Приближается лето. Одно из самых любимых времён года, особенно среди школьников, ведь это пора долгих летних каникул. В настоящее время, когда многие семьи, проживающие в сельской местности, находятся в трудных экономических и социальных условиях и не имеют возможности организовать досуг своих детей, лагерь выполняет важную задачу по оздоровлению и воспитанию школьников в летний период. Благодаря открытию лагеря дети получают возможность общаться друг с другом, правильно питаться, заниматься спортом, развивать творческие и организаторские способности, раширять кругозор. Поэтому перед учителями встаёт сложная задача по выбору направления работы лагеря, составлению программы. Предлагаю программу "Русское приволье", которая с большим успехом была реализована в нашей школе летом 2009 года. В районном конкурсе данная программа заняла призовое 3 место и отмечена Дипломом.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Летний оздоровительный лагерь , организованный при МОУ "Матвейщевская ООШ" имеет эколого-краеведческое направление и организуется для реализации программы "Русское приволье".
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем.Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем поверхностно.
В последние годы всё большее внимание уделяется изучению творческого наследия нашего народа, освоению его векового опыта в разных областях жизни. Популярными становятся народная селекция, агрономия, фенология, а также народное искусство и медицина. В этом ряду особое место принадлежит народной экологии, тем обширным знаниям, которые накоплены народом при взаимодействии с природой. Это и народный опыт по рациональному использованию природных ресурсов, лесных и земельных угодий, благоустройство и озеленение населённх пунктов (так называемый ландшафтный дизайн), охрана окружающей среды и т. д.
Раньше каждый сельский житель фактически был хорошим экологом, хотя и не подозревал об этом. Живя среди природы, находясь от неё в непосредственной зависимости, человек в течение многих веков был вынужден наблюдать за природными явлениями, приспосабливаться к ним, примечать "мельчайшие подробности случайностей природы", улавливать закономерности и связи одних явлений с другими.Это "вылилось" в целый свод правил, народных примет, тонких и верных наблюдений, знать которые не грех и сегодняшнему сельскому жителю.
Народные знания о природе нашли широкое отражение в сказаниях, сказках и былинах, пословицах и поговорках. Так через сказки в лёгкой и удобной форме передавалась масса разносторонних знаний, в том числе и экологических: о характере и повадках зверей, о съедобных, лекарственных и ядовитых растениях, о различных явлениях в неживой природе.
Большую роль оказывала и семья. Родители воспитывали в детях доброту, трудолюбие, терпение, смелость и верность, стремление к красоте. Воспитывали также чувство осторожности, знакомили детей с правилами поведения в лесу, на болоте и водоеме. Они передавали весь тот народный опыт, без которого трудно было бы выжить среди природы. С раннего детства постепенно, исподволь, подражая взрослым, дети осваивали разнообразные трудовые умения и навыки, осваивали прочно, на всю жизнь. Учение было без мучения. В этом тоже проявлялась народная мудрость.
Можно сказать, что народная экология как часть общей культуры населения имеет право на существование и прочную основу для дальнйшего развития. Эффективность разумного природопользования немыслима без учёта многовекового опыта народной экологии, который целесообразно внедрять в дело воспитания и обучения современных детей, формирования их экологической культуры. Поэтому при составлении плана работы лагеря за основу взят народный земледельческий календарь, в котором каждый день имеет своё название, даёт прекрасную возможность увидеть, услышать, прочувствовать всю красоту и ёмкость фольклорного слова.
Лагерь создаётся на сезонной основе и функционирует во время летних каникул. Организуется одна смена - 18 рабочих дней. Возрастной состав оздоровительной смены разнообразен: отбудущих первоклассников до учащихся 8 класса. Количество отдыхающих 32 человека. Формируется два разновозрастных отряда.
Содержание, формы и методы работы определяются педагогическим коллективом лагеря с учётом единой методической темы, над которой работает школа - "Личностно-ориентированное обучение и воспитание, как средство развития малокомплекной школы и саморазвития школьников", а также целями и задачами на 2008-2009 учебный год.
ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ СТРОИТСЯ НА ПРИНЦИПАХ:
Гуманизма - признание самооценки личности ребёнка; целостный подход к развитию его личности.
Духовности - формирование положительного отношения к общечеловеческим ценностям, определяющим историческое единство человека и природы, приобщение к народной культуре.
Вариативности - многообразие форм работы, отдыха, развлечений; дифференцированный подход к включению детей в деятельность лагеря.
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ - восстановление физических и психологических сил школьников в условиях летнего пришкольного лагеря.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
1. организация полноценного отдыха детей;
2. активное использование природных и климатических условий при организации деятельности в лагере;
3. развитие физической активности детей;
4. создание благоприятной эмоциональной атмосферы жизнедеятельности в летнем лагере.
УЗКОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ - создание условий для успешной организации экологического взаимодействия сельских детей с природой, с основами народной культуры; воспитание чувства патриотизма.
На пути достижения данной цели неоходимо решение следующих задач:
1. формирование у школьников представлений о социальной значимости разумного отношения человека к природе, её изучения, рационального использования и сохранения природной гармонии;
2. формирование положительного отношения к накопленным экологическим зннаниям русского народа, передаваемым из поколения в поколение;
3. использование положительного семейного опыта для распространения экологических знаний и истории своего села;
4. развитие навыков самопознания, самоопределения и творческих способностей детей.
|
На: Авторская программа работы летнего оздоровительного лагеря п
Людмила Павловна! Мне очень понравилась Ваша авторская программа лагерной смены. Она интересна и историкам. Я, например, летом не первый год работаю с историческим отрядом, у меня также есть свои интересные формы и идеи работы. Разместите, пожалуйста, свой опыт и в Сообществе учителей истории. Он интересен не только для сельской малокомплектной школы, но и для многих школ. Прошу Вас разместить материал, если Вы согласны, на страничке "Внеклассная работа по истории"
На: Авторская программа работы летнего оздоровительного лагеря п
Елена Евгеньевна! Спасибо за комментарий о нашей программе "Русское приволье". Я еще прикрепила два файла с Предполагаемыми итогами работы и Анализом работы лагеря. Читайте . А разместить его в Сообществе учителей истории я согласна, только как? Мне нужно присоединиться к этому Сообществу?
На: Авторская программа работы летнего оздоровительного лагеря п
Людмила Павловна! Спасибо!