К вопросу о качестве разработки образовательных программ
Высокий уровень требовательности к учреждению, к профессиональному росту педагогов, одновременно заострил внимание на одном из ключевых вопросов - обеспечении образовательного процесса качественными программами. Образовательные программы являются основным нормативно-управленческим документом образовательного учреждения и должны соответствовать определенным общим требованиям. Проблема программного обеспечения - одна из самых сложных для дополнительного образования.
Создание программы - процесс достаточно сложный. У части педагогов нет опыта данной деятельности, часть ссылается на нехватку времени на разработку программы, некоторые педагоги утверждают, что программы нужны только тем, кто их аттестует. Между тем, только продуманная, смоделированная на основе опыта, на основе изучения интересов ребенка и запросов его родителей, осознанная программа будет направлена на развитие личности воспитанника.
Ежегодная экспертиза образовательных программ вычленяет ряд проблемных зон при оценке и анализе программ. Большинство задач ориентировано на ЗУНы ребенка и лишь отдельные предусматривают развитие личности ребенка, учитывают интересы и индивидуальные особенности детей. Данное обстоятельство, в свою очередь, зафиксировало расхождение целей программ с организационными целями.
В ходе оперативного анализа выявлялись отклонения от предъявленных требований к составлению программ и определялись пути устранения выявленных недочетов.
Тематический анализ проводился с целью изучения отдельного направления деятельности по созданию программ, например, составления Пояснительной записки, в которой, особое внимание уделяется правильности представления актуальности, выявлению противоречий, постановке проблемы, формулировке целеполагания. Основная задача, решаемая во время тематического анализа - выявление закономерностей и тенденций процесса разработки программы, получение представления о системе работы педагогов по разработке и составлению образовательных программ.
Итоговый анализ проводится по окончании учебного года. Информация для итогового контроля накапливается по мере проведения оперативного и тематического анализа.
Контроль необходим для выявления и предупреждения ошибок, допускаемых при составлении, разработке и корректировке программы. В коде контроля информация о состоянии образовательных программ в целом по учреждению, в структурных подразделениях, у отдельных педагогов была проанализирована, получила экспертную оценку. При фронтальном контроле изучались все разделы образовательной программы педагога, в результате которого определялись конкретные шаги по устранению выявленных недостатков. Характерной особенностью внутреннего контроля является не только обнаружение типичных ошибок, допускаемых в ходе разработки, составления и корректировки программ, но и оказание методической помощи педагогам, выявление и распространение опыта разработки. Примером служили авторские программы педагогов, занявшие призовые места в городских, республиканских, всероссийских конкурсах программ учреждений дополнительного образования.
Отмечаемое отсутствие или неполнота блоков программы, нарушение логической связи между основными блоками документа, например, в цепочке «актуальность - цели - задачи - критерии» - наиболее часто встречаемая проблема у педагогов.
В помощь педагогам были разработаны и впоследствии апробированы новые схемы структур составления образовательных программ, поскольку старые схемы уже не соответствовали инновационной деятельности учреждения. Требования к написанию образовательных программ были дифференцированы с учетом профессиональной подготовленности педагога и опыта педагогической деятельности, профессионального мастерства педагогов: для начинающих педагогов, в том числе, молодых специалистов, для традиционно работающих педагогов, для педагогов, работающих над созданием авторских программ - педагогов-мастеров. Представлена карта оценки качества образовательных программ.
|