В рамках реализации национального проекта «Образование» становится очевидным главным вопрос стратегии развитии образования - это достижение нового качества общего образования, создание новой модели школы. Вытекающая отсюда задача общеобразовательной школы сегодня – формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а так же приобретения опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, современных ключевых компетенций, что и определяет современное качество содержания образования.
В нашей школе повышении качества образования на старшей ступени осуществляется за счет профилизации. Основной задачей ввода профильного обучения является дифференциация и индивидуализация обучения, что влечет за собой изменение в структуре, содержании и организации образовательного процесса с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся. Также предполагается создание условий для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. В основе профильного обучения положена концепция личностно- ориентированного обучения, когда каждый ученик может выстроить собственную образовательную траекторию.
Эти задачи решает формирование гибкого учебного плана с учетом выбранных детьми профилей (социально – экономического, физико-математического, естественно – научного), с одной стороны, дают возможность более глубоко изучить отдельные предметы, с другой стороны, позволяет создавать такие условия учебной деятельности, которые существенно влияют на адаптивность учащихся к быстро изменяющимся условиям.
С 2004-2005 учебного года наша школа работает в рамках краевой экспериментальной площадке по теме: «Общепедагогические, психологические и организационные проблемы предпрофильного и профильного образования в школе». Эксперимент проводится в трёх уровнях: ранняя профилизация-1-5 классы, предпрофильная подготовка 8-9 классы, профильное обучение 10-11 классы. В школе реализуется профильная модель организации обучения на старшей(3-ей ступени). Сегодня в школе открыты 2 десятых класса: 10б-класс социально экономического профиля с преподаванием профильных предметов: математика, обществознание, экономика, право, география; 10а- класс с внутрипрофильной формой организации: физико- математический ( математика, информатика и информационно-коммуникационные технологии, физика) и биологохимический ( математика, информатика и информационно-коммуникационные технологии, химия, биология.)
Я уже выпустила в прошлом учебном году классы естественно научного и физико- математического профилей. В рамках предпрофильной и профильной подготовки веду элективные курсы. В профильных классах применяются активные методы и формы организации учебного процесса.
В области изучения информатики и ИКТ основной акцент делается на то, что владение информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) необходимо всем участникам образовательного процесса вне зависимости от выбранного профиля.
Конечно, уровень пользователя реализуется нами во всех профилях, при этом соблюдается преемственность в изучении ИКТ. Так на первой ступени ИКТ выступает объектом изучения. На второй ступени овладения компьютер должен выступать в качестве средства освоения той предметной области, которая выбрана в качестве профильной. Третьей, более совершенной ступенью освоения является оптимизация учебной деятельности с использованием возможностей компьютера.
Данный подход отражает и тенденцию выделения в предметном содержании трех её частей: базовой, профильной и вариативной. Базовая часть должна быть освоена всеми учащимися вне зависимости от выбранного профиля, включая универсальные классы. Профильная часть различна в зависимости от направлений.
Вариативная часть отражается в элективных курсах и направлена на построение индивидуальных образовательных программ в зависимости о жизненных интересов и образовательных потребностей учащихся нашей школы.
Базовый уровень преподавания предмета по стандарту ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации. Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Для физико-математического и информационно-технологического профилей “Информатика и ИКТ” представлена как профильный общеобразовательный предмет по 4 часа в неделю ежегодно, следовательно, изучается на соответствующем (профильном) уровне. Количество часов на изучение предмета может быть увеличено за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно. А также возможно расширение изучения предмета за счет элективных курсов (обязательных по выбору обучаемого) от 1 до 5 часов в неделю ежегодно.
В социально-экономическом, универсальном профилях, а также для учреждений, выбравших универсальное обучение, “Информатика и ИКТ” входит как базовый общеобразовательный предмет, следовательно, изучается на базовом уровне по 1 часу в неделю ежегодно. Изучение предмета может быть расширено за счет регионального компонента до 2 часов и элективных курсов – от 1 до 4 часов в неделю ежегодно.
Для химико-биологического профиля “Информатика и ИКТ” может преподаваться за счет элективных курсов на базовом уровне от 1 до 6 часов или базовый уровень может быть реализован за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно.
Аналогично для социально-гуманитарного профиля “Информатика и ИКТ” за счет элективных курсов на базовом уровне от 1 до 3 часов или базовый уровень может быть реализован за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно.
При работе на выбранных профилях я использую УМК «Информатика и информационные технологии. 10-11 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория занятий» Автор Н.Д. Угринович.
Профили: физико – математический, технологический, социально-экономический. Количество часов на изучение предмета 4 часа в неделю (272 часа) и часов – 2 часа в неделю (68*2=136 часов)
Содержание предлагаемого профильного курса полностью соответствует обязательному минимуму содержания образования по информатике (уровень Б), рекомендованному Министерством образования РФ. Особое внимание в пособии уделяется темам: «Моделирование и формализация», «Объектно-ориентированное программирование» и «Компьютерные сети».
Учебные пособия включает два основных раздела: «Основы информатики» и « Информационные и коммуникационные технологии». Изучение основ информатики направлено на формирование у учащихся информационной картины мира, объектно-ориентированного, алгоритмического и логического мышления и т.д. Изучение современных ИКТ предполагает овладение необходимыми умениями и навыками для социальной адаптации в информационном обществе
Построение учебного курса базируется на предложенной автором концепции неразрывной связи между теорией (основами информатики) и практики (ИКТ). В тематическом планировании предложен вариант параллельного изучения теоретической и практической частей. Каждый параграф учебника
|