ниже среднего, слабое).
2.     Как Вы оцениваете ( по пятибалльной системе) умственные способности учащегося ?
3.     Как Вы оцениваете ( по пятибалльной системе ) уровень воспитанности учащегося ?
4.     Каким учеником Вы считаете своего подопечного: способным, хорошим, средним, малоспособным, труднообучаемым ?
5.     Как часто бывают родители в школе? (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, один раз в четверть, реже) ?
6        Какой Вы считаете воспитательную обстановку в семье ученика? (очень хорошая, благополучная, не очень благополучная, антипедагогическая).
7        Едины ли родители в своих требованиях?
8        Какой метод воспитания применяется в семье ученика? (излишняя опека, убеждение, разъяснение, принуждение, угрозы, физические наказания, давление на личность, унижение)
9        Какое обстоятельство (фактор) является определяющим в воспитании данного ученика ? (учёба, общение со сверстниками в классе, отношения в семье, труд, неформальное общение, досуг, наследственность, педагогическое влияние)
10   Замечался ли Ваш ученик в употреблении табака, алкоголя, наркотиков ? ( один раз, иногда, несколько раз, часто)
11   Как бы Вы определили ценностные ориентации Вашего подопечного ? (вещи, красивая внешность, деньги, широкая образованность и эрудиция, верные друзья, здоровье, интересная профессия, власть над другими, физическая сила, любовь, ум, удачная карьера, развлечения)
12   Каковы направления интересов вашего ученика ? (спортсекция, кружок, компьютерные игры, дискотека, танцы, музыка, чтение, просмотр теле – видеопередач, встречи с друзьями).
 
                                                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                         Приложение 2     
                 
                                  Наблюдение за подростком в различных ситуациях
с целью выявления:
 
- отношения к учёбе (успеваемость, уровень знаний, мотивы учения, познавательный интерес к определённому предмету);
- его отношение к труду (наличие трудовых навыков, умений, предпочитаемые виды труда);
- участие во внеклассной и внешкольной деятельности (кружки, секции. Клубы);
- досуг предпочтений,
- наличие профессиональной направленности (мотивы выбора).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                                       Приложение 3
                               Вопросы родителям подростка.
 
1.     Каковы итоги наблюдения за состоянием здоровья, физического развития (сына, дочери) в последнее время ( год – два) ?
2.     Чем эти наблюдения были вызваны?
3.     Какова была Ваша реакция, действия на проявления неадекватного поведения, поступка ребёнка ?
4.     Были обращения в какие – то инстанции по этому поводу или нет? Почему ?
5.     Какие положительные качества имеет (сын, дочь ), проявляет их дома, в общении со сверстниками, друзьями?
6.     В чём проявляется положительный характер поступков?
7.     Что раньше интересовало ребёнка, что сейчас? (оплачиваемая работа вне школы, труд в УБП, работа по дому, слушание музыки, кружки, спортсекции, компьютерные игры, дискотека, чтение, просмотр теле –видеопередач, друзья);
8.     Как это произошло и почему ? (отклонение в поведении).
9.     Что предпринимает семья, чтобы удовлетворить растущие интересы и потребности (сына, дочери) ?
10.Характер отношений в семье ( очень хорошие, хорошие, не очень хорошие, плохие, конфликтные);
11. Наиболее часто используемые методы воспитания (ласка, поощрения, убеждения, внушение, разъяснения, принуждение, жёсткие требования, угроза, ругань, оскорбление, физические наказания, унижение);
12. Отношение ребёнка к употреблению табака, алкоголя, наркотиков (один раз, иногда, несколько раз, часто);
13. Посещение родителями школы (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, один раз в четверть, реже, не посещают).
 
 
                                                                        
                                                                                                                                        Приложение 4          
                           Социальная диагностика семьи.
 
Цель: определить тип семьи.
 
     1. По структуре:
а) полные ,
б) неполные ( одинокая мама, родители разведены, один отец, опекун)
 
    2 По материальной обеспеченности:
- с очень высоким материальным достатком;
- с высоким материальным достатком;
-со средним материальным достатком;
- с низким материальным достатком;
- нуждающиеся (за чертой бедности).
 
     3. По социально- правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи:
- социально – устойчивая, благополучная в воспитательном отношении (воспитательно сильная);
- социально – устойчивая , но неблагополучная в воспитательном отношении (воспитательно неустойчивая, воспитательно слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними);
- социально – неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении (воспитательно слабая с постоянно конфликтной атмосферой, воспитательно слабая с агрессивно негативной атмосферой);
- социально – неустойчивая, негативная в воспитательном отношении (вступающая в конфликт с законом, преступная, психически отягощённая, маргинальная – с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью).
 
      4. По взаимоотношениям:
- гармоничная,
- компромиссная,
- неустойчивая,
конфликтная,
- резко конфликтная,
- потребительская.
 
5. По семейной ориентации:
- на деятельность,
- общение,
- самоудовлетворение ( эгоистические).
 
                                             
                                                                                     (Приложение 5)
                                      Вопросы для подростка.
Цель: изучение проблемы отклоняющегося поведения среди сверстников.
 
1.     Какие формы поведения ты назвал отклоняющимися от нормы (отметь несколько вариантов ответа)
- нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения задания);
- побеги из дома;
- грубость , сквернословие;
- употребление алкоголя, пьянство;
- курение;
- раннее начало половой жизни;
- хулиганство;
- унижение других;
- воровство;
- критика взрослых, неподчинение;
- ношение вызывающей одежды;
- драки;
- употребление наркотиков;
- другое ________________________________________________
2. Какие из перечисленных форм поведения, на твой взгляд, наиболее распространены среди твоих сверстников (перечисли соответствующие номера из предыдущего вопроса)
3. Что, с твоей точки зрения, является основными причинами отклоняющегося поведения подростков (отметь несколько вариантов ответа):
- стремление получить сильные впечатления;
- чрезмерная занятость родителей;
- неблагополучная ситуация в семье;
- желание выделиться;
- отставание в учёбе;
- пренебрежение со стороны сверстников;
- недостаточная уверенность в себе;
- низкий материальный уровень в семье;
- примеры насилия, жестокости, получаемые через СМИ;
- непонимание со стороны взрослых;
- состояние здоровья;
- стремление к самостоятельности и независимости;
- стрессовые жизненные ситуации;
- другое ___________________________________________
4. Что ты обычно делаешь в свободное от учёбы время? ______________________________________________________________
 
 
                                                                                         Приложение 6.
 
Ведущий метод социально – педагогической реабилитации – создание ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимости конфликта.
 
 
      Направления социально – педагогической реабилитации.
 
- организация социально – педагогического контроля за условиями воспитания и поведения подростка ( ежедневный контроль за посещаемостью занятий, вовлечение в спортивные секции контроль за их посещением, участие в рейдах, дополнительные занятия с ребёнком, содействие в обеспечении горячим питанием, бесплатными учебниками);
 
- социально – педагогическая поддержка тех, кто испытывает затруднения из – за неблагоприятной обстановки в семье ( посещения на дому с целью выявления условий , необходимых для обучения, контроля за его свободным времяпровождением, индивидуальные беседы с родителями, привлечение ближайших родственников к помощи в воспитании ребёнка, направление в органы социальной защиты за социальной и материальной помощью, организация летнего труда и отдыха); 
- помощь в преодолении внутриличностного конфликта, связанного с проблемами в среде обитания подростка, координация отношений ребёнка с классным коллективом (диагностика: беседы, наблюдения, анкетирование, изучение результатов учебной деятельности, социометрия, уровень воспитанности, уровень знаний, уровень тревожности, развитие коммуникативных навыков);
- предупреждение и пресечение всевозможных отклонений в поведении, когда социальная неприспособленность подростка требует использование определённых санкций к нему самому или лицам, занятым его воспитанием (посещения на дому, рейды, направление на консультации к психиатру, психологу, направление на КДН, ходатайство о лишение родительских прав родителей, уклоняющихся от воспитания детей, направление детей в реабилитационные центры);
 
                                                                                                                        Приложение 7       
 
                                                                               Утверждаю:
                                                                            Директор МОУ СОШ № 7 с. Калиновского
                                                                             _____________________________________
                                                                             (Б.И.Колесников)
                                                                              «_____»________________________200_____г.                                                                                                 
 
                                                                  
                          
                                                                     АКТ
 
                                                    посещения на дому учащегося_________класса________________________________________
__________________________________________________________________________________
 
 
Дата посещения____________________________________________________________________
Участники посещения_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
 
Адрес учащегося___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
 
Причины посещения________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
Информация по посещению__________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
Подписи__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
                                                                                                                                              
 
                                                                                                                                      Приложение 8
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьёй
1          этап: изучение семьи, их проблем, изучение жалоб соседей;
2          этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи;
3          этап: знакомство с членами семьи, её окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни;
этап: знакомство с теми службами, которые уже оказали
помощь семье;
5     этап: изучение причин неблагополучия семьи, её
особенностей, её целей;
6     этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
7     этап: составление карты семьи;
8      этап: координационная деятельность со всеми
заинтересованными организациями (школы, детские сады,
детские дома, КДН, ИДН, центр защиты семьи);
этап: составление программы работы с неблагоприятной
семьёй;
10 этап: текущие и контрольные посещения семьи;
11   этап: выводы о результатах работы с неблагоприятной семьёй.
 
 
 
 
 
 
 
 


 

                                                                                                          Приложение 9                                                                                                                    Методика контактного взаимодействия учителя с родителям.
(Методика разработана Л. И. Алексеевой.)
1 стадия. Поиск контактов.
 Первая встреча учителя с родителями. Учитель и родители испытывают интерес друг к другу и одновременно волнение, чувство тревоги и настороженности, сомнение в том, будет ли достигнуто взаимопонимание, не пропадет ли желание общаться в дальнейшем.
На этой стадии учителю необходимо проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, не оттолкнуть их непродуманными вопросами. В доброжелательном тоне участники беседы обмениваются мнениями по поводу каких- либо черт характера, особенностей поведения ребенка. При этом учитель заостряет внимание на положительных началах в личности школьника.
В процессе первого общения, если оно строится на основе обоюдного уважения, желания достигнуть взаимопонимание, снимается напряжение в отношениях учителя и родителей, преодолевается недоверие друг к другу.
2 стадия. Поиск общей темы.
 На второй стадии учитель более активно проявляет интерес к учащемуся, к условиям семейного воспитания, выясняет, как проявляется забота родителей о ребенке, чувствуют ли они ответственность за его воспитание, судьбу. Учитель расспрашивает родителей, на какие положительные качества ребенка можно опираться в процессе воспитания или перевоспитания. Родители делятся наблюдениями, высказывают сомнения о некоторых непонятных им поступках, особенностях личности ребенка.
Учитель вместе с отцом и матерью размышляет, что необходимо воспитать, развить в ребенке, подчёркивает его неповторимость, индивидуальность, с которой непременно надо считаться в процессе воспитания и перевоспитания. Вместе с тем учитель осторожно может заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка, о явных отклонениях от нормы.
Таким образом учитель готовит почву для взаимопонимания, выявляет, одинаково ли обе стороны относятся к»будущему объекту воздействия — ребенку. На этой стадии зарождаются положительные эмоции от общего интереса, доброжелательного общения, что необходимо для налаживания дальнейшей совместной педагогической деятельности.
3 стадия. Установление общих требований к воспитанию ребенка.
Учитель ведет разговор с родителями о педагогических условиях и возможностях плодотворного сотрудничества, подчеркивает, каким должно быть отношение к ребенку (вера в его физические и умственные возможности, доверие и уважение к нему ). Ребенку предлагается конкретная помощь в учебе, ставятся преграды для развития отрицательного опыта поведения.
Учитель побуждает родителей высказывать взгляды на воспитание, выявляет методы, используемые ими, способы воздействия на отрицательные поступки ребенка. Мнения родителей, даже если они не верные, учитель выслушивает внимательно, не опровергая их, как бы поддерживая педагогическую позицию родителей, их уверенность в том, что
 
они могут правильно воздействовать на ребенка. Вместе с тем он предлагает свои, педагогические обоснованные способы воздействия, призывает объединить усилия, предъявить ребенку единые педагогические требования.
На данной стадии у родителей и учителя крепнет интерес друг к другу, стороны соглашаются на педагогическое сотрудничество, на выработку единых требований к ребенку, на согласование воспитательных усилий.
4 стадия. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели.
Согласившись на совместное педагогическое сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи в воспитании ребенка.
В этот период учитель должен направить усилия на то, чтобы родители признали свои ошибки, недостатки в воспитании. Не исключены споры, возражения, несогласие по тому или иному вопросу. Возможны критические замечания родителей по поводу предложений учителя. Но именно в таких откровенных спорах учитель вскрывает истинную позицию семьи, ее воспитательные возможности и особенности.
Эта стадия прогнозирования возможных вариантов отношений учителя с родителями. У сторон могут возникнуть опасения: стоит ли до конца раскрывать себя, быть предельно откровенным? Но это не мешает упрочению сотрудничества на пути к достижению общей цели.
5 стадия. Реализация индивидуального подхода.
Учитель, акцентируя внимание на положительных моментах в воспитании ребенка, сообщает родителям о замеченных им изъянах семейного воспитания. Откровенность учителя должна расположить к нему родителей, заставить их прислушаться к его советам. Он предлагает конкретные меры педагогического воздействия на ребенка, опираясь на ранее предложенные меры воздействия со стороны родителей.
С целью упрочнения контактов учитель не должен демонстрировать родителям свою всесильность и непогрешимость. Напортив, он может доверительно сообщить им о некоторых сомнениях, затруднениях в воспитании ребенка, прислушиваться к предложениям отца и матери, попросить у них совета.
На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка.
6       стадия. Совершенствование педагогического сотрудничества.
Обсуждается конкретный план целенаправленного воздействия на ребенка. Это стадия углубления и расширения педагогического сотрудничества, период распределения принятых и согласованных ролей, реализации единых педагогических воздействий на школьника.
Как и на предыдущих стадиях, на последней нецелесообразно предлагать готовые решения, оказывать прямое давление на родителей. Необходимо также тщательно анализировать развитие процесса совместной деятельности учителя и родителей, направленной на коррекцию поведения школьника.                                                                                                                                                              
 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading
Премьер-УчФильм

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн