Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Передовой педагогический опыт: проблемы поиска и способов распространения.
1. Что такое педагогический опыт?
Педагогический опыт в широком смысле – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного учителя, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетенции педагогических работников образовательных учреждений. Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности.
Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:
1. Образец хорошей работы.
2. Деятельность, в которой воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта, технологии.
3. Новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.
Передовой педагогический опыт должен быть источником решений педагогической проблемы. Какие могут быть в образовательном учреждении насущные проблемы:
· низкое качество знаний;
· слабая подготовка учащихся;
· недостаточный уровень развития речи, мышления, памяти и других психических процессов;
· осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;
· низкий уровень воспитанности;
· пробелы в формировании ЗУН учащихся по различным предметам (формирование орфографической зоркости, навыков устного счёта, обучение написанию сочинений и др.);
Если есть затруднения, педагог его разрешает, создаёт опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нём можно и нужно рассказать другим. Передовой педагогический опыт изучают, обобщают и распространяют.
Необходимо учитывать следующие признаки ППО:
1. Актуальность, социальная значимость учебно-воспитательных задач.
2. Новизна опыта. Рекомендуется рассматривать что-то новое для данной школы, района, области.
3. Более высокая результативность в обучении, воспитании и развитии учащихся.
4. Оптимальность педагогического опыта: достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей экономной затрате сил и времени педагогов и учащихся так, чтобы данный опыт не стал помехой для решения других не менее важных образовательных и воспитательных задач.
5. Стабильность опыта, получение высоких результатов в течение длительного времени.
6. Повторяемость основных элементов опыта в других условиях, другими педагогами других школ.
7. Перспективность опыта.
8. Научная обоснованность. Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе проб и ошибок.
Для характеристики педагогов – носителей педагогического опыта чаще всего употребляются понятия «профессиональное мастерство», «новаторство», «исследовательский подход».
Учитель-мастер свободно владеет профессиональной технологией, творческим подходом к делу и достигает высоких результатов в обучении и воспитании.
Учитель-новатор отличается качествами мастера и наряду с этим вносит в работу новые формы, методы, средства, повышающие эффективность педагогического процесса. Для такого учителя как творца характерны оригинальность стиля работы, рационализаторство, прогрессивные новации.
Работа учителя-исследователя характеризуется не только мастерством, новаторством и творчеством, но и элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, прогнозированием и моделированием педагогического процесса, высоким развитием педагогического мышления, педагогической эрудиции. Такой учитель владеет педагогическим и исследовательскими умениями и навыками педагогического анализа.
2. Приемы выявления опыта:
1. Наблюдение за деятельностью учителя через посещение уроков и внеклассных мероприятий.
Посещая открытие занятия опытных педагогов, их коллеги и руководители школ коллективно обсуждают, замечают те стороны, которые действительно являются передовыми и может стать достоянием других.
2. Найти можно при анализе итогов учебного года – увидели позитивные, стабильные результаты у учителя, значит, есть у него своя система, можно её оформлять как опыт.
3. Увидеть опыт можно в ходе аттестации учителя, особенно на первую и высшую квалификационные категории.
4. Запланировать из проблемы класса, выявленной на диагностической основе.
5. Запланировать самому учителю как тему по самообразованию, актуальную для педагога и для современного образования на данном этапе работы.
6.Педагогические советы, совещания по проблемам педагогики. Перед их проведением ведется большая подготовительная работа: посещаются и анализируются учебно-воспитательные занятия разных педагогов, изучается литература, подготавливается выставка, отражающая опыт, готовятся основные доклады и содоклады. На совете, совещании коллективно обсуждаются поднятые в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех факторов и условий, которые обеспечили успех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллективов, после обсуждения вопроса выносятся рекомендации об использовании передового опыта.
7.Научно-методическая и научно-практическая конференции – удачная форма изучения и обобщения опыта. В соответствии с темой конференции учителя изучают литературу и осмысливают собственный опыт коллег.
8.Педагогическая выставка, отражающая опыт, например дидактический материал, способствующий активизации учебного процесса, образцы планов, конспектов и методических разработок по разным вопросам.
9.Изучение документации (календарно-тематическое планирование, классные журналы и т.д.)
10.Диагностические методики.
(В ИМС есть книга «Диагностика успешности учителя, в которой предложены самые различные диагностические методики, для оценки профессионализма учителя).
11.Беседы с учителем.
3.Формы распространения ППО:
· Семинар-практикум,
· Педагогическая мастерская,
· Мастер-класс,
· Аукцион «педагогических идей»,
· Банк педагогического опыта,
· Творческий отчёт.
· Печатные способы распространения ПО (публикации в газете, брошюры и т.п.).
· Общественная презентация опыта,
· Информационная выставка,
· Стендовый доклад.
· Педагогический совет.
· Заседания методического объединения.
· Различные конкурсы педагогического мастерства («Педагог года», «Урок года», «Конкурс методических разработок» и др.).
Памятка учителю, обобщающему свой опыт.
1. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы. Постарайтесь сформулировать её как можно конкретнее.
2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические материалы, тексты сочинений и контрольные работы учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьников. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.
3. Внимательно следите за методической литературой, ведите библиографические списки по интересующим вас вопросам.
4. Приведите в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных заданий для учащихся и др.), сопроводив их краткими разъяснениями.
5. Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
6. Определите форму обобщения. Это могут доклад, статья, методическая разработка или рекомендации.
7. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса) затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые могут быть использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточните план. В нем должна быть заложена основная идея и логика изложения темы.
8. Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований.
9. Главный критерий хорошего опыта – результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.
10. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках.
11. При оформлении доклада или статьи тщательно работайте не только над содержанием, но и над текстом рукописи. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать наукообразно. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. Следите за связанностью и правильностью речи. Проверьте, нет ли стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок в тексте, описывающем ваш опыт.
12. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и др.). Работая над обобщением собственного опыта старайтесь поддерживать связь с учреждениями повышения квалификации (институтом повышения квалификации, институтом усовершенствования учителей, институтом развития образования). Обращайтесь к руководителю школьного или районного (городского) методического объединения, а также к руководителям вашего образовательного учреждения и методистам отдела (управления) образования.
13. Представляйте материалы для обобщения вашего педагогического опыта заранее, одновременно с заявлением в аттестационную комиссию. Помните, что результативность вашей аттестации на квалификационную категорию напрямую зависит от содержания и качества представления вашего индивидуального педагогического опыта.
Методические рекомендации учителю,
обобщающему индивидуальный педагогический опыт.
1. Профессионально корректно и грамотно сформулируйте тему опыта. Определите её актуальность с позиций состояния образования в целом и проблем конкретной образовательной практики в частности. Сформулируйте пакет задач, ориентированных на разрешение проблем.
2. Следите за научной и учебно-методической литературой по теме вашего индивидуального опыта. Ведите библиографические списки. Используйте потенциал электронных ресурсов сети Интернет.
3. Приведите в систему ваши методические материалы (планы, дидактические материалы, схемы, таблицы, тестовые задания и т.д.)
4. Определите форму обобщения своего опыта. Это может быть доклад, статья, компьютерная презентация, методические рекомендации, исследовательская работа.
5. Составьте план темы. Напишите тезисы, в которых будет заложена основная идея и логика изложения темы.
6. Уделите особое внимание технологическому этапу описания опыта, т.е. покажите ваш индивидуальный стиль работы: «как я это делаю».
7. Помните главный критерий хорошего опыта – результаты. Рассказ об опыте неубедителен и профессионально неинтересен, если в нем не отражено, как формируются те или иные умения, компетенции, происходит прирост в знаниевой парадигме учащихся.
8. При оформлении текста разумно распределяйте количество информации по разделам: сокращайте введение, избегайте общих фраз, уходите от наукообразности текста. Следите за логикой изложения в основной части работы. Проверьте текст на возможное наличие стилистических, грамматических, пунктуационных ошибок.
9. Подберите правильно оформление приложения.
10. Подумайте о формах и способах распространения опыта: (мастер-класс, выступление на педагогическом совете и т.д.).
Оформление опыта оценки педагога:
1. Методическая копилка (постоянно действующая рубрика «Методического уголка», куда помещаются статьи педагогов о своих методических приёмах). Материал постоянно оформляется в альбом.
2. Вести с уроков учителей (постоянно действующая рубрика «методического уголка», куда заместитель директора по УВР помещает отзывы о помещённых уроках). Материал постепенно оформляется в альбом.
3. Методические альбомы (оформляются по итогам работы единые методические темы, например, «Развитие личности младшего школьника», «Личностно – ориентированное образование» и др). Помещаются доклады и статьи педагогов, выступающих на научно – практических конференциях, семинарах, методических объединениях.
4. Карточки передового педагогического опыта.
Литература
• Боровская Л. Педагогический опыт: мастерство плюс практика. // Управление школой,2007,№13. – с.24-26.
• Валеев Г.Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода.// Педагогика. – 2005,№5. – с.39-44.
• Гранты – не награда за прошлое, а авансы на будущее. // Управление школой. Первое сентября,2007,№9. – с.14-17.
• Гревцова И. Общественный школьный фонд. // Воспитательная работа в школе. -2004,№1. – с.53-61.
• За что дают деньги. О моделях грантовой поддержки системы образования в Великобритании. // Управление школой. Первое сентября. – 2007,№10. – с.41-43.
• Попова И.Н. Обобщение передового педагогического опыта. // Завуч,2006,№6. – с.113-116.
• Реестр образовательных проектов, получивших гранты Мингорисполкома в 2006 году. // Столичное образование сегодня. – 2007,№2. – с.52-68.
• Рулевская Л.В. Использование информационно-коммуникативных технологий для обобщения и распространения педагогического опыта. // Методист,2007,№3. – с.26-27.
• Сиденко А.С. Педагогические изюминки. // Папка. Интернет-журнал «Эйдос». Рубрика: Методика в школе.
• Старикова В.С. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. // Пазашкольнае выхаванне. – 2006,№5. – с.27-30.
• Строкова Т. Мониторинг педагогических нововведений. // Директор школы. – 2006,№6. – с.34-43
• Файн Т. Выявление, изучение и представление педагогического опыта . // Практика административной работы в школе. – 2005,№7. – с.6-9.
• Шакура С.Д. Формирование умения учиться через коллективный способ обучения. // Веснiк адукацыi. – 2004, № 6. – с.39-42.
|