ИКТ на уроках русского языка и литературы. Жизнь и творчество Владимира Маяковского.
Голомидова Маргарита Леонидовна, учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов п. Советский»
В рамках школьной программы, когда количество учебных часов литературы сведено к минимуму (2 часа в неделю), сложно дать учащимся полное представление о литературном процессе, научить грамотно излагать мысли, самостоятельно работать с различными источниками. Уроки литературы зачастую превращаются в обзорные лекции. Согласно программе модернизации образования возникает необходимость изменения форм и методов преподавания, основанных на современных информационных технологиях. Информационные технологии являются огромным подспорьем в проведении уроков. Они облегчают доступ к информации, позволяют варьировать, индивидуализировать и дифференцировать учебную деятельность. Возникает возможность по-новому организовать обучение, где ученик становится активным участником образовательной деятельности. Поэтому использование ИКТ стало актуальной проблемой современного образования.
Обучение с помощью компьютерных технологий приводит к повышению эффективности усвоения материала, активизации мыслительной деятельности обучающихся.
Работа с компьютером на уроке и во внеурочной деятельности позволяет использовать различные формы наглядности, всевозможные способы представления теоретического материала. Возникает прекрасная возможность применять цвет, графику, анимацию, разнообразный иллюстрированный материал. Учащиеся самостоятельно добывают информацию, оформляют материал к уроку. Такая форма работы ребятам нравится, они с удовольствием создают материал к уроку в программе Microsoft Power Point. Использование данной формы позволяет значительно сэкономить время на уроке, разнообразить наглядность (недостаток ее испытывает, наверное, каждый учитель), а учебный процесс сделать занимательным и оживленным.
Вовлекая учащихся в учебный процесс, способствуешь развитию познавательных способностей детей. Положительным, на мой взгляд, является еще и то, что, подготовив презентацию, ученик должен будет ее защитить, выступая перед всем классом, что способствует развитию речи и навыкам публичного выступления. Это немаловажно в наше время, особенно в рамках общеобразовательной школы, где уроки литературы сведены к 2 часам в неделю. ИКТ позволяют качественно изменить деятельность учащихся. Обучающие программы, созданные при помощи ИКТ, дают возможность проявить себя и наглядно представить результат своих действий. Я использую такие уроки во всех параллелях. Сегодня вашему вниманию предлагаю один из серии уроков по теме «Серебряный век русской поэзии» (творчество В.В.Маяковского)
Цели урока:
1. изучение личности и творческой деятельности поэта.
2. развитие познавательной деятельности учащихся
3. стимулирование познавательной активности учащихся.
Задачи урока:
1. воспитывать познавательную активность
2. развивать умение работать с дополнительной литературой, используя возможности Интернета
3.вырабатывать умение отбирать главное, анализировать.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выход в Интернет .
Методические приемы: лекция с элементами беседы, през0ентация проекта, сообщения учеников, чтение и анализ стихотворений, комментированное чтение.
План урока:
Слово учителя
Доклады-сообщения учеников
Домашнее задание.
Ход урока.
1.Слово учителя.
18 декабря 1912 года достоянием русского читателя стал литературный альманах, который открывался манифестом «Пощечина общественному вкусу». Подписали его люди «новой жизни» - Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Владимир Маяковский и другие футуристы.
«Только мы – лицо нашего Времени..,- заявляли авторы манифеста.- Прошлое тесно, академия и Пушкин непонятнее иероглифов…» Не будем торопиться и обвинять молодежь, а попробуем разобраться с этим словом «футуризм»
2.Доклад-сообщение ученика о футуризме, о его эстетической программе.
Футуризмhttp://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/FUTURIZM.html (от латинского слова futurum – будущее) возник почти одновременно в Италии и России. Впервые русский футуризм проявил себя в 1910 году, именно тогда вышел в свет первый футуристический сборник « Садок судей». Литературный футуризм связан с художественными группировками: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». Многие футуристы пробовали себя еще и как художники: братья Бурлюки, Е.Гуро, А.Крученых, В.Маяковский. Футуризм претендовал на вселенскую миссию: была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразовать мир. Футуристы стремились рационально обосновать творчество, опираясь на физику, математику, филологию. Они восторженно встретили революцию 1917 года, потому что она воспринималась как массовое художественное действо.
Для футуристов характерной чертой стала эпатажность «пощечина общественному вкусу» - так назывался альманах футуристов. Для них самое страшное было равнодушие слушателей, а необходимым условием существования становился литературный скандал, освистывание и осмеяние. Такую реакции провоцировали крайности в поведении поэтов: начало и конец выступления отмечались ударами гонга, К.Малевич выходил с деревянной ложкой в петлице, Маяковский – в желтой кофте (женской по тогдашним критериям), А.Крученых носил на шее диванную подушку… Что касается стиля, то футуристы обновляли значения слов, проявляя словотворчество: А.Крученых предлагал вместо слова «лилия» сконструированное им слово «еуы», сияющее, как ему казалось, первоначальной чистотой. Появились синтаксические смещения: делались попытки внести «телеграфный» синтаксис (без предлогов). Были и смысловые смещения. Футуризм оказался творчески продуктивен: он изменил отношение к проблеме понятности- непонятности в искусстве – это необходимое условие полноценного восприятия.
Футуристы вынесли искусство в народ, на улицы. Их слово было нацелено на чтение вслух, громкую декламацию.
(читается стихотворение «Ночь», «Нате!»)
3. Слово учителя
« А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейтах водосточных труб?» Кому посвящен этот вопрос великого футуриста Владимира Маяковского? Его творчество всегда было предметов острых споров, дебатов. И речь здесь не только о литературе, но и об искусстве, действительности, о роли поэта и поэзии. «Я хочу быть понят моей страной» - эта строка из стихотворения В.В. Маяковского звучит как просьба и заклинание. И надобно действительно понять поэта , а не судить о нем поверхностно. В 80-е годы в школьной программе тоже изучалось творчество Маяковского – певца Октябрьской революции, но его творчество было представлено однобоко. А ведь Маяковский – это целый мир, именно Маяковский оказывается тем поэтом, о жизни которого сколько ни говори, всегда будет сказано мало. «Можно много подобрать прилагательных для описания лица В.Маяковского: волевое, мужественно-красивое, умное, вдохновенное, - писала Лидия Сейфуллина. – Все эти слова подходят, не льстят и не лгут, когда говоришь о Маяковском. Но они не выражают основного, что делало лицо поэта незабываемым. В нем жила та внутренняя сила, которая редко встречается во внешнем выявлении. Неоспоримая сила таланта, его душа»
4.Доклады-сообщения учеников о биографии поэта.
• Детство. Грузия. Революция. http://sch69.narod.ru/raz/2/688/index3.htm
• Москва. Марксизм. Искусство http://feb-web.ru/feb/mayakovsky/encyclop/le7-046-.htm
• Москва. Берлин. Париж. http://www.peoples.ru/love/mayakovsky-brik/facts.html
• Советский Колумб. http://www.v-mayakovsky.narod.ru/photo.html
• Последние годы жизни. Смерть поэта. http://www.bibliotekar.ru/chip/4.htm
5. Доклады-сообщения учеников о творчестве поэта.
• Лирический герой раннего Маяковского http://prihkatja.narod.ru/majakovsky.htm
• Первая мировая война –новая веха в творчестве поэта.
• «Левый марш» - самое революционное стихотворение Маяковского - новый художественный конфликт в лирике поэта http://www.davno.ru/posters/publications/lef/
• Сатира Маяковского – любимое оружие поэта (по словам самого Маяковского) =%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BE%D0%BA%D0%BD%D0%B0+%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0+%D0%BC%D0%B0%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&
• Влияние творчества Маяковского на поэтов 60-х годов ХХ века. http://www.v-mayakovsky.narod.ru/photo.html
6. Домашнее задание.
1. Усвоить материал урока.
2.Определить тематическую направленность лирики Маяковского
3 Выучить наизусть стихотворение по выбору.
Приложение 1
Приложение 2
|