Официальный сайт yerka 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация


Бумажкам.Нет!


Влияние сайта «ВКонтакте» на общительность и конфликтность подростков

Фото пользователя Наталья Эдмантовна Печенкина
Размещено: Наталья Эдмантовна Печенкина - вс, 04/04/2010 - 15:48

 

 

Городская конференция юных исследователей

«Будущее Петрозаводска»

Секция «Психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние сайта «ВКонтакте» на общительность и конфликтность подростков

 

 

 

 

 

 

Петровская Дарья, Косотина Марина

ученицы 9 класса МОУ «Гимназия №37»

(Петрозаводский городской округ)

Научный руководитель:

Печенкина Наталья Эдмантовна,

педагог-психолог

МОУ «Гимназия №37» 

(Петрозаводский городской округ)

 

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск

2010

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………………………………3

Глава 1. «Теоретические основы влияние сайта «ВКонтакте» на общительность и конфликтность подростков»…………………………………………………………………………... 5

§1. Значение компьютера и сайта «ВКонтакте» в жизни подростков………………………………5

§2. История создания сайта «ВКонтакте»……………………………………………………………..6

Глава 2. Анализ полученных данных…………………………………………………………………7

Выводы…………………………………………………………………………………………………...8

Заключение…………………………………………………………………………………………........9

Список литературы………………………………………………………………………………...........9

Приложение…………………………………………………………………………………………....10

§1. Рекомендации для подростков и родителей……………………………………………………...11

 

 Введение

В наше время учащиеся, увлекаются компьютерными играми, скачивают музыку, фильмы из Интернета, используют Интернет ресурсы при подготовке к урокам, много времени современные подростки проводят «ВКонтакте». Сайт «ВКонтакте» один из самых популярных социальных чатов сети. На сегодняшний день на данном сайте зарегистрировано более 60 млн участников. Большинство из них подростки и молодые люди. В современном мире всё чаще и чаще встаёт вопрос, как влияет чрезмерное пребывание за компьютером на психическое развитие подростков. Практически не изучено влияния сайта «ВКонтакте» на общительность и конфликтность современных подростков. Поэтому данное исследование является актуальным на сегодняшний день, полученные результаты дадут возможность разработать рекомендации подросткам и родителям.

Объект исследования: Общительность и конфликтность подростков.

Выборка: В качестве участников исследования были выбраны учащиеся 9а  класса МОУ «Гимназии №37» (20 человек).

Цель:

Изучить влияние сайта «ВКонтакте» на общительность и конфликтность подростков.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы «Влияние сайта «ВКонтакте» на общительность и конфликтность подростков».

2. Исследовать влияние сайта на навыки общения подростков.

3. Исследовать влияния сайта на уровень конфликтности подростков.

4. Разработать рекомендации для родителей.

Гипотезы:

1. У подростков, которые много времени проводят «ВКонтакте», навыки общения развиты лучше.

2. Уровень конфликтности выше у учащихся, которые посещают сайт «ВКонтакте» более 2-х часов в день.

Описание методик и методов исследования:

1. Анкетирование «Увлечения подростков»

Вопросы:

•  Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время (отметьте, пожалуйста, 3 наиболее важные для вас вида досуга)

•  Опишите, пожалуйста, свой обычный день после школы (обязательно отмечайте промежутки времени).

  Сколько времени вы проводите «ВКонтакте»?

2. Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)

(Коммуникативный уровень) Назначение теста

Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые (тестовый материал см. приложение).

Инструкция к тесту

Внимательно прочитайте 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.

Интерпретация результатов теста

·                     0-3 балла - низкий коммуникативный контроль; высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.

·                     4-6 баллов - средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей.

·                     7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций.

3. Диагностика К. Томаса «Стили разрешения конфликтов»

Данный тест предназначен для выявления стиля поведения в конфликтных ситуациях.

Учащиеся представляют себя в конфликтной ситуации и выбирают тот вариант ответа, который соответствует их реакции на конфликт. Например,

1. А. Я предлагаю среднюю позицию в разрешении конфликта.

    Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

2. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

    Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

3. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

    Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

Таким образом, можно выявить стиль сотрудничества, компромисса, приспособления, избегания, конкуренции.

 

Теоретические основы по теме: «Влияние сайта «ВКонтакте» на общительность и конфликтность подростков»

§1. Значение компьютера и сайта «ВКонтакте» в жизни подростков.

         На сегодняшний день, компьютер у подростков занимает важное место. Интернет – объединение глобальных сетей между собой. Пользователи Интернета могут найти в этой сети всё, что только не пожелают. Это файлы, изображения, звуки, созданные в различных компьютерных средах. Из Интернета можно получать ежедневно меняющуюся информацию: прогнозы погоды, курсы валют, статистические сводки, репертуар театров и меню ресторанов, любые программы и т.д. Возможно именно поэтому, Интернет так популярен. И это не удивительно. Интернет имеет огромное количество возможностей.  Большинство подростков уделяют много времени компьютеру, и в таких случаях  развивается риск компьютерной зависимости. Ещё несколько лет назад подростков больше всего привлекали компьютерные игры, по мнению психолога Ивана Карнауха на сегодняшний день 87% современных подростков отдают предпочтение сайту «ВКонтакте». Домозетов Х. отмечает появление разновидности интернет-зависимости от сайта «ВКонтакте». Считается, что если человек уделяет сервису «ВКонтакте» более полутора часов в день — это является признаком эмоциональной зависимости. Рекомендуется вместо длительного взаимодействия с данным ресурсом посвятить своё свободное время настоящему живому общению с друзьями и родными, чтению книг, занятиям физкультурой или, например, изучению иностранных языков.

Вот ряд симптомов зависимости:

- равнодушие к семейным контактам;

- равнодушие к успешности в учёбе и внешкольным мероприятиям;

- неоправданно частая проверка электронной почты;

- чрезмерно длительное пребывание за компьютером;

- быстрый, неряшливый приём пищи, часто перед монитором;

- «выпадение» из режима реального времени;

- неоправданно быстро появляющаяся усталость, раздражительность, перепады настроения;

- погружение в интернет как средство ухода от проблем, от плохого настроения, чувства потерянности, тревоги, подавленности;

- приоритет пребывания «ВКонтакте» над всеми остальными видами деятельности и общения[1].

А.В. Щёкорева писала, что в подростковом возрасте доминирует  мотив общения. Подросткам очень хочется, чтобы на них обращали внимание, большинство из них желает быть лидерами в своей микрогруппе, иметь авторитетное мнение. Каждый подросток боится быть отвергнутым в группе сверстников. Конфликты являются естественной частью жизни учащихся. В подростковом возрасте они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности. Именно подростковый возраст является сенситивным для формирования конструктивных навыков общения, способности правильно разрешать конфликтные ситуации2. В результате продолжительного пребывания за компьютером в ущерб общению с близкими, сверстниками деформируется психика подростка. Зависимость от сайта «ВКонтакте» - форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому ещё не научившемуся существовать во взрослом жёстком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь – идеальный выход. Для них сайт «ВКонтакте» – это возможность реализовать собственный потенциал так, как вздумается, не рискуя при этом быть осмеянным.

§2. История создания сайта «ВКонтакте»

В течение нескольких лет Павел Дуров разрабатывал, администрировал и помогал создавать привычные студенческие веб-проекты: студенческие форумы, блоги, копилки материалов к сессии. Один из его первых проектов, Durov.com, стал хранилищем ответов к экзаменам по гуманитарным специальностям. Популярность другого сайта, spbgu.ru, вызвала бум подобных студенческих сайтов.  Сейчас spbgu.ru – крупное вузовское сообщество. Главное преимущество первых дуровских сайтов – на них никогда не было рекламы, и во всем сохранялась некоммерческая направленность. В 2006 году в Интернете появилась новость  лета. Павел Дуров оставил свой комментарий по разработке сайта «ВКонтакте»: “После долгого периода разработки открыт мой новый проект для студентов, о котором многие спрашивали, - ВКонтакте.ру. Проект позволит студентам и выпускникам из самых разных университетов и факультетов всегда оставаться в контакте. Это технологически изощрённая база данных анкет студентов и выпускников, где мы будем объединены на основе мест учёбы, дружеских связей, интересов и т.д. Искренне Ваш,Павел Дуров”3

Таким образом, на сегодняшний день «ВКонтакте» зарегистрировано около 60 млн участников. Большинство из них подростки и студенты. Сайт «ВКонтакте» призван объединять людей, давать возможность общаться. По наблюдениям и беседам мы видим, что наши подростки так много времени проводят на данном сайте, что хочется узнать действительно ли только положительные результаты даёт нам посещение данного сайта, т.к. в процессе общения можно условно выделить три стороны: перцептивную (восприятие), коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие). «ВКонтакте» широко используется коммуникативная сторона, т.е. обмен информацией, но перцептивная и интерактивная стороны отсутствуют.

Глава 2. Анализ полученных данных

При анализе досуга наших одноклассников мы выяснили, что у 80% учащихся практически всё свободное время занимает Интернет («ВКонтакте», «Мой мир», «Сетевые игры»), 70% - слушают музыку; 45% встречаются с друзьями на улице, 40% смотрят фильмы, 32% занимаются спортом, 20% ходят на дискотеки, 5%  посещают театры, музеи, библиотеки (см. Приложение: Диаграмма №1. «Увлечения подростков»).

Результаты показали, что 9 человек (45%) более 2-х часов в день находятся «ВКонтакте», 7 человек (35%) каждый день заходят на сайт, но проводят в нём не более 1,5 часов. Также 4 человека (20%) проводят более 3 часов «ВКонтакте» (см. Приложение: Диаграмма №2. «Пребывание «ВКонтакте»»).

Тест М. Шнайдера показал, что из тех ребят, которые много проводят времени «ВКонтакте», 11 человек (85%)  обладают низким коммуникативным контролем, для них характерна высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей. В тоже время по результатам наблюдения у данных ребят очень большой круг общения. Средний коммуникативный контроль наблюдается у девятиклассников, которые проводят «ВКонтакте» до 1,5 часов. Можно сделать вывод, что эти ребята в общении непосредственны, искренне относятся к другим, сдержаны в эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей.

По результатам теста А. Томаса у учащихся, которые проводят «ВКонтакте» до 1,5 часов (7 человек) преобладает стиль приспособления и компромисса (6 человек). Стиль приспособления характеризуется тем, что подросток действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Конечно, данный стиль разрешения конфликтов относится к отрицательным, т.к. такими подростками легко манипулировать, они не могут самостоятельно справиться с возникающими трудностями. Следует отметить, что у данной группы учеников не выражен такой стиль разрешения конфликтов как соперничество. Поэтому мы можем сделать вывод, что ученики не навязывают своё мнение другим, с уважением относятся к личности другого человека. Стиль компромисса преобладает у 4 человек (57%) из 7. Это означает, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Каждая сторона конфликта получает частичное удовлетворение своих желаний.

У 6 подростков (67%), которые проводят «ВКонтакте» от 2 до 3 часов, преобладает стиль соперничества при разрешении конфликтных ситуаций. Стиль конкуренции используется, когда подросток  активен или даже агрессивен, намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить прежде всего собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы. Низкий показатель выявлен по такому стилю как приспособление (преобладает у 1 человека). Таким образом, большинство ребят этой группы не будут подчиняться сверстникам, такие ребята не умеют слушать и слышать своих одноклассников, относится с пониманием и с уважением к мнению других.

Те подростки, которые проводят «ВКонтакте» более 3-х часов, для разрешения конфликта используют стиль соперничества и приспособления. 3 подростка при разрешении конфликтов проявляют агрессию, неуважение к другим людям. Два человека присоединяются к мнению оппонента, не умеют отстаивать свои интересы, аргументировать мнение (см. Приложение: Диаграмма и таблица №3: «Стили разрешения конфликтов»).

К сожалению, стиль сотрудничества не является преобладающим у девятиклассников. Следовательно, учащиеся не умеют конструктивно разрешать конфликт, правильно отстаивать своё мнение, не способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга, не стараются совместно с другими искать пути достижения обоюдно выгодного результата.

Таким образом, мы видим, что те учащиеся, которые превышают допустимую норму времяпровождения «ВКонтакте» используют при общении с другими неконструктивный стиль соперничества. Это приводит к частым конфликтным ситуациям, стремлению к лидерству с помощью отрицательных методов. Преобладает позиция в общении Я(+) – ТЫ(-), т.е. неуважение к другим и к самолюбование.

 

Выводы:

1.      Подростки, которые много времени проводят «ВКонтакте»  обладают низким коммуникативным контролем, при разрешении конфликтных ситуаций преобладает стиль соперничества.

2.      Средний коммуникативный контроль наблюдается у девятиклассников, которые проводят «ВКонтакте» до 1,5 часов, при разрешении конфликтных ситуаций преобладает стиль приспособления и компромисса.

 

 

 Заключение

 В нашей исследовательской работе мы  доказали, что сайт «ВКонтакте» с одной стороны положительно влияет на коммуникативную сферу подростков, а с другой стороны отрицательно.

Подростки, которые часто посещают сайт «ВКонтакте» имеют большой круг знакомых, более открыты, раскованны. В тоже время они импульсивны в общении, разрешают конфликты с помощью агрессии. Ученики, которые проводят «ВКонтакте» до 1,5 часов в общении непосредственны, искренне относятся к другим, более сдержаны в эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей. При разрешении конфликтных ситуации, используют стиль приспособления, компромисса. Таким  образом, наши гипотезы частично подтвердились. Уровень конфликтности выше у учащихся, которые часто посещают сайт «ВКонтакте». Также навыки общения у них менее развиты, чем у подростков, которые редко посещают данный сайт. Следовательно, общение «ВКонтакте» никогда не заменит «живое» общение, т.к. именно в реальной жизни подростки учатся правильно разрешать конфликты и общаться. 

 

Список литературы

1. Венгеров А.Б. Информационная ситуация может способствовать как прогрессу, так и деградации общества. // Компьютер и право. 1994. №1.

2. Домозетов Х. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и развития личности.// Философская  и социологическая мысль. 2000. №4. С. 93-99.

3. Мунтян П. Влияние сети Интернет на развитие человека как психологическая проблема.// http://psynet.carfax.ru

4. Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.120-121.

5. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников. М.,2001.

6. Лев Левиев. «ВКонтакте» // www.o-vk.ru/ovkontakte/html

 

 

Диаграмма и таблица №3: «Стили разрешения конфликтов».

Время

соперничество

сотрудничество

компромисс

избегание

приспособление

До 1,5 часов в день.

0

2

4

2

5

От 2-х до 3-х часов в день

6

1

2

3

1

Часто. Более 3-х часов в день.

3

0

1

0

2

 Рекомендации взрослым по профилактике компьютерной зависимости подростков:

1.                  Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.

2.                  Постоянно проявлять внимание к развитию интересов и склонностей подростка, поощрять его творческие начинания (от увлечения живописью до прыжков с шестом).

3.                  Следует помнить, что компьютерная зависимость реже появляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому постоянно следите, чтобы подросток должное время уделял физическим нагрузкам.

4.                  Культивирование чувства семейной, коллективной общности.

5.                  Корректно используйте своё право на запрет, так как «запретный плод сладок».

6.                  Личный пример в использовании возможностей компьютера:

·                    родители делают акцент на применении компьютера в своей работе, используют в качестве помощника в совместном с ребёнком досуговом творчестве (компьютерный дизайн, моделирование и т.п.), попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой;

·                    учителя в школе должны широко применять возможности информационного образовательного пространства.

7. Разнообразьте свою жизнь. Схема ДОМ – РАБОТА – ДОМ не для вас!

                                                                              

 

 [1] Домозетов Х. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и развития личности.// Философская  и социологическая мысль. 2000. №4. С. 93-99.

 

2 Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников. М.,2001.

3 Лев Левиев. «ВКонтакте» // www.o-vk.ru/OVKontakte/html

 


»  Тэги к этому документу:
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн