Прохождение ребенком ситуаций: «Школа - учебная общность», ориентированной на развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности, умеющего и желающего учиться;
«Школа - позиционная общность», в которой осуществляется перевод осваиваемых в учебной деятельности обобщенных способов действия в разные сферы жизнедеятельности подростков;
«Школа - учебно-профессиональная общность», где осуществляется подготовка молодого человека к самостоятельному продуктивному действию в различных жизненных ситуациях - обеспечивает расширение сферы самостоятельности учащихся (от учебной самостоятельности к свободному и ответственному жизненному самоопределению).
За годы работы школы возникла необходимость дифференцированного подхода к разделению учащихся по способностям на классы с углубленным изучением предметов физико-математического, естественнонаучного и гуманитарного направлений, которая реализуется в 8 классах. Из учащихся 8-х классов на основании среднего балла по соответствующим предметам формируются дифференцированные группы. Формирование дифференцированных групп происходит по рейтинговым баллам, которые учащиеся набирают в течение всего года на основании результатов срезовых контрольных работ, а также профильного тестирования по предметам.
В настоящее время ведётся работа по введению системы обучения по индивидуальным учебным планам (ИУП) в 10-11 классах.
Подпроект «Школа социального позиционирования и партнёрства»
Преобразования в жизни нашего общества, во всех сферах - политической, экономической, социальной - тесным образом связаны с совершенствованием учебно-воспитательного процесса школы, так как именно в условиях школы, начинается подготовка человека к выбору профессии и профессиональной деятельности. Очень важно, чтобы это происходило в условиях непрерывного образования, так как давно доказано, что система непрерывного образования нацелена на целостное развитие человека, на создание условий и возможностей профессиональной и социальной адаптации личности в динамичном обществе. В связи с этим становится актуальной проблема взаимодействия высших учебных заведений со школами, на базе которых могут быть созданы условия для повышения качества и результативности учебно-воспитательного процесса.
Школы и вузы осознают необходимость такого взаимодействия по подготовке учащихся к профессиональному самоопределению, совершенствованию и повышению качества образования.
Взаимодействие школы и ВУЗа характеризуется наличием общей цели, конкретно поставленными общими задачами, совмещением действий по достижению общего результата, обуславливает преемственность и интеграцию учебно-воспитательных процессов, что выражается в профессионально направленном обучении и воспитании.
Совместная деятельность преподавателей института, учителей школы, психолога, классных руководителей по формированию профессиональных интересов учащихся, желание помочь им в выборе профессии, подготовить их к обучению в вузе создают благоприятные условия для подготовки нынешних школьников, будущих студентов, к жизни.
Школа №5 с УИОП работает по индивидуальному плану, обеспечивающему профильную, допрофессиональную, довузовскую подготовку учащихся. Во всей этой работе важную роль играет кадровое обеспечение и материальная база: школа имеет хорошую материальную базу, оборудованные кабинеты по предметам, компьютерные классы, в учебно-воспитательном процессе используются лаборатории, учебные аудитории и библиотека вуза.
Опытные преподаватели школы ведут исследовательскую работу, направленную на осуществление преемственности содержания обучения в школе и вузе через учебный план и программы с ориентацией на модель выпускника. Преемственность форм, средств и методов обучения осуществляется через довузовские формы обучения, формы учета знаний.
Нашими исследованиями доказано, что положительная динамика профессиональных интересов учащихся школы вызывает рост ответственного отношения к учению и, как следствие, - рост успеваемости по профилирующим предметам, которые являются основой для выбора профессии.
Таким образом, взаимодействие школы и вуза в предвузовский период располагает возможностью организовать усвоение знаний школьников на более высоком уровне, помочь овладеть навыками самообразования, приблизить формы вузовской и школьной подготовки, познакомить с особенностями коммуникативного общения в вузе, что оказывает влияние на способность будущих студентов к успешной адаптации в вузе.
Данный проект основан на согласовании и приведении в соответствие учебных планов школы и вуза, что является непосредственным примером реализации на деле принципа непрерывности образования, позволяющий обеспечить последовательность изучения содержания предметов, их логику, принцип возрастающей сложности.
В условиях взаимодействия школы и вуза методическая работа представляет собой целостную систему взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и мастерства каждого учителя школы и преподавателя вуза в условиях их тесного сотрудничества и взаимодействия. Учтена необходимость приближения труда каждого преподавателя к труду ученого-исследователя, использующего наблюдение, анализ, моделирование и другие методы исследования.
Таким образом, взаимодействие школы и вуза лежит в основе построения качественного и результативного профессионально ориентированного учебно-воспитательного процесса.
Цель:
Построение образовательного пространства, направленного на расширение и углубление знаний старшеклассников, имеющих устойчивый вектор интересов и способствующего их профессиональному самоопределению
Задачи:
- сформировать единое образовательное пространство (непрерывность образования, в т.ч. использовать INTERNET-технологий);
- создать условия для свободного выбора учащимися различных образовательных маршрутов;
- выстроить модель профильной школы на базе взаимодействия «Школа - ВУЗ» как условие повышения эффективности обучения и ранней профессиональной ориентации обучающихся.
Содержание
Изменения образовательного процесса в школе должны быть целенаправленны на интеграциюразличных ресурсов образовательных учреждений, организаций и специалистов, а также информационно-коммуникационных сетей.
Основными организационными единицами образовательно-консультационного процесса должны стать первичные детско-взрослые сообщества – небольшие исследовательско-проектные группы, включающие наряду со школьниками также педагогов, консультантов и активных родителей. Такое детско-взрослое творческое сообщество функционирует как единая команда в логике наставничества, является средством личностного развития и социализации каждого члена такой группы.
Основным механизмом организации образовательно-консультационного процесса являются индивидуальные образовательные траектории учащихся, которые позволяют выдвигать и обеспечивать необходимые приоритеты на различных его этапах. Учащиеся, согласно своим интересам, должны иметь возможность выбиратьнабор образовательных курсов, глубину освоения отдельных модулей и тем. Образовательно-консультационный процесс обязательно строится на основе учета интересов и проблем самих учащихся.
Образовательная траектория – это педагогически проектируемый оптимальный путь решения индивидуальных образовательных задач с помощью ресурсов образовательной среды и социума, путь, ведущий к достижению персональных образовательных и социальных целей. Разработка индивидуальных образовательных траекторий осуществляется на основе диагностических и консультационных процедур.
Реализуя данный проект, школа способствует тому, что в точках экономического роста и в точках социальной напряженности произойдет наполнение рынка труда необходимыми кадрами, вырастет доверие населения к местным органам власти, вырастет взаимоотношение и взаимодействие общественных и государственных организаций, учащимся будут обеспечены различные образовательные маршруты по способностям, интересам, возможностям. Образование достигнет качественно нового уровня.
Ожидаемые результаты
• Обеспечена непрерывность и преемственность предпрофильного и профильного обучения в младшей, средней и старшей школе.
• Создана программа подготовки школьников к обоснованному выбору профиля в процессе всего периода обучения.
• Разработана система мониторинга и диагностики всех этапов предпрофильной подготовки и профильного обучения.
• Сформирована система взаимодействия школы № 5 с УИОП с различными образовательными центрами Нижнего Новгорода.
• Объединение ресурсов школы, вуза, других организаций по созданию учебной, методической, материальной базы профильной школы.