Мне кажется, что Портфолио для учителя, это почти что Фея для Золушки. И вот почему.
Портфолио и сказка про Золушку
«Как незаметно день за днем год пролетает, вот уже март за февралем тихо растает» - так поется в любимой песне. И действительно, в круговерти занятий, подготовке к урокам, написании планов, проведении различных внеклассных мероприятий время летит очень быстро. Со всех сторон на тебя сыплются всевозможные задания, поручения, неотложные дела, и ты как Золушка стараешься все успеть, всем угодить, да еще и не отстать от жизни, быть интересной окружающим, да и себе самой.
Я работаю преподавателем уже достаточно долго и заметила вот, какую странную закономерность. Чем более профессионален учитель, чем интереснее и нестандартнее он работает, тем меньше он склонен трубить на всех углах о собственных успехах. Таким творческим людям почему-то неловко говорить о своих достижениях, находках. Высокий класс работы считается нормой, они не умеют по-другому и, видимо, из-за этой своей скромности, на бал очень часто едут другие. Но в жизни, как в сказке однажды все должно встать на свои места. Жизнь меняется. Приходится учиться адекватно оценивать себя и стараться доносить эту оценку до окружающих. И здесь самое время вспомнить слова А.Маслоу: - «Если вы намеренно собираетесь быть чем-то меньшим, чем вы можете быть, я предупреждаю Вас, что Вы будете несчастны всю свою жизнь». Ведь это же очень вредно не ездить на бал, если этого заслуживаешь. И вот перед Золушкой появляется Фея, а в жизни учителя наступает момент, когда становится необходимым объективно оценить проделанное за достаточно большой промежуток времени, исследовать применяемые технологии обучения, спроектировать свою дальнейшую работу, т.е. появляется он – Портфолио. Обычно это происходит в период аттестации или подготовки к конкурсам, поэтому Основная цель портфолио — проанализировать свою работу, собственные успехи, обобщить и систематизировать педагогические достижения, объективно оценить свои возможности, увидеть способы преодоления трудностей и пути достижения более высоких результатов. Портфолио позволяет представить свой опыт работы на суд коллег, поделиться своими разработками и идеями. С одной стороны портфолио нужен администрации ОУ для мониторинга эффективности работы преподавателя, с другой, что более важно, для самонаблюдения и самосовершенствования педагога.
Портфолио дает возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты его деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.
Реализованный проект, проведённое исследование, участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня являются показателями эффективности преподавательской деятельности
Технология портфолио завоевывает все большую популярность, и становиться необходимой для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.
В целом структура портфолио педагога уже достаточно выверена, продумана другими. Это общие сведения о педагоге, результаты педагогической деятельности, научно методическая деятельность, результаты участия в различных конкурсах и проектах и т.д. Мне кажется, что портфолио должен еще обязательно содержать раздел с личной позицией учителя, раздел в котором сформулировано его педагогическое и жизненное кредо, мироощущения педагога, раздел, который смог бы что-то сказать о личности самого учителя, показать его взаимоотношения с учениками и коллегами.
Так для чего же портфолио нужен лично мне? А для того, чтобы, подвести своеобразный ИТОГ. Ведь динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесс постоянного повышения своей профессиональной компетентности. Электронный профессиональный портфолио должен быть создан для достижения вышеуказанных задач. Он должен помочь мне достойно оценить свой педагогический опыт и умело, с любовью и достоинством к результатам своего труда рассказать о нем. ИТОГ это - Интересные моменты моей педагогической деятельности. Темы, которые были раскрыты лучше всего, полнее, доказательнее, глубже. Оценка проделанного на основании собственных критериев. Главный вывод.
Таким образом, Портфолио для меня, говоря словами сказки, это ответ на вопрос: «А что вы, собственно, можете предъявить…?»
|
На: Портфолио и сказка про Золушку
На: Портфолио и сказка про Золушку
Уважаемая Оксана Владимировна, спасибо за отзыв и поддержку.
Будем работать над собственной самооценкой, создавая современный электронный портфолио. Надеюсь, что данный семинар нам в этом поможет.
На: Портфолио и сказка про Золушку
На: Портфолио и сказка про Золушку
Мне так понравился Ваш ИТОГ и то , как Вы написали работу. Только как-то грустно звучат размышления, "мачехи", похоже, Вас сильно достали... Буду рада, если окажется, что я не права. Но если правда, Вы их в следующий раз - портфолио! Вот уж тут больше сгодится бумажный вариант
От жизни никогда не устаю!
На: Портфолио и сказка про Золушку
Уважаемая Ольга Викторовна, спасибо за поддержку. Бывают в жизни огорчения, но все проходит!!! На самом деле я человек оптимистичный и уверенный, что самое главное - это жить в ладу с самим собой, делать, то что нравится, делать так, как считаешь нужным, не останавливаться на достигнутом, и тогда все получится. А ваш девиз я смело могу применить и к себе: От жизни никогда не устаю!
На: Портфолио и сказка про Золушку
На: Портфолио и сказка про Золушку
На: Портфолио и сказка про Золушку
Уважаемая Людмила Петровна, спасибо за добрые слова. Возможно я не правильно высказалась, но когда писала, имела в виду следуещее: портфолио это итог сегодняшнего дня, а подвести его надо, чтобы наметить дальнейший путь, штурмовать новые вершины, идти вперед, а не останавливаться на достигнутом. Ведь учитель остается учителем, только пока учится сам!
На: Портфолио и сказка про Золушку
На: Портфолио и сказка про Золушку
Елена Георгиевна! Мне нравится Ваша мысль о том, что в портфолио должен быть раздел, каким то образом раскрывающий личность учителя, его взгляды и жизненные позиции, увлечения. Ведь мы, педагоги, прекрасно знаем, что личность учителя оказывает огромное влияние на учащихся, на их отношение к предмету, знаниям. Вспоминая учебу в институте, могу сказать, что мне было стыдно не выучить теоретическую физику, потому что с большим уважением относилась к преподавателю Розману Герману Ароновичу. Голосую за Ваше эссе.
Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат..