Прежде чем приступать к разработке программы информатизации школы, необходимо разобраться для самих себя, ответить на следующие вопросы:
Когда ответы на эти вопросы составителю программы ясны (ниже приведены необходимые объяснения), можно приступить собственно к составлению (разработке) программы. На этом этапе также необходимо ясно представлять себе, как это делается. Здесь необходимо прояснить для себя следующее:
Каждому разработку программы информатизации, каждому методисту, помогающему в этом процессе, необходимо помнить, что программа информатизации школы является составной частью программы развития ОУ. Это означает, что она должна органично вписываться в образовательную программу школы, стать ее составной частью. Тем не менее, программа информатизации каждой школы должна обязательно содержать некоторые основные разделы. Опыт реализации проекта информатизации показал, что наиболее удачной является следующая принципиальная схема программы информатизации школы (далее — ПИШ):
Рисунок 1. Принципиальная схема программы информатизации школы
- Раздел «Общая часть», из которого должно быть ясно, в каких элементах Проекта информатизации принимает участие ОУ, каких результатов планирует достичь?
Особое внимание следует уделить описанию условий (внешних и внутренних по отношению к школе), которые во многом определяют степень достижения планируемых результатов.
При этом, следует выделить (разделить) как результаты значимые для школы, так и для всех уровней реализации проекта (муниципалитет, регион, федерация).
- Раздел «Основные идеи, цели и задачи» должен показать какие приобретения может получить школа от реализации программы, какие, при этом, может понести потери. Те есть, данный раздел во многом определяет набор конкретных проектов.
- Подразделы «Проекты». Здесь описываются конкретные проекты, которые школа планирует осуществить на каждом этапе реализации Программы.
Рассмотрим возможные ответы на поставленные вопросы.
Что такое программа, чем она отличается от плана мероприятий?
Программа в отличие от плана мероприятий ориентирована на изменение, на «шаг развития». План обычно (так сложилось) составляется «от сегодняшнего дня», вперед, насколько хватит воображения у составителя. Как правило, составляя план, мы отвечаем на вопрос, что можно сделать. А длительность (продолжительность) плана зависит от множества условий, как правило, внешних: на сколько надо. Программа, по крайней мере в момент своего составления, не привязана к срокам. Вопрос о планировании во времени встает на одном из последних этапов работы над программой.
Вопрос, на который отвечает программа – другой. Что необходимо сделать, чтобы…. Поэтому при составлении программы всегда сначала необходимо задать вопрос, что должно произойти, а потом – как именно этого добиться. Поэтому программа всегда составляется не от нынешнего момента вперед, а наоборот, от завтрашнего дня, от образа потребного будущего, к сегодняшней, наличной ситуации. В этом главное отличие плана от программы. Сразу же заметим, что программа – гораздо более ответственный документ, задавая образ результата (того, что получится в конце) мы берем на себя ответственность за собственные действия по его достижению.
Программа, задавая результат, проявляет наши намерения, показывает в явном виде, на что именно направлены наши действия. И, следовательно, программа гораздо «строже» к результатам: прямо указывая, что должно быть получено.
В рамках федеральных, региональных программ и проектов школам предоставлено достаточное количество ресурсов (Интернет, компьютеры, интерактивное оборудование, комплекты цифровых образовательных ресурсов и т.д.), которые при грамотном использовании могут позволить школе перейти на новый, более высокий, уровень образовательной деятельности. Вопрос состоит в том, как использовать эти ресурсы. Можно действовать двумя способами.
- Составить план использования тех благ, которые предоставляются школам, и назвать этот план Программой.
- Составить собственную программу информатизации, используя предоставляемые блага в качестве ресурса.
Ясно, что в первом случае школа будет пытаться использовать то, что так неожиданно стало доступным. Скорее всего, в таком случае несколько возрастет оснащенность школы – в плане доступности новых ЦОРов, материальной базы, ИКТ-компетентности учителей.
Если же составляется собственная программа информатизации ОУ, то школьный коллектив может осуществить «шаг развития», изменить ситуацию в школе, а материальная оснащенность школы и повышение ИКТ-компетентности педагогов станет средством этого шага.
Из каких элементов (блоков) должна состоять программа? Какова «нагрузка» каждого элемента (блока)?
Основные элементы (блоки) программы – следующие.
Цель
Чего мы хотим достичь, на какой результат выйти, выполняя программу? Элемент Программы «Цель» тесно связан с другим ее элементом «Результат». Фактически это равнозначные элементы, организующие всю программу в целом. Цель программы может быть сформулирована как разрешающая проблему, которая стоит перед школой.
Цель – более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Цель обычно касается нового качества, которое мы хотим получить по окончании программы.
Цель может, например, определять:
- новое качество предоставляемых школой образовательных услуг;
- новую номенклатуру предоставляемых услуг;
- новые условия обучения школьников;
- изменение технической оснащенности и т.д.
Однако, как правило, цель программы связана с основной деятельностью той организации, которая составляет и осуществляет программу. Поэтому среди приведенных примеров более важной целью является новое качество образования, а изменение технического парка школы – менее важной (частной) целью.
Анализ реальной ситуации
Постановка цели программы всегда связана с анализом реальной ситуации в реальной организации. Анализ ситуации может предварять в программе постановку цели, а может остаться за рамками программы (текста). Но работа по анализу ситуации обязательно должна быть проведена. В этой работе может помочь заполнение анкеты информатизации ОУ.
Программы, составляемые в рамках Проекта информатизации, конечно же, связаны с изменением информационного пространства школы, ее образовательной среды. Однако цель, которую ставит школа, может быть шире. Например, цель программы может формулироваться как повышение конкурентоспособности школы. Тогда насыщение образовательной среды ИКТ-составляющими станет средством или отдельной задачей. Важно, чтобы цель, которая сформулирована в программе была понятна всем участникам программы, четко сформулирована, просто – близка всем, кто имеет отношение к ее достижению. Только в этом случае можно надеяться, что программа будет поддержана всем педагогическим коллективом.
Школьная команда (ШК)
В рамках Проекта информатизации предполагается, что каждая школа создаст свою школьную команду. Это те люди, которые будут непосредственно задействованы в реализации программы. Школьная команда с момента своего создания и принятия программы будет осуществлять реальные действия по достижению результатов. Школьная команда всем своим составом отвечает за реализацию программы. Но внутри ШК обязанности распределяются в соответствии с отдельными проектами.
Задачи
Задача – более частная цель, решение которой обеспечивает достижение общей цели. Цель дробится на задачи. Приведем пример: Цель – повышение информационной культуры выпускников. Тогда при определении конкретных задач необходимо сформулировать те отдельные элементы, из которых, по мнению составителей программы, складывается информационная культура, и поставить задачи по каждому отдельному элементу.
Другой способ сформулировать задачи – продумать последовательность ходов от сегодняшнего уровня (например, информационной культуры) к ее следующему, желаемому уровню. Возможны и другие способы.
Как правило, способ постановки задач определяется целью. Не всегда достижение цели можно разбить на отдельные шаги-задачи и представить в виде последовательности.
Очень важно, чтобы задачи и цель были согласованы. Составляя список задач, проверяйте себя, не появилось ли лишних задач (тогда поставленная цель должна быть переформулирована). Или может оказаться, что поставленных задач не достаточно для достижения цели. В этом случае список задач должен быть дополнен.
Проекты
В последние годы модным и часто употребляемым стало слово «проект». В сущности, термины «программа» и «проект» близки. Их часто употребляют как синонимы. Некоторые авторы предлагают считать программой несколько взаимосвязанных проектов. Этого же понимания мы и предлагаем придерживаться.
Проект всегда имеет цель (перевод слова «проект» – брошенный вперед). В отличие от цели программы, цель проекта – гораздо конкретнее. Это может быть, например, отдельная задача. Но может быть и иначе в зависимости от структуры всей программы в целом.
Проект обязательно ограничен во времени. Про проект всегда понятно, сколько времени он будет реализовываться. В Проекте информатизации продолжительность программы в целом определяется продолжительностью Проекта. И в этом смысле временные рамки программы заданы извне (Проектом информатизации). Отдельные же школьные проекты в рамках программы имеют собственную продолжительность. Здесь уже длительность определяется не столько общей (внешней) временной рамкой, а собственно содержанием данного конкретного проекта, временем на достижение его результата.
Проект нацелен, как и вся программа в целом, на достижение конкретного результата. Цель проекта и его результат – взаимосвязанные и отражающие друг друга элементы. Определяя проект, также лучше двигаться от результата к цели.
Исполнители проекта
Исполнителями проекта являются члены школьной команды. Во многих школах состав школьной команды определяется приказом директора школы. Но проект как отдельное направление работы, как элемент программы может иметь своих исполнителей. Как правило, есть конкретный человек, отвечающий за выполнение данного проекта. Ему в помощь могут быть назначены дополнительные люди. Исполнитель проекта также может быть назначен приказом. Важно, чтобы исполняющий данный проект точно знал, что именно он должен делать, в какие сроки, что именно произойдет в результате.
Результаты программы
Как уже понятно из вышеизложенного, критерием всей программы является ее результат. Уже при составлении программы необходимо сформулировать результат. Именно (ожидаемый) результат определяет цель программы. Если цель программы может быть сформулирована в общем виде (мы уже приводили пример – повысить конкурентоспособность школы), она отвечает на вопрос, чего мы хотим достичь. Результат(ы) программы отвечает на вопрос: что конкретно изменится на уровне данного образовательного учреждения по завершении программы. Цель программы и ее результат – взаимосвязаны. Формулируя цель, разработчики программы сразу же определяют круг возможных результатов. По конкретности планируемых результатов цель тоже приобретает черты определенности. Чем точнее сформулированы результаты, тем понятнее всем участникам становится цель программы в целом, тем легче она будет реализовываться.
Именно формулировка результатов программы может вызвать наибольшие споры. Именно потому, что результаты наглядны и конкретны.
Формулируя результаты, необходимо задуматься о том, в чем конкретно они будут «измеряться»: где их будет видно, насколько они изменят ситуацию в обучении.
Как организованы элементы (блоки) программы, какова ее структура?
В организации программы главное – согласованность ее элементов.
Первое – взаимосвязанность элементов программы. Об этом уже шла речь, теперь попытаемся сформулировать требования к согласованности элементов программы точнее. Итак, во-первых, цель и результат программы – взаимосвязаны и отражают друг друга. Лучше, возможно, сформулировать сначала результаты, а затем цели или делать это параллельно.
Пример 1 |
Цель:
Повысить качество образования в ОУ
|
Результаты:
- Использовать информационные технологии при обучении по следующим учебным предметам (приведен перечень).
- Добиться базового уровня ИКТ-компетентности школьников по окончании 9 класса.
|
При таком соотношении цели и результатов программы становится ясно, что под качеством образования разработчики программы понимают, с одной стороны, условия организации образовательного процесса, с другой, – итоговый результат образования. Такие результаты вполне наглядны и измеряемы.
Хотя при такой формулировке результатов цель, по-видимому, может быть сформулирована и конкретнее: обновление учебного процесса за счет внедрения ИКТ и обеспечение ИКТ-компетентности девятиклассников.
Пример 2 |
Цель:
Повысить качество образования в ОУ
|
Результаты:
- Использование проектной деятельности школьников на уроках физики.
- Использование компьютерного тестирования на уроках физики.
|
Здесь цель заявлена (судя по планируемым результатам) излишне общо. В данном случае, с одной стороны, первый результат только частично связан с внедрением компьютерных технологий и потребует дополнительных усилий педагогов. Проектная деятельность и использование ИКТ, возможно, и связаны друг с другом, но не прямо. Проектные технологии – шире ИК-технологий, могут реализовываться и без них.
Использование компьютерного тестирования не связано прямо с качеством образования, а лишь повышает технологичность и объективность контроля результатов образовательной деятельности. И, наконец, два указанных результата оказываются никак не связанными друг с другом. Поэтому такое соотношение цели программы и ее результатов требует коррекции.
Когда согласование цели, заявленной в программе, и результатов программы произведено, необходимо, хотя бы предварительно, проанализировать имеющиеся в школе ресурсы и возможности, предоставляемые в рамках проектов информатизации как на федеральном, так и на региональном уровне.
Здесь также могут быть более (или менее) удачные варианты. Так, школьная команда, оценив возможности, предоставляемы Проектом информатизации, обнаружит, что их не достаточно для реализации поставленных целей. С одной стороны, это должно привести к соответствующей коррекции. Но с другой, – школьная команда может прийти к выводу о том, что в данном конкретном случае можно обратиться к другим источникам, например, к дополнительному финансированию программы из внебюджетного фонда или помощи организации-партнера. Школа может пойти на такое расширение своих целевых ориентиров, поскольку иногда разумно сконцентрировать усилия и, при поддержке Проекта информатизации, сделать рывок, который в иных обстоятельствах был бы невозможен или растянулся бы на годы.
В каждом конкретном случае решение является индивидуальным, главное, чтобы оно было четко продуманным. В случае, подобном описанному, важно, чтобы такие вопросы решались ответственно, обдуманно, с четким пониманием встающих задач.
Следующий важный момент – согласование целей и задач программы и составляющих ее проектов. Здесь возможны различные варианты структуры.
Например, задачи формулируются как микро цели, каждая из которых отражает отдельное направление деятельности школьной команды. Общая цель дробится на свои составляющие, которые в свою очередь становятся проектами – самостоятельными микропрограммами со своими частными результатами.
Рисунок 2. Первый вариант структуры ПИШ
При такой структуре программы она с самого начала существует и далее развертывается как несколько относительно самостоятельных подпрограмм. Как правило, при такой организации на решение каждой задачи назначается отдельный человек (ответственный), который на протяжении всего срока существования программы курирует ее реализацию. Такая структура имеет свои преимущества. Она наиболее проста для контроля и оперативного управления. Однако есть и недостаток – при такой организации наиболее вероятен разрыв между направлениями, конкурентные направления между нами, потеря общей цели и опасность не достичь общего результата.
Прообразом такой организации программы может стать ее поэлементное выполнение, например, как если бы при ремонте помещения каждую стену ремонтировали бы отдельно.
Рисунок 3. Второй вариант структуры ПИШ
При такой структуре ни задачи, ни проекты не обособляются. А результаты не складываются, как в примере 1, а возникают как единый совокупный продукт. Если продолжить аналогию с ремонтом, то здесь последовательно, а иногда и параллельно, закупаются материалы и выполняются отдельные типы работ, но сразу на всех направлениях реализации программы. В программе школы по реализации Проекта информатизации это может быть, например, подготовка учителей, оборудование рабочих мест, апробация ЦОРов и т.д. Ясно, что выделение индивидуальных заданий исполнителям-членам школьной команды может происходить на этапе выделения отдельных проектов. При этом вся команда работает «единым фронтом», становится более сплоченной, что также способствует успеху. Хотя управление такой деятельностью усложняется.
Проиллюстрируем на примере такой возможной задачи «Активное использование ИКТ педагогами и учащимися в образовательном процессе, внеурочной, научно-исследовательской, проектной деятельности». Эта задача может быть реализована (включена) в реализацию как собственно проекта «Повышение ИКТ – компетентности учителей предметников, использование ЦОР в педагогической деятельности», так и проекта «Ресурсный кабинет», целью которого является обеспечение информационной и технической поддержки и доступ к современным образовательным информационным ресурсам.
Рисунок 4. Третий вариант структуры ПИШ
Здесь задачи планируются как отдельные шаги-этапы реализации программы, которые на определенном этапе дифференцируются на отдельные проекты. Этапы могут означать поступательную реализацию процесса информатизации с развитием, углублением и расширением отдельных направлений. Например, в ПИШ ставятся следующие последовательные задачи «Использование локальной сети в организации образовательного процесса», «Создание единого информационного пространства школы». В ПИШ есть проекты «Цифровая образовательная среда» и «Вариативные формы обучения», тогда на первом этапе информатизации в первом проекте могут быть реализованы задачи построения локальной сети, подключения к интернету. Во втором проекте решаются задачи изменения учебной программы по информатике. На втором этапе реализации проекта начинается создание сайта, портала (первый проект), который может быть использован для развития в школе дистанционных форм обучения по ряду предметов (второй проект).
В принципе вариантов структуры программы может быть много. Самое главное, чтобы при составлении программы школьная команда сразу представляла себе ее полную форму. Наверное, можно порекомендовать на этапе разработки составлять аналогичные рисунки, сразу вписывая в соответствующие ячейки содержание соответствующих элементов. Тогда вся программа предстанет в качестве единого целого.
Важно, чтобы все элементы были согласованы, относительно каждого было ясное представление о его назначении и результате. Заметим, что программа информатизации школы составляется школьной командой для себя, для своей школы. Поэтому особенно важно, чтобы все элементы были ясны, все формулировки предельно конкретны, а способы выполнения отдельных заданий – заранее ясны. Почти наверняка, на этом этапе школьной команде не обойтись без консультаций с методическими центрами, курирующими вопросы реализации проекта информатизации.
Вторая серия вопросов, которые необходимо прояснить на этапе составления программы, касаются собственно процесса разработки программы.
В первую очередь необходимо обсудить и конкретизировать те результаты, на которые может выйти школа к моменту завершения Проекта информатизации, то есть за три года. Однако и это невозможно сделать сразу.
Самое первое, что необходимо сделать – проанализировать сложившееся в школе положение дел. Выявить слабые стороны организации образовательного процесса, дефициты, которые мешают школе решать образовательные задачи. И конкретизировать те, которые могут быть решены в рамках Проекта информатизации.
Далее проанализировать, насколько эти дефициты могли бы быть ликвидированы средствами информатизации. Совершенно ясно, что далеко не все проблемы школы могут быть решены средствами, которые предлагает Проект информатизации. Поэтому необходимо выделить именно те проблемы, которые средствами этого Проекта решаются.
Здесь важно также ответить на вопросы, насколько предлагаемые ресурсы и мероприятия проекта информатизации способствуют решению конкретных задач образовательного учреждения, и как использовать предоставляемые возможности не «впрок» (дают – отчего бы не взять), а прямо по назначению, с максимальной пользой именно для данной школы.
Возможно, удастся за счет участия в Проекте информатизации создать долгосрочные (выходящие за срок действия Проекта) обучающие программы, учебные материалы, другие средства обучения, которые будут использоваться в дальнейшем. Это важный компонент программы информатизации школы, и многие участники Проекта информатизации уже задумались об этой возможности.
Таким образом, после завершения работы над определением целей и потенциальных результатов необходимо обратиться к анализу ресурсов, которыми располагает школа, и которые возникают в рамках Проекта. Соотнести их попытаться сконцентрировать, максимально использовать.
Важным ресурсом программы информатизации школы являются знания и компетентности педагогов. Важно попытаться увеличить этот ресурс в процессе реализации программы. Обучение педагогов и повышение их квалификации (в том числе и за счет апробации ЦОРов, создания сайтов) – важный долгосрочный результат программы. Понятно, что это и самостоятельный результат, и ресурс повышения качества обучения, т.е. реализации целей программы. Важно, чтобы новый уровень квалификации прямо начал работать на улучшение качества получаемого учениками образования.
Когда ситуация в школе проанализирована, цели и результаты программы определены, ресурсы обнаружены и учтены, наступает этап программирования задач и проектов, составляющих программу в целом.
Здесь, к сожалению, невозможно дать конкретных рекомендаций, поскольку, как было указано выше, структура программы определяется уникальной ситуацией в школе. Но независимо от выбранной структуры, важно каждый элемент программы соотнести с той частью общего ресурса, который приходится на данный элемент, определить ответственного за данное направление.
После завершения работы над структурой программы пора приступить к разработке плана действий. Здесь также необходимо сделать несколько замечаний.
Программа в целом составляется на весь срок действия Проекта информатизации. Однако внутри этой большой программы информатизации школы необходимо выделить этапы ее исполнения. Обратим внимание, что примеры структуры программы, приведенные на рисунках, не означают последовательности действий. Единицей планирования является проект. Именно внутри отдельных проектов необходимо наметить план действий и выделить последовательность выполнения отдельных мероприятий.
Как правило, проекты непродолжительны. Трудно точно рекомендовать, какова должна быть продолжительность проекта, но одно можно сказать совершенно определенно: длительность проекта такова, что отдельные его мероприятия не разнесены по времени, следуют одно за другим, каждое мероприятие является продолжением и преемником предыдущего.
На что обращать внимание в первую очередь?
Обратим внимание, что при составлении и реализации программы наименее удачный вариант – разделение проектов по направлениям деятельности Проекта информатизации, по ключевым региональным направлениям информатизации. Создавать в школьной команде отдельный проект по апробации ЦОРов и отдельный по повышению квалификации педагогов – худший вариант программы. Это прямой путь к формализации программы и минимизации ее возможных результатов.
Гораздо удачнее будет объединение в один проект, например, подготовку педагогов по одному учебному предмету по ИКТ, апробацию ЦОРов по данному предмету, разработку дизайна страницы сайта по данному предмету. Тогда можно надеяться, что концентрация усилий по данному направлению приведет к конкретному результату.
Создание сайта, наверное, должно стать самостоятельным проектом. Но изоляция этого проекта также нежелательна. Ответственный за разработку сайта (хотя бы его структуры, сценария, контента) должен работать в тесном взаимодействии с другими исполнителями программы, но «держать» сайт, конечно должен один человек. При планировании этого проекта очень важно, чтобы в разработке идеи сайта участвовали все заинтересованные работники школы. В противном случае, если создание сайта доверено специалисту «по сайтам», школа рискует получить технически совершенный, но содержательно малоинтересный, а главное, малоинформативный сайт.
Каковы критерии реальности программы? Что необходимо проверить, учесть при составлении программы?
Составляя программу информатизации, повторим, необходимо обязательно сразу проектировать ожидаемые результаты по каждому отдельному действию и соотносить эти результаты с поставленными целями и задачами. Именно внутренняя согласованность программы – одно из важнейших условий ее успешной реализации.
Важно также при любом изменении программы проверять ее новую версию на внутреннюю согласованность. Изменение любого элемента (блока) программы приводит к ее рассогласованию. Поэтому, если и придется вносить изменения, это необходимо делать осторожно.
Любое изменение функционирующей системы – риск для ее устойчивой деятельности. Поэтому в современной теории проектирования обязательно обсуждаются ее риски (или нежелательные эффекты). Такое обсуждение требует определенных навыков. Чтобы сделать подобную работу, необходимо заранее представить себе, к каким последствиям может привести реализация программы. При этом нужно научиться видеть не только плюсы, но и возможные минусы производимых изменений. Например, повышение оснащенности компьютерной базы школы может привести к тому, что вместо реальных экспериментов на уроках естествознания учителя будут пользоваться записанными на дисках видеоверсиями демонстраций. (Мы специально выбираем несколько экзотический пример). Если при разработке программы удалось предвидеть такие эффекты, желательно сразу подумать об их минимизации. Заранее рецептов такой деятельности дать невозможно.
Даже если составленная программа выглядит не так красиво как привычные в работе школы планы мероприятий, грамотно составленная программа обязательно принесет свои результаты.
Составлено на основе материалов, разработанных на модельных семинарах, проведенных в рамках реализации проекта ИСО в 2005-2008 гг:
- рекомендации членам методической группы РКЦ по работе со школьными командами (г. Калуга, октябрь-ноябрь 2005 г.);
- рекомендации методистам РКЦ по работе со школьными командами по итогам модельного семинара в г. Петрозаводске (01-04 февраля 2006 г.).
© НФПК
|