Бессонова Е.С., учитель русского языка и литературы, I квалификационная категория
Урок русского языка, 5 класс
Тема урока: Местоимени
Цель урока: актуализация и углубление знаний о грамматическом значении и о морфологических признаках местоимения; местоимение среди других частей речи; получить первое представление о разрядах местоимений (личные и притяжательные)
Знать: грамматическое значение местоимения, морфологические признаки местоимения, иметь представление о соотносительности местоимения с другими самостоятельными частями речи; роль местоимения как средства связи предложений в тексте.
Уметь: определять местоимение, различать 2 разряда местоимений, применять ранее полученные знания о роде, числе, падеже.
Повторение: грамматические признаки существительного, прилагательного, глагола, наречия; правописание безударных гласных в корне слова.
Оборудование урока: Портрет Н.М. Карамзина
Высказывание Н.М. Карамзина
Круг-матрица и отдельно – сектора разных цветов с указанием частей речи
Разрезные карточки (Таблицы 2 -5) для работы у доски
Карточки с планами ответов – для каждого ученика
Учебники для 5 класса под ред. В.В. Бабайцевой
Ход урока. 1. Организационный момент. (Приветствие, положительный настрой)
2. Целеполагание.
На доске – высказывание Н.М. Карамзина)
- Русский историк Н.М. Карамзин говорил: «Самые правила языка не изобретаются, а в нём уже существуют: надо только открыть и показать оныя». Вчитайтесь в эти слова. Как вы их понимаете?
Цель нашего занятия – конечно же, обратиться не ко всем правилам языка, т.е ко всему, что знает лингвистика, а лишь к одному разделу– морфологии, а именно – к одной части речи. (По ходу рассказа учитель прикрепляет на доску соответствующие карточки). Какую именно, думаю, вы немного позже определите сами. В работе мы будем опираться на уже изученный материал. Сегодня вам пригодится умение слушать других, умение и желание мыслить, сравнивать, умение строить ответ, объяснять…
3. Подготовка к восприятию темы, основанная на повторении ранее изученного материала.
- Прежде всего, вспомним, что лингвистика представляет собой науку, состоящую из многих разделов. Каждый раздел имеет свой предмет изучения. Что же изучает морфология? (Звучат ответы учащихся).
-Чтобы ранее изученный материал служил сегодня нам помощником, я предлагаю в ходе урока заполнить схему. (На доске – матрица). (См. Приложение 1.) Это схема частей речи русского языка, заполним пустоты совместно.
- Итак, мы начинаем. Перед вами предложение. Запишите его, поставив пропущенные буквы, приготовьтесь объяснить орфограммы.
Ребята вес..ло идут по у..кой д..ро(ш, ж)ке.
(Далее – ответы учащихся, объясняющих орфограммы.)
- Задание радам: 1 – найти имена существительные, 2 – найти имена прилагательные, 3 – найти глагол. Приготовьте небольшой рассказ о своей части речи, опираясь на план (на столах – голубые карточки:
1. Прочтите слово, определите часть речи.
2. Что обозначает эта часть речи?
3. На какие вопросы отвечает?)
(Звучат ответы учащихся, по ходу ответов учитель заполняет пустоты в схеме-матрице и прикрепляет карточки с грамматическим значением части речи)
- Какое слово в предложении осталось нерассмотренным? Какая это часть речи? Что обозначает?
(В ходе анализа предложения определяется «безымянный» сектор – его обозначим «?».)
- Что объединяет эти части речи? (Все они - самостоятельные).
4. Новый материал с поэтапным закреплением.
- Чтобы заполнить оставшийся пустым сектор и определить часть речи, обратимся к следующему заданию.
(На закрытой доске записаны 3 группы предложений; местоимения выделены цветным мелом):
1. Над лесом медленно поднимается солнце. Оно светлое и приветливое.
2. Приятно учиться в нашей новой, современной школе.
3. Где находится твой дом? – Далеко.
- Задание классу: запишите фразы, к выделенным словам поставьте вопросы, на какую часть речи похожи слова? (Далее – ответы учащихся).
- Слово «оно» употребляется вместо ИС, указывает на предмет, но не называет его.
- Слово «наша» употребляется вместо ИП, указывает на признак предмета, но не называет его.
- Слово «где» употребляется вместо наречия, указывает на признак действия, но не называет его.
- Все эти слова – местоимения. Местоимение отличается от других самостоятельных частей речи тем, что оно не называет предметы и признаки, а только указывает на них.
- Почему местоимение так назвали? (Звучат ответы учащихся)
(В схеме заполняется оставшийся сектор, добавляются маркеры – условные обозначения частей речи, которые может в речи заменить местоимение).
- Местоимение – интересная часть речи.
- По значению местоимения делятся на группы – разряды (на доске появляются Таблички 2): «заменители» ИС называются ЛИЧНЫМИ местоимениями, с ними вы уже знакомы.
(Учащиеся называют. На доске – на карточках - личные местоимения (вразброс), необходимо разделить их по лицам – задание выполняет 1 ряд).
- «Заменители» ИП называются ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫМИ – указывают на признак предмета по его принадлежности. Среди ранее записанных предложений найдите притяжательное, личное местоимения.
- Наблюдение: если актёр в театре играет Деда Мороза, он старается движениями, голосом, жестами походить на героя. А если играет Бармалея, то…? То же и в языке: если местоимение заменяет часть речи, оно принимает и признаки этой части речи. Давайте убедимся в этом. Вновь обращаемся к записанным предложениям. Выпишите местоимения личное и притяжательное. Определите род, число, падеж местоимений.
1. Оно (=ИС) – ср.р., ед.ч., Им. п.
2. Нашей (= ИП) – ж. р., ед.ч., П.п
Вывод: местоимение принимает признаки той части речи, которую «заменяет».
5.Языковая игра.
Учащиеся поднимаются у своих парт, отвечают на шуточные задания, поднимая при этом руку вверх. Условие – в ответе можно употреблять только личные или притяжательные местоимения.
1. Кто получает в школе знания? – Я! 2. Эти ребята с местоимением знакомы. – Мы!
3. Чей пёс качает головой? – Твой! (Мой!)
4. Вместе мы – целая страна. Это я, ты, он, … (Она!)
5. Чей самый дружный класс? – (Наш!)
6. Продолжение новой темы: углубление и первое обобщение
- А теперь – вопрос сложный: личные местоимения изменяются по родам? (Подсказка: обратитесь к составленной вами таблице лиц местоимений).
- Пора подвести первый итог нашего лингвистического исследования. Но … мы с вами не выполнили одно очень важное условие – мы так и не знаем тему нашего разговора. Как записать тему урока? (Звучат ответы учащихся).
- Что мы узнали об этой части речи? Ответить вам поможет план, находящийся у вас на партах. ( План – на жёлтых карточках).
1.Самостоятельная или служебная часть речи?
2. Что обозначает эта часть речи?
3. Вместо каких частей речи может употребляться в речи?
4. На какие вопросы отвечает?
5. Какие разряды местоимений вы знаете?
7. Закрепление и конкретизация знаний и умения определять местоимения. Работа с учебником.
Упражнение № 135.
Фотография записи в тетради:
Я – 1 л., ед. ч., Им. П.
Ними – 3 л., мн. ч., Т. п. Они – 3 л., мн. ч., Им. П.
Меня – 1 л., ед. ч., Р. п.
Мне –1 л., ед. ч., Д. п.
Он – 3 л., ед. ч., Им. п.
- Для чего выполняли это упражнение?
8. Развитие речи. Роль местоимений в речи (устная работа).
- Зачем появились местоимения? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к упр. № 137.
9. Подведение итогов.
Что нового сегодня узнали?
Что оказалось трудным?
Что было интересно?
10. Чтобы закрепить ваши знания, даю домашнее задание.
Параграф 8 (определение местоимения, 2 разряда), составить и записать 5 предложений о походе,
используя в них местоимения.
Приложения:
Схема с секторами.(круг, в центр которого прикрепляется карточка:"Самостоятельные части речи"; 5 пустых секторов круга, которые заполняются по ходу урока: "Имя существительное", "Имя прилагательное", "Наречие", "Глагол", "Местоимение".
Таблица 2.(карточки)
Лингвистика.
Морфология.
Таблица 3.(карточки)
Местоимение
Личные местоимения.
Притяжательные местоимения.
Таблица 4.
Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что?
Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей? И их формы.
Обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
Обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? Как? Куда?...
Указывает на предметы, признаки, но не называет их.
Таблица 5.
1, 2, 3
Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ
|