Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Формы, методы и приемы организации индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в социально-педагогической поддержке
Социальный педагог
Татьяна Яковлевна Мессер
Семья, является самой естественной самой благотворной средой, в которой формируется личность ребёнка, его отношение ко всем сторонам жизни. Большая воспитательная действенность семейной среды на ребёнка обусловлена её специфичностью, которая заключается, прежде всего, в глубокой привязанности родителей и детей, в положительном отношении к словам и делам отца и матери. Вряд ли будет ошибкой сказать, что не менее большинства родителей испытывают трудности в воспитании своих детей, потому что не умеют создать целесообразный уклад жизни семьи. Для преодоления этих трудностей в школе создана социально – медико-психологическая служба. Перед социальным педагогом стоят следующие задачи:
1.Изучать интересы и потребности детей и взрослых, их трудности, проблемы семей с различным жизненным укладом.
2.Помогать семье адаптироваться в изменяющимися социально – экономическим условиям.
3. Вести профилактическую и коррекционную работу с семьёй и ребёнком.
4. Защищать интересы ребёнка, не только помогать ему с разрешением его проблемы со здоровьем, в учении, во взаимоотношениях с родителями, учителями, одноклассниками, но и, узнав их, помогать, защищать в нём самом человека, создавать условия для развития его способностей.
Формы работы, с проблемными семьями следующие: лекции, индивидуальные и групповые консультации, беседы. Что касается привычно конфликтных, педагогически несостоятельных семей, то им помощь оказывают психологи, которые тактично корректируют отношения родителей к сложившейся ситуации. Есть семьи, где взрослые ведут аморальный образ жизни, где семейный уклад неблагополучный, противоречивый. Такие семьи требуют к себе более «жесткого» подхода, то есть применения мер административного и юридического порядка. Например, сложилась такая ситуация. Поступил запрос от классного руководителя, что в одной неполной семье мать склонна к употреблению алкоголя. При посещении семьи выяснилось, что она не занимается воспитанием своего ребёнка. Дальнейшая работа состояла в том, чтобы привлечь мать к выполнению своих обязанностей. Для получения положительного результата была проделана совместная работа с сельской администрацией, инспекторами ОДН, КДН, проведены индивидуальные беседы.
Более полное представление о воспитательном потенциале, о личности родителей даёт метод обобщения независимых характеристик. Устанавливается контакт с общественными организациями по месту работы родителей, с соседями по квартире, таким образом, бывают получены разнообразные сведения об отношениях родителей к производственной деятельности, о нравственном климате семьи, ответственности отца и матери за воспитание детей. Весьма эффективным методом изучения семьи можно считать беседы, они дают нужный результат.
В труднейших материальных условиях сегодня находятся:
1. большинство матерей – одиночек;
2.семьи с детьми – инвалидами, а так же с родителями инвалидами;
3.многодетные семьи;
4семьи с малолетними (до трёх лет ) детьми;
5.семьи безработных, имеющих несовершеннолетних детей
В школе общее количество детей составляет 678 человек.
Общее количество семей 611, из них:
Неполных семей -132
матерей – одиночек-15семей
детей – инвалидов - 6;
многодетных -42;
малообеспеченных -63;
неблагополучных -6;
опекаемых -13;
детей – сирот -1
С каждым годом возрастает число неблагополучных семей. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост числа детей рождённых вне брака. В сложной социально – психологической ситуации оказываются дети в семьях, находящихся на грани развода. В результате в неблагополучных семьях степень невнимания к ребёнку даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа.
Анализ психолого-педагогических причин семейного неблагополучия позволяет отметить нарастание отчуждения между детьми и родителями.
Долгие годы в нашей стране теоретически и практически утверждался приоритет общественного (обеспечиваемого государством) воспитания над семейным. Поэтому многие родители считали и продолжают считать, что главная их задача – обеспечить содержание ребёнка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а его воспитание – дело школы и других учебно-воспитательных учреждений. Порой самоустранение родителей достигает гипертрофированных форм, когда они бросают своих детей на произвол судьбы или даже отказываются от них. Отсюда значительный рост социального сиротства в стране.
Изучение семьи – весьма сложное дело, требующее умение устанавливать с родителями деловые взаимоотношения, добиваться взаимопонимания Формы, методы и приемы организации индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в социально-педагогической поддержке
Социальный педагог
Татьяна Яковлевна Мессер
Семья, является самой естественной самой благотворной средой, в которой формируется личность ребёнка, его отношение ко всем сторонам жизни. Большая воспитательная действенность семейной среды на ребёнка обусловлена её специфичностью, которая заключается, прежде всего, в глубокой привязанности родителей и детей, в положительном отношении к словам и делам отца и матери. Вряд ли будет ошибкой сказать, что не менее большинства родителей испытывают трудности в воспитании своих детей, потому что не умеют создать целесообразный уклад жизни семьи. Для преодоления этих трудностей в школе создана социально – медико-психологическая служба. Перед социальным педагогом стоят следующие задачи:
1.Изучать интересы и потребности детей и взрослых, их трудности, проблемы семей с различным жизненным укладом.
2.Помогать семье адаптироваться в изменяющимися социально – экономическим условиям.
3. Вести профилактическую и коррекционную работу с семьёй и ребёнком.
4. Защищать интересы ребёнка, не только помогать ему с разрешением его проблемы со здоровьем, в учении, во взаимоотношениях с родителями, учителями, одноклассниками, но и, узнав их, помогать, защищать в нём самом человека, создавать условия для развития его способностей.
Формы работы, с проблемными семьями следующие: лекции, индивидуальные и групповые консультации, беседы. Что касается привычно конфликтных, педагогически несостоятельных семей, то им помощь оказывают психологи, которые тактично корректируют отношения родителей к сложившейся ситуации. Есть семьи, где взрослые ведут аморальный образ жизни, где семейный уклад неблагополучный, противоречивый. Такие семьи требуют к себе более «жесткого» подхода, то есть применения мер административного и юридического порядка. Например, сложилась такая ситуация. Поступил запрос от классного руководителя, что в одной неполной семье мать склонна к употреблению алкоголя. При посещении семьи выяснилось, что она не занимается воспитанием своего ребёнка. Дальнейшая работа состояла в том, чтобы привлечь мать к выполнению своих обязанностей. Для получения положительного результата была проделана совместная работа с сельской администрацией, инспекторами ОДН, КДН, проведены индивидуальные беседы.
Более полное представление о воспитательном потенциале, о личности родителей даёт метод обобщения независимых характеристик. Устанавливается контакт с общественными организациями по месту работы родителей, с соседями по квартире, таким образом, бывают получены разнообразные сведения об отношениях родителей к производственной деятельности, о нравственном климате семьи, ответственности отца и матери за воспитание детей. Весьма эффективным методом изучения семьи можно считать беседы, они дают нужный результат.
В труднейших материальных условиях сегодня находятся:
1. большинство матерей – одиночек;
2.семьи с детьми – инвалидами, а так же с родителями инвалидами;
3.многодетные семьи;
4семьи с малолетними (до трёх лет ) детьми;
5.семьи безработных, имеющих несовершеннолетних детей
В школе общее количество детей составляет 678 человек.
Общее количество семей 611, из них:
Неполных семей -132
матерей – одиночек-15семей
детей – инвалидов - 6;
многодетных -42;
малообеспеченных -63;
неблагополучных -6;
опекаемых -13;
детей – сирот -1
С каждым годом возрастает число неблагополучных семей. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост числа детей рождённых вне брака. В сложной социально – психологической ситуации оказываются дети в семьях, находящихся на грани развода. В результате в неблагополучных семьях степень невнимания к ребёнку даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа.
Анализ психолого-педагогических причин семейного неблагополучия позволяет отметить нарастание отчуждения между детьми и родителями.
Долгие годы в нашей стране теоретически и практически утверждался приоритет общественного (обеспечиваемого государством) воспитания над семейным. Поэтому многие родители считали и продолжают считать, что главная их задача – обеспечить содержание ребёнка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а его воспитание – дело школы и других учебно-воспитательных учреждений. Порой самоустранение родителей достигает гипертрофированных форм, когда они бросают своих детей на произвол судьбы или даже отказываются от них. Отсюда значительный рост социального сиротства в стране.
Изучение семьи – весьма сложное дело, требующее умение устанавливать с родителями деловые взаимоотношения, добиваться взаимопонимания
|