|
Л.Л. Босова, Н.В. Дмитриева. Способы использования наборов ЦОР в учебном процессе
|
|
|
|
Босова Людмила Леонидовна,
Дмитриева Надежда Васильевна
учитель биологии высшей категории ГОУ ЦО «Технологии обучения», старший преподаватель кафедры Информационной технологии и образовательной среды Московского института Открытого образования (МИОО)
Как уже говорилось, наборы ЦОР были подготовлены преж де всего к учебникам, которые активно используются в школах «здесь и сейчас». Поэтому включенные в них цифровые ресурсы, во-первых, спроектированы так, чтобы можно было начинать их использование без большой перестройки существующей на сегодня «традиционной» организации учебного процесса, во-вторых, рассчитаны на типовое компьютерное оборудование, имеющееся сегодня в школах: автоматизированное рабочее место учителя (компьютер, проектор, принтер) и компьютерный класс на 10—12 рабочих мест.
Исходя из реальной наполняемости классов в 20—25 человек, можно предложить несколько вариантов организации учебного процесса.
Вариант 1. Фронтальная работа с классом + групповая работа (по 2-3 человека за одним компьютером).
Вариант 2. Фронтальная работа с классом + индивидуальная работа. Класс делится на половины, при этом с одной половиной класса работает в обычном режиме учитель-предметник, а с другой — лаборант компьютерного класса, обеспечивающий организационную и техническую поддержку на занятиях в компьютерном классе. На следующем уроке «половины» класса меняются местами.
Вариант 3. Использование домашних компьютеров как для индивидуальной работы, так и для творческой, исследовательской и проектной деятельности. При этом получающийся в результате эксплуатации домашнего компьютера материал может оставаться либо только личным достоянием, либо становиться материалом общим, приносимым в школу и используемым на уроках.
Имея это ввиду, следует заметить, что практически все материалы наборов ЦОР могут использоваться учениками при подготовке разноплановых домашних заданий; и это направление, скорее всего, будет играть со временем все большую роль.
Почти все потребности традиционного урока, который чаще всего — урок комбинированного типа, можно условно свести к следующим:
1) предъявление информации;
2) закрепление и отработка навыков путем различного рода практических занятий;
3) контроль или аттестация учебных достижений.
Цифровые образовательные ресурсы, включенные в набор к конкретному учебнику, как минимум, способны обеспечить все три группы потребностей, так как авторы и разработчики уделили большее внимание и различным демонстрационным материалам, и практическим заданиям, и тестовым заданиям, проверяемым автоматически.
Узнаем поподробнее, что же предлагается в рамках каждой группы.
Демонстрационные материалы
Демонстрационные материалы представлены во всех без исключения наборах ЦОР; эти материалы проще всего встраиваются в традиционную структуру урока; преимущества от их использования очевидны.
Рассмотрим основные типы таких ресурсов.
Плакат (слайд)
Плакат, или слайд — это аналог обычного плаката. Такой плакат может содержать определение, правило, формулировку теоремы или формулу с иллюстрациями к ним, различные изображения (например, портреты, репродукции, фотографии), а также схемы, таблицы, тексты.
Как правило, изображение на слайде статично. Слайды рассчитаны на показ с большого экрана через проектор, хотя, конечно, можно пользоваться ими и при индивидуальной работе, а также распечатывать.
Плакат-иллюстрация
Плакаты-иллюстрации в основном созданы на основе красочных энциклопедий, которые желательно иметь и в школьной библиотеке, и дома.
Переведенные в цифровой формат, они, бесспорно, будут удобны для частого применения и учителю (можно на основе таких иллюстраций подготовить качественный видеоряд для демонстрации на уроке), и ученику (можно не просто выучить материал параграфа, но подготовить собственную презентацию с использованием дополнительных материалов набора).
Рис. 1 Плакат-иллюстрация для урока природоведения в 5 классе
Плакат-схема
Рис. 2. Плакат-схема для урока русского языка в начальной школе
Такие и подобные им плакаты можно демонстрировать по ходу объяснения материала; можно распечатать и поместить на стенд «Сегодня на уроке» или раздать ученикам в качестве опорного конспекта.
Плакат-задание
Рис. 3. Плакат-задание для уроков русского языка в начальной школе
Изучение самой сложной темы станет проще и вызовет у школьников живой интерес, если при ее изучении опираться на подборку вопросов и заданий, сопровождаемых красочными рисунками.
Интерактивный плакат
Кроме статичных плакатов, в наборах ЦОР присутствуют и так называемые «интерактивные плакаты» (к ним можно отнести и интерактивные таблицы, интерактивные рисунки, интерактивные правила и т.п.). В цифровых образовательных ресурсах этого типа информация предъявляется не сразу, она «разворачивается» в зависимости от управляющих воздействий пользователя.
Интерактивное правило
Здесь пояснение открывается щелчком мыши, и может быть обратно скрыто. Благодаря этой особенности интерактивных плакатов учитель получает дополнительные возможности при объяснении нового материала: можно акцентировать внимание школьников на информации, наиболее значимой на данном этапе объяснения; можно задать ученикам вопрос и сразу же проверить ответ, вызвав его на экран. Интерактивные правила позволяют не просто формулировать правила, но последовательно подводить учеников к их самостоятельной формулировке.
Рис. 4_1 Интерактивный плакат к учебнику русского языка для основной школы — основной вид
Рис. 4_2 Интерактивный плакат к учебнику русского языка для основной школы — с раскрытым пояснением
Интерактивная схема
Интерактивная схема, в общем-то, похожа на интерактивное правило тем, что позволяет открывать щелчком мыши блоки схемы в некоторой последовательности, сопровождая объяснение нового материала. Отдельные «веточки» разворачиваемой схемы могут быть так же, как разворачивались, свернуты обратно медленно и по одному блоку или быстро — щелчком мыши в «корень» веточки.
Такая схема может содержать схематичные изображения объектов, например, представителей царств живой природы, а порой и краткие определения понятий, открываемые в отдельном всплывающем окошечке. В некоторых случаях схема может быть и многостраничной (см. пример на диске «Свойства жизни»).
Интерактивная схема может служить и в качестве опорного конспекта при первичном обобщении и закреплении нового материала, и при ответе «у доски». Самые удобные варианты интерактивных схем имеют дополнительную кнопку — «развернуть список».
Рис. 4_3. Интерактивная схема к учебнику биологии для основной школы — начальный вид
Рис. 4_4. Интерактивная схема к учебнику биологии для основной школы — промежуточный вид развертки
Рис. 4_5. Интерактивная схема к учебнику биологии для основной школы — полностью раскрытый вид
Интерактивный рисунок
Интерактивный рисунок — ЦОР, в котором информация так же, как в интерактивных правилах и схемах, предъявляется не сразу, она «разворачивается» в зависимости от управляющих воздействий пользователя.
Иногда эти действия линейны, и выбрать следующий объект исследования не представляется возможным, а иногда действия носят самый настоящий исследовательский характер, так как пользователю разрешено рассматривать объект и узнавать названия его частей, свойства и качества постепенно, наводя курсор мышки на ту или иную часть объекта рисунка.
Рис. 5_1. Интерактивный рисунок линейного типа с описанием к уроку из курса биологии
Рис. 5_2. Интерактивный рисунок исследовательского типа к уроку из курса биологии (курсор наведен на объект под номером 7)
Плакат с музыкальным сопровождением
В наборы ЦОР включены и плакаты с музыкальным сопровождением.
Проигрыватели с пластинками, затем магнитофоны, а теперь и CD или DVD-проигрыватели — каждый в свое время — справлялись с задачей воспроизведения музыкальных произведений. И, конечно же, порой красота и чистота звука страдают при переводе в цифровую форму, но зато появляются и очевидные преимущества — можно легко остановить, воспроизвести заново, проиграть часть, зациклить и даже исследовать звук.
В наборах ЦОР мы встретим не просто отдельный музыкальный фрагмент, соответствующий запросам школы, но нечто более интересное — плакат, несущий еще и дополнительную демонстрационную, эмоциональную и воспитательную нагрузку.
Рис. 6. «Музыкальный» плакат для начальной школы
Комплексная интерактивная таблица
Встречаются очень интересные «многослойные» ресурсы, позволяющие работать в разных режимах и представляющие собой одновременно таблицу (схему) с готовыми надписями, таблицу с возможностью самостоятельного исследования нового — режим «подсказки», таблицу для устного опроса у доски — режим «спрятать все», а также таблицу, позволяющую проверить знания и получить их оценку — тестовый режим.
|
|
таблица (схема) с готовыми надписями |
|
|
|
таблица с возможностью самостоятельного исследования нового — режим «подсказки» |
таблица для устного опроса у доски — режим «спрятать все» |
|
|
таблица, позволяющая проверить знания — тестовый режим |
таблица, позволяющая проверить знания и получить их оценку — тестовый режим |
Рис. 7 Интерактивная таблица, предполагающая несколько режимов работы
Очевидно, что такие комплексные интерактивные таблицы — схемы обеспечивают новые возможности, не свойственные бескомпьютерным технологиям.
Презентация
Презентация — последовательность нескольких слайдов или серия чертежей с подписями, поддерживающая объяснение материала.
Презентации, как правило, реализованы в нескольких форматах: слайд-шоу (формат PowerPoint); динамические чертежи (просмотр через браузер), раскрывающиеся по шагам с помощью системы кнопок; «опорные конспекты» (формат flash) и др.
Общим для всех этих форматов является наличие простой системы навигации в виде виртуальных кнопок, позволяющих переходить от кадра к кадру; в некоторых ресурсах реализован переход к кадрам в произвольном порядке. Наличие навигации позволяет учителю проводить показ в режиме диалога — обсуждая с классом, например, причину, по которой справедливо появившееся на экране утверждение, а затем показывая «каноническое» его обоснование. Такие ресурсы, бесспорно, наносят серьезный удар по традиционным «меловым» технологиям, при этом относительно легко вписываясь в традиционные уроки.
Презентация формате PowerPoint
Рис. 8. Слайд презентации к уроку из курса геометрии (формат PowerPoint)
Презентация с дикторским cопровождением
Рис.9. Ключевой кадр презентации с дикторским сопровождением к уроку из курса биологии
Интерактивная презентация с дикторским сопровождением
Рис. 10. Слайды презентации к уроку из курса русского языка
Видеоролики (Анимации)
Видеоролики (анимации), как правило, представляют собой небольшие (не более 5—7 минут) анимации, нарисованные в формате flash, или составленные из последовательности синтезированных трехмерных изображений.
Хотя в некоторых случаях видеофрагменты — это результат реальной видеосъемки. Типичными примерами могут служить ЦОРы, включенные в набор к учебнику биологии. Это такие видеофрагменты как:
-
«развитие лягушки»,
-
«передвижение тритона»,
-
«передвижение черепах, ящерицы и змеи»,
-
«работа челюстей и зубов гадюки»,
-
«гнезда различных типов» и др.
К этой же категории ресурсов можно отнести и так называемые «видеоэкскурсии», особенно характерные для наборов по истории.
Демонстрация таких ресурсов с экрана компьютера или с большого экрана — не просто полный аналог использования телевизора и видеомагнитофона. Возможности средств ИКТ в этой ситуации делают использование видеоматериалов на уроке более точными методически и более комфортными практически: учитель получает возможность с помощью одного-двух щелчков мыши остановить показ в нужном месте, возобновить его с требуемого места или запустить видеоролик заново.
Многие видеоролики имеют звуковое сопровождение. Чаще всего это дикторский голос, но бывает и музыкальное сопровождение.
Роль дикторского сопровождения чрезвычайно велика при изучении материала учеником самостоятельно, дистанционно и при повторении материала. Также дикторский текст будет полезен учителю при первоначальном ознакомлении с ЦОР для более адекватного понимания замысла его разработчиков. Результаты апробации показали, что многие опытные учителя отключают такое звуковое сопровождение и предпочитают давать необходимые комментарии самостоятельно.
Видеоролик с музыкальным сопровождением
Для создания нужного эмоционального фона большое значение имеет музыкальное сопровождение. Мы имеем в виду фрагменты музыкальных произведений, песен в исполнении выдающихся певцов и т.п. Таких ресурсов, к сожалению, не очень много. Один из них — видеоролик, сопровождаемый песней в исполнении Марка Бернеса.
Рис.11 Экран видеофрагмента, имеющего музыкальное сопровождение
Видеоролики-лекции
Более широкие возможности реализованы в видеороликах-лекциях, которые полностью заменяют соответствующий фрагмент учебника и даже, до какой-то степени, заменяют учителя, излагающего этот фрагмент. В основном в такой форме подается теория.
Рис. 12. Экран видеоролика-лекции к уроку из курса геометрии
Обучающая эффективность этой формы достигается за счет синхронизации информационных потоков — статичной и движущейся графики, звука, текстов. По сравнению со слайдами и презентациями, видеороликилекции более насыщены информационно и требуют высокой концентрации внимания. Роль учителя при этом состоит в том, чтобы поддерживать ее, управляя темпом «проигрывания». Для этого многие демонстрации снабжены «линейкой времени», позволяющей, в дополнение к заложенным в них паузам, делать дополнительные остановки, повторы и т.п.
Видеоролик для иллюстрации действия
Видеоролики применяются и для иллюстрации действия, например, различных физических законов, химических реакций, биологических процессов или практических действий и их результатов.
В таких видеороликах, как правило, используется синтезированное трехмерное изображение. Это, с одной стороны, позволяет показать действие близко к тому, что можно увидеть в реальном мире, а с другой — объяснить действие более схематично. При реальной видеосъемке реального агрегата многие действия показать затруднительно — не все ракурсы возможны, не всегда можно действие показать достаточно ярко и наглядно.
Также подобный ролик, как в принципе и любой ЦОР, позволяет разнообразить объяснение нового материала и повторять изученный.
Рис. 13. Видеоролик-анимация к уроку из курса биологии
Видеоролик для младших школьников
Разработчики уделяли большое внимание учету возрастных особенностей школьников: четкие и строгие решения для старшеклассников сменяются красочными и эмоционально насыщенными решениями для младших школьников.
Рис. 14. Экран видеоролика для урока русского языка в начальной школе
Учебные модули
Наборы ЦОР обеспечивают резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы учащихся за счет использования активно-деятельностных форм обучения. Можно предложить школьникам самостоятельно изучить тот или иной материал, воспользовавшись учебными модулями.
Иллюстрированный учебный модуль
Содержит текстовую и графическую части, неразрывно связанные друг с другом. Графическая часть может обладать различной степенью интерактивности.
Рис. 15. Экран иллюстрированного учебного модуля к уроку из курса биологии
Гипертекстовый учебный модуль
Это одна или несколько страниц текста с внутренними ссылками, посвященных одной теме в рамках учебного курса. По большей части так представлены тематические словари и словарные статьи. Они помогут учащимся не только узнать значение интересующего их слова, услышать его правильное произношение, но и дадут навыки использования гипертекста и поиска информации.
Рис. 16. Экран гипертекстового учебного модуля к уроку из курса русского языка
Гипертекстовый иллюстрированный учебный модуль
Это одна или несколько страниц текста с внутренними ссылками, посвященных одной теме в рамках учебного курса. Содержит текстовую и графическую части, логически связанные друг с другом. Графическая часть практически не обладает какой-либо степенью интерактивности, но зато позволяет сохранять и использовать отдельные иллюстрации. Можно сказать, что это своего рода ЦОР сложной структуры.
Подобный модуль самоценен и многофункционален.
Рис. 17. Экран гипертекстового иллюстрированного учебного модуля к уроку из курса биологии
Иллюстрированная схема
Учебный модуль с небольшим количеством текста, но с достаточным количеством и качеством иллюстративного материала, посвященный какому-либо понятию или группе терминов в рамках одной темы курса. Позволяет организовать как демонстрацию, так и самостоятельную, практическую, а при желании — и проверочную работу на основе использования данного типа ресурса. В этом случае уместны задания типа — «подбери свои варианты иллюстраций (названий)», «дополни схему», «подбери примеры на заданную тему».
Иллюстрированная схема по клику мышью на объекте (слове или самой иллюстрации) раскрывает полноэкранное или «полуэкранное» изображение.
Рис. 18_1 Экран иллюстрированной схемы к уроку из курса биологии
Рис. 18_2 Экран иллюстрированной схемы к уроку из курса биологии с раскрытой иллюстрацией, снабженной поясняющим текстом
Материалы для практических занятий
Обеспечение разнообразных форм практических работ учащихся — цель широкого круга разного рода цифровых ресурсов. Среди них присутствуют и уже знакомые нам простые слайды (плакаты) с условиями задач, и интерактивные плакаты, и презентации, и даже гипертекстовые учебные модули — но к данной категории они относятся, если содержат задания, предполагающие индивидуальную работу учащихся со средствами ИКТ. Тут же появляются и новые виды ЦОР — игры, конструкторы и тренажеры.
Вопрос для коллективного обсуждения
Плакат с коротким видеороликом для младших школьников. Позволяет в рамках урока развернуть обсуждение изучаемого правила, разбавив нагрузку просмотром фрагмента мультфильма на обсуждаемую тему.
Рис. 19. Вопрос для коллективного обсуждения
Интерактивная модель
«Модель Солнечной системы» позволяет расставить планеты на соответствующие орбиты. При этом появляются возможности продемонстрировать учащимся динамику вращения планет и их спутников вокруг Солнца с учетом периодов обращения (а это невозможно сделать без привлечения средств ИКТ), продемонстрировать соотношение размеров планет и их орбит.
Параметры расставленных на рисунке планет записываются в таблицу, где их можно сравнить и изучить численно. Для улучшения организации рассказа можно менять масштаб и зону просмотра, масштаб времени, отображать и прятать спутники, останавливать вращение. Такой ресурс может быть использован при повторении пройденного материала, при рассказе, в самостоятельной работе учеников.
Рис. 20. Пример интерактивной модели
Задания
Задания (часто их еще называют «интерактивные задания») предполагают какую либо деятельность «на заданную тему» непосредственно с объектами на экране — перетаскивание, кликание, расстановка и т.д., по заданным параметрам задания.
Времени на выполнение или поиск решения в рамках одного задания не должно уходить много — место этого ЦОР, прежде всего, первичное закрепление только что изученного, повторение, иногда — актуализация знаний перед объяснением нового.
Таких заданий ученик, чтобы хорошо закрепить тот или иной навык, должен выполнить достаточно много, поэтому формы подачи материала и одного и того же правила или закона должны быть разными, что и пытались реализовать разработчики.
Рис. 21. Примеры интерактивного задания по курсу начальной школы
Рис. 22. Примеры интерактивного задания по курсу начальной школы
Многие задания, имей учитель возможность отслеживать выполнение каждого, вполне могли бы составлять отдельную контрольную работу. Большинство заданий имеет активную обратную связь — ученик получает сведения о правильности или неправильности его ответа, иногда имеет возможность посмотреть правильное решение, иногда просто результат работы сбрасывается и предлагается пройти задание заново.
Задания по степени их увлекательности, красочности и жесткости постановки задачи можно представить в виде линейки, где «передвижение» от заданий и интерактивных заданий к заданию-конструктору, а затем к тренажеру и интерактивной дидактической игре приводит к возрастанию увлекательности и привлекательности и смягчению постановки задачи.
Рис. 23. Пример интерактивного задания по курсу экологии (слева — перетаскивание объекта в процессе решения, справа — оцененный результат выполнения)
Задание-конструктора
Рис. 24. Задание-конструктор для уроков технологии
Тренажер
Рис. 25. Тренажер для отработки орфографической зоркости
Интерактивная дидактическая игра
Рис. 26. Интерактивная игра по природоведению
Многочисленные примеры на страницах этой статьи относятся к области естественнонаучных дисциплин. И это не случайно.
Учебные материалы нового поколения, разрабатываемые и апобируемые в рамках проекта ИСО, тем ценнее, чем шире покрывают своими объектами и инструментами ранее имевшиеся дефициты предметной области и чем глубже раскрывают ее содержание и содержание сопредельных областей, создавая условия для появления новых учебных практик, закрепления и развития лучших черт имеющихся практик.
Наборам ЦОР по циклу естественнонаучных предметов удалось существенно покрыть имевший место дефицит по следующим позициям:
-
предъявление природных объектов, в том числе очень сильно различающихся по величине, по продолжительности существования; по доступности в данный момент (от рубидия до динозавра);
-
проведение целостных наблюдений реальных природных и природно-техногенных процессов;
-
достоверная фиксация параметров наблюдения для проведения анализа наблюдаемого;
-
моделирование различных природных процессов.
Задачи
Особое внимание, рассматривая материалы для практических работ, хотелось бы уделить ресурсам по математике.
Так, работая с набором ЦОР по алгебре в режиме практической отработки умений и навыков (практикума), ученик имеет возможность поэтапно выполнять необходимые операции, причем, его действия на каждом шаге автоматически оцениваются (например, правильный результат вычислений окрашивается в зеленый цвет, а ошибочный — в красный).
Рис. 27. ЦОР по алгебре
Только полностью справившись с текущим этапом, ученик получает доступ к следующему этапу. Работа с ресурсом завершается только в том случае, когда все задание выполнено правильно.
Большим разнообразием отличаются ресурсы для организации практических работ на уроках геометрии:
Рис. 28. Задача на готовом чертеже
Рис. 29. Задача с виртуальными подсказками
Преобразуя и деформируя самостоятельно построенные или данные в задании фигуры, учащиеся изучают их с целью выявления закономерностей, зависимостей между их различными элементами. Такие задания зачастую целесообразно проводить перед изучением соответствующей темы, а результатом их выполнения может быть обнаружение свойств, описание классов фигур, формулирование теорем или определений и т.п.;
• конструктивные задачи — это обычные задачи на построение (виртуальными) циркулем и линейкой.
Материалы для контроля и аттестации
Материалы для контроля и аттестации, как мы уже говорили, могут быть составлены из некоторых видов ЦОР группы «материалы для практических занятий». При этом возможны разные формы проведения такого контроля. Но наиболее автоматизированный вариант контроля подразумевает тестирование.
Тестовые задания
Тестовые задания содержат практически все наборы ЦОР, предполагающие ввод ответа в той или иной форме и его автоматическую проверку. Как правило, тесты, предназначенные для контроля знаний, включают в себя три и более тестовых заданий одного или нескольких типов.
Рис. 30. Вариант тестового задания
Рассмотрим основные типы тестовых заданий. Безусловно, чаще всего встречаются задания, предполагающие выбор одного или нескольких правильных ответов из имеющихся вариантов. Они привычны и здесь не показаны.
Реализованы в наборах ЦОР и более интересные формы тестовых заданий. Некоторые их варианты представлены ниже.
Рис. 31. Вариант тестового задания на установление соответствия между объектами двух множеств
Рис. 32. Тестовое задание на распределение
Рис. 33. Вариант тестового задания на вставку нужного термина
В рамках конкурсов по разработке наборов ЦОР к учебникам Федерального перечня создано множество ресурсов, которые помогут российским учителям эффективно применять средства информационных и
коммуникационных технологий на своих уроках.
Все наборы ЦОР снабжены методическими рекомендациями, пусть еще не достаточно полными и подробными, но вполне пригодными для поддержки первых шагов любого учителя, обладающего минимальными пользовательскими навыками.
Мы уверены, что ищущие, творческие учителя смогут не только пойти «вслед» за разработчиками этих ресурсов, но, взяв предлагаемые методические подходы за основу, будут их совершенствовать и развивать, становясь творцами новой методики обучения на основе средств ИКТ.
|
|
|
|
|
|
|
|
|