В жизни человека бывают разные встречи… Но вот приходит день, когда случается главная, которая становится открытием, откровением, прозрением, причастием… И душа твоя начинает трудиться…
…1998 год. Ивановская церковь Красненькая. Ловлю себя на мысли, что не могу оторвать взгляд от лица отца Михаила, который о чем-то тихо беседует с пожилой женщиной. Несколько раз вижу, как он смотрит в мою сторону. Нет, я никогда не решусь подойти… Закончив разговор, направляется ко мне: «День добрый. Вам нужна помощь?» Добрые светлые глаза, голос, как теплая волна, проникает в каждую мою клеточку. Начинаю что-то сбивчиво говорить: семья, ребенок, работа. «Вы педагог?» «Да, но слово педагог мне не очень нравится, скорее учитель.» Взгляд, полный любви и умиротворения, тихий голос: «Так ведь Учитель у нас один. Право учить нужно заслужить».
С этого момента я меньше всего думаю о том, что я – учитель. Все последующие годы работы в школе я стараюсь заслужить у своих учеников это право называться учителем. Я делюсь с ними своими знаниями на уроках мировой художественной культуры, на которых главными стали слова Л.М. Предтеченской: «Взволновав, заставить задуматься». Стараюсь открыть для них удивительный мир красоты и творчества, увидеть в каждом неповторимую личность и помогать им развивать в себе свои лучшие качества, хочу найти в ребенке ту точку опоры, которая поможет ему обрести веру в себя и научиться чувствовать, сопереживать, думать, отдавать.
И, пожалуй, самое главное – не жалеть души и времени для ребят. Дети легко прощают взрослым их промахи, но не равнодушие. Как часто к знаниям нужно прибавить интуицию! Можно ошибаться, но признавать ошибки, можно не знать, как поступить, но нужно точно знать, как нельзя поступать. И тогда можно рассчитывать на то, что когда-нибудь подросток захочет впустить тебя, по сути, постороннего человека, в свой мир. Быть ребенку старшим другом, спасателем, помощником - сколько ролей за день примерит на себя педагог! Мои ребята учатся жить в мире людей; пожалуй, эта задачка потруднее многих, поэтому я в любой ситуации должна быть рядом с ними: помочь, посоветовать, а иногда и просто вместе помолчать. Классный руководитель, как и друг, - понятие круглосуточное…
…Ноябрь 2002 года. Школа. Перемена. После урока лечу на всех парусах в столовую, чтобы «проконтролировать», как мои девятиклассники завтракают. Навстречу мне идет директор школы, и, как в задачке по математике за 5 класс, понимаю, что «объекты двигаются навстречу друг другу» неспроста. Так и есть. «Наталия Владимировна, мы хотим выдвинуть Вашу кандидатуру на конкурс «Учитель года», как Вы относитесь к такой идее?» Я – «Учитель года»? Ну, что Вы, уважаемый директор! Не справлюсь, не оправдаю, завалю… Директор: «Надо пробовать. У Вас получится». Говорю первое, что пришло в голову: «Мне надо посоветоваться с ребятами». Следует недоуменный взгляд: «Ну, посоветуйтесь…» После столовой приходим в класс, рассказываю своим ученикам о предложении директора. Все в один голос кричат : «Да!»
- Будет сложно.
- Поможем!
- Будет куча проблем.
- Решим!
- Я не знаю, надо ли мне это.
- Мы знаем!
Ну, все. И зачем я тут «развела демократию»? Но отступать уже некуда…
И закрутилось-завертелось: папки, статьи, сценарии, открытые уроки, импровизации, выступления. Ребята, и правда, дневали и ночевали со мной в школе: рисовали, клеили, пели, писали, учили, искали, поддерживали, вселяли уверенность. Сколько глаголов действия на пути к успеху!
Одним из заданий конкурса было размышление о том, почему я пришла работать в школу. Пожалуй, именно тогда, работая над статьей, я впервые серьезно задумалась о том, а могло ли быть иначе. Вспомнились слова героя фильма Т. Абуладзе «Покаяние»: «У каждого своя дорога к храму». И к Храму Души. И к Храму Знаний тоже. И все же почему я в школе?
Может быть, потому, что мама - учитель? Ну, не во всех же семьях учителей дети идут в педагогический! У нас в роду много учителей. Нет, это тоже не повод. И тогда я вспомнила разговор со своим дедушкой, который когда-то мне сказал: «В нашей семье отношение к Учителю особенное». Вот оно, начало. Я выросла в семье, воздух которой был пропитан любовью к Учителю, школе, ученикам. Я видела, каким «можно и должно» быть учителем. Представьте, мой дедушка, оставив вечером гостей на свадьбе сына, сбежал, как мальчишка, к своей старенькой учительнице, чтобы поделиться радостью. Моя мама 45 лет переписывалась со своим школьным учителем, а когда ей, студентке, в Ленинграде понадобился его совет, он, не раздумывая, приехал к своей ученице. Я выросла с ощущением, что мамина работа – это смысл ее жизни, и ученики до сегодняшних дней любят ее, благодарят и поддерживают отношения Разве могла я выбрать другой путь? Нет, все было предрешено. И я поступила в мамин институт…
У каждого учителя свои критерии успешности. Для себя самыми важными считаю слова своих выпускников и учеников: «Наталия Владимировна, я теперь не пропускаю ни одной премьеры в театре», «Н.В., я наконец-то побывала в Третьяковке!» Или: «Н.В., Вы научили нас слышать друг друга». А вот еще: «Н.В., нам так было интересно с Вами в школе, в институте все по-другому…» Спасибо, мои дорогие. Ваши слова и есть мои критерии успешности. И когда вы называете меня учителем, для меня это самая главная награда.
… Передо мной в рамочке стоит диплом, в котором написано, что я – «Учитель года-2003». Конкурс мы все-таки с ребятами выиграли. Незабываемо то, что мы вместе шли к успеху. И именно тогда, после победы, я вывела для себя формулу общения с моими учениками: «Любить и беречь ребенка, стремиться к нему и иметь что ему дать в наше жесткое время». С ней и иду по жизни.
Ковалева Наталия Владимировна МОУ СОШ № 24 г. Новороссийска
|