МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Елена Шимутина
заместитель директора ГОУ Центр образования «Царицыно»,
доцент кафедры развития образовательных систем АПКиППРО,
E-mail:
На общем фоне потока публикаций по тематике государственно-общественного управления целесообразно рассмотреть основные модели ГОУ, применяемые в практике общеобразовательных школ России.
Как известно, целью создания муниципальной (районной, городской, районной в городе) системы государственно-общественного управления образованием и воспитанием подрастающего поколения является поддержка процессов выстраивания школами на муниципальном уровне внутри и вокруг себя единого обучающего и воспитывающего пространства, пространства социального партнерства, гражданской инициативы и общественной самоорганизации, включающей кроме учеников школы и других участников образовательного процесса, других представителей местного сообщества.
Рассмотрим следующие основные модели государственно-общественного управления образовательными учреждениями.
Первый вариант модели государственно-общественного управления образовательным учреждением. Педагогический коллектив, администрация школы и родительский актив разрабатывают концепцию юридического закрепления партнерства с родителями в виде индивидуальных или коллективных (по классам) договоров о совместной образовательной и воспитательной деятельности (договор простого товарищества, Гл. 55 ГК РФ). Текст договора предусматривает обязательства родителей и в вопросах семейного воспитания, непосредственное участие родителей в школьных мероприятиях (родительское собрание, работа органов школьного самоуправления, воспитательные и просветительские внеурочные мероприятия с учениками и др.), а также процедуры подведения итогов совместной образовательной деятельности и сближение образовательных и воспитательных стандартов школы и семьи. Концепция договорных отношений, текст договора о совместной образовательной деятельности обсуждаются с родителями на классных родительских собраниях и принимаются на общешкольной конференции родителей и педагогов. Договоры о совместной образовательной и воспитательной деятельности подписываются родителями в классах. Мониторинг выполнения договоров производится регулярно, в оговоренные сроки на классных родительских собраниях.
Второй вариант модели государственно-общественного управления образовательным учреждением. Администрация школы и родительский актив разрабатывает концепцию, структуру, порядок функционирования трехсекционного Совета школы, включающего представителей педагогического коллектива, родительской общественности и учеников старших классов и предлагает для обсуждения родителям и старшеклассникам. На общешкольной конференции родителей и педагогов избирают представителей в две из трех секций. На конференции старшеклассников избирают в Совет школы представителей учеников.
Совет школы разрабатывает и принимает программу работы и участия в управлении образовательным процессом, а также программу обучения членов Совета навыкам общественной работы, ее эффективной организации. Отчет о работе Совета и выборы нового состава Совета происходят в дальнейшем на ежегодной общешкольной конференции педагогов, родителей и старшеклассников. Эта конференция становится постоянным фактором школьной жизни.
Администрация, педагогический коллектив, Совет школы разрабатывают концепцию и структуру общешкольной детской, молодежной общественной организации, имеющей три возрастные ступени и структурные подразделения в каждом классе. Целью такой общественной организации является формирование, закрепление и развитие у детей практических навыков гражданско-правового оформления своих взаимоотношений в процессе общественной самоорганизации и коллективной работы по достижению общих социальных целей, а также формирование гражданских и патриотических ценностей, потребностей в проявлении гражданской инициативы, стимулов к добровольчеству, социальной активности, благотворительности. Задачей старшей ступени организации является также выдвижение и участие в выборах представителей старшеклассников в Совет школы.
После обсуждения в ученических коллективах, изучения всех замечаний и предложений от учеников, проводятся организационные и учредительные мероприятия по созданию общешкольной детской, молодежной общественной организации (на начальном этапе без образования юридического лица), выборы руководящих органов на всех ступенях и во всех структурах. Принимается Устав и Программа общей работы организации, каждой ее ступени, а также разрабатывается и осуществляется программа обучения актива организации методам и навыкам общественной работы, управления общественной организацией, ее структурными подразделениями.
Параллельно происходит гражданско-правовое оформление совместной деятельности учеников по интересам и конкретным направлениям в виде общественных организаций детей и молодежи на базе действующих и вновь образуемых кружков, студий, секций, клубов и т.п. В работе ученических организаций принимают участие взрослые – родители, педагоги, другие представители местного сообщества. Общешкольная детско-молодежная общественная организация выступает по отношению к ним как ассоциирующая и, иногда, как учреждающая. Через общешкольную ученическую организацию выстраивается социальное партнерство с комитетом по делам молодежи местной администрации.
На базе выпускных классов с привлечением недавних выпускников учреждается общественная организация «Клуб выпускников школы» для их дальнейшего участия в школьной жизни, в работе школьных организаций, для использования их развивающегося интеллектуального и образовательного потенциала, социального статуса (бизнесмены, ответственные работники, профессионалы в различных областях, депутаты и работники администраций и т.п.) в целях развития школы и местного сообщества.
Третий вариант модели государственно-общественного управления образовательным учреждением. Учрежденный родителями и педагогами благотворительный общественный Фонд попечительства над школой разрабатывает концепцию активизации своей работы в местном сообществе, переходит от использования исключительно родительских пожертвований к привлечению новых внебюджетных ресурсов, к включению в благотворительность большего круга лиц и организаций.
Происходит организационное развитие Фонда – создание различных общественных комиссий, рабочих групп по выполнению благотворительных программ ресурсообеспечения школы и по вовлечению в благотворительную деятельность новых членов местного сообщества. Организуется обучение актива Фонда методам и навыкам некоммерческой деятельности – управление НКО, социальный маркетинг, развитие связей с общественностью, фандрайзинг, экономическая деятельность НКО и др. Проводится кампания поиска и привлечения в попечители социально ответственных руководителей коммерческих и иных организаций. Разрабатываются и выполняются совместные с общешкольной детской/молодежной общественной организацией социальные и благотворительные программы, направленные на развитие школы, на развитие местного сообщества, на благотворительность.
Попечительский Совет общественного фонда школы совместно с Советом школы и правлением детской, молодежной общешкольной общественной организации разрабатывают и претворяют в жизнь совместную программу развивающего влияния на окружающее школу сообщество и выстраивания внешкольных структур общественной самоорганизации местных социальных групп под решение конкретных местных проблем и задач – благоустройство территории школы и микрорайона, социальная взаимопомощь, организация культурного досуга, профилактика правонарушений, спорт и здоровый образ жизни, творческая самодеятельность и др. В сотрудничестве с местной администрацией ведется пропаганда идей и ценностей общественной самоорганизации населения по месту жительства для самостоятельного, под свою ответственность, решения местных проблем, проводятся консультации и лектории о порядке организации и возможностях кондоминиумов, различных форм органов товариществ с ограниченной ответственностью (ТОС) по месту жительства. На базе школы проводятся собрания инициативных групп по организации в микрорайоне органов ТОС. Члены детской, молодежной школьной общественной организации в качестве добровольцев распространяют печатную информацию инициативной группы среди жителей микрорайона.
Здесь следует также рассмотреть Модель государственно-общественного партнерства в управлении образованием и в формировании местного сообщества на уровне города, района или района в городе может выглядеть следующим образом.
Управление образованием разрабатывает общую концепцию городской (районной, районной в городе) структуры государственно-общественного управления образованием и воспитанием подрастающего поколения, включающую в перспективе все школы города (района, района в городе) и всех участников образовательного процесса через представительство в органах муниципальной структуры соответствующих вариативных организационных структур государственно-общественного управления общеобразовательных учреждений. Концепция муниципальной структуры государственно-общественного управления образованием принимается на конференции родителей и педагогов данного административно-территориального образования.
Управление образованием формирует путем представительства от школ общественный Совет образования, в который делегируются (в соответствующие секции) все представители участников образовательного процесса – педагоги, родители из числа членов органов самоуправления школ, старшеклассники из числа ученического самоуправления или органов управления школьными детскими, молодежными общественными организациями. Совет работает совместно с управлением образованием в качестве проектной группы на этапе формирования государственно-общественного управления образованием в городе, в районе, в районе города.
Управление образованием и общественный Совет совместно с комитетом по делам молодежи местной администрации разрабатывают концепцию и структуру общегородской детской, молодежной общественной организации, имеющей три возрастные ступени и структурные подразделения в каждой школе, классе. Задачей старшей ступени организации является также выдвижение и участие в выборах представителей старшеклассников в Советы школ и далее – в соответствующую секцию муниципального общественного Совета.
В рамках процесса формирования местной детской, молодежной общественной организации происходит организационно-правовая кооперация действующих на базе школ различных детских клубов, секций, организаций по направлениям их деятельности в целях обмена опытом работы, расширения тематических коммуникаций, объединения ресурсов и работы в целевых совместных проектах и программах. Могут быть вовлечены учреждения дополнительного образования, а также клубы и объединения, работающие под патронажем комитета по делам молодежи местной администрации.
На базе выпускных классов, а также с использованием созданных школьных «Клубов выпускников» учреждается общественная организация «Клуб выпускников школ города (района, района в городе)» для дальнейшего участия выпускников в школьной жизни, в работе школьных организаций, других школьных органов государственно-общественного управления, и в общественном попечительстве об образовании.
Вышеперечисленные организационно-правовые и организационные формы могут варьироваться, применяться школами в комплексе и фрагментами, создаваться параллельно или поочередно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Акинфиева Н.В., Владимирова А.П. Государственно-общественное управление МОС. – Саратов, 2001 г.
- Бочкарев В.И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? // Педагогика, 2001, № 2, С. 9-13.
- Бочкарев В.И. и др. Концепция демократизации управления общим образованием в России. Изд. 2-е. - М: ИОСО РАО, 2003. – 53 с.
- Комаров М.С. Образование как социальный институт // Педагогический вестник, 1997, № 3. – С. 41-53.
- Кондрашов П.Е., к. т.н. «Модернизация образования как задача социального управления». – М, 2002.
- Конституция Российской Федерации. - М: Юридическая литература, 1993. – 64 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования: Документы и материалы. – М, 2002. – С. 236-282.
- Концепция общего среднего образования // Учительская газета, 23 августа 1988 г.
- Руднев Е.А. Общественная экспертиза - шаг на пути демократизации школы // Директор школы. -2003. -№ 9. -С. 23-26
- Смирнова Н.В. Социальные технологии реформирования образования в России: ( XX в.) // Социально-политический журнал, 1996, № 1.- С. 57-69.
- Собрание законодательства Российской Федерации. -2003. -№ 40
- Создание школьных Управляющих советов. Сб. методических материалов/ Под ред. А.А.Пинского Составитель М.С.Митькина. -М.:«Альянс-Пресс», 2004. – 86 с.
- Социология образования: Учебное пособие / В. Ярская, И. Лошакова, Д.Зайцев, Л.Шалаева, О.Григорьева, И.Иванова, / Под ред. Д.Зайцева. -Саратов: Саратов.гос.техн.ун-т, 2004. -330 с.
|