СВЕДЕНИЯ ОБ УЧИТЕЛЕ
ФИО: Прокудина Лариса Николаевна
Дата рождения: 14 августа 1977г.
Образование: средне – специальное, среднее техническое, высшее.
Наименование учебного заведения,
факультета, год окончания: 1. СПТУ – 16, декоратор – оформитель, 1995г.; 2. Саратовский индустриальный педагогический колледж, мастер производственного обучения, учитель труда и черчения; 3. ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» с отличием с присуждением квалификации учитель технологии и предпринимательства, 2011 год.
Педагогический стаж: 23 года
В МБОУ "СОШ № 30", стаж: 22 года
Высшая категория.
Год прохождения курсов повышения квалификации: 2018г.
Мой девиз:
«Учитель, подготовь ученика, у которого сможешь научиться сам»
I. Динамика учебных достижений обучающихся за последние три года.
Владею возрастной психологией, успешно осуществляю личностно-ориентированный подход в обучении. Обладаю высоким уровнем компетенции: научно-теоретической, методической и практическим уровнем профессиональной подготовки. В работе с учащимися по ИЗО использую программу Б.М. Неменского, которая формирует художественную культуру учащихся как неотъемлемую часть культуры духовной, формирует у учащихся нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Использование данной программы соответствует целям и задачам модернизации школьного образования.
Стараюсь добиваться оптимальных показателей успеваемости и качества знаний. В течение 3 лет работаю со 100% успеваемостью и имею 97- 98 % качества знаний (прил. 1.1).
В работе с младшими школьниками формирую эмоциональную культуру, как процесс, в котором участвуют два субъекта обучения: учитель и учащийся.
В среднем и старшем звене обучающихся приобщаю к проектной деятельности, это дает позитивные результаты и динамику (прил. 1.2). Они с интересом подходят к творческим заданиям и стараются их решить.
Обучающиеся активно принимают участие в школьных и городских выставках, олимпиадах (прил. 1.3).
Творческие работы детей участвует в разных конкурсах: городских, районных, Всероссийских и Международных. Мои ученики имеют грамоты и дипломы. Работы обучающихся можно увидеть в виртуальных музеях городов Москвы и Саратова.
II. Позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам.
Работа на занятиях построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, творческую, коммуникативную и т. д. Все эти виды деятельности подчинены целям развития творческой личности, приобщению детей к жизненно необходимым знаниям, созданию необходимых условий для их самореализации и самоутверждению.
Развитию детского творчества, как учитель ИЗО, уделяю особое внимание. В школе уже несколько лет веду кружок «Капельки». Куда дети приходят с удовольствием разного возраста. К каждому ребенку индивидуальный подход, разноуровневые творческие задания.
Важным звеном во внеклассной работе является организация процесса органического единства воспитания, образования и развитие детей, вовлечение их в разнообразные виды коллективной и творческой деятельности. В зависимости от возраста составляется план работы на год (прил. 2.1).
Кружковые занятия помогают творческому развитию детей. Они проходят в игровой форме, что помогает ребенку показать и реализовать свои таланты, стремиться к творческому поиску и выплеснуть свои эмоции. Ведь для ребенка изобразительное искусство является релаксацией в повседневной жизни, оно учит их мечтать, видеть прекрасное, заставляет пробудить воображение.
Занятия искусством способствуют развитию особого художественно-эстетического восприятия мира, созданию уникальной для каждого ученика модели мира. По мере того как они формируются, их роль становится все более и более активной в построении системы отношений школьника с окружающей действительностью
Данные убедительно показывают, что умение рисовать, возможность реализовать себя и достигать позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности, а их отсутствие — причинами отказа от изобразительного творчества. Стараюсь привить ребятам любовь к изобразительному искусству. Заинтересовываю их, приобщаю к активной деятельности. Обучающиеся выполняют множество творческих и исследовательских проектов. Приобретают опыт участия в выставках, конкурсах детского рисунка (прил. 2.2).
Стараюсь в своей кружковой работе использовать разные подходы, программы и методы.
В школе уже не первый год ведется предпрофильная подготовка в 9 классах. С детьми были проведены следующие элективные курсы: «Конструктор? Архитектор? Дизайнер?» автор Ерхова Т. А. , « Основы художественного проектирования одежды» автор Кирпичникова Л. Н., « Живопись иглой и ниткой на трикотажном полотне» автор Крапивина Н. Ю.. Содержание данных курсов опирается на развитие творческих способностей учащихся, они направлены на воспитание ценностного отношения к окружающему предметному миру.
Дети с удовольствием посещали занятия, создавали свои проекты. В процессе изучения элективных курсов учащиеся имели возможность расширить свои познания и больше узнать о разных профессиях. Они успели побывать и в роли архитекторов, и в роли дизайнеров.
Проекты были представлены на районном фестивале детских театров мод «Визави», на межрегиональном «Весенний вернисаж», в Москве на международном конкурсе молодых "Золотая линия" получили «Гран-при» на фестивале креативной моды и 1 место в номинации эксперимент в региональном конкурсе (прил. 2.3).
В процессе изучения программы по дополнительному образованию театр моды "Фантазия" обучающиеся расширили свои познания в области художественного проектирования одежды, нашли свой образ и стиль, развили чувство вкуса и гармонии. Вместе со мной ребята выполнили творческий проект, создали эскизы и воплотили их в жизнь.
III. Позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя.
Воспитательная работа в классе построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно – организаторскую. Все виды этой деятельности подчинены целям развития творческой личности, приобщению детей к жизненно необходимым знаниям, создание таких условий для ребенка, чтоб он мог самореализоваться. Весь классный коллектив делится на ответственные группы, в каждой группе есть лидер, который является координатором, и которого выбирают сами обучающиеся. Вместе с ребятами планируем работу на неделю и уже координаторы в своих группах распределяют обязанности. Такой подход к работе с детским коллективом позволяет выявить и развивать наклонности детей в ходе практической деятельности, воспитывать внутренние качества.
Так же уделяю большое внимание развитию детского творчества, через приобщение детей к культуре: поездки в театр, посещение музеев в разных городах (Санкт – Петербург, Москва, Владимир, Суздаль и т.д.), готовим с ребятами интересные проекты после своих путешествий. Свои наработки и отчеты в виде презентаций и буклетов показываем обучающимся других классов, делимся своим опытом (прил. 3.1).
Стараюсь, чтобы ученики моего класса были здоровыми и крепкими, поэтому много времени уделяю разным видам спорта (пионербол, баскетбол, футбол, коньки, лыжи, плавание). С поддержкой учителя физкультуры устраиваю соревнования между параллелями. В зимний период времени посещаем каток, спортивную лыжную базу. Весь учебный год ходим в бассейн «Нептун» (прил.3.2).
Большая совместная работа проводиться с воспитанниками детских садов №69, №74, №79. Малыши всегда с радостью ждут новых выступлений и совместных акций (прил.3.3).
Активно привлекаю родителей к деятельности детей и достигаю взаимодействия и согласия в создание эмоционально благоприятного климата в классе. Вместе с родителями проводятся праздники, конкурсы, соревнования и поездки.
Мои ученики отличаются дисциплинированностью, ответственностью, высоким уровнем воспитанности. Родители высоко оценивают благоприятный психологический климат в классе, доброжелательность отношений в коллективе.
Обучающиеся из класса активно участвуют в школьных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и олимпиадах. Занимают призовые места.
IV. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно – коммуникационных, здоровьесберегающих, метод проекта в процессе обучению предмету.
Уроки стараюсь делать содержательными, разнообразными по форме. На уровне целостной системы реализую современные образовательные технологии, такие как:
− развивающее обучение,
− разноуровневое обучение,
− коллективная система обучения (КСО),
− проектные методы обучения,
− обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа),
− информационно - коммуникационные технологии,
− здоровьесберегающие технологии.
На уровне отдельных компонентов системы использую:
− технологии проблемного обучения,
− исследовательский метод,
− лекционно-семинарско-зачетную систему обучения
− технологии использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр,
Использую также технологию музейной педагогики на базе виртуальных и городских музеев.
Работая по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Организовываю учебную деятельность, используя индивидуальные и коллективные формы работы. Также применяю развивающие игры и упражнения. В своей практике широко распространяю поисковые, исследовательские методы обучения.
Занятия проходят один раз в неделю по одному учебному часу, предусмотрено чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучение искусства и является необходимым условием формирования личности. Урок стараюсь строить так, чтобы развить у детей умения и навыки. Формированию культуры восприятия в младших классах способствуют такие приемы, как драматизация, сюжетно – ролевые и творческие игры.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Мне интересно использовать на своих уроках компьютер и мультимедийную установку. Тем самым повышаю результативность урока и заинтересованность детей к изобразительному искусству. На занятиях использую свои презентации и рекомендованные по программе «Саратовским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования» (прил.4.1).
Здоровьесберегающие технологии на уроке ИЗО.
Приоритетными направлениями в моей работе стали:
1. Сохранение и укрепление здоровья школьников.
2. Воспитание внутренней потребности вести здоровый образ жизни.
Моя задача, как учителя ИЗО уделить должное внимание этой проблеме. Это ввести в систему:
- здоровьесберегающие техологии;
- активные формы обучения.
На своих уроках применяю обязательно физминутки, обеспечиваю безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.
Игровые формы, применяемые мною на уроке ИЗО помогают здоровью ребенка:
- подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание);
- игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
- диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов;
- ролевые игры.
Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.
Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства.
Разрабатывая тот или иной проект, следует учитывать не только признаки и характерные особенности каждого из них, но и специфику учебной дисциплины, предметные задачи, заданные учебной программой. При составлении календарно-тематического плана стараюсь выделить ведущую тему (раздел), которые будут вынесены на проектирование. Далее формулирую темы, работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении перечня таких знаний и умений руководствуюсь программными требованиями. Кроме того, сами дети имеют возможность выбрать тему проекта, организационную форму. На протяжении всех занятий выступаю в роли консультанта и помощника, но не эксперта. Нацеливаю детей на проектную деятельность, сообщаю цели и методы работы над ними.
Создавая проект, учащиеся сами выбирают группу, где они смогут проявить себя, показать свои знания и умения. Уроки по программе Б. М. Неменского дают возможность мне применять проектную деятельность, начиная с 1-го класса.
Интересные проекты, дают интересные результаты. Проектные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А так же позволяют получать удовольствие от результата своей деятельности.
Все проекты создаваемые детьми являются их маленькими победами в учебном процессе. Ребята активно вовлекаются в этот интересный процесс, начиная с эскиза и заканчивая итоговым результатом. Им нравиться защищать свои проекты, т. к. в них были вложены идеи, задумки и творческий потенциал.
На примере 1-ых классов, можно увидеть, как ребята стараются приобщиться к проектной деятельности уже на первых уроках. Они вспоминают те навыки и ту информацию, которая им уже была дана, и на этой основе воспринимают новую. Когда мы развиваем наблюдательность ребенка, то акцент делаем на форму тех или иных предметов, и создаем проект «Сказочный лес в разное время года». Перед детьми встают разные задачи, какая форма, какое время года, какой цвет. Они помогают ребенку задуматься, чтобы получить необходимую информацию. Создавая разные формы, он выбирает лучшее, и уже в группе вместе они создают общую композицию. Каждый урок можно построить на отдельный короткий проект, или серию уроков на средний.
Во 2 классе, когда мы проводим параллель между реальностью и фантазией, можно создать поисковый проект. Тогда ребята смогут найти в реальных вещах, ту фантазию, которую проявил художник в своей работе. И на основе этого создать свои творческие проекты.
Ребята могут использовать различные техники исполнения, так же различный материал. Это помогает детям выразить свою эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.
Разбирая темы по изобразительному искусству, в каждом классе составляю сетку проектов, которые могут выполняться на уроках.
Примеры таких проектов:
1- ый класс.
«Яркие странички», создание страниц для книги о бабочках, о рыбах, о птицах, которые украшают орнаментами. Ребята готовят небольшие сообщения о различных видах и представляют свой проект. В физ. минутках можно использовать создаваемые образы.
2 – ой класс.
«Сказки о борьбе теплого и холодного». Весна – это, какое время года теплое или холодное? На протяжении, нескольких уроков группы учащихся создают с помощью выразительных средств необходимое состояние в природе. И придумав сказку защищают свой проект.
3–ий класс.
«Театр». Создание своего театра. Каждая группа детей, может подготовить свой спектакль.
4- ый класс.
«Сказочное путешествие», проект, с помощью которого дети смогут узнать природу, характер построек, образ человека в разной среде. Ребятам нужно будет найти необходимую информацию и используя свои работы защитить.
и т. д.
Применяя метод проектов в начальной школе, уже закладываю фундамент для среднего и старшего звена. И когда ребенок переходит в старшие классы, он уже спокойней ориентируется в потоке информации, и сможет найти аргументы в защиту своего проекта (прил. 4.2)
Пример. Проект средней продолжительности в 4 классе.
« Хлеб – всему голова».
I этап . Экскурсия на хлебокамбинат.
Определение цели, постановка задач.
II этап . Распределение по группам:
· пословицы о хлебе;
· от зернышка к колоску;
· Хлеб на столе – счастье в семье.
Выполнение работы и защита проекта.
В выполнение конкурсных работ, также применяем метод проекта (прил.4.2).
V. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Являюсь активным участником проблемных семинаров, на которых делилась опытом своей работы, также активно принимаю участие в работе школьного и районного МО учителей изобразительного искусства, являюсь его руководителем. Неоднократно являлась членом жюри в различных конкурсах.
За последние годы были даны открытые уроки с использованием ИКТ, направленные на коллективное и индивидуальное творчество.
Владею художественными знаниями, умениями и навыками, постоянно занимаюсь самообразованием, учусь у своих коллег и сама делюсь опытом. Активная позиция помогает мне найти нестандартные решения уроков и новые подходы к обучению, так же проводить мастер – классы на областном уровне (прил.5.1).
Имею грамоты и дипломы за участие в различных конкурсах. В течении последних лет получила грамоты от Министерства культуры и образования Саратовской области за личный вклад в становление и развитие творческой личности обучающихся
VI. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
В данное время окончила четвертый курс в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования при Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского.
В 2006-07 учебном году прошла курсы повышения квалификации «Интернет технологии для учителя - предметника» и защитила проект «Вглядываясь в человека. Портрет»
В 2007-08 учебном году прошла курсы повышения квалификации «Актуальные вопросы преподавания предмета «Изобразительное искусство».
В 2008 году прошла краткосрочные обучение в качестве тьютора (прил.6.1).
В 2009- 10 учебном году посетила семинары в Москве (прил.6.2).
VII. Участие в профессиональных конкурсах.
Принимала участие в конкурсе «Учитель года 2007» и «Учитель года 2008», получила диплом участника. Наш класс награжден грамотой за участие в областном конкурсе «Лучший ученический класс – 2008» (прил.7.1).
|