ТРЕНАЖЁРЫ «ЕГЭ: ХИМИЯ - ДО»
назначение:
для дистанционной подготовки учащихся XI (XII) классов к ЕГЭ по химии в системе ДО «Прометей 4.3»
общее число тренажёров – 58
из них
тренажёр-тренинг – 25
тренажёр-самопроверка – 25
тренажёр-экзамен – 8
содержание тренажёра соответствует спецификации экзаменационной работы по химии ЕГЭ 2008 года и демоверсии 2009 года, рекомендованной ФИПИ (сайты:
http://ege.edu.ru и/или http://www.fipi.ru)
распределение тренажёров по содержательным блокам
1. содержательный блок «ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ»
тренажёры содержат контрольно-измерительные материалы для оценки уровня подготовки выпускников XI (XII) классов образовательных учреждений по элементам содержания учебного материала содержательного блока школьного курса (базового и профильного) химии «Химический элемент»; задания тестов ориентированы на проверку следующих видов умений: определять степень окисления, характеризовать строение атома и общие свойства химических элементов и их соединений на основе положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева
доля элементов данного блока от общего числа содержательных элементов составляет 13,8% (8 тренажёров)
тренажёр-тренинг: №1, №3, №5
тренажёр-самопроверка: №2, №4, №6
тренажёр-экзамен: 1, 2 варианты
№1, №2 – «Строение атома»
№3, №4 – «Степень окисления»
№5, №6 – «Закономерности изменения свойств по ПСХЭ»
2. содержательный блок «ВЕЩЕСТВО»
тренажёры содержат контрольно-измерительные материалы для оценки уровня подготовки выпускников XI (XII) классов образовательных учреждений по элементам содержания учебного материала содержательного блока школьного курса (базового и профильного) химии «Вещество»; задания тестов ориентированы на проверку следующих видов умений: определять вид химической связи и тип кристаллической решётки в неорганических и органических веществах, классифицировать вещества по составу и строению и называть их по «тривиальной» и систематической номенклатуре, составлять структурные формулы изомеров и гомологов органических веществ, характеризовать химические свойства простых (металлов и неметаллов) и сложных (оксидов, кислот, оснований и солей) веществ; составлять уравнения химических реакций, подтверждающих генетические связи между неорганическими и органическими веществами
доля элементов данного блока от общего числа содержательных элементов составляет 34,5% (20 тренажёров)
тренажёр-тренинг: №7, №9, №11, №13, №15, №17, №19, №21, №23
тренажёр-самопроверка: №8, №10, №12, №14, №16, №18, №20, №22, №24
тренажёр-экзамен: 1, 2 варианты
№7, №8 – «Химическая связь»
№9, №10 – «Строение вещества»
№11, №12 – «Классификация, гомология, изомерия и номенклатура органических веществ»
№13, №14 – «Классификация и номенклатура неорганических веществ»
№15, №16 – «Химические свойства простых веществ (металлов и неметаллов)»
№17, №18 – «Химические свойства оксидов и гидроксидов»
№19, №20 – «Химические свойства солей»
№21, №22 – «Генетические связи неорганических веществ»
№23, №24 – «Генетические связи органических веществ»
3. содержательный блок «ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ»
тренажёры содержат контрольно-измерительные материалы для оценки уровня подготовки выпускников XI (XII) классов образовательных учреждений по элементам содержания учебного материала содержательного блока школьного курса (базового и профильного) химии «Химическая реакция»; задания тестов ориентированы на проверку следующих видов умений: классифицировать химические реакции по всем известным признакам классификации; вычислять скорость реакции, характеризовать факторы, влияющие на скорость реакции и состояние химического равновесия; составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований и солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; определять сущность процессов гидролиза и электролиза; молекулярные и ионные уравнения гидролиза солей; уравнения электродных процессов и суммарные уравнения электролиза расплавов и водных растворов солей; определять окислитель и восстановитель, составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций, определять сущность явления коррозии как окислительно-восстановительного процесса
доля элементов данного блока от общего числа содержательных элементов составляет 31% (18 тренажёров)
тренажёр-тренинг: №25, №27, №29, №31, №33, №35, №37, №39
тренажёр-самопроверка: №26, №28, №30, №32, №34, №36, №38, №40
тренажёр-экзамен: 1, 2 варианты
№25, №26 – «Классификация химических реакций»
№27, №28 – «Скорость химической реакции»
№29, №30 – «Химическое равновесие»
№31, №32 – «Электролитическая диссоциация»
№33, №34 – «Реакции ионного обмена»
№35, №36 – «Гидролиз»
№37, №38 – «Окислительно-восстановительные реакции. Коррозия»
№39, №40 – «Электролиз на инертных электродах»
4. содержательный блок «ПОЗНАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ»
тренажёры содержат контрольно-измерительные материалы для оценки уровня подготовки выпускников XI (XII) классов образовательных учреждений по элементам содержания учебного материала содержательного блока школьного курса (базового и профильного) химии «Познание и применение веществ и химических реакций»; задания тестов ориентированы на проверку следующих видов умений: характеризовать способы получения и применение важнейших неорганических и органических соединений, связанные с их химическим синтезом нормы и правила индивидуальной и экологической безопасности; составлять химические уравнения качественного обнаружения важнейших неорганических ионов и органических веществ; осуществлять вычисления по химическому уравнению и вычисления, необходимые для вывода молекулярной формулы химического соединения
доля элементов данного блока от общего числа содержательных элементов составляет 20,7% (12 тренажёров)
тренажёр-тренинг: №41, №43, №45, №47, №49
тренажёр-самопроверка: №42, №44, №46, №48, №50
тренажёр-экзамен: 1, 2 варианты
№41, №42 – «Синтез неорганических соединений. Экологическая и индивидуальная безопасность»
№43, №44 – «Природные источники углеводородов и их переработка. Органический синтез»
№45, №46 – «Качественные реакции на неорганические и органические вещества»
№47, №48 – «Вычисления по химическому уравнению»
№49, №50 – «Вывод молекулярной формулы химического соединения»
общее время работы с тренажёром любого вида – 36 минут (в рамках академического часа: 00.40)
время выполнения отдельного вопроса не ограничено (00.00), учащийся сам распределяет его в пределах общего времени работы с тренажёром (00.40)
- можно возвращаться к пропущенным (трудным) вопросам неограниченное число раз в рамках отведённого времени
- при работе с тренажёром-тренинг учащиеся получают двукратный допуск, при работе с тренажёром-самопроверка и тренажёром-экзамен – единовременный допуск
структура тренажёра соответствует классической структуре экзаменационной работы по химии ЕГЭ (А + В + С), но число заданий естественно сокращено с целью уменьшения времени выполнения теста: с 180 минут ЕГЭ до 40 минут в рамках школьного урока
структура тренажёров №1-№40 и №47-№58 – 8А + 2В + 1С
УРОВЕНЬ А – 8 заданий (2 минуты на 1 задание, всего 16 минут)
тип вопросов: «один из многих»
вес вопроса – 1 балл
УРОВЕНЬ В – 2 задания (5 минут на 1 задание, всего 10 минут)
типы вопросов:
1) «соответствие» 2) «многие из многих» 3) «поле ввода»
вес вопроса – 2 балла
УРОВЕНЬ С – 1 задание (10 минут)
типы вопросов:
1) «упорядочение» 2) «несколько пропущенных слов» 3) «поле ввода»
4) «несколько полей ввода»
вес вопроса – 4 балла
Структура тренажёров №41-№46 – 10А + 2В-С
УРОВЕНЬ А – 10 заданий (2 минуты на 1 задание, всего 20 минут)
тип вопросов: «один из многих»
вес вопроса – 1 балл
УРОВЕНЬ В-С – 2 задания (8 минут на 1 задание, всего 16 минут)
типы вопросов:
1) «соответствие» 2) «многие из многих» 3) «поле ввода» 4) «несколько пропущенных слов»
вес вопроса – 3 балла
распределение заданий по уровню сложности
|
число заданий
|
максимальный балл за выполнение заданий
|
% от общего максимального балла
|
базовый (А)
|
8
|
8
|
50% (проходной балл)
|
повышенный (В)
|
2
|
4
|
25%
|
высокий (С)
|
1
|
4
|
25%
|
итого
|
11
|
16(максимальный балл )
|
100%
|
система оценивания результатов выполнения теста
не менее 50% (8 баллов) – «3» (удовлетворительно)
не менее 75% (12 баллов) – «4» (хорошо)
не менее 90% (14 баллов) – «5» (отлично)
для учащихся разработаны:
1) «ПЕРВОКЛАШНАЯ ИНСТРУКЦИЯ СЛУШАТЕЛЯ», содержащая алгоритм работы в системе ДО «Прометей 4.3»
2) «ДОМАШНЯЯ ИНСТРУКЦИЯ СЛУШАТЕЛЯ», содержащая рекомендации организации домашнего обучения в системе ДО «Прометей 4.3» с использованием личного компьютера
3) «ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЛЕНИВЫХ», содержащая описание структуры теста и правила работы с тренажёром «ЕГЭ: ХИМИЯ - ДО»
для учителей разработана «ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ», содержащая рекомендации и советы по организации учебного процесса с применением ДО «Прометей 4.3» для дистанционной подготовки учащихся XI (XII) классов к ЕГЭ по химии
Составитель тренажёров дистанционного обучения «ЕГЭ: ХИМИЯ - ДО»
Пашкевич Светлана Витальевна
преподаватель химии МОУ СОШ №4 и СУНЦ УрГУ им. А.М. Горького города Екатеринбурга, учитель высшей категории
Работа проверена и рецензирована
Черемичкина Ирина Александровна
преподаватель кафедры химии и биологии СУНЦ УрГУ им. А.М. Горького города Екатеринбурга, учитель высшей категории
Ермишина Елена Юрьевна
старший преподаватель кафедры общей химии УГМА города Екатеринбурга, кандидат химических наук
НЕДЕЛЬНАЯ ЦИКЛОГРАММА ЗАНЯТИЙ (3 часа в неделю)
урок
|
вид занятия
|
используемые ресурсы:
тренажёры
«ЕГЭ: ХИМИЯ - ДО»
|
1 урок
|
урок-лекция:
актуализация изученного предметного содержания по теме
|
тренажёр-тренинг
в системе ДО
|
2 урок
|
урок-практикум:
решение типовых заданий и заданий повышенной сложности по теме
|
тренажёр-самопроверка
в системе ДО
|
3 урок
|
урок-семинар:
коррекция «западающих вопросов» темы
|
тренажёр-экзамен
в системе ДО
(по завершении
СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО БЛОКА)
|
|